Конспект открытого занятия по основам науки и естествознания «Времена года. Весна и ее приметы» в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Сапон Ольга Александровна

Закрепление, упорядочение знаний детей о весне, как времени года; расширение, углубление знаний о ее приметах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_apr2022_konspekt.docx31.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

городского округа Балашиха Московской области

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 26»

143909 Московская область, г. Балашиха, ул. Третьяка, д.9

Конспект открытого занятия

по основам науки и естествознания.

Тема: «Времена года. Весна и ее приметы»

Старшая группа

                                              Подготовила: воспитатель

группы №4 «Матрешка»

                                                                     Сапон О.А.

г. Балашиха

2022 г.

Конспект НОД по теме «Времена года. Весна и ее приметы»

Цель: Закрепление, упорядочение знаний детей о весне, как времени года; расширение, углубление знаний о ее признаках (приметах).

Задачи:

Образовательные:

- закрепить знания о сезонных изменениях в природе;

- систематизировать знания детей о характерных признаках весны;

- обобщить и расширить представление детей о весне.

Развивающие:

- развивать логическое мышление, способствовать развитию воображения, памяти, речи;

- побуждать детей анализировать, делать выводы, грамотно формулировать свой ответ;

- развивать способность видеть красоту окружающего мира;

- обогащать и активизировать словарь детей по теме «Весна», вовлекать детей в речевое взаимодействие;

- развивать наблюдательность, зрительную память;

- упражнять в умении складывать предмет из частей.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и бережное отношение к природе;

- способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя;

- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелатель-ности при решении игровых и познавательных задач.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Материалы и оборудование: иллюстрации по темам «Весна, приметы весны», «Птицы», картинки к игре «Зимой или весной?», сигнальные карточки синего и зелёного цвета, картинки (солнце, лучи, 2 дерева, птицы: перелетные и зимующие), образец скворечника, счетный материал (палочки, круги) для создания скворечника на каждого ребенка, заготовка «ласточка», цветные карандаши, мультимедийная презентация «Весна. Приметы весны», компьютер, мультимедийный проектор, мольберт.

Предварительная работа: сезонные наблюдения за изменениями в природе во время прогулок, беседы о птицах, рассматривание иллюстраций по теме, чтение художественной литературы по теме, заучивание стихотворений и отгадывание загадок, изготовление кормушек и скворечников совместно с родителями; рисование весенних пейзажей.

I. Организационный момент.

Воспитатель: - Здравствуйте, дети! Наша беседа, совсем не случайно началась с этого слова. Говоря по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу здоровья. Давайте поздороваемся друг с другом, называя по имени (передаем мяч).

II. Ход занятия:

1. Беседа о признаках весны.

Воспитатель: Вот и закончилась зима. А чтобы вы смогли назвать мне какое время года наступило после зимы, отгадайте загадку:

К нам она шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны.

Видно очень тёплые ноги у…………… (весны).    (И. Токмакова)

Воспитатель: Весна – это время пробуждения природы. Все люди, животные, растения ждут от весны радости и тепла.

- Какие весенние месяцы вы знаете? Какой сейчас месяц? Какой он по счету?

Ребята, мне сегодня пришло сообщение на телефон от Лесовичка. А о чем в нем говорится я расскажу, когда мы сядем за столы (дети рассаживаются).

Итак, Лесовичок пишет, что у них в лесу все перепуталось, и весна никак не может занять место зимы. Поможем навести порядок? Тогда нам надо будет выполнить задания.

На доске вы видите желтый круг. На что он похож? (на солнце).

А вы знаете, что в народе часто звали солнце, чтобы оно стало согревать землю, и зима отступила. Для это говорили специальные слова-стихи – ЗАКЛИЧКИ. Вот одна из них:

Где ты, Солнышко? Проснись!

Где ты, Солнышко? Вернись!

Освети нас, обогрей!

Приходи же к нам скорей!

Сыпать снег зима устала,

Кап-кап-кап! Весна настала!

Но вы видите, у нашего солнышка нет лучиков, оно не может согреть землю и пригласить весну. Каждое выполненное нами задание – это теплый лучик, который ускорит приход весны.

