Главные вкладки

    Игры по познавательному развитию для детей 4-5 лет.
    картотека по окружающему миру (средняя группа)

    Запрудина Марина Владимировна

    Дидактические игры являются самым действенным приёмом с точки зрения развития познавательных интересов и расширения арсенала познавательных действий, так как:

    - знакомят детей с новой информацией;

    - помогают отработать и закрепить новый материал на практике;

    - способствуют повторению изученного ранее.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kartoteka_did._igr_po_poznavat._razv._sr._gruppa.docx42.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

    ПО ПОЗНАВТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

    ДЛЯ ДЕТЕЙ

    СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    «Найди друзей»

    Дидактическая задача: Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.

    Игровое правило: Игру рекомендуется использовать после  игры "Что может?". Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети говорят (с помощью набора предметных картинок), кто или что выполняет эту же функцию.

    Ход игры:

    В: Машина перевозит груз, а кто еще выполняет эту функцию.

    В: Птица умеет летать, а кто еще умеет летать?

    В: А самолет сам летает?

    В: В сказках вы часто встречаете волшебные предметы. Назовите их!

    В: Назовите волшебные предметы, которые все могут, назовите из каких они сказок.

    В: У меня в руках шар. Он может катиться. А какие еще предметы могут выполнять эту функцию (то есть закрепить у детей понятие о том, что катятся только предметы, у которых нет углов.)

    В: У меня карандаш. Его функция - оставлять след на бумаге. Какие еще предметы оставляют следы на бумаге.

    «Не ошибись»

    Дидактическая задача:  Уточнять, закреплять знания детей о разных видах спорта; воспитывать желание заниматься спортом, развивать находчивость, сообразительность, внимание.

    Игровое правило:  Выигрывает тот, кто первым сложил картинку(из шести частей) об одном виде спорта.

    Ход игры:  

    У воспитателя карточки с изображением различных видов спорта: футбол, хоккей, волейбол, гимнастика, гребля. Игра проводится по типу разрезных картинок, но только разрезаны они иначе – в середине картинка со спортсменом. Надо подобрать спортсмену все необходимое для игры.

    По этому принципу можно провести игру, в которой дети будут подбирать орудия труда к разным профессиям

    «Из чего сделано?»

    Дидактическая задача:  Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (металл, резина, стекло, дерево, пластмасса); активизировать словарь детей; воспитывать наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры.

    Игровое правило: Класть предметы можно только на тот поднос, который сделан из того же материала.

    Ход игры: 

    Воспитатель проводит короткую беседу до начала игры, уточняет знания детей о том, что все предметы сделаны из разных материалов; вспомнить какие они знают материалы, а также сделанные из них вещи.

    Правила игры: Нужно на ощупь, узнать из чего сделан предмет, и рассказать о нем.

    Усложнение: Пройти по комнате, найти предметы, сделанные из разных материалов и положить их на поднос, который сделан из того же материала.

    «Что кому»

    Дидактическая задача: Учить соотносить   орудия труда с профессией людей; воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им, брать на себя роли людей  разных профессий в творческих играх.

    Игровое правило: Называть профессию в соответствии  с предметами труда. Вспомнить, где видели такого работника.

    Ход игры: 

    На столе приготовлены предметы для труда людей разных профессий - игрушки.

    Ребенок  берет предмет и называет его, остальные дети называют кому что нужно для работы (молоток- он нужен столяру, плотнику).

    Если     есть несколько орудий труда для одной какой-либо профессии, воспитатель предлагает детям их найти.

    Усложнение: Дети делятся на команды: одна называет орудия труда, а другая – профессии.

    «Так бывает или нет?»

    Дидактическая задача: Развивать логическое мышление, умение  замечать непоследовательность в суждениях.

    Игровое правило: Кто заметит небылицу, должен  доказать, почему так не бывает.

    Ход игры: 

    Воспитатель объясняет правила игры:

    - Сейчас я буду вам о чем-то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит, тот пусть после того как я закончу, скажет, почему так не может быть.

    «Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали горку из снега  и стали кататься с нее на санках»

    Дети придумываю сами небылицы.

