Музейная педагогика. Посещение мини-музея "Волшебная бумага".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ульянова Наталья Васильевна

Цель: расширить знания детей о бумаге: ее возникновении, свойствах, качествах и разновидностях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_poseshchenie_mini-muzeya_volshebnaya_bumaga.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

Музейная педагогика.

Занятие в старшей логопедической группе

«Посещение мини – музея «Волшебная бумага»

Разработала Ульянова Н.В.

Цель: расширить знания детей о бумаге: ее возникновении, свойствах, качествах и разновидностях.

Программное содержание.

Познакомить детей с историей возникновения бумаги, ее производством. Познакомить детей с разновидностями бумаги, ее назначением. Закрепить  представление о свойствах и качествах бумаги: размокает, мнется, рвется, режется, плавает, гладкая, толстая, шероховатая, тонкая.

Совершенствовать способы обследования бумаги.

Закрепить умение складывать бумагу гармошкой, развивать моторику рук.

Познакомить с новыми словами: береста, пергамент, папирус. Активизировать в речи детей слова: разноцветная, картонный, тонкая, легкая, толстая, шероховатая, гладкая, мнется.

 Воспитывать интерес к истории и исследовательской деятельности.

Предварительная работа: Составление коллекции бумаги.

Материал: камень, доска, керамическая пластина, папирус, видео производства бумаги из серии «Почемучек»( на 2 мин.), коллекция разнообразных видов бумаги, на каждого ребенка небольшие листочки бумаги разных видов, блюдце с водой, ножницы, заготовки для изготовления голубя.

Ход занятия. Ребята, вы посещали музеи? Какие? Прежде чем нам отправиться в музей, давайте вспомним правила, которые надо соблюдать в музее: нельзя громко разговаривать, не бегать, не перебивать экскурсовода, не трогать экспонаты.

А теперь я приглашаю вас в музей, который называется «Волшебная бумага». В нашем музее несколько залов.

Первый зал – исторический.

 Перед вами экспонаты. Люди научились писать раньше, чем появилась бумага. Вначале древние люди выбивали знаки и рисунки на камнях, но это было очень трудно и долго. Зато такие рисунки сохранились до наших дней. Потом придумали писать на деревянных дощечках. Затем научились писать на бересте – березовой коре. Для писем использовали даже глину: делали плитки, писали на них, затем в печах обжигали. Но такие письма могли разбиться.

 В древнем Египте придумали писать на папирусе - растении, используя его стебли. Писали на тонкой высушенной коже убитого животного- пергаменте. И вот наконец, появилась бумага. Ее придумали в Китае. Волокна бамбука, некоторые травы и тряпье тщательно перетиралось в каменной ступе в муку, добавлялась вода, затем все это варилось, потом выливалось на решетку с мелкой сеткой, где вода стекала. Этот лист опускали под пресс, чтоб он становился гладким, высушивали и получался лист той древней бумаги.

Второй зал – производственный.

Как производят бумагу в наше время, вы сейчас увидите (просмотр отрывка познавательного мультфильма  из «Почемучек»  2 – 3 минуты).

Физминутка.

Третий зал – выставочный.

 Перед вами образцы разнообразной бумаги. Кто какую бумагу узнал? Назовите ее и расскажите для чего она нужна.

  - Бумага для рисования: на ней рисуют карандашами, красками, фломастерами; из нее можно вырезать и делать поделки.

- картон: из него делают картинки, обложки для книг, коробки.

-газетная: на ней печатают газеты и журналы.

- тетрадная для изготовления тетрадок для учеников.

- салфеточная: делают салфетки и туалетную бумагу.

Молодцы. А я вам покажу новые образцы:

- полиграфическая для производства книг,

- шагреневая для красивых поздравительных открыток,

- фотобумага для фотографий,

- документная для печати денег, различных документов,

- оберточная для заворачивания подарков,

- бархатная для ручного труда.

Четвертый зал – опытный. Сравним два листа бумаги. Какого цвета бумага? (белая), а эта? (цветная), повторим все вместе. Бумага имеет цвет. Теперь возьмите потрогайте другие два листа. Что мы можем сказать, чем она отличается между собой? (эта толстая – показывают картон, а эта тонкая – показывают альбомный листочек), повторите. Бумага бывает толстая и тонкая. Молодцы. А теперь попробуйте смять тонкую бумагу (дети сминают). А теперь сомните картон (дети сминают). Какую бумагу легко сминать? (тонкую). А почему картон тяжело сминать (потому что он толстый). Скажите, ребята, какими свойствами обладает бумага?  Бумагу можно мять. Возьмите листочек цветной бумаги и ножницы, отрежьте одну полоску. Как отрезается? (легко). Почему? (тоненькая) Молодцы. Теперь, возьмите листок картона и отрежьте одну полоску. Как отрезается картон. (тяжело, трудно). Почему? (потому что толстый). Значит ребята, какими свойствами обладает  бумага? Бумагу можно резать.

Какую бумагу мы здесь видим? (заворачивать подарки, бархатная). Правильно. Бумага в которую заворачивают подарки называется – оберточная. Давайте вместе повторим. (повторяют). Ребята проведите рукой по одному листу бумаги и по другому листу. Какая бумага на ощупь? оберточная – гладкая, а бархатная – шероховатая). Почему? (потому что бархатная с ворсинками, а оберточная нет). Ребята, о каких свойствах бумаги мы узнали? Бумага бывает гладкая, бывает шершавая.

А сейчас проведем опыт. Возьмите белый листок бумаги. Оторвите от него кусочек. Теперь, возьмите салфетку, оторвите кусочек. Перед вами блюдца с водой опустите в воду сразу все листочки наблюдайте (дети опускают листочки в воду). Что происходит с листочками? (белая бумага плавает, а салфетка сразу утонула).  Как вы думаете почему? (потому что она быстрее размокла, потому что она мягкая и тоненькая). Молодцы. Ребята, с какими свойствами бумаги мы с вами ещё познакомились? Бумага плавает, бумага тонет, бумагу можно оторвать. Вот сколько мы узнали о бумаге.

Я приглашаю в последний зал- мастерскую.

 Перед вами лежат силуэты голубей. Нужно сложить  лист бумаги гармошкой и сделать голубям крылья. Из чего мы сделали голубков? Молодцы.

Ребята, понравилось вам путешествие по музею? Как называется наш музей?  В какой стране придумали бумагу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по музейной педагогике "Мини-музей Архитектуры"

План работы на год по мини-музею Архитектуры...

Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников через работу мини- музея ДОУ

Прививать  детям любовь к природе  надо с самого раннего возраста. Данная технология раскрывает конкретный пример работы с детьми по формированию экологической культуры у воспитанников ДОУ ч...

Использование музейной педагогики в образовательном процессе ДОУ

Музейная педагогика –одно из направлений работы ДОУ. Приобщать детей к музейной культуре, развивать их эстетическое восприятие и...

Музейная педагогика. Посещение виртуальных музеев "Мир на ладошке", в рамках проведения акции "Открытый миру музей"

Музей, хранитель подлинных свидетельств прошлого, - по-прежнему остается уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры, а музейная педагогика со своими методами и средствами с...

Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната".

С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...

Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната" (2023)

С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...

Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната".

С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...