Тематическое занятие ко дню птиц
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Птицам нужно помогать

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_ptits.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: закрепить знания детей о перелётных птицах.
Задачи: 
- закрепить названия птиц;
- закрепить внешние признаки птиц;
- воспитывать бережное отношение к птицам, желание заботиться о них.
Предварительная работа: рассматривание картины Саврасова «Грачи прилетели»; наблюдение за прилётом грачей; экскурсия в лес; заучивание стихотворения В.А.Жуковского «Жаворонок», заучивание пословиц.
Материал: картинки с изображением птиц,.

Ход.

Воспитатель загадывает загадку: Всех приметней птиц, черней
Враг личинок, друг полей.
Взад, вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица (грач).
Воспитатель. Грачи первыми прилетают к нам весной. Как их называют? (Первые вестники весны).
Воспитатель. Какие пословицы вы знаете о грачах? («Увидел грача- весну встречай», «Грачи прилетели, на крыльях весну принесли»).
Воспитатель. Какого размера грачи? (Ответы детей).
Воспитатель. Какого цвета грачи? (Ответы детей).
Воспитатель. Что устраивают грачи на деревьях? (Ответы детей).
Воспитатель. Для чего нужны птицам гнёзда? (Ответы детей).
Воспитатель. Как только пригревает солнышко, первыми к нам прилетают грачи. Грачи- заботливые птицы, они наводят порядок в старых гнёздах, строят новые. Далеко слышен их громкий крик, когда к вечеру рассядутся они все попарно после дневных трудов и ка будто совещаются о своём будущем житье-бытье.
Воспитатель. Каждый год с погодой вешней
Все гостей крылатых ждут.
Только вынесли скворечник,
А скворцы уж тут как тут.
Воспитатель. Откуда прилетают к нам скворцы? Где они живут? (Ответы детей).
Воспитатель. Кто знает загадку про скворца?
Ребёнок. На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его (скворец).
Воспитатель. Какие птицы к нам ещё прилетают из тёплых стран? (Ответы детей).
Воспитатель. Расскажите, что вы знаете о жаворонках. (Жаворонок-перелётная птица. Оперение жаворонка пестрое: верх тела каштановый, с тёмными пятнами, из более светлый, грудь рыжеватая, с пестринками. Крылья у жаворонка широкие и длинные, хвост и ноги короткие. Гнёзда строят на земле в ямке, среди негустой травы).
Воспитатель. Дети, давайте вспомним стихотворение В.А.Жуковского «Жаворонок».
Ребёнок. На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню звонкую запел
В лазуре жаворонок звонкий,
Он голосисто с вышины
Поёт, на солнышке сверкая:
«Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны!»
Воспитатель. Про какую птицу в народе говорят «певец леса»? (Про соловья).
(
Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением соловья).
Воспитатель. Что вы знаете о соловье? (Соловей перелётная птица. Поют соловьи очень красиво и звучно, в пении соловья слышится свист, щёлканье, рокот. Соловей маленькая птичка. Оперенье у него невзрачное: спина, крылья и хвост буровато-рыжие, брюшко беловатое и бока серые.)
Воспитатель. Какую пользу приносят птицы? (Грачи полезны тем, что истребляют много вредных насекомых. Скворцы уничтожают огромное количество вредителей садов, лесов, огородов. Жаворонки-истребляют вредных насекомых и их личинок, а также семена сорных трав, принося большую пользу сельскому хозяйству. Соловьи выкармливают птенцов насекомыми и их личинками, уничтожая вредителей лесов).
Воспитатель. Да, вы правы птицы приносят большую пользу, поэтому их надо беречь и заботиться о них.

Птица хищная с ушами

Громко ухает ночами. (Сова)

Вот так птица - какова!

И не спутаешь с другой.

Может, это цифра два?

Шея выгнута дугой! (Лебедь)

 

Приезжайте в Антарктиду!

