Методические рекомендации по предметно-развивающей среде ДОУ по экологическому воспитанию в соответствии с ФГОС ДО
консультация на тему

Озерных Любовь Викторовна

Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры. Основная цель экологического воспитания – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx23.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Елочка»

 

Консультация

для педагогов ДОУ на тему:

«Методические рекомендации по предметно-развивающей

 среде ДОУ по экологическому воспитанию

в соответствии с ФГОС ДО»

Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.

     Основная цель экологического воспитания – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

     Задачи экологического воспитания у дошкольников: формировать осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе; формировать умения и навыки по уходу за растениями и животными, воспитывать чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду, заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой, воспитывать эстетические и патриотические чувства;

     Задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой у дошкольников формируются экологические знания, любовь к природе, стремлении беречь, приумножать ее, формирование умений и навыков деятельности в природе.

    Разработка и реализация экологических программ сопровождается:

- Р.I п. 1.1. ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

- Р.I п. 2.8 Содержание образовательной программы дошкольного образования должно отражать аспекты образовательной среды для ребенка: предметно-пространственная развивающая экологическая среда, характер взаимодействия с ребенком, характер взаимодействия с другими детьми, система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому

- Относительно новые формы методической работы по экологическому образованию, связанные с использованием ИКТ: - электронные рассылки материалов - онлайн конференции, семинары - вебинары; скайп-консультации - мастер-классы, тематические консультации в интерактивном режиме на сайтах муниципальных методических служб - виртуальные методические выставки образовательных ресурсов - Интернет – мастерские.

Выделяют следующие направления инновационной деятельности:

-Реализация личностно-деятельностной технологии развития интегративных качеств дошкольников в информационно-образовательной среде ДОУ                        

-Обеспечение комфортных условий для личностного развития и социализации обучающихся через проектирование, организацию и осуществление событийного подхода.                                                                                

 - Инициирование процессов педагогически обоснованного включения средств информационно-коммуникационных технологий в организацию образовательных событий.                                                                                                                

 - Преобразование развивающей предметно-пространственной экологической среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования.                                                                                    - Разработка механизмов и инструментов реализации ФГОС дошкольного образования, способствующие повышению уровня профессиональной компетентности педагогов в области экологического образования в профессиональной деятельности.                                                                                - Внедрение новых форм сотрудничества с родителями, социальным окружением, используя ресурс информационного обеспечения субъектов образовательного процесса, принципы событийного подхода.

Эти направления экологического воспитания успешно реализуются посредством инновационных видов образовательных технологий, таких как:  - проектные методы,                                                                                                     - экологическая тропинка,                                                                                        

- социально-игровые методы,                                                                                                            - мультимедийная презентация,                                                                                      

- использование компьютерных технологий

Развивающая предметно – пространственная среда — это система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка. Она предполагает единство социальных, предметных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка, и включает ряд базисных компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. К ним относятся природные среды и объекты, культурные ландшафты (парк, сад), физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, детская библиотека, игротека и видеотека, дизайн-студия, музыкально-театральная среда, предметно-развивающая среда занятий, компьютерно-игровой комплекс и др. Базисные компоненты развивающей среды обеспечивают разнообразие детской занятости по интересам, а также обладают релаксирующим воздействием на личность ребенка. Напротив, пустое и однообразное по содержанию предметное пространство утомляет, побуждает к безделью и агрессии.
        Этот процесс должен соответствовать целям создания развивающей предметной среды как таковой, то есть способствовать развитию ребенка в целом, формированию его как личности, удовлетворять его потребности в различных видах деятельности. Главной же задачей является создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализации новых идей об универсальности и самоценности природы.

        В рамках экологического образования предметно – пространственная среда в дошкольном учреждении способствует:

  • познавательному развитию ребенка (создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; формирование интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);
  • эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, формирование умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм);
  • предпочтение объектам природы перед искусственными предметами