Коспект НОД в старшей группе " Свойства воды"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Копьёва Марина Владимировна

Цель:  уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья.
Задачи:

-познакомить детей со свойствами воды, способах очистки воды;

-формировать у  детей навыки проведения лабораторных опытов;

-развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов наблюдений и проведения экспериментов;

-активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_svoystva_vody.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

по экологии

в старшей группе « Свойства воды»

Автор- составитель: воспитатель МБДОУ                               «Детский сад №229» г.о. Самара

Копьёва Марина Владимировна

 Конспект НОД  по экологии в старшей группе « Свойства воды»

Цель:  уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья.
Задачи: 

-познакомить детей со свойствами воды, способах очистки воды;

-формировать у  детей навыки проведения лабораторных опытов;

-развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов наблюдений и проведения экспериментов;

-активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Оборудование:

Глобус, аудиозапись шума и плеска воды,  графин с водопроводной водой,  фильтр из нескольких слоев салфеток, воронка,  банка, иллюстрации с изображением различных водоемов

На каждого ребенка: 2 стакана с питьевой водой, один стакан с молоком, чайная ложка, кусочек сахара, солонка с пищевой солью, гуашевые краски.

ХОД НОД

Ребята, сегодня у нас не простое занятие. Наша группа превратилась в лабораторию. А мы исследователи. А что делают в лаборатории? Правильно, проводят эксперименты. Нас ждут интересные эксперименты и открытия. А как надо вести себя в лаборатории? Вы готовы? Но, чтобы узнать предмет нашего исследования нам надо угадать загадку:

Если на нос села клякса, кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама, ни готовить, ни стирать? Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба, чтобы плыли корабли, чтоб варились кисели. Чтобы не было беды. Жить нельзя нам без… (воды). Верно!

Воспитатель. Дети, кто нам скажет, где вы видели воду?

Дети. В реке, ручейке, болоте, в пруду, в озере, в море.

Воспитатель. А еще вы видели дождь, лужи после дождя. Может кто – то из вас отдыхал на море? Расскажите, какое оно море: огромное, безбрежное, какие высокие волны гуляют по морю, как много в нем воды!

Вода попадает в наши дома, школу по специальным трубам. Мы используем водопроводную очищенную воду.
• Как человек использует воду?

Воспитатель. Как вы думаете, растениям нужна вода? (ответы детей)

А животным нужна вода? Для чего? (ответы детей)

Воспитатель. Дети, а кто живет в воде? (ответы) 

Показ глобуса). Знаком ли вам этот предмет? Как он называется? Это глобус — так выглядит наша планета Земля уменьшенная во много-много раз.

Синий цвет на глобусе означает … что? Воду. Как по-вашему, много ли воды на нашей планете? Много. Давайте покрутим глобус быстро-быстро. Кажется, что вся планета синего цвета — покрыта водой. Действительно, на Земле очень много воды. Но почти вся она в морях и океанах, а значит какая на вкус? Соленая. Годится соленая вода для питья? Нет, соленая вода не пригодная для питья. Пресной воды на нашей планете не много. Есть на земле места, где людям не хватает пресной воды. Именно поэтому нельзя понапрасну ее лить. Пресную воду, нужно беречь.
На нашей планете много больных мест. Это случилось потому, что люди построили много заводов, фабрик, электро- и атомных станций. От этих предприятий загрязняется воздух – его загрязняет дым, который выходит в небо от труб, газы от машин. Люди моют машины в прудах, реках. При мытье посуды и стирке, используют стиральные порошки, жидкость для мытья посуды, от этого происходит загрязнение воды. Мы не только используем воду, но и загрязняем ее. В ней находится много ядовитых кислот, солей, моющих веществ. Это приводит к загрязнению воды в окружающей среде. От этого гибнет много растений, животных. Гибнет природа. Наша планета просит помощи.
Чтобы помочь ей, нужно научиться любить природу, любить ее с детства.

Физкультминутка:

  • Ребята, а сейчас мы немного отдохнем.

Над волнами чайки кружат,  (дети кружатся на месте)

Полетели за ними дружно

Брызги пены, шум прибоя

А над морем – мы с тобою.  (Дети машут руками словно крыльями).