(Воспитатель берет первый луч с заданием). Вот и первое задание. (когда задание выполнено - луч перевернуть желтой стороной и прикрепить магнитом).

Задание 1. «Назови приметы весны» (презентация)

Воспитатель: На слайдах представлены приметы весны. Мы с вами будем называть эти приметы, но каждое предложение начинаем со слова «Весной…………..»)

Весной солнце яркое, жаркое, греет сильно. Весной небо голубое, ясное (слайд №2).

Весной снег тает, появляются проталины; бегут ручьи (слайд №3).

Весной на реках тает и трескается лёд; начинается ледоход (слайд №4).

Весной на деревьях набухают почки и появляются первые подснежники (слайд №5).

Весной из дальних стран возвращаются перелётные птицы (слайд №6).

Воспитатель: А как вы понимаете слова “День прибывает”? (Дни становятся длиннее, а ночи короче). Это тоже примета весны.

Воспитатель: А вы знаете, что в народе месяц март называют протальник или капельник. А апрель в народе издавна называли ледолом, снегосгон. Почему? (Ответы детей). А май называют цветень или травень. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

Воспитатель: Мы назвали приметы весны - вот и заиграл теплом наш первый лучик солнца (прикрепить его к солнцу желтой стороной). Переходим к заданию 2.

Задание №2. Игра «Зимой или весной?»  (игра с сигнальными карточками).

Воспитатель: Я буду показывать картинки, а вам нужно будет показать синий сигнал, если эта картинка относится к зиме, и зелёный сигнал, если картинка относится к весне.

Весна                                             Зима

Дети пускают кораблик                           Дети лепят снеговика (лыжи, санки)

Трактор и люди в поле                                     Рябина зимой

Сосулька и капель                                           Сугроб, метель

Серый заяц                                                Медведь в берлоге

Воспитатель: Отлично, мы справились с заданием, прикрепляем второй лучик солнца. Какое же следующее задание ждет нас? Помните, мы говорили, что весной к нам из теплых стран возвращаются перелетные птицы? Следующее задание – «Посади птицу на дерево».

Задание №3. «Посади птицу на дерево».

Воспитатель: У нас есть два дерева: с зеленой (весеннее) и белой (зимнее) кроной. Дети выбирают карточку (случайным образом, с подноса), прикрепляют перелетную или зимующую птицу на нужное дерево (можно посчитать птиц, сравнить каких больше и т.п.)

(Прикрепить третий луч солнца).

Физкультминутка.

Март сосульки свесил с крыши (Руки вытянуть перед собой, кисти свесить)

И капелью зазвенел. (Хлопают в ладоши)

Солнце в небе выше, выше (Поднимают руки вверх)

Все хлопочут, много дел. (Наклоны вправо, влево)

Скоро снег совсем растает (Приседание)

Выйдут в поле трактора. (Руки на пояс, топают ногами)

Черный грач весну встречает (Шагаем, высоко поднимая колени)

Громкой песней кра-кра-кра. (Машем «крыльями»)

Задание №4.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в старину люди верили, что весна потому наступает, что её издалека на своих крыльях приносят перелетные птицы. Послушайте загадку про такую птицу:

               На шесте – дворец,

               Во дворце – певец,

               А зовут его…                          (Скворец)

А как называется домик у скворца?

Дети отвечают (скворечник).

Воспитатель: Давайте построим скворечник из счетных палочек. Но сначала рассмотрим картинку и назовем геометрические фигуры, из которых он состоит (треугольник, прямоугольник, круг).

Дети складывают скворечник. Обратить их внимание: как называется круглый вход в скворечник (леток) - (Потому что птицы влетают в него), как называется палочка, жердочка перед входом (насест).

Воспитатель: Это было наше 4-е задание, и мы с ним справились. Давайте еще один лучик подарим нашему солнышку.

Пальчиковая гимнастика «Скворечник».

Делаем руками над головой домик – соединив кончики пальцев и разведя локти рук в разные стороны.