На родном материке

Я гуляю с важным видом

В черно-белом сюртуке. (Пингвин)

 

Вот пернатый сел на сук

И колотит: тук-тук-тук!

Ищет пищу под корой

Он голодною порой. (Дятел)

 

Мерзнет желтенькая пташка,

Накорми ее, бедняжку.

Дай и семечек, и сала,

Чтоб зимой ей легче стало. (Синичка)

 

В небе, синем и высоком,

Вьется птица, но не сокол.

Разбежались мышки: "Ах!

Что за крылья, вот размах!

Взгляд у птицы очень зоркий,

Лучше спрячемся мы в норки!" (Орел)

 

Я вчера гулял в пургу,

Видел веточку в снегу,

А на ветке красный шарик.

Кто же он, живой фонарик? (Снегирь)

 

Он труслив, хоть и высок,

Прячет голову в песок.

А летать не может он,

Но зато, ребята,

В быстром беге чемпион

Он среди пернатых! (Страус)

 

Майским вечером, в прохладу,

А в июне и в жару

Вывожу свои рулады

В парке, в роще и в бору.

Эти трели, переливы

Мелодичны и красивы. (Соловей)

 

Уж таков порядок древний -

Я давно живу в деревне,

Там будильником служу,

Свой курятник сторожу. (Петух)

 

Во дворе я - королева.

Вон мой дом, на ветке слева.

Птица в перьях серо-черных,

Я умна, хитра, проворна. (Ворона)

 

Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Эта птица - почтальон,

Пролетит любой маршрут. (Голубь)

 

Что за птичка, ох и ах!

Как цветок хорошенький,

Меньше всех на свете птах,

Чуть крупней горошинки. (Колибри)

 

До чего нарядный хвост -

Пышный, разноцветный.

Он сверкает ярче звезд

В парке заповедном.

А хозяин - чудо-птица -

Оперением гордится. (Павлин)

 

Вот пернатый городской,

Всюду жмется к людям.

Мы голодною зимой

С ним делиться будем,

Просит серый озорник:

"Дайте хлеба крошку!

Я устал, чирик-чирик,

И замерз немножко!" (Воробей)

Белую ворону и свои заклюют. 

Белый лебедь серому гусю не товарищ. 

Воробей, не робей: синица не выдаст. 

Воробей под кровлю, а сова на ловлю. 

Воробей сразу на взлёт, а грачу разбег нужен. 

Ворон старый не каркнет даром. 

Ворон у ворона глаз унес! 

Ворона в павлиньих перьях. 

Ворона грает, а сокол играет. 

Ворона за море летала, да лучше не стала. 

Ворона не оборона, а сорока не без порока. 

Вороне соколом не бывать. 

Гусь да гагара - два сапога пара. 

Гусь есть, так гостя нет; гость есть, так гуся нет.

Гусь козлу не брат. 

Гусь свинье не товарищ, конный пешему не попутчик. 

Журавли за море летают, а всё одно: курлы. 

Журавлиная походка не нашей стать. 

Журавль высоко летает, а от реки не отбывает. 

Журавля в небе не сули, дай прежде синицу в руки. 

Коготок увяз - всей птичке пропасть. 

Кочет яичко снёс, а ворона раскудахталась. 

Кукуй, кукушечка, пока молода. 

Кукушка кукует - от бездомья горюет. 

Кукушка своего гнезда не вьёт. 

Кулик да гагара - два сапога пара. 

Кулик не велик, а зевать не велит. 

Кур пасти - добра не обрести. 

Курица бы и рада полетель, да мочи нет. 

Курица в гнезде, яички неизвестно где, а ты уж в Охотный ряд цыплятами торговать. 

Курица воду потому ругает, что плавать не умеет. 

Курица кудахчет, хоть яйцо несёт. А чего кочет зря глотку дерёт? 

Курица не птица, лодырь не человек, болтун не хозяин. 

Курица по зёрнышку клюёт, да сыта живёт. 

