КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «Использование мнемотехники при составлении описательного рассказа о диких животных» (Средняя группа).
план-конспект занятия по окружающему миру

Бурмака Наталия Владимировна

Развивать у детей умения логически переходить от одной картинки к другой; пересказывать текст с опорой на модель – схему и картинки; Формировать грамматический строй речи с помощью приемов словоизменения и словообразования существительных. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл z-e_po_mnemotehnike_sr.gr_._2017g.docx13.04 КБ

Предварительный просмотр:

   

                                                                         

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «Использование мнемотехники при составлении описательного рассказа о диких животных»

(Средняя группа).

                                                         

Цели: Развивать связную монологическую речь детей. Учить при описании диких животных, планировать высказывания, опираясь на таблицы мнемотехники; закреплять знания детей о диких животных и использовать их в составлении рассказов. Развивать у детей умения логически переходить от одной картинки к другой; пересказывать текст с опорой на модель – схему и картинки; Формировать грамматический строй речи с помощью приемов словоизменения и словообразования существительных. Применяя метод наглядного моделирования, учить отбирать условные заместители для обозначения персонажей знакомых сказок; развивать умение соотносить знакомые образы с символами; называть и пересказывать сказки на основе наглядных моделей. Используя  кинезиологические упражнения «Гимнастика мозга», стимулировать мыслительную деятельность детей, способствовать запоминанию, повышать устойчивость внимания, улучшать память, развивать мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, излишнее эмоциональное напряжение. Воспитывать любовь к диким животным и доброжелательное отношение к героям сказок, а так же интерес и любовь к устному народному творчеству.

Ход занятия.

Рады видеть всех сейчас

Ведь давно мы ждали вас,

Дружно за руки беремся.

И гостям мы улыбнемся!

- А теперь  повернитесь друг к другу, улыбнитесь и мысленно пожелайте друг другу удачи на занятии. Давайте передадим наше настроение через ладошки. Как приятно, тепло, хорошее настроение пошло по ладошкам, и пусть такое настроение останется на протяжении всего нашего занятия. Проходите, садитесь на стульчики. Удачи мы друг другу уже пожелали, но чтобы занятие прошло успешнее, надо чтобы вы внимательно меня слушали и быстро и правильно думали, выполняли все задания и отвечали на все вопросы. А чтобы все именно так и происходило нам нужно сосредоточиться и разбудить наш мозг. Настроить его на работу. И в этом нам поможет следующее упражнение.

Кинезиологическое упражнение «В лес зайдем»

Мы тихонько в лес зайдем.  -  пальцы шагают по столу (коленям)
Что же мы увидим в нем?   - одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо                                  (меняем)
Там деревья подрастают,
К солнцу ветки направляют. -  
одна рука «растет» через отверстие, образованное пальцами другой руки (и наоборот)
Тики-ти, тики-ти,   -
два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками
Животных мы хотим найти.  -  одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот).

А каких животных мы можем встретить в лесу? (Дети перечисляют диких животных.)

-Молодцы! А давайте назовем этих животных ласково.

Лиса -, волк -, медведь -, белка -, кабан, еж, барсук, и т.д.

А у этих животных есть детеныши? Давайте их назовем. У лисы - …, у волка -…, у медведя,…

А этих животных в лесу мало или много?

А вот послушайте, как я скажу об этих животных, сколько их, например, волк - один волк, два волка, много волков…
лиса - …

Молодцы, все справились. А теперь давайте закроим глаза и перенесемся в лес. Только никто не открывает глазки, пока я не скажу. (Звучит волшебная музыка). Ой, ребята, посмотрите, вот мы с вами и в лесу, только он какой-то необычный. Деревьев в лесу много, но между ними находятся не животные, а какие-то странные фигуры. Что бы это могло значить? А, я догадалась. Мы с вами попали в заколдованный лес, и животные здесь заколдованные. Ребята, а здесь есть какая-то записка. Прочтем? В ней написано:

«Здесь Злой волшебник побывал

И нас всех заколдовал.

Мы забыли, кто мы есть,

Что нам пить и что нам есть,

Где живем, и как кричим.

Выручайте, помогите,

И о нас все расскажите».

 Ну что, поможем животным, расколдуем их? Хорошо. Как вы думаете, какие животные превратились в эти геометрические фигуры? (Коричневый большой круг – медведь, серый – волк, оранжевый – лиса, серо-белый – заяц). Правильно, а на какой признак животного вы опирались, чтобы правильно угадать модель? (Цвет шерстки, размер). В записке животные просят нас, чтобы мы рассказали о них все, т.е. составили рассказ-описание. А поможет нам правильно это сделать вот эта таблица. Давайте вспомним, что означает каждая картинка этой таблицы. (Приложение 2)

(Таблица для описания диких животных)

- Название животного

-Где живет? Среда обитания (лес, река, болото, поле и т.д.)

- Внешний вид животного (части тела: лапы, хвост, рога, копыта, шерсть, окрас)

- Чем питается?

- Где можно встретить это животное?

- Чем полезно животное? Отношения с человеком.)

Составление рассказов о зайце, волке, лисе, медведе с опорой на таблицу.

 В конце рассказа открывается настоящее изображение животного. Дополнительный вопрос. В каких сказках встречается это животное. Как называют это животное в сказках, какое оно в сказках.