    «Где это можно купить»

    Дидактическая задача: Закреплять знания детей о том,  что разные товары продаются в различных магазинах: продуктовых, промтоварных, книжных; учит детей различать магазины по их назначению, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывать желание помогать  родителям, делать несложные покупки.

    Игровое правило:  Соотносить предметы с названием магазинов на больших карточках. Игра проводится по принципу лото

    Ход игры: 

    Детям раздают маленькие   картинки,  каждый ребенок говорит, где в каком магазине это можно купить. Положить карточку на большую карту (магазин)

    «Назови  одним словом»

    Дидактическая задача: Упражнять детей в классификации предметов

    Игровое правило: Назвать три предмета одним словом, кто ошибается, платит фант.

    Ход игры: 

    Воспитатель  объясняет правила игры:

    - Я назову  слова, а вы назовите все одним словом:

    • стол, стул, диван, кровать – мебель
    • ложка, кастрюля, тарелка – посуда
    • автобус, маршрутное такси, грузовой автомобиль – транспорт
    • малина, клубника, черника - ягоды
    • роза, ромашка, василек – цветы

    «Узнай по описанию»

    Дидактическая задача: Побуждать детей рассматривать предметы, вспоминать качества тех предметов, которые ребенок в данный момент не видит.

    Игровое правило:  Отгадывает тот, на кого укажет водящий стрелочкой.

    Ход игры: 

    Воспитатель рассказывает:

    - Прислала бабушка Наташе подарок. Смотрит Наташа: лежит в корзиночке круглое, гладкое, зеленое, а с одной стороны бока красное, откусишь его – вкусное, сочное. Растет на дереве. «Забыла, как называется» - подумала Наташа. Дети, кто поможет ей вспомнить, как называется то, что ей бабушка прислала? (стрелочкой указывает на того, кто будет отвечать)

    Такие разговоры-загадки воспитатель может вести о разных предметах и явлениях.

    «На что похоже»

    Дидактическая задача: Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем.

    Игровое правило: Ведущий  называет объект, а дети называют объекты, похожие на него

    (по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу)..

    Ход игры:

    В: На что похож абажур?

    В: На что похожа улыбка?

    В: Половник.

    В: На что похож дождь?

    В: А душ какой бывает?

    В: На что похожа коробка цветных карандашей?

    В: На что похожа кисть?

    В: На что похож светофор?

    В: На что похожа иголка?

    В: На что похож звук "Р"?

    В: На что похожа мелодия вальса?

    «Какое время года?»

    Дидактическая задача: Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

    Игровое правило:  Показывать карточку можно только после того, как дети правильно назвали времена года.

    Ход игры: 

    У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемешку. Воспитатель спрашивает: «Кто знает, когда это бывает?»

    «Давай поменяемся»

    Дидактическая задача: Закрепить с детьми временные понятия: утро, день, вечер, ночь и функции, которые выполняются в эти части суток.

    Игровое правило: Игра проводится подгруппой. Каждый ребенок загадывает свой объект и говорит, что он (она) умеет делать. Затем идет обмен функциями между детьми, загадавших объект.

    Ход игры:

    Р1 - утро. Утром все просыпаются, умываются, собираются на работу, в школу, в детский сад.

    Р2 - день. Днем взрослые работают, дети в школе учатся, а в детском саду дети гуляют, занимаются, играют и спят.

    Р3 - вечер. Вечером вся семья собирается дома, ужинают, дети учат уроки, взрослые смотрят телевизор, а совсем маленькие дети играют.

    Р4 - ночь. Ночью спят. Ночь нужна для того, чтобы люди-взрослые и дети могли отдохнуть и набраться сил для следующего дня.

     В: А теперь представьте себе, что ночью вся семья просыпается и начинает   собираться на работу и так далее.

    «Что было, если бы…?»

    Дидактическая задача:   Обратить внимание детей на то, что вещи, «умные машины», служат человеку. Человек должен бережно относиться к ним, как к друзьям и помощникам.

    Игровое правило:  Слушать вопрос воспитателя и отвечать на него.

    Ход игры: 

    Воспитатель предлагает  послушать отрывок стихотворения

    К.И. Чуковского «Федорино горе»

    - Почему все вещи убежали, ускакали от Федоры?