Мы теперь плывем по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй. (Дети делают плавные движения руками, плывут).

А сейчас я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию

Эксперимент №1 « Вода прозрачная»

Воспитатель. Перед вами 2 стакана, в одном вода, вы уже знаете. В другом – молоко. Опустите чайные ложечки в стаканы с водой и молоком. Что вы видите?

Дети. В стакане с водой ложка видна, а в стакане с молоком нет.

Воспитатель. Вывод: значит вода чистая прозрачная, а молоко нет.  ( воспитатель предлагает детям придумать и нарисовать на мольберте знак . обозначающий прозрачность воды)

Эксперимент№2 «Вода может принимать вкус».

Воспитатель: - Ребята, вы сказали, что вода не имеет вкуса, она безвкусная. Посмотрите, у нас на столе стоят тарелочки с солью и сахаром, давайте добавим их в наши стаканчики с водой и посмотрим, что будет!

Дети ложечками добавляют соль и сахар в стаканчики и размешивают.

Воспитатель: - Ребята, а куда же делись соль и сахар, которые мы добавили в воду?

Ответы детей.

Воспитатель: - Они исчезли, растворились! А теперь, давайте снова попробуем воду. Какая она стала на вкус?

Ответы детей (сладкая, соленая)

Вывод: Вода может растворять некоторые вещества и приобретать вкус, растворенного в ней вещества.

Эксперимент №3. « Вода не имеет запаха»

Воспитатель. Дети, у вас на столах стаканчики с жидкостями. Возьмите стаканчик с водой и понюхайте ее. Имеет вода запах?

Дети. Нет, вода не пахнет.

Воспитатель добавляет в воду несколько капель лимонного и клубничного концентрата и предлагает снова понюхать воду 

Вывод: Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.

Эксперимент №4 «Вода может менять цвет».

Воспитатель: - Ребята, мне стало интересно, если вода может менять вкус, а может ли она менять свой цвет? Ведь мы с вами знаем, что чистая вода -прозрачная! Давайте проверим! Возьмем кисточки и добавим краску в воду.

Действия детей.

Воспитатель: - Что же случилось с водой? Она поменяла свой цвет.

Вывод: Вода приобретает цвет, растворенного в ней вещества


Эксперимент №5 «Фильтрование воды» 

Воспитатель. А сейчас, дети, посмотрим, какая вода течет у нас из- под крана. Посмотрите (показываю графин с водой) на первый взгляд вода чистая. Вода из большой реки течет по специальным водопроводным трубам, тщательно очищается, фильтруется. Ее очищают на водоочистительных станциях. Из воды удаляются частицы грязи, водоросли, песчинки. Но и такую воду, как вы убедились, дома еще нужно очищать, фильтровать через домашние фильтры (показываю фильтр «Барьер»), а потом кипятить. При кипячении в воде убиваются микробы.  

Сейчас мы попробуем сами очистить воду с помощью фильтра.

- В стакан с водой добавьте песок и перемешайте. Какой стала вода? Вода стала мутной. Попробуем очистить воду с помощью самого простого фильтра — тряпочки из ткани. Перелейте в пустую банку через ткань мутную воду. Какая вода попала в стакан? Чистая, не мутная, а прозрачная.
Вывод: песок остался на ткани, а в стакан попала очищенная от него вода. Ткань стала фильтром для очистки мутной загрязненной воды.

Воспитатель. Дети давайте повторим для свойства воды, о которых мы сегодня узнали. (Дети перечисляют свойства воды, опираясь знаки, которые придумали)

Вы молодцы, а давайте проверим, дальше ваши знания поиграем в игру «Что? Где? Когда?»
Предлагается игра
За стол с разложенными вопросами, дети подходят и выбирают конверты, воспитатель читает вопрос

Вопросы:
1.Где на планете встречается вода?
2.Для чего человеку нужна вода?
3.Почему чистой воды становится меньше?
4.Чем опасна загрязненная вода и для кого опасна?
5.Что могут сделать люди для сохранения чистоты воды в водоемах?
6.Что значит «экономно расходовать воду