Семинар-практикум по Воскобовичу
учебно-методический материал по окружающему миру

Семинар посвящен воросу развивающих игр В.В. Воскобовича.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx29.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Радуга»

Семинар - практикум

«Развивающие игры В.В. Воскобовича

в работе с детьми дошкольного возраста»

Подготовила:

воспитатель Денисенко О. В.

Вейделевка, 2019г.

 Уникальная технология Вячеслава Вадимовича Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» используется в раннем и дошкольном  возрасте и направлена на развитие  у детей памяти, внимания, воображения, наблюдательности, мышления и творчества.

1.Предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес». Что же она собой представляет:

Это ковролиновая основа, жестко крепится на стене, размер 1*1,25, есть еще вариант 1,5*2,5 (если позволяет место). Переносные элементы крепятся на липучках и могут располагаться в произвольном порядке на основе. Он яркий, рассчитан на то, что бы дети увидели, ахнули и захотели что-либо делать. А как мы знаем, ребенок познает окружающий мир и развивается, выполняя какие-либо действия. Но на одно занятие надо планировать то пространство Фиолетового леса, которое необходимо для решения конкретной одной задачи. Дети раннего возраста очень быстро распыляются, и если будет очень много отвлекающих элементов, то результата не будет. В комплект входит методичка по работе с Фиолетовым лесом. В ней есть игровые задания для всех возрастных групп по всем образовательным задачам.

Задачи, которые мы можем решать:

- Ознакомление детей с окружающим миром (времена года, природные явления, растительный и животный мир);

- Развитие познавательных процессов (пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение);

- Развитие способностей к анализу, сравнению, обобщению, сериации, классификации.

- Развитию аргументированной и доказательной речи;

1 Пример: для детей раннего возраста очень важным является сенсорное развитие, и здесь мы знакомим детей с формой, цветом, величиной. Это три главных элемента, с которыми мы должны их познакомить. Если говорить о цвете, то для детей раннего возраста мы используем 4 цвета: крас, желт, синий и зеленый. Знакомим с величиной – большой и маленький, и затем вводим понятие средний.

«Помоги ежику собрать листочки»

Задачи: - закрепление умения выделять признак - большой и маленький; - развитие умения группировать по размеру.

Материалы и оборудование: листочки двух размеров, ежики двух размеров

Игровая ситуация: ежики гуляли по Фиолетовому лесу и увидели много красивых листочков. Они им так понравились, что ежики решили украсить листочками свои дома. Большой ежик решил собрать большие листочки, а маленький – маленькие. Но сами они никак не могут справиться. Давайте поможем ежатам.

Задание: одеть на колючки большому ежику большие листочки, маленькому – маленькие.

Листочки могут быть развешены по всему Фиолетовому лесу, их можно раздать детям или, для того чтобы совместить занятие с физическим развитием, листочки можно разбросать на полу. И тогда дети будет подходить, наклоняться и поднимать их.

Каждая игра занимает определенную область в Фиолетовом Лесу и имеет своего персонажа.

С этими персонажами Вы встретитесь в сказках-методиках к каждой игре.

Какие развивающие элементы включает в себя коврограф «Ларчик»:

1. Игровое поле из ковролина размером 1,2х1,2 м. На него нанесена сетка, по которой дети знакомятся с пространственными и количественными отношениями и строят геометрические контуры. Обучающие занятия с коврографом превращают его в волшебную ковровую полянку в Фиолетовом лесу, на которой происходят разные чудеса. Разложите поле на полу или повесьте на стену – в комплекте специальные зажимы.

2. Разноцветные веревочки. Пять веревочек из контактной ленты длиной 1 м; перед началом игры каждая разрезается на две части. Мерой длины при этом служат клетки коврографа «Ларчик». Первая веревочка – одна и девять клеток, вторая – две и восемь и так далее. Веревочками можно обводить и соединять картинки, выделять множества, создавать из них различные фигуры и узоры, измерять величину предметов.

3. Разноцветные липучки: 25 разноцветных кружков из контактной ленты, 5 кружков с держателями, пять зажимов. Кружки используются для выполнения заданий, а зажимы для фиксации картинок и карточек на коврографеВоскобовича.