    (не заботилась о вещах, не ухаживала за ними).

    - А теперь давайте  поиграем  в игру. Будем загадывать загадки об отношении к вещам. Начну я. «Что было бы, если бы дети все  игрушки раскидали, разломали?

    - А что было ба, если бы дети берегли игрушки, обращались бы с ними хорошо, не разбрасывали по углам, а убирали их после игры по своим местам? (ботинки не убрали на место, поставили посуду на подоконник и подул сильный ветер)

    Дети сами придумывают загадки.

    «Так у нас. А как у вас?»

    Дидактическая задача:  Разъяснить детям, что вечернее время – это время после работы, когда взрослые возвращаются с работы, а дети из детского сада. Это время, когда вся семья собирается дома. Учить детей радоваться участию в семейных делах, разговорах, играх. Формировать добрые чувства к членам семьи

    Игровое правило:  Рассказать, как проходит вечер в семье.

    Ход игры: 

    Воспитатель предлагает  рассказать детям, что бывает вечером у них дома.

    Первым рассказывает воспитатель.

    «Что умеет делать?»

    Дидактическая задача:  Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.

    Игровое правило:  Ведущий называет объект. (Объект можно показать, назвать или загадать с помощью загадки).

    Ход игры:

    В: Телевизор.

    В: Что может мяч?

    В: Что может светофор?

    В: Что может растение?

    В: Что может слон?

    В: Что может дождь?

    В: Что может дождь?

    В: Что может краска?

    В: Что может художник? 

    «Раньше – позже»

    Дидактическая задача: Развивать логическое мышление, умение  замечать непоследовательность в суждениях

    Игровое правило: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом (моделирование действия).

    Ход игры:

    В: Мы сейчас с вами на прогулке. А что было до того, как мы вышли на прогулку?

    В: Мы пришли с прогулки. Что будет дальше?

    В: Вы подошли к перекрестку. Что будете делать дальше, чтобы перейти дорогу?

    В: Вы сегодня живете в большом многоэтажном доме. Что было раньше? Всегда ли был здесь этот дом?

    В: Какая часть времени суток сейчас?

    В: А что было раньше?

    В: А раньше?

    В: А еще раньше?

    В: Какой сегодня день недели?

    В: А какой день недели был вчера?

    В: Какой день недели будет завтра? А послезавтра?…

    «Раз, два, три… ко мне беги!»

    Дидактическая задача: Упражнять детей в классификации предметов

    Игровое правило: Ведущий раздает всем играющим картинки с изображением различных объектов. Дети встают на другом конце зала и по определенной установке воспитателя подбегают нему. Воспитатель или ведущий ребенок затем анализирует не ошибся ли играющий, выделяя какие-либо свойства системы.

    Ход игры:      

    В: "Раз, два, три, все, у кого есть крылья,  ко мне беги!"

    В: "Раз, два, три, все, кто живет в поле,  ко мне беги!

    В: "Раз, два, три, те, кто умеет петь,  ко мне беги!"

    В: "Раз, два, три, все, кто раньше был маленьким ко мне беги!" К ведущему подбегают дети с изображением человека, птицы, цветка, ветра… Не подбегают дети с изображением трактора, земли, песка…

    В: "Раз, два, три, все, у кого есть листочки

    В: "Раз, два, три, все, у кого изображена мебель, посуда… ко мне беги!"

    «Где живет?»

    Дидактическая задача: Закреплять знания детей о среде обитания животных, фантастических героев

    Игровое правило: Ведущий называет предметы окружающего мира. Дети называют среду обитания живых объектов и место нахождения реальных и фантастических объектов.

    Ход игры:

    В: Где живет медведь?

    В: Где живет собака?

    В: Где живет ромашка?

    В: Где живет гвоздь?

    В: Где живут вежливые слова?  

    В: А что значит хороший человек?

    Это игра может использоваться как организационный момент в начале занятия - беседы.

    В: Где живет радость?

    В: Где живет зло?

    В: В каких словах живет буква "А"?

    В: Где живет слово?