Молодцы! Всех животных расколдовали.

Что-то засиделись мы на месте, давайте немного разомнемся и сделаем зарядку.

Физминутка «Лесные жители»

Раз-присядка, два присядка

Это заячья зарядка,

А лисята, как проснутся,

Любят долго потянуться.

Обязательно зевнуть,

Ну и хвостиком вильнуть.

А волчата спинку выгнуть,

И легонечко подпрыгнуть,

Медвежонок косолапый

Широко расставив лапы,

То одну, то обе вместе

Долго топчется на месте.

А кому зарядки мало,

Начинает все с начала.

- Ребята, вы любите сказки? Я тоже люблю сказки, так как в сказках происходят чудеса. Давайте сегодня мы и отправимся в волшебный мир сказок. Вы согласны? Вы готовы?

Начинаем колдовать,

Двери в сказку открывать.

Посмотрите, на двери-то замок. Давайте его откроем.

Пальчиковая гимнастика «Замок»

На двери висит замок     (ритмичные соединения пальцев рук в замок),

Кто открыть его бы смог?        (Пожимают плечами)

Потянули       (руки тянутся в стороны),

Покрутили          (круговые движения пальцев от себя),

Постучали      (основания ладоней стучат друг о друга)

И открыли         (разомкнули пальцы).

Проходите, садитесь за столы. Посмотрите, что-то сказок нигде не видно. А на столах лежат листы с нарисованными пустыми кругами. Наверное, и здесь Злой волшебник побывал, сказки все заколдовал. Опять нам придется потрудиться. Я, кажется, знаю, что нам делать. Давайте в каждом круге нарисуем какого-нибудь героя сказки. И давайте начнем, с тех животных, которых мы уже расколдовали. Ведь, как мы уже с вами говорили, они тоже являются героями  различных сказок. (Приложение3)

-Давайте на первом круге покажем, что это лиса, нарисуем острые уши и длинную мордочку.

-А что есть у зайца, чего нет у других героев нашей сказки?

-Правильно, давайте нарисуем нашему зайцу длинные уши.

А что мы дорисуем, чтобы показать, что это медведь?

- Правильно, нарисуем маленькие круглые уши.

Теперь рисуем волка. А что отличает волка от лисы? Правильно, острые зубы. Молодцы. А каких еще сказочных героев вы знаете? Например, кто еще жил в теремочке? (Схематично рисуют различных сказочных героев) Вот как много героев сказок мы с вами нарисовали. А сейчас я выложу из изображений героев какую-нибудь сказку, а вы мне ее назовете, отгадаете, схему какой сказки я выложила.

Игра «Отгадай сказку по схеме».

Молодцы! Все-то вы знаете. Все сказки угадали. Тогда для вас следующее задание.

Упражнение «Выложи схему сказки»  

Выложите мне, пожалуйста, схему сказки «Репка». Все у нас герои сказки есть или что-то надо дорисовать? Правильно, надо дорисовать репку. Что нам нужно дорисовать, чтобы из круга получить репку? Правильно, надо дорисовать корешок и листья. Так, теперь все герои готовы, приступаем к выкладыванию схемы. Так, давайте проверим, вся ли схема выложена правильно. (Рассказывают по схеме сказку «Репка») Молодцы! А сказку «Теремок» хорошо знаете? Давайте выложим схему этой сказки, ведь все герои у нас уже есть.  Умницы все справились с заданием.

-Ну, а нам пора прощаться.

И со сказкой расставаться.

Закончились наши большие дела,

И нам в детский сад возвращаться пора. Становитесь все за мной.

Мы шагаем друг за другом

Лесом и весенним лугом.

Носом глубоко дышите,

Спинки ровненько держите! (Вдох - выдох)

- Ой, посмотрите, волшебный сундучок! А что же внутри?  А внутри угощение и какая-то записка. Давайте ее прочтем.

«Дорогие ребята! Мы, звери, живущие в лесу и герои сказок, благодарим вас за то, что вы помогли нам, разрушили чары злого волшебника и освободили нас всех! И за это мы дарим вам вот это угощение. Кушайте на здоровье! Дикие животные и герои сказок».

Рефлексия. Ребята! А как вы думаете, что мы сделали для животных? А для сказочных героев? Правильно, все вы сегодня постарались, сделали много доброго, очень хорошо занимались и полностью заслужили угощение, но давайте поделимся им с нашими гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Составление описательного рассказа о диких животных с использованием схемы"

Программное содержание:  учить детей составлять описательные рассказы о   диких животных, используя при этом план - схему; продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности выск...

Методическая разработка занятия с детьми подготовительной группы по речевому развитию на тему Составление описательного рассказа о диких животных

Методическая разработка занятия с детьми подготовительной группы по речевому развитию на тему Составление описательного рассказа о диких животных...

КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе (5-6 лет) «Составление описательных рассказов о диких животных нашего края с использованием схем».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 12 «Березка»города Стародуба Брянской области   КОНСПЕКТнепосредств...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление описательного рассказа о диких животных»

Тема: Составление описательного рассказа о диких животных.Задачи:- Формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения.- Совершенствовать умение согласовывать слова в...