"Использование дидактических игр на занятиях по основам экологии и естествознанию в ДОУ"
статья по окружающему миру (старшая группа)

Мокина Ольга Юрьевна

В статье рассматривается использование дидактических игр природного содержания как эффективного средства экологического воспитания на занятиях по основам экологии и естествознанию с детьми дошкольного возраста.

Ключевые слова: игра, дидактическая игра, дошкольники, систематизация дидактических игр.

Охрана окружающей среды разумное отношение к ней стали настоящей актуальной проблемой века. Воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильной помощи в её охране − одна из актуальнейших задач сегодняшнего дня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОСНОВАМ ЭКОЛОГИИ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

В ДЕТСКОМ САДУ

В статье рассматривается использование дидактических игр природного содержания как эффективного средства экологического воспитания на занятиях по основам экологии и естествознанию с детьми дошкольного возраста.

Ключевые слова: игра, дидактическая игра, дошкольники, систематизация дидактических игр.

«Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир

 ребенка вливается живительный поток

представлений, понятий об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности.»

В.А. Сухомлинский

Обострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках земного шара обусловлено сегодня всевозрастающее внимание общества к вопросам экологического воспитания подрастающего поколения. Ведь окружающий мир – это неиссякаемый источник познания. Приобщение человека к природе через ее изучение всегда служило средством формирования его мировоззрения. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.

Охрана окружающей среды разумное отношение к ней стали настоящей актуальной проблемой века. Воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильной помощи в её охране − одна из актуальнейших задач сегодняшнего дня.

Начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней. Необходимо максимально использовать данный период времени, воспитывать у детей осознано правильное отношение к природе.

Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое развитие, способствует улучшению логического мышления и речи.

Экологическое образование дошкольников − это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, т.е. выработка навыков гуманно - действенного и эмоционально - чувственного взаимодействия с природными объектами; понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека с ней .

Методика формирования элементов экологической культуры у дошкольников должна учитывать психологические особенности детей данного возраста.

Психолого - педагогическое обоснование проблем экологического воспитания детей дошкольного возраста отражено в работах В.П. Горошенко, С.Н. Николаевой, Н.Ф. Ярышевой и др.

В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно - образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, учатся любить и беречь природу. Игра − есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.

Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра − это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского К.Д., в игре ребенок "живет" и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, учится строить свои отношения с природой. Игра для ребенка − это серьезное занятие.

"Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным − вот задача первоначального обучения" - К.Д.Ушинский.

Именно поэтому педагоги-практики разработали принципы, содержание и методы экологического воспитания детей, позволяющие повысить обучающий эффект образования, что по сути является дидактической игрой.

Над проблемой использования дидактической игры как средства развития дошкольников работали Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б., Венгер Л.А., Богуславская З.М., Дьяченко О.М., Бондаренко А.К., Николаева С.Н., Дрязгунова В.А. и др., каждый из названных представителей науки внес свой неоценимый вклад в вопросы теории и практики дидактической игры, каждый из них рекомендовал ее использование для разных целей и разных дидактических задач, но взгляды на сущность дидактической игры остаются одинаковыми и обозначено ее явное влияние на развитие личности ребенка – дошкольника, в целом. Ведь в дидактической игре соприкасаются сразу две задачи:

1.  Учебная задача – познавательная;

2.  Игровая задача – занимательная. Дети учатся жизни посредством игры.

В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть вместе.

Игра, как ведущий вид деятельности для них, никогда не надоедает, таким образом, дети и заняты, и познают азы экологии.

Целью своей педагогической деятельности определила формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста через разные виды игр природного содержания.

Для реализации цели выделила следующие задачи:

  1. Формировать у детей элементарные экологические знания;
  2. Развивать познавательный интерес дошкольников к природному миру;
  3. Воспитывать бережное, гуманное, эмоционально - положительное отношение к окружающему миру;
  4. Прививать трудовые природоведческие навыки.

 В своей работе использую разнообразные методы и приемы, такие как, создание проблемной ситуации: внесение игрушки, экспериментирование, использование разных видов оценок (приз, сюрпризный момент, словесная положительная оценка, аплодисменты товарищей, фишки и так далее), активизирующего общения: совместный поиск правильного ответа на вопрос, использование личного опыта ребенка, взаимопомощь друг другу, обращение к детям с вопросом, образным пояснениям, сюжетным рассказом.

В работе с детьми, кроме классических дидактических игр, использую игры путешествия, игры предположения, игры загадки, игры беседы, игры приключения.