    В: В каких предметах нашей группы живет прямоугольник?

    В: Где живет грустная мелодия?

     

    «Хорошо - плохо»

    Дидактическая задача:  Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

    Игровое правило:  Ведущим называется любой объект,  у которого определяются положительные и отрицательные свойства.

    Ход игры:

    В: Съесть конфету - хорошо. Почему?

    В: Съесть конфету - плохо. Почему?

    То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?".

    В: Человек изобрел огонь. Огонь-это хорошо, почему?

    В: Огонь - это плохо. Почему?

    В: Листопад - это хорошо?

    В: Листья под ногами - плохо. Почему?

    В: Эта подвижная, ритмичная музыка хороша чем?  

    В: Что плохого в бодрой ритмичной музыке?

    «Теремок»

    Дидактическая задача: Учить выделять свойства вещей, находить общее и различное.

    Игровое правило: Детям раздаются различные предметные картинки. Ведущий сидит в "теремке". Каждый приходящий в "теремок" сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются слова: "Тук - тук. Кто в теремочке живет?".

    Ход игры:

    1 вариант

    Ведущий  выбрал машину.

    Д: Тук-тук. Кто в теремке живет?

    В: Это я, машина.

    Д: А я стол. Пусти меня к себе жить?

    В: Пущу, если скажешь, чем ты похож на меня.

    Д: Я - стол, похож на тебя тем, что служу людям (удерживаю разные предметы на себе, посуду, а ты тоже служишь людям, так как перевозишь их или грузы. Ты железная, я тоже могу быть железным. Ты, машина, живешь в доме - гараже и я живу в доме (в комнате). У тебя, машина, 4 колеса, а у меня 4 ноги. За мной ухаживают - меня моют и тебя, машина, моют. Ты, машина, издаешь запах (бензина) и я, стол, издаю запах, когда на меня ставят еду или помоют меня порошком. Мы с тобой похожи по форме. У меня крышка квадратная, у тебя тоже крыша квадратная. Я, стол, тоже могу быть такого же размера как и машина. Ты сделана из твердых человечков и я тоже. Машина может ездить и я могу ездить, так как у меня могут быть колесики.

    2 вариант:

    В: Пущу, если скажешь, чем ты, стол отличаешься от меня - машины.

    Д: Машина в прошлом была железом, а я стол в прошлом был деревянными досками. Моя главная функция - удерживать тарелки на столе, а машина нужна, чтобы перевозить грузы, людей. Я по цвету белый, а ты зеленая. Я на картинке здесь изображен маленьким столом, а ты большой машиной. У тебя, машина, ноги круглые, а у меня прямоугольные.

    Д: Тук - тук. Кто в теремочке живет?

    В: Это я, снегирь. А ты кто?

    Д: А я воробей. Пусти меня к себе!

    В: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты, воробей, похож на меня, снегиря.

    «Все в мире перепуталось»

    Дидактическая задача: Расширять  представлений детей об окружающем мире.

    Игровое правило: Для игры используется "модель мира", которая состоит из двух частей: рукотворного и природного мира..

    Воспитатель сам показывает, помещает или раздает детям предметные картинки. Вместе с воспитателем дети определяют местонахождение объекта на модели мира, объясняют, почему этот объект относится к природному или рукотворному миру.

    Ход игры:

    В: Что изображено у тебя на картинке?

    В: К какому миру относится яблоко?

    В: Почему картинку с машиной поместили в рукотворный мир на модели?

    В: На картинке - шуба. К какому миру принадлежит?

    В: Почему вы так думаете?

    В: Шубу поместим в сектор с посудой?

    В: Итак, шуба относится к одежде. К верхней одежде.

    В: На картинке - утка. К какому миру она относится.

    В: Где живет утка? Где обитает?

    В: Было семечком, а стало?

    В: Было головастиком, а стало?

    В: Был дождь, а стал?

    В: Было деревом, а стало…Чем может стать дерево?

    В: Было числом 4, а стало числом( 5).

    В: Этого было много, а стало мало. Что это может быть?

    Д: Снега было много, а стало мало, потому что растаял весной.

    В: Этого было мало, а стало много. Что это может быть?