4. Цветные карточки. Это 10 карточек из ковролина всех цветов радуги, а также черная, белая и серая. Карточки снабжены липучкой для крепления на коврографе.

5. Буквы, цифры. В комплекте 90 карточек из прозрачной пленки: 15 с буквами красного цвета (гласные), 30 с буквами синего цвета (твердые согласные, твердый знак), 30 с буквами зеленого цвета (мягкие согласные, мягкий знак), 15 желтого цвета с цифрами и арифметическими знаками.

6. Забавные буквы – 10 картонных карточек с гласными. Но это не просто буквы, а веселые клоуны с забавными именами: Арлекин, Ярлекин, Орлекин и другие!

7. Забавные цифры – 10 картонных карточек с изображением «зверят-цифрят»: Ёжик-единичка, Зайка-двойка и другие.

Все эти карточки – настоящие цирковые артисты, а кто из детей не любит цирк? Клоуны, радужные гномы и дрессированные звери превращают обучение в увлекательное представление.

8. Кармашки и трехрядная касса, сделанные из ковролина и прозрачной пленки, служат для размещения карточек на коврографе.

9. Стрелочка и круговерт – деревянные инструменты для «рисования» кругов, измерения отрезков и направлений.

10. Методическое пособие. В нем родители и педагоги находят подробное описание приемов и особенностей занятий с коврографом. В книжке дано множество игровых мини-ситуаций с упражнениями и задачами, которые можно выполнить с помощью коврографа «Ларчик».

Что развивают детские игры с коврографом

Задания сгруппированы по возрастам: младший дошкольный возраст (3-4 года), средний дошкольный возраст (4-5 лет), старший дошкольный возраст (5-6 лет), старший дошкольный возраст (6-7 лет).

Для каждого возраста предусмотрены задания для развития сенсорных способностей, внимания, мышления, памяти, воображения, задания, знакомящие с окружающим миром, соответствующие возрасту задания по математике, а для старшего возраста – задания для обучения грамоте и развития речи.

Эталонные конструкторы «Черепашки. Пирамидка»

Черепашки Воскобовича – авторское развивающее пособие для индивидуальных и групповых занятий с детьми от 1,5 до 4 лет.

Состав игры

Игра «Черепашки» состоит из пластинок - черепашек различного цвета и размера, соединяющихся между собой. Цвет черепашек соответствует цветам радуги, ребёнок в процессе игры легко их запоминает, выкладывает в правильном порядке. Черепашки превращаются в различных зверей, иногда фантастических, в сказочные и совсем обычные предметы. Больше-меньше, выше-ниже, шире-уже, столько же - все эти понятия усваиваются детьми без особых усилий. Эта игра очень хорошо развивает мелкую моторику, за счёт своего игрового поля, приходится прикладывать некоторые усилия, что бы все черепашки вернулись на своё место.

Пособие можно использовать как самостоятельное или как дополнительное к коврографу «Ларчик».

7 цветов, три размера (большая черепашка – папа, средняя черепашка – мама, и маленький малыш)

Используется нанизывание, соотношение по величине, можно строить и на столе и на игровом поле (правильно объяснять ребенку где голова, где ноги).

Вариативность: нанизывание по цвету, по величине, плоскостное и объемное конструирование, конструирование по схемам, свободное конструирование.

Польза для развития

Пособие улучшает цветовосприятие, тренирует сенсомоторику, абстрактное мышление, внимание, память и воображение. Ребенок получает и закрепляет первые представления о размерах, цветах и количественных свойствах в игровой форме. Малыш учится ориентироваться в пространстве, работать по образцу и тренирует счетные навыки.

Варианты игр с пособием: "Цвет черепашек", "Размер черепашек", "Цвет и размер черепашек", "Радужные черепашки", "Черепашки подружились", "Сколько черепашек?". В процессе работы с пособием можно придумывать свои собственные варианты игры.

Дидактический материал для детей от 2 до 4 лет.

Квадрат Воскобовича.