Курица по одному яйцу носит. 

Курица пьёт, а на небо смотрит. 

Курица яйцо снесла, да кудах-тах-тах! 

Курице уступи гряду - она возьмёт и весь огород. 

Курицу не накормить, девицу не нарядить.

Курицу не поймал, а уж ощипал. 

Курочка бычка родила, поросёнок яичко снёс. 

Ласточка весну (день) начинает, соловей кончает. 

Ласточка лепит гнёзда, пчёлка - соты. 

Лебедь по поднебесью, мотылек над землёй - всякому свой путь. 

Не поймав курицы, не щиплют. 

От совы не родятся соколы. 

От сороки не жди проку. 

Перья остались, а мясо улетело. 

Перья сокольи, а походка воронья. 

Петух поневоле запоет, коли говорить не умеет. 

Петух скажет курице, а она - всей улице. 

Петухи зари не проспят. 

Петуху ячменное зерно жемчужены дороже. 

Петушиным гребнем головы не расчешешь. 

Птицы в гнезде до осени, а дети в дому до возраста. 

Птица крыльями сильна, жена мужем красна. 

Птица не сеет, не жнёт, а сыта живёт. 

Птица по зёрнышку клюёт, а сыта бывает.

Птице даны крылья, а человеку разум. 

Птицы сильны крыльями, а люди - дружбой. 

Пуганная ворона и куста боиться. 

Сова своих детей хвалила, что они лупоглазые. 

Сова спит, а кур видит. 

Сову видно по полёту. 

Сокол выше солнца не летает. 

Сокол мал, да удал. 

Сокол с лёту хватает, а ворона и сидячего не поймает. 

Сокол с места, ворона на место. 

Сокол сокола по полёту знает. 

Сокола по полёту узнают. 

Соколу лес не диво, волку зима за обычай. 

Соловей берёт пением, а человек - умением. 

Соловей месяц поёт, а ворона круглый год каркает. 

Соловей - птичка-невеличка, а поёт - лес дрожит. 

Соловей с вороной в одном лесу живут, да по-разному песни поют. 

Соловья баснями не кормят. 

Соловья за песни кормят. 

Сорока без причины не стрекочет. 

Сорока на хвосте принесла. 

Сорока не ворона; в одно перо не родится. 

Сорока сама сказывает, где гнездо свила. 

Утка и рыбка - божья дань. 

Цыплят по осени считают. 

Щиплет сокол галку - поглядывает на палку. 

Яйца курицу не учат. 

Ястреб ловит, что хочет, а богатый купит, что может.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий тематического занятия "Сорок Сороков или прилет птиц"

Сценарий   тематического занятия  (кружок  «Свет  православия»)Сорок  сороков (прилет птиц)  Программные  задачи:- познакомить детей  с календар...

тематическое занятие в средней группе "Перелетные и зимующие птицы"

Тематическое занятие по ознакомлению с природой в средней группе.Тема «Зимующие и перелетные птицы».1.Беседа о зимующих и перелётных птицах.Цель: Формировать обобщенное представление о зимующих и пере...

Конспект тематического занятия для детей старшей группы «Мартовские птицы - вестники весны»

Расширяет кругозор детей, знания о перелётных и зимующих птицах, приметах весны, воспитывает эстетическое  восприятие окружающего мира....

Конспект тематического занятия Тема: «Возвращение птиц»

Цели:  - Создание образа птиц с условиями их гнездования (скворечники, гнезда); - Создание условий для творческого применения освоенных ранее приемов работы с  художественными материала...

Тематическое занятие " Забота о птицах"

Цель: формировать представление о птицах, как о живых существах в природе , дать элементарные представления о     кормушках для птиц....

Тематическое занятие "День зимующих птиц" для старшей группы

15 января – День зимующих птиц России, день общероссийской культурно-экологической акции "Покормите птиц!". Он отмечается уже восемнадцать лет и каждый год в этот день российские эколо...