по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром "Вулканы"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Тихоненко Анна Анатольевна

В данной методической разработке по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста можно озакомиться с конспектом занятия "Вулканы",рекомендациями,а так же авторской резентацией на данную тему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Вулканы»

Восп-ль:Тихоненко А.А.

Цель:

Дать детям представление о таком явлении природы как вулканы, познакомить с профессией ученого-вулканолога.

Задачи:

1. Продолжать расширять и уточнять представление детей о мире природы,формировать представления о типах вулканов,опасностях,которые они представляют.

2. Развивать экологическое мышление,мыслительную активность,коммуникативные навыки и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности.

3. Продолжать воспитывать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира.

2. Формировать представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе.

Материалы и оборудование:

Интерактивная доска, ноутбук,георгафическая карта, видео-презентация, смесь для извержения: сода, красная краска, моющее средство, уксус, макет вулкана.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Занятие у нас необычное, к нам сегодня пришли гости!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, мы с вами живем на удивительной планете, которая называется.

Дети: Земля

Воспитатель: Отгадайте загадку:

«Я ходил по разным странам,

Плыл по рекам, океанам,

По пустыне шёл отважно –

На одном листе бумажном.»

(географическая карта).

Дети: карта.

Воспитатель: Дети, что изображено на карте?

Дети: Наша Земля

Воспитатель: Правильно. Давайте вспомним, что изображено синим цветом?

Дети: моря, океаны, реки.

Воспитатель: А зеленым, желтым, коричневым.

Дети: Суша, пустыни, горы.

Воспитатель: Ребята, а что же такое горы?

Дети: Это высокие холмы.

Воспитатель: А из чего состоят горы?

Дети: из камней.

Воспитатель: А еще, есть такие необычные горы, из которых извергается лава. Как же они называются?

Ребенок:

Я плююсь огнем и лавой,

Я - опасный великан!

Славен я недоброй славой,

И зовут меня Вулкан!

Воспитатель: Правильно, и сегодня мы с вами поговорим о вулканах.

Воспитатель: Я вам расскажу легенду о вулкане, которую вы еще не слышали.

“Жил на свете бог по имени Вулкан. Странный это был бог - некрасивый, хромой. Но зато он был очень трудолюбивый и сильный. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами. ”

(На экран выводится картинка с изображением бога Вулкан)

Воспитатель: Вот какая интересная легенда о происхождении названия вулкан. Понравилась? (Да)

- В некоторых местах на Земле есть необычные горы. Они называются вулканами. Слово «вулкан» означает «бог огня».

Воспитатель: А где может образоваться вулкан?

Дети: На суше, и даже в воде.

-Когда вулканы «спят», то мало отличаются от других гор. Но иногда  они «просыпаются», и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы. Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Когда куски лавы застывают получаются новые камни.

-Ребята, вспомните пожалуйста, какие выбросы бывают из вулкана? (ответы детей: пепел, лава, камни).

-Сейчас мы заглянем внутрь вулкана. Пояснения по слайду: лава из под земли поднимается по жерлу вулкана и сначала из кратера поднимается столб дыма и пепла,а потом каменный дождь обсыпает склоны гор и начинается извержение.Выброс происходит из кратера вулкана

-Какую форму имеет вулкан?

 Вулкан имеет форму конуса.

-Как вы думаете,страшно людям жить рядом с такой горой?

-Чем это грозит?

 Извержение вулканов угрожает жизни людей , лава разрушает здания, перекрывает дороги. Вследствие вулканических извержений на крышах зданий, домов накапливается мощные слои пепла, что грозит их обрушением. Пепел попадает в организм человека и животных, что вредно для здоровья, пепел представляет угрозу для воздушного и автомобильного транспорта. Вулканы способны уничтожить все живое в радиусе многих километров.

-А что обычно происходит перед извержением?

Землетрясение

- Хотя извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас , но они жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать» очень долго. Для того, чтобы узнать когда вулканы могут проснуться, предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов постоянно следят ученые – вулканологи . С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит», а когда «проснется».

