Педсовет "Методика экологического воспитания "Азбука природолюбия" в соответствии с ФГОС ДО". Уровень ДОУ, 2017г.
учебно-методический материал по окружающему миру

Шишова Юлия Анатольевна

Воспитатель МДОУ №51  Шишова Юлия Анатольевна выступила перед педагогами  с докладом и презентацией  "Взаимодействие с семьями воспитанников, формы работы по экологическому воспитанию" на педсовете, который состоялся 28 апреля 2017.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Взаимодействие с семьями воспитанников, формы работы по экологическому воспитанию.

Слайд 3

Показатели экологической воспитанности ребенка

Слайд 4

Для формирования экологической культуры необходимо:

Слайд 5

Сотрудничество ребенок - педагог ребенок - родитель -педагог

Слайд 6

Принципы взаимодействия с родителями

Слайд 7

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию Анкетирование, проведение опросов с целью выявления экологической компетентности родителей.

Слайд 8

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию Родительское собрание

Слайд 9

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.

Слайд 10

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке, на территории детского сада. Акция «Посади дерево»

Слайд 11

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию участие в конкурсах экологической направленности Акция «Поможем птицам» конкурс рисунков

Слайд 12

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию участие родителей в театральных постановках на экологическую тему Экологическая сказка «Весна пришла и сказку принесла»

Слайд 13

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию участие в выставках поделок из природного материала и бросового материала

Слайд 14

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию Привлекаем родителей к проектной деятельности детей по экологическому воспитанию дошкольников. Проектная деятельность способна систематизировать работу по экологическому воспитанию детей, задействовать различные формы работы.

Слайд 15

Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души!

Слайд 16

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №51»

г.о. Электросталь Московской области

Доклад на тему: «Взаимодействие с семьями воспитанников,

 формы работы по экологическому воспитанию».

http://old.wallcoo.net/human/SZ_206_Entironment_03_city_Photo_manipulation/wallpapers/1920x1200/Photo%20manipulation%20of%2003_Human%20and%20Green%20World%20176_City_in_Future.jpg

Воспитатель 1 категории:

Шишова

 Юлия Анатольевна

2017г.

Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!

2017 год – признан годом экологии. И это правильно. Это еще раз обращает наше внимание на одну из главных задач воспитания – это воспитание человека экологически грамотного.

Показателями экологической воспитанности являются:

  • ярко выраженный интерес к окружающему миру, природным явлениям, эмоциональный отклик на их красоту,
  • понимание уникальности живого, сочувствие,
  • сопереживание животным и растениям, находящимся рядом.

Для формирования экологической культуры нужно:

  • дать детям элементарные научные знания о природе,
  • поддерживать интерес к познанию окружающего мира.
  • Для этого прежде всего нужно ребенка научить, как нужно относиться ко всему живому на Земле, ведь от этого зависит доброе и гуманное отношение наших детей к окружающему миру.

Работа по данному направлению невозможна без привлечения родителей воспитанников.

Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. 

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используем как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы основываются на педагогике сотрудничества.

Педагогика сотрудничества основывается на следующих основных  принципах:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагога с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагога с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.

4. Готовимся серьезно.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

Работу следует проводить в двух направлениях:

педагог — родитель

педагог — ребенок — родитель.

Прежде чем выстраивать работу, надо понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат.

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию


    Анкетирование, проведение опросов

Анкетирование, проведение опросов  позволяют выявить экологическую компетентность родителей для последующей разработка плана работы в этой области.

Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.

 Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями по экологическому воспитанию является оформление наглядных материалов для родителей. Это:

  • информационные стенды,
  • буклеты,
  • памятки,
  • стенгазета.

Здесь родителям даются четкие, конкретные, практические советы по узкой теме. При этом родители получают ответы на интересующие их вопросы. Например: что рассказать ребенку, чему научить его, на что обратить внимание.

Здесь же воспитатели предлагают родителям серию вопросов, которые они будут решать вместе с ребенком дома, на природе, а также специальные задания типа: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката. И если подобное предлагать детям и родителям регулярно, то они научатся слушать музыку «лугов и полей, любоваться травами, насекомыми, птицами — одним словом, пристально вглядываться, всматриваться в жизнь».

Детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком как таблица умножения. В этом поможет совместное составление педагогами и родителями правил поведения в природе.

Например.

Лекарственные растения — это общее достояние, это наше богатство, которое надо бережно использовать и охранять. Собирать растения нужно грамотно, со знанием дела. Не разрешайте детям бесцельно их рвать.

Насекомые опыляют растения, создают красоту нашему лугу. Ловля их — браконьерство. Без бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел наш луг — не луг. Не ловите бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел.

Ягоды — источник пищи не только человека, но и животных. Сборы ягод в букетики дорого обходятся растениям: они долго болеют и даже могут погибнуть. Ягоды, орехи собирайте так, чтобы не повредить веточки.

Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей в природе, например, не затушенным кострам, оставленному мусору. Для приобретения опыта поведения в природной среде мы используем такую форму работы как создание экологических ситуаций, решить которые предлагается родителям вместе с детьми дома.

Например. Дети нашли в лесу ежика и принесли его домой. Хорошо ли это для ежа?

На ваших глазах малыш подбежал к стае голубей и разогнал их.

Дайте оценку этому поступку.

Очень важно:

  • все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены;
  • содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;
  • оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);
  • содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.

Пробудить интерес к жизни детей в ДОУ, привлекаем родителей к участию в мероприятиях экологической направленности.

Основные формы работы с родителями.

Родительское собрание.

Практика показывает, что традиционные родительские собрания и консультации не дают нужного эффекта, потому что родители принимают в них лишь формальное участие. Анализируя проведенные родительские собрания, наш коллектив педагогов пришел к выводу, что нетрадиционные формы проведения этих мероприятий больше привлекают родителей и наиболее интересны. Это собрания в форме дискуссий, КВН, диспутов.

 При выборе форм общения с родителями надо помнить: нам следует отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов. Например, при организации родительского собрания на тему «Войди в природу другом» сначала мы провели предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем. Родительское собрание начали с КВНа между командой детей и родителей, затем, после ухода детей, проанализировали вместе с родителями данное мероприятие.

Досуговые формы организации общения.

Традиционным и важным для всех участников педпроцесса нашего детского сада является участие родителей в театрализованных играх экологического содержания, в которых родители и дети являются равноправными участниками «Праздник урожая», «Мисс Осень».

В детском саду проводятся родительские собрания на темы: «Природа и мы», «Мы твои друзья природа», «Добро пожаловать в экологию», «Воспитание у детей интереса к окружающему, любви к природе», и т. д.

Проведение разнообразных конкурсов и выставок

позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединиться родителям одной группы, повышает инициативность неактивных родителей.

 Например, участие в акции «Покормите птиц». Родители с удовольствием мастерят с детьми дома кормушки.

Родители с большим желанием и энтузиазмом, проявляя творчество и фантазию, участвуют в экологических конкурсах  (выставка работ, родителей, детей и воспитателей из природного материала на разные темы, такие как «Необычное из обычного»«Осенние чудеса»«Подарки осени», работы из природного материала; «Наши руки не для скуки», поделки из бросового материала., «Новогодняя елочка»«Страна необычных цветов»).

Театральная деятельность.

Традиционным и важным для всех участников педпроцесса нашего детского сада является участие родителей в театрализованных играх экологического содержания, в которых родители и дети являются равноправными участниками (экологическая сказка «Весна пришла и сказку принесла»).

Метод проектов.

В своей работе используем технологию метода проекта. Важное место в технологии занимает игра — несложная сюжетная или подвижная, с имитацией движений животных со звукоподражанием им.

Привлекаем родителей к проектной деятельности детей по экологическому воспитанию дошкольников.

Проектная деятельность способна:

  • -систематизировать работу по экологическому воспитанию детей, задействовать различные формы работы.
  • - установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
  • - объединить усилия для развития и воспитания детей;
  • - создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  • - активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
  • - поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей по экологическому воспитанию можно осуществлять по-разному.

Безусловно, процесс формирования экологических ценностей у детей и родителей сложен и проблематичен, поскольку зависит не только от содержания экологического воспитания в образовательном учреждении, но и от реальной жизненной обстановки.

Поэтому самое главное - личная убежденность педагога, его умение пробудить у родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания дошкольников.