    Д: Игрушек, овощей а огороде…

    В: Это было раньше маленьким, а стало большим.

    Д: Человек был маленьким ребенком, а стал взрослым и высоким.

    В: Это было раньше большим, а стало маленьким.

    Д: Конфета, когда ее едят становиться маленькой; самолет, когда рядом стоит кажется очень большим, а когда улетает - становиться все меньше и меньше.

    В: Было раньше тканью, а стало…

    Д: Стало платьем, любой одеждой, занавесками, скатертью…

    В: Это раньше было акварельными красками, а стало…

    Д: Стало рисунком, картиной, кляксой, пятном…

    «Чем был - чем стал»

    Дидактическая задача: Учить детей  определять  линии развития объекта

    Игровое правило: 1-ый вариант: Ведущий называет материал(глина, дерево, ткань…), а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют…

    2-ой вариант: Ведущий называет предмет рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались при его изготовлении.

    Ход игры:      

    В: Стекло. Оно было раньше сплавом разных материалов.

    Д: Из стекла сделана посуда, окна, зеркало. В экране телевизора есть стекло, в магазине стеклянные витрины. А я видел стеклянный стол.

    В: Что хорошего в стеклянном столе?

    Д: Оно красивое, можно видеть как под столом лежит кошка.

    В: А что плохого в таком столе?

    Д: Такой стол может разбиться и осколками порежутся люди…

    В: А что еще может быть из стекла?

    Д: Есть стекла в очках, бывают стеклянные люстры, а в них стеклянные лампочки, в часах тоже есть стекло.

    В: Было семечком, а стало?

    В: Было головастиком, а стало?

    В: Был дождь, а стал?

    В: Было деревом, а стало…Чем может стать дерево?

    В: Было числом 4, а стало числом( 5).

    В: Этого было много, а стало мало. Что это может быть?

    Д: Снега было много, а стало мало, потому что растаял весной.

    В: Этого было мало, а стало много. Что это может быть?

    Д: Игрушек, овощей а огороде…

    В: Это было раньше маленьким, а стало большим.

    Д: Человек был маленьким ребенком, а стал взрослым и высоким.

    В: Это было раньше большим, а стало маленьким.

    Д: Конфета, когда ее едят становиться маленькой; самолет, когда рядом стоит кажется очень большим, а когда улетает - становиться все меньше и меньше.

    В: Было раньше тканью, а стало…

    Д: Стало платьем, любой одеждой, занавесками, скатертью…

    В: Это раньше было акварельными красками, а стало…

    Д: Стало рисунком, картиной, кляксой, пятном…


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактическая настольная игра по познавательному развитию для детей дошкольного возраста «Зимующие и перелетные птицы Удмуртии» ( «Толйись но шуныт пала кошкись тылобурдоос»)

    Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы Удмуртии»Цель: Систематизировать и обобщать у детей представления о зимующих и перелетных птицах. Развивать познавательный интерес, логическ...

    Интерактивная игра по познавательному развитию для детей старшего возраста «Знай и люби свой город»

    Инрерактивная игра  предназначена для детей старшего возраста для закрепление знаний о Санкт - Петербурге. С помощью этой игрыможно закрепить представления детей о   главных   достоприм...

    Интерактивная игра по познавательному развитию для детей старшего возраста "Времена года"

    Родная природа, как много можно «вложить» в эти слова, как много можно рассказать детям о ней. Развивайте детей, учите любить родную природу, познавайте ее вместе с детьми. Удачи Вам....

    Самоанализ Квест – игра по познавательному развитию (ФЭМП) детей старшей группы в форме культурных практик - «В поисках клада» (совместная игра педагога и детей).

    Возраст: старшая группаТема: «В поисках клада».Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие....

    Интерактивная игра по познавательному развитию для детей младшего возраста «Дикие животные»

    Эта интерактивная игра поможет родителям в игровой форме закрепить знания детей о диких животных средней полосы, их детенышей, их среде обитания....

    Квест – игра по познавательному развитию (ФЭМП) детей старшей группы «В поисках клада»

    Данное занятие можно использовать как открытое занятие (для родителей или педагогов)...