Конспект открытого занятия по формированию целостной картины мира по теме: "Весна, перелетные птицы" во второй младшей группе.
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) по теме

Лазарева Суфия Сеятовна

Цели:

Образовательная:

1. Продолжать знакомить с характерными признаками весны.

2. Закрепить знания детей о птицах, об их жизни в весенний период.

3. Расширять представление об особенностях внешнего вида, повадках птиц.

4. Продолжать знакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнезда.

5.Закреплять знания о геометрических фигурах,  счет до 5.

Воспитательная.

1. Воспитывать чувство любви к родной природе;

2. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям;

3. Воспитывать любознательность, сочувствие.

Развивающая.

1. Развивать интерес к жизни птиц;

2. Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память детей, учить их выбирать и запоминать из потока информации нужное;

3. Развивать речь детей, обогащать их словарь;

4. Закреплять умение  понимать образный смысл загадок.

Предварительная работа:

1. Наблюдение за птицами во время прогулок.

2. Чтение художественной литературы: С. Городецкий «Как птицы учились строить гнезда», А. Шевченко «Гнезда», Т. Нужина «Воробьи», «Ласточка» и др.

3. Загадывание загадок.

5. Рассматривание дидактического материала, книжных иллюстраций.

6. Дидактические игры «Назови птичку, которой не стало», «Угадай, какой наш дом», «Угадай по описанию».

7. Подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Кто, где живет» и др.

Материал к занятию.

1. Демонстрационный материал «Птицы»

2. Изображения птичьих гнезд.

3.Заготовки скворечников.

4.Изображения деревьев.

Ход занятия:

Воспитатель:

 Дети, посмотрите, как много у нас сегодня гостей. Давайте мы с ними поздороваемся.

 

«Собрались все дети в круг,

  Ты мой друг и я твой друг

   Крепко за руки возьмемся

  И друг другу улыбнемся».

 

 

Дети: Здравствуйте гости дорогие!

 

Воспитатель:

Дети, сегодня мы с вами отправимся в лес. Хотите? Нас там ожидает много интересного, потому что  путешествие не простое, а волшебное. Но для того, чтобы туда  отправиться, нам нужно произнести волшебные слова.

 

 Давайте закроем глазки:

Раз, два, три!

повертелись, покружились и в лесочке очутись!

Открывайте глазки, вот мы и оказались в лесу.

 

Дети:

Здравствуй, лес!

Дремучий лес!

Полон  сказок и чудес!  

Все открой, не утаи,

Ты же видишь мы – свои!

 

(фонограмма с птичьими голосами)

 

 

Воспитатель: Дети, а какое сейчас время года ?

 

Дети: Весна!

 

Воспитатель: Правильно!

 

Если снег повсюду тает

День становится длинней,

Если все зазеленело

И в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла весна!

 

Воспитатель:  Какие признаки весны прозвучали в стихотворении?

 

Дети:

 С приходом весны все оживает вокруг: зеленеет первая травка, солнце светит ярче и теплее. Появляются первые цветочки, просыпаются жучки, паучки.

А еще весной возвращаются домой птицы из жарких стран, они весело щебечут, прилетев домой , они ищут себе домики или строят гнезда.

 

Воспитатель: Дети, как называются птицы, которые осенью улетают, а весной возвращаются?

 

Дети: перелетными.

 

 Воспитатель: правильно, одна из первых птичек, которые прилетают из жарких стран - это ласточка.

 

Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины……. (ласточка)

 

Дети, кто знает стихотворение о ласточке? …….

 

Воспитатель: Вот она, красавица! Здравствуй, ласточка!

 

Воспитатель:

Ласточка принесла нам какой то конверт, давайте посмотрим, что там?

Загадки! Будем отгадывать?

 

Дети: да!

 

Воспитатель:

 

Всех прилетных птиц черней.

Чистит землю от червей.

Вдоль по пашням мчится вскачь,

А зовется птица… (Грач)

 

На шесте дворец

Во дворце певец

Как зовут его? (скворец)

 

Хочет с детства эта птица
Стать известною певицей.
День и ночь неугомонно
" Кар–кар–кар! " – поёт………. (ворона)

 

 

 

С желтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки
Отгадайте что за птица?
Называется ………..(синица)

Воспитатель:


Всех мы птичек отгадали и ни капли не устали.