У этой игры имеется множество "народных" названий - "Кленовый листок", "Косынка", "Вечное оригами". Все это, по сути, верно.

"Игровой квадрат" представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных на гибкую основу с двух сторон на некотором расстоянии друг от друга. Благодаря такой конструкции квадрат легко трансформируется.

Квадрат может быть двухцветным и четырехцветным. В раннем и младшем возрасте я использую двухцветный.

Об этом квадрате обоснованно сказано "Великий квадрат не имеет предела". В руках ребенка замечательный материал, который может складываться в различные плоскостные геометрические формы, игрушки по принципу "оригами", трансформироваться в объемные формы. Этот квадрат позволяет не только поиграть, развить пространственное воображение, тонкую моторику, но и явиться материалом, знакомящим с основами геометрии, пространственной координацией, объемом, явиться счетным материалом, основой для моделирования, творчества, которое не имеет ограничений по возрасту.

Игру сопровождает методическая сказка «Тайна Ворона Метра или сказка об удивительных превращениях Квадрата». В сказке "Тайна Ворона Метра" "Квадрат" оживает и превращается в образы: домик, мышку, ежика, башмачок, самолетик, котенка. Малыши с помощью взрослого складывают домик с красной или зеленой крышей, конфетку. Более взрослые дети - осваивают алгоритм конструирования, находят спрятанные в "домике" геометрические фигуры, придумывают собственные предметные силуэты.

Квадрат можно определенным образом разрезать. Например, разрез крестом дает необычные объемные фигуры. Возможны игры с частями Квадрата (например, подними левый или правый уголок) - своеобразный пальчиковый театр.

Игры с «Квадратом Воскобовича» развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать, творчество.

Таким образом, следует отметить, что игры Воскобовича отличаются статичностью. В связи с этим устраивайте небольшие перерывы, выполняйте с детьми разминку. Игры Воскобовича требуют от ребенка определенного уровня усидчивости, которая не всегда по душе малышам. Таким образом, начинайте играть с ребенком на протяжении 10 минут, потом отложите игру. Через время можно вернуться к выполнению заданий.

В ходе игры запаситесь терпением, не критикуйте ребенка в случае неудачи. Радуйтесь победам малыша и чаще его хвалите. Методика Воскобовича предполагает партнерские взаимоотношения между взрослым и ребенком в процессе игры. Малыш окружен непринужденной интеллектуально-креативной атмосферой.

Многие детские учреждения в России уже успешно апробировали методику Воскобовича. А в нашей области с 2019года запущен проект «Апробация технологии интеллектуально – творческого развития дошкольников «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича в дошкольных образовательных организациях Белгородской области».

В ходе реализации проекта наши дети научатся быстро анализировать и сравнивать полученную информацию, ориентироваться на плоскости, легко считать, иметь навыки чтения, уметь различать геометрические фигуры и цвета. Кроме этого, ребята научатся долго концентрировать свое внимание на выполнение поставленных задач, доводить дело до логического конца и обладать высоким уровнем развития памяти, мышления, внимания.  Надеюсь, все задания ребята будут выполнять с интересом и большим желанием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар - практикум "Влияние развивающих игр В.В. Воскобовича на развитие дошкольника"

Данный семинар будет полезен для воспитателей детских садов....

Семинар-практикум для родителей «Игры Воскобовича»

Развивающие игры развивают  интеллектуальные качества, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, умение находить о...

Семинар - практикум "Развивающие игры Воскобовича"

Описание технологии игр Воскобовича...

Семинар-практикум "Игры В.В. Воскобовича в развитии математических способностей детей"

Семинар-практикум по теме: «Игры В.В. Воскобовича в развитии математических способностей детей" позволяет:Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплоченность,  арг...

Семинар-практикум для родителей "Развивающие игры Воскобовича для детей младшего дошкольного возраста"

Наиболеее популярные игры Воскобовича для детей младшего дошкольного возраста...

Семинар-практикум для педагогов "Реализация ФГОС ДО средствами игровой технологии В.В. Воскобовича"

Семинар-практикум "Реализация ФГОС До средствами игровой технологии В.В.Воскобовича"...