Подбирая дидактические игры природоведческого содержания, обязательно продумываю цель и дидактическую задачу, определяю место и роль игры в системе обучения и воспитания, проектирую саму игру и определяю степень участия в ней всех детей, продумываю оказание помощи застенчивым детям.

Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе, подразумевает их вариативность. Если в младшей группе знакомство с дикими и домашними животными происходит в таких дидактических играх, как «Назови, кто это?», «Изобрази животного», «Узнай по голосу», и других, то в средней группе – в играх типа «Угадай, кто где живет?», «Помоги животному», «Большие и маленькие» и т.д. то дети старшего дошкольного возраста успешно справляются со следующими играми: «Зоопарк», «Логические цепочки», «Придумай про животного загадку», «Путешествие в Африку». Старшие дети разгадывают кроссворды, решают ребусы, проводят эксперименты, длительные наблюдения за животными и растениями, с удовольствием отвечают на вопросы разнообразных викторин. Часто игры природоведческого содержания возникают по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности.

Систему работы по формированию природоведческих знаний у дошкольников выстроила в сочетании с программой «Юный эколог» С.Н. Николаевой, которая включает в себя занятия по экологическому воспитанию, экскурсии, прогулки по экологической тропе, чтение художественной литературы, познавательные беседы, экологические акции и праздники.

Подобрала и систематизировала различные виды игр природоведческого содержания:

  1. Дидактические игры с природным материалом − с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке», «Узнай по вкусу», «Водичка, водичка» и т. д. На них учу детей определять оттенки цветов, листьев, овощей и фруктов, свойства и качества предметов, выделять отдельные части растений, группировать растения по принадлежности, по месту произрастания и другим признакам. Такие игры провожу как со всей группой, так и индивидуально, усложняя содержание с учетом возраста.
  2. Настольные дидактические игры − «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Что художник нарисовал неправильно» «В зимней столовой» «Я живу в Новосибирске», «Найди пару. Растения», «Найди пару. Животные», «Подбери листья», и др. С помощью этих игр я уточняю, систематизирую и классифицирую знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Игры сопровождаю словом, которое либо предваряет восприятие картинки, либо сочетается с ним (у детей формируется умение по слову восстанавливать образ), а это требует быстрой реакции и мобилизации знаний. Подобные игры использую либо для подгрупповой, либо для индивидуальной работы в повседневной жизни.
  3.  Словесные дидактические игры − «Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, в воздухе, на земле», «Опиши, мы отгадаем» «Нужно — не нужно», «Кто где живет», «Подскажи словечко» и др.) не требуют никакого оборудования. Провожу эти игры с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
  4. Подвижные игры – «Зайцы и волк», «Листопад», «Поры года», «Найди дерево», «Лиса и куры», «Маргарита и маргаритки», «Поймай жука», «Дары природы, ягоды», «Грибник», «Кому гриб», «Собери урожай», «Угадай животное» и др. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания о животном и растительном мире; получаемая и ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.
  5. Творческие игры - театрализованные, сюжетно – ролевые, строительные (природный материал) связанные с природой. В них мои дети отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни. Основная особенность творческих игр: они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Во время игр дети усваивают знания о труде взрослых в природе (работа на птицеферме, в свинарнике, теплице и т. д.), идет процесс осознания значения труда взрослых, формируется положительное отношение к нему.

Также в организованной учебной деятельности активно использую информационно – коммуникативную технологию (ИКТ). Разработала серию слайд – презентаций в программе Power Point («Грибы», «Природные зоны России», «Растения Красной книги», «Животные Красной книги», «Птицы» и др), игр природоведческого содержания («Во саду ли, в огороде», «Четвертый лишний», «Перепутаница», «Найди детеныша» и др.) и физминуток, согласно тематическому плану. Очень нравятся детям развивающие мультфильмы, такие как «Путешествие капельки», «Уход за аквариумными рыбками», «Явления природы» и др.

ИКТ способствует расширению у детей знаний о представителях животного и растительного мира, неживой природы, бережного отношения к окружающей природе, развитию внимания, логического мышления.

Результаты диагностики по экологическому воспитанию и естествознанию, проводимые мною ежегодно позволяют сделать вывод, что выбранные   методы и приемы по формированию экологических знаний у детей дошкольного возраста, посредством дидактических игр способствуют повышению уровня экологической культуры, активизации словаря дошкольника развитию у них психических процессов (воображения, памяти, мышления, внимания), нравственных качеств, а также воспитанию бережного отношения к природе.

Предлагаю некоторые игры природоведческого содержания для детей дошкольного возраста:

Дидактическая игра: «Угадай, что в мешочке?»

Цель: Учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.

Дидактический материал: Овощи и фрукты характерной формы и различной плотности: лук, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и др.

Методика проведения: Играть нужно по типу игры «Чудесный мешочек». Дети нащупывают предмет в мешочке, прежде чем его вынуть, необходимо назвать его характерные признаки.

Дидактическая игра «Это когда?»

Цель: Уточнить представления детей о сезонных явлениях в природе.

Материалы: Предметные карточки.

Описание: У каждого из детей есть предметные картинки с изображением снегопада, дождя, солнечного дня, пасмурной погоды, град идет, ветер дует, висят сосульки и т.п. и сюжетные картинки с изображениями разных сезонов. Детям необходимо правильно разложить имеющиеся у них картинки.

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Задачи: развитие внимания, памяти, совершенствование знаний об овощах и фруктах.

Ход игры: взрослый читает, а дети добавляют слова.

- Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).

- Солнышко светило чтоб, ярче зеленел … (укроп).

- Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).

- От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).

- Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).

- Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).

- Просит дедушка Федюшку: - собери ещё … (петрушку).

- Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).

- А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград).

- Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы).

- Для Серёжи и Марины набираем … (мандарины).

- Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши).

- Не забудем для Алёны очень кислые … (лимоны).

- Для начинки в пироги набираем … (яблоки).

Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!

Подвижная игра «Найди листок, как на дереве»

Задачи: учить классифицировать растения по определенному признаку; развивать наблюдательность. 

Ход игры: Воспитатель делит группу на несколько подгрупп. Каждой предлагает хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом найти такие же на земле. Педагог говорит: «Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдет нужные листья». Дети начинают поиски. Члены каждой команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они искали. Выигрывает та команда, которая соберется возле дерева первой, или та, которая соберет больше листьев.

Чем бы ребенок не занимался в детском саду, во все его игры и занятия заложены определенные цели и задачи, ведь этого требуют образовательные программы дошкольных учреждений. Дошкольник много времени проводит в саду, поэтому есть много возможностей воспитать настоящего гражданина нашей страны, который будет оберегать и учить окружающих, бережно относится к любому объекту окружающей среды. Большая роль в этом у воспитателя, он как наставник должен указать именно ту правильную дорогу, по которой будет идти ребенок, а родители, понимая работу воспитателя, всегда должны помогать ему. Плоды своих трудов они увидят через годы, ведь не просто так народ говорит: «что посеешь, то и пожнешь».

Таким образом, можно сказать, что дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Библиографические ссылки:

  1. Николаева С.Н., Лункевич Н.В. Экологическое воспитание дошкольников. 1998.
  2. Маневцева Л.М., Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников. −СПб, 1998.
  3. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду: МОЗАИКА - СИНТЕЗ; Москва; 2010.
  4. http://androidmafia.ru/video/BVABm7UFj20 Развивающие мультфильмы про природу.
  5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада. − М., 1985. – 96 с.
  6. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Мозаика-синтез; М., 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по основам науки и естествознанию для старшей группы. Тема: «Откуда хлеб пришел?»

Цель:дать знания детям о хлебе как одном из величайших богатств на Землеуточнить и систематизировать знания детей о том, как на наших столах появляется хлебпривить детям бережное отношение к хлебу.Зад...

Конспект занятия по Основам науки и естествознания

Конспект занятия  по Основам науки и естествознания в средней группе «Чиполлино»  на тему «Снег, лед и вода»...

Конспект занятия по Основам науки и естествознания в средней группе «Чиполлино» на тему «Снег, лед и вода»

Конспект занятия  по Основам науки и естествознания в средней группе «Чиполлино»  на тему «Снег, лед и вода»...

Конспект открытого занятия по основам науки и естествознания «Времена года. Весна и ее приметы» в старшей группе

Закрепление, упорядочение знаний детей о весне, как времени года; расширение, углубление знаний о ее приметах....

Конспект занятия по основам науки и естествознания в старшей группе «Мой любимый детский сад»

Конспект занятия по основам науки и естествознания в старшей группе «Мой любимый детский сад»Цель: создание условий для формирования представлений у детей о детском саде как, дружном колле...

Презентация к занятию по основам науки и естествознания "История одной капельки"

Презентация к занятию по основам науки и естествознания "История одной капельки"...