- Ребята, закройте глаза, представьте, что мы живем у подножия вулкана в уютном доме, у нас есть собачка и маленький котенок, красивый автомобиль. Ученые – вулканологи предупредили о возможном извержении через неделю. Что же мы должны сделать,  как поступить? (ответы детей: покинуть опасную территорию, закрыть все двери и окна, поставить автомобили в гараж, животных поместить в закрытые помещения, запастись продуктами питания и водой, найти возвышенное место)

- И вот наш вулкан начал извергаться, что мы делаем теперь? (ответы детей: защитить голову от камней и пепла, избегать возможности находиться рядом с вулканом, укрыться на возвышенном месте).

- Извержение закончилось, вокруг пепел, какие наши действия (ответы детей: защитить рот и нос марлевыми повязками, избегать езды на автомобиле, очистить от пепла круши домов, чтобы они не обрушились).

- Молодцы, мне очень понравилось, как вы рассуждали.

- Посмотрите на карту мира , красными треугольниками показаны крупные вулканы, очень много их на Земле.

- Вулканы – несмотря на их грозность очень красивые горы. В нашей стране на Дальнем Востоке, Камчатке, тоже есть вулканы. Туристы приезжают туда полюбоваться красотой и удивительным миром вулканов.

- А сейчас мы с вами превратимся в маленьких ученых-вулканологов и сами попробуем сделать вулкан и посмотреть на его извержение,но для этого нам нужно до него дойти.

Физкультминутка.

Мы шагаем по равнине

Раз-два, раз-два.

А теперь плывём на льдине

Раз-два, раз-два.

Вот идём по плоскогорью

Раз-два, раз-два.

Забираемся на горы

Раз-два, раз-два.

А теперь мы отдохнём

Раз-два, раз-два.

И места свои займем!

Раз-два, раз-два.

  Дети проходят к столам и проводится опыт по изготовлению вулкана. Пластиковая тарелка выполняет роль Земли, пластиковый стаканчик – жерло, форма вулкана – конус выполнена из картона. На жерло одеваем конус, кладем чайную ложку соды, моющего средства, добавляем красную краску. После чего готовые вулканы ставятся на середины столов и воспитатель сам добавляет лимонную кислоту (сок лимона).Наблюдаем извержение вулкана.

-Скажите, пожалуйста, что вы нового и интересного узнали из сегодняшнего занятия?

Спасибо всем за работу. Вы у меня очень способные и замечательные.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вулканы

Слайд 4

Вулканы бывают извергающиеся на суше…

Слайд 5

А также бывают подводные…

Слайд 6

«Спящие» вулканы мало отличаются от других гор.

Слайд 7

Но иногда они «просыпаются», и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы.

Слайд 8

При извержении вулкана на поверхность выходит магма, ее также называют ЛАВОЙ.

Слайд 9

Канал, по которому поднимается магма – называется ЖЕРЛОМ вулкана.

Слайд 11

Хотя извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас, но они жили и живут рядом с ними.

Слайд 12

Извержение вулканов угрожает жизни людей, лава разрушает здания, перекрывает дороги.

Слайд 13

За жизнью вулканов постоянно следят ученые – вулканологи.

Слайд 14

С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит», а когда «проснется».

Слайд 15

Вулканы – несмотря на их грозность очень красивые горы.

Слайд 16

Туристы приезжают полюбоваться красотой и удивительным МИРОМ ВУЛКАНОВ.

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Колесо истории".Конспект образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром.

Материал предназначен для воспитателей детского сада. Данный конспект помогает расширить представление детей о родном городе и крае....

Картотека дидактических игр для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром и миром природы

 Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешател...

Картотека дидактических игр для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром и миром природы.

Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человек...

Программа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром посредством виртуальной экскурсии.

Цель программы: формирование представлений об окружающем мире детей старшего дошкольного возраста средствами виртуальных экскурсий. Задачи: – обогащение представлений детей о мире предметов, о пре...

Интерактивный познавательный альбом для воспитателей и родителей по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром.

Интерактивный познавательный альбом для воспитателей и родителей по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром...