Главные вкладки

    по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром "Вулканы"
    методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

    Тихоненко Анна Анатольевна

    В данной методической разработке по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста можно озакомиться с конспектом занятия "Вулканы",рекомендациями,а так же авторской резентацией на данную тему.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Вулканы»

    Восп-ль:Тихоненко А.А.

    Цель:

    Дать детям представление о таком явлении природы как вулканы, познакомить с профессией ученого-вулканолога.

    Задачи:

    1. Продолжать расширять и уточнять представление детей о мире природы,формировать представления о типах вулканов,опасностях,которые они представляют.

    2. Развивать экологическое мышление,мыслительную активность,коммуникативные навыки и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности.

    3. Продолжать воспитывать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира.

    2. Формировать представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе.

    Материалы и оборудование:

    Интерактивная доска, ноутбук,георгафическая карта, видео-презентация, смесь для извержения: сода, красная краска, моющее средство, уксус, макет вулкана.

    Ход занятия:

    Воспитатель: Здравствуйте ребята.

    Дети: Здравствуйте!

    Воспитатель: Занятие у нас необычное, к нам сегодня пришли гости!

    Дети: Здравствуйте!

    Воспитатель: Ребята, мы с вами живем на удивительной планете, которая называется.

    Дети: Земля

    Воспитатель: Отгадайте загадку:

    «Я ходил по разным странам,

    Плыл по рекам, океанам,

    По пустыне шёл отважно –

    На одном листе бумажном.»

    (географическая карта).

    Дети: карта.

    Воспитатель: Дети, что изображено на карте?

    Дети: Наша Земля

    Воспитатель: Правильно. Давайте вспомним, что изображено синим цветом?

    Дети: моря, океаны, реки.

    Воспитатель: А зеленым, желтым, коричневым.

    Дети: Суша, пустыни, горы.

    Воспитатель: Ребята, а что же такое горы?

    Дети: Это высокие холмы.

    Воспитатель: А из чего состоят горы?

    Дети: из камней.

    Воспитатель: А еще, есть такие необычные горы, из которых извергается лава. Как же они называются?

    Ребенок:

    Я плююсь огнем и лавой,

    Я - опасный великан!

    Славен я недоброй славой,

    И зовут меня Вулкан!

    Воспитатель: Правильно, и сегодня мы с вами поговорим о вулканах.

    Воспитатель: Я вам расскажу легенду о вулкане, которую вы еще не слышали.

    “Жил на свете бог по имени Вулкан. Странный это был бог - некрасивый, хромой. Но зато он был очень трудолюбивый и сильный. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами. ”

    (На экран выводится картинка с изображением бога Вулкан)

    Воспитатель: Вот какая интересная легенда о происхождении названия вулкан. Понравилась? (Да)

    - В некоторых местах на Земле есть необычные горы. Они называются вулканами. Слово «вулкан» означает «бог огня».

    Воспитатель: А где может образоваться вулкан?

    Дети: На суше, и даже в воде.

    -Когда вулканы «спят», то мало отличаются от других гор. Но иногда  они «просыпаются», и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы. Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Когда куски лавы застывают получаются новые камни.

    -Ребята, вспомните пожалуйста, какие выбросы бывают из вулкана? (ответы детей: пепел, лава, камни).

    -Сейчас мы заглянем внутрь вулкана. Пояснения по слайду: лава из под земли поднимается по жерлу вулкана и сначала из кратера поднимается столб дыма и пепла,а потом каменный дождь обсыпает склоны гор и начинается извержение.Выброс происходит из кратера вулкана

    -Какую форму имеет вулкан?

     Вулкан имеет форму конуса.

    -Как вы думаете,страшно людям жить рядом с такой горой?

    -Чем это грозит?

     Извержение вулканов угрожает жизни людей , лава разрушает здания, перекрывает дороги. Вследствие вулканических извержений на крышах зданий, домов накапливается мощные слои пепла, что грозит их обрушением. Пепел попадает в организм человека и животных, что вредно для здоровья, пепел представляет угрозу для воздушного и автомобильного транспорта. Вулканы способны уничтожить все живое в радиусе многих километров.

    -А что обычно происходит перед извержением?

    Землетрясение

    - Хотя извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас , но они жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать» очень долго. Для того, чтобы узнать когда вулканы могут проснуться, предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов постоянно следят ученые – вулканологи . С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит», а когда «проснется».

    - Ребята, закройте глаза, представьте, что мы живем у подножия вулкана в уютном доме, у нас есть собачка и маленький котенок, красивый автомобиль. Ученые – вулканологи предупредили о возможном извержении через неделю. Что же мы должны сделать,  как поступить? (ответы детей: покинуть опасную территорию, закрыть все двери и окна, поставить автомобили в гараж, животных поместить в закрытые помещения, запастись продуктами питания и водой, найти возвышенное место)

    - И вот наш вулкан начал извергаться, что мы делаем теперь? (ответы детей: защитить голову от камней и пепла, избегать возможности находиться рядом с вулканом, укрыться на возвышенном месте).

    - Извержение закончилось, вокруг пепел, какие наши действия (ответы детей: защитить рот и нос марлевыми повязками, избегать езды на автомобиле, очистить от пепла круши домов, чтобы они не обрушились).

    - Молодцы, мне очень понравилось, как вы рассуждали.

    - Посмотрите на карту мира , красными треугольниками показаны крупные вулканы, очень много их на Земле.

    - Вулканы – несмотря на их грозность очень красивые горы. В нашей стране на Дальнем Востоке, Камчатке, тоже есть вулканы. Туристы приезжают туда полюбоваться красотой и удивительным миром вулканов.

    - А сейчас мы с вами превратимся в маленьких ученых-вулканологов и сами попробуем сделать вулкан и посмотреть на его извержение,но для этого нам нужно до него дойти.

    Физкультминутка.

    Мы шагаем по равнине

    Раз-два, раз-два.

    А теперь плывём на льдине

    Раз-два, раз-два.

    Вот идём по плоскогорью

    Раз-два, раз-два.

    Забираемся на горы

    Раз-два, раз-два.

    А теперь мы отдохнём

    Раз-два, раз-два.

    И места свои займем!

    Раз-два, раз-два.

      Дети проходят к столам и проводится опыт по изготовлению вулкана. Пластиковая тарелка выполняет роль Земли, пластиковый стаканчик – жерло, форма вулкана – конус выполнена из картона. На жерло одеваем конус, кладем чайную ложку соды, моющего средства, добавляем красную краску. После чего готовые вулканы ставятся на середины столов и воспитатель сам добавляет лимонную кислоту (сок лимона).Наблюдаем извержение вулкана.

    -Скажите, пожалуйста, что вы нового и интересного узнали из сегодняшнего занятия?

    Спасибо всем за работу. Вы у меня очень способные и замечательные.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План по самообразованию в старшей группе по теме: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения "

    Цель:  Повысить свой профессиональный уровень; систематизировать  работу по формированию  знаний о ПДД   у детей старшего возраста...

    ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ ПО ПОДРАЗДЕЛУ «ЗАЧЕМ И КАК РАБОТАЮТ ВЗРОСЛЫЕ ЛЮДИ» ПО ТЕМЕ: «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОФЕССИЕЙ ПОГРАНИЧНИК»

    ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ ПО ПОДРАЗДЕЛУ «ЗАЧЕМ И КАК РАБОТАЮТ ВЗРОСЛЫЕ ЛЮДИ»ПО ТЕМЕ:  «Ознакомление детейстаршего дошкольного возраста с профессией пограничник»....

    Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с окружающей природой

    Актуальность данного вопроса обусловило выбор данной работы: «Получение представлений окружающей природы как фактор сенсорного развития детей дошкольного возраста»....

    Методическая разработка «Использование художественного слова при ознакомлении детей младшего дошкольного возраста с окружающим миром».

    Для развития мышления и речи необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов мира, природы, общественной жизни, для этого создана картотека о природных явлениях....

    "Колесо истории".Конспект образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром.

    Материал предназначен для воспитателей детского сада. Данный конспект помогает расширить представление детей о родном городе и крае....

    Конспект занятия по ознакомлению детей средней дошкольного возраста с окружающей действительностью и миром природы: «Лекарственные растения»

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей средней группы:«Лекарственные растения»...