А теперь  превратимся в птичек и поиграем!

 

Физкультурная минутка   «Синица»:


Скачет шустрая синица  (хлопают в ладоши),
Ей на месте не сидится  (грозят пальцем),
Прыг-скок, прыг-скок (подпрыгивают),
Завертелась как волчок (оборот вокруг себя),
Вот присела на минутку (присаживаются),
Почесала клювом грудку (поглаживают ладошкой),
И с дорожки на плетень
Тири - тири, тень-тень-тень (взмахи руками как крыльями).

 

 Воспитатель:

Ребята, посмотрите внимательно на птичек и скажите, чем они все похожи?

 

С помощью моделей дети выделяют характерные признаки птиц.

- У всех птиц есть клюв

- Тело покрыто перьями.

- Крылья.

- Голова и туловище.

- По две лапки.

- Хвост.

 

 

Воспитатель:

 Посмотрите, дети, а все птички перелетные?

 

 

Дети: нет, есть и зимующие!

 

Воспитатель: Сколько зимующих?

Сколько перелетных?

Кого больше?

Сколько больших птичек?

Сколько маленьких?

Сколько всего птичек прилетело?

 

(Ответы детей)

 

 

 

Воспитатель: Молодцы, ребята, не зря в садик ходили!

 

Воспитатель: дети, птички хотят с нами поиграть.

 

Подвижная игра « Птички»

Ну - ка, птички, полетели (медленно бегут друг за другом)

Полетели и присели, (медленно приседают)

 Поклевали зернышки, (двигают головой)

Поиграли в полюшке (кружатся на месте)

Водичку попили (двигают головой)

Перышки помыли, (руки на пояс, двигают локтями)

В стороны посмотрели (смотрят по сторонам)

Снова полетели..

 

Воспитатель:

Ребята, а что птицы весной делают? Правильно вьют гнезда, чтобы птички выводили там своих птенцов. А есть птицы, для которых домики строят люди, это скворцы, а домики называются скворечниками. Их строят из дощечек. Скворечники люди вешают на деревьях. В домиках сухо и тепло.

 

Давайте тоже постоим домики для скворцов.

 

Дети: Да!

 

Воспитатель: Из каких геометрических фигур состоит домик?

 

Дети: Квадрат, треугольник и круг.

 

Воспитатель: Какого цвета квадрат, треугольник? Круг?

(рассмотреть образец, вспомнить из каких частей состоит скворечник, какой формы каждая часть, какого цвета).

 

(ответы детей)

 

Воспитатель:

Сначала, ребята, разомнем пальчики!

 

Пальчиковая игра « Скворечник».

Тук – тук, молотком

Мы построим птичкам дом.

( кулачками стучать друг о друга попеременно, изображая молоток)

Тук – тук, молотком   

Поселяйтесь, птички, в нем.

 

Воспитатель: А теперь, за дело!

 

(Дети выполняют задание, наклеивают скворечники на альбомный лист, с нарисованными деревьями)

 

Воспитатель:

Смастерили домик  птицам,

Не воронам, не синицам,

Поселились там певцы,

Называются – скворцы!

 

Молодцы, ребята, все старались, хорошие скворечники построили.

Как птички поют, радуются!

 

( Фонограмма с пением птиц)

 

Воспитатель:

Не зря в лес сходили, птичкам помогли, пусть радуются, высиживают птенчиков!  Ну а нам, дети, пора возвращаться в группу! До свидания птички! Мы обязательно еще вернемся в сказочный лес!

Воспитатель:

«Повертелись. Покружились

Снова в группе очутились».

 

Воспитатель: Вам понравилось в весеннем лесу? А что вам больше всего понравилось? Кому мы помогли сегодня? Похлопаем себе!

 

(ответы детей)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное   учреждение                                                              

            детский сад № 42 Пушкинского района Санкт – Петербурга

           Итоговое занятие во второй младшей группе по теме:

                        «Весна, перелетные птицы».

                                     Подготовила воспитатель группы «Солнышко»

                                                                                              Лазарева С. А.

Санкт-Петербург

2018 г

Цели:

Образовательная:

1. Продолжать знакомить с характерными признаками весны.

2. Закрепить знания детей о птицах, об их жизни в весенний период.

3. Расширять представление об особенностях внешнего вида, повадках птиц.

4. Продолжать знакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнезда.

5.Закреплять знания о геометрических фигурах,  счет до 5.

Воспитательная.

1. Воспитывать чувство любви к родной природе;

2. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям;

3. Воспитывать любознательность, сочувствие.

Развивающая.

1. Развивать интерес к жизни птиц;

2. Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память детей, учить их выбирать и запоминать из потока информации нужное;

3. Развивать речь детей, обогащать их словарь;

4. Закреплять умение  понимать образный смысл загадок.

Предварительная работа:

1. Наблюдение за птицами во время прогулок.

2. Чтение художественной литературы: С. Городецкий «Как птицы учились строить гнезда», А. Шевченко «Гнезда», Т. Нужина «Воробьи», «Ласточка» и др.

3. Загадывание загадок.

5. Рассматривание дидактического материала, книжных иллюстраций.

6. Дидактические игры «Назови птичку, которой не стало», «Угадай, какой наш дом», «Угадай по описанию».

7. Подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Кто, где живет» и др.

Материал к занятию.

1. Демонстрационный материал «Птицы»

2. Изображения птичьих гнезд.

3.Заготовки скворечников.

4.Изображения деревьев.

Ход занятия:

Воспитатель: 

 Дети, посмотрите, как много у нас сегодня гостей. Давайте мы с ними поздороваемся.

«Собрались все дети в круг,

  Ты мой друг и я твой друг

   Крепко за руки возьмемся

  И друг другу улыбнемся».

Дети: Здравствуйте гости дорогие!

Воспитатель: 

Дети, сегодня мы с вами отправимся в лес. Хотите? Нас там ожидает много интересного, потому что  путешествие не простое, а волшебное. Но для того, чтобы туда  отправиться, нам нужно произнести волшебные слова.

 Давайте закроем глазки:

Раз, два, три!

повертелись, покружились и в лесочке очутись!

Открывайте глазки, вот мы и оказались в лесу.

Дети:

Здравствуй, лес!

Дремучий лес!

Полон  сказок и чудес!  

Все открой, не утаи,

Ты же видишь мы – свои!

(фонограмма с птичьими голосами)

Воспитатель: Дети, а какое сейчас время года ?

Дети: Весна!

Воспитатель: Правильно!

Если снег повсюду тает

День становится длинней,

Если все зазеленело

И в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла весна!

Воспитатель:  Какие признаки весны прозвучали в стихотворении?

Дети:

 С приходом весны все оживает вокруг: зеленеет первая травка, солнце светит ярче и теплее. Появляются первые цветочки, просыпаются жучки, паучки.

А еще весной возвращаются домой птицы из жарких стран, они весело щебечут, прилетев домой , они ищут себе домики или строят гнезда.

Воспитатель: Дети, как называются птицы, которые осенью улетают, а весной возвращаются?

Дети: перелетными.

 Воспитатель: правильно, одна из первых птичек, которые прилетают из жарких стран - это ласточка.

Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины……. (ласточка)

Дети, кто знает стихотворение о ласточке? …….

Воспитатель: Вот она, красавица! Здравствуй, ласточка!

Воспитатель:

Ласточка принесла нам какой то конверт, давайте посмотрим, что там?

Загадки! Будем отгадывать?

Дети: да!

Воспитатель:

Всех прилетных птиц черней.

Чистит землю от червей.

Вдоль по пашням мчится вскачь,

А зовется птица… (Грач)

На шесте дворец

Во дворце певец

Как зовут его? (скворец)

Хочет с детства эта птица
Стать известною певицей.
День и ночь неугомонно
" Кар–кар–кар! " – поёт………. (ворона)

С желтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки
Отгадайте что за птица?
Называется ………..(синица)

Воспитатель:


Всех мы птичек отгадали и ни капли не устали.

А теперь  превратимся в птичек и поиграем!

Физкультурная минутка   «Синица»:


Скачет шустрая синица  (хлопают в ладоши),
Ей на месте не сидится  (грозят пальцем),
Прыг-скок, прыг-скок (подпрыгивают),
Завертелась как волчок (оборот вокруг себя),
Вот присела на минутку (присаживаются),
Почесала клювом грудку (поглаживают ладошкой),
И с дорожки на плетень
Тири - тири, тень-тень-тень (взмахи руками как крыльями).

 Воспитатель:

Ребята, посмотрите внимательно на птичек и скажите, чем они все похожи?

С помощью моделей дети выделяют характерные признаки птиц.

- У всех птиц есть клюв 

- Тело покрыто перьями.

- Крылья.

- Голова и туловище.

- По две лапки.

- Хвост.

Воспитатель:

 Посмотрите, дети, а все птички перелетные?

Дети: нет, есть и зимующие!

Воспитатель: Сколько зимующих?

Сколько перелетных?

Кого больше?

Сколько больших птичек?

Сколько маленьких?

Сколько всего птичек прилетело?

(Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, ребята, не зря в садик ходили!

Воспитатель: дети, птички хотят с нами поиграть.

Подвижная игра « Птички»

Ну - ка, птички, полетели (медленно бегут друг за другом)

Полетели и присели, (медленно приседают)

 Поклевали зернышки, (двигают головой)

Поиграли в полюшке (кружатся на месте)

Водичку попили (двигают головой)

Перышки помыли, (руки на пояс, двигают локтями)

В стороны посмотрели (смотрят по сторонам)

Снова полетели..

Воспитатель:

Ребята, а что птицы весной делают? Правильно вьют гнезда, чтобы птички выводили там своих птенцов. А есть птицы, для которых домики строят люди, это скворцы, а домики называются скворечниками. Их строят из дощечек. Скворечники люди вешают на деревьях. В домиках сухо и тепло.

Давайте тоже постоим домики для скворцов.

Дети: Да!

Воспитатель: Из каких геометрических фигур состоит домик?

Дети: Квадрат, треугольник и круг.

Воспитатель: Какого цвета квадрат, треугольник? Круг?

(рассмотреть образец, вспомнить из каких частей состоит скворечник, какой формы каждая часть, какого цвета).

(ответы детей)

Воспитатель:

Сначала, ребята, разомнем пальчики!

Пальчиковая игра « Скворечник».

Тук – тук, молотком

Мы построим птичкам дом.

( кулачками стучать друг о друга попеременно, изображая молоток)

Тук – тук, молотком        

Поселяйтесь, птички, в нем.

Воспитатель: А теперь, за дело!

(Дети выполняют задание, наклеивают скворечники на альбомный лист, с нарисованными деревьями)

Воспитатель:

Смастерили домик  птицам,

Не воронам, не синицам,

Поселились там певцы,

Называются – скворцы!

Молодцы, ребята, все старались, хорошие скворечники построили.

Как птички поют, радуются!

( Фонограмма с пением птиц)

Воспитатель:

Не зря в лес сходили, птичкам помогли, пусть радуются, высиживают птенчиков!  Ну а нам, дети, пора возвращаться в группу! До свидания птички! Мы обязательно еще вернемся в сказочный лес!

Воспитатель:

«Повертелись. Покружились

Снова в группе очутились».

Воспитатель: Вам понравилось в весеннем лесу? А что вам больше всего понравилось? Кому мы помогли сегодня? Похлопаем себе!

(ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной группе по теме "Профессии"

Конспект открытого занятия по формировани целостной картины  мирав подготовительной группе по теме «Профессии»Виды деятельности:ИгроваяКоммуникативнаяДвигательнаяВосприятие художественной ли...

Конспект занятия по формированию целостной картины мира "Как звери к зиме готовятся" вторая младшая группа

Занятие проводится в игровой форме. Использую следующие образовательные орбласти: "Познавательное развитие", "Социально - коммуникативное развитие", "Физическое развитие". Дети отгадывают загадки, отв...

Конспект открытого занятия по формированию целостной картины мира в средней группе «ЛАБОРАТОРИЯ КАПИТОШКИ»

Цель:формировать познавательные способности у дошкольников, интерес детей к экспериментированию в процессе исследовательской деятельности...

Конспект открытого занятия по формированию целостной картины мира во второй младшей группе. Тема: «Профессия «Повар».

Тема: «Профессия «Повар»Цель: расширять и обогащать представление детей о профессии «Повар» специальных  орудиях труда и трудовых действиях.Задачи:1. Познакомить дет...

Конспект интегрированного занятия (с участием родителей) по формированию целостной картины мира, художественному творчеству, музыкальному воспитанию во второй младшей группе на тему: «Созрели яблочки в саду»

Образовательные области: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое р...