Из скворечника торчат клювы (Показываем клювы, соединив большие пальцы с остальными)

Маленьких скворчат. (Соединив ладошки так, как будто собираемся набрать в них воду).

Клювик раз, (Показываем клюв одной рукой).

Клювик два. (Показываем клюв другой рукой).

Лапка, лапка, (Кладем поочередно руки на стол, растопырив пальчики).

Голова. (Делаем «замок»).

Раз, и спрятались скворчата. (Показываем домик над головой)

Очень шустрые ребята!           (Прячем руки за спиной).

Задание №5. «Ласточка»

Воспитатель: Ребята, а мы хотим, чтобы весна поскорее пришла к нам? Тогда послушайте стихотворение:

Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.      
(А. Плещеев)

Воспитатель: Давайте с вами внимательно рассмотрим ласточку на картинке. Какая она?

Дети: Спинка и крылья, хвостик черного цвета, а грудка – белая.

Воспитатель: Все верно, ребята. А какой хвостик у ласточки?

Дети: Хвостик как будто разрезан на две части.

Воспитатель: Хорошо, молодцы! Все верно, вы внимательные ребята.

Ребята, давайте мы тоже создадим своих ласточек. Для этого мы возьмем заготовку из бумаги и раскрасим отдельные элементы (показать образец).

(Дети раскрашивают заготовки ласточек и делают сгибы по пунктирным линиям – отгибают голову, крыло, хвостик).

Готово? А теперь посадим наших ласточек на веточку (заготовка: картонный лист, полоска бумаги, ножницы)

Ласточки закрепляют на картоне голубого цвета. Рассматривают полученную композицию.

(Пятый лучик прикрепляем к солнышку – задание выполнено).

Воспитатель: Правильно ребята. Еще один лучик появляется у нашего солнышка, и оно начинает ярко светить, согревать теплом землю, прогоняет зиму (дети переходят из-за столов на ковер, встают кругом).

Мы выполнили все задания, и теперь в лесу у Лесовичка наступит порядок, весна сменит зиму и все пойдет своим чередом.

А мы еще раз позовем Весну закличкой и выучим ее наизусть:

Ты приди, Весна – веснянка,

Выходи к нам на полянку!

Дружно, дружно, всем народом,

Мы пройдемся хороводом.

III. Рефлексия.

Воспитатель: Итак, мы сегодня вспомнили приметы весны, узнали, как еще называются весенние месяцы (протальник, снегосгон, цветень).

Узнали, что вход в скворечник называется леток, а весну можно позвать «закличкой».

Вы занимались отлично.  И я дарю каждому из вас символ весны – подснежник. Позже мы «посадим» наши подснежники на «полянку», и Весна придет в нашу группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по столовому этикету на тему: «Знакомство с ножом как столовым прибором». В старшей группе.

Конспект открытого занятия по столовому этикету на тему:                                     ...

Конспект открытого занятия по плаванию с элементами развивающего обучения и интеграции в познавательной области для старшей группы Колокольчики инструктора по плаванию Кривченко А.А.

Конспект открытого занятия по плаванию с элементами развивающего обучения и интеграцией в познавательную область для старшей группы Колокольчики инструктора по плаванию Кривченко А.А.Разминка в танце ...

Конспект открытого занятия по изодеятельности «Деревья в снегу» с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшей группы

Конспект открытого занятия по изодеятельности  «Деревья в снегу» с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшей группы. целью которого является...

Конспект открытого занятия по формированию целостной картины мира по теме: "Весна, перелетные птицы" во второй младшей группе.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15653855","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"327","width":"480"}}]]Цели:Образовательная:1. Продолжать знакомить с характерными пр...

Конспект открытого занятия по основам науки и естествознанию для старшей группы. Тема: «Откуда хлеб пришел?»

Цель:дать знания детям о хлебе как одном из величайших богатств на Землеуточнить и систематизировать знания детей о том, как на наших столах появляется хлебпривить детям бережное отношение к хлебу.Зад...

Конспект открытой ООД по основам науки и естествознания "История одной капельки"

Конспект открытой ООД по основам науки и естествознания для детей старшего дошкольного возраста "История одной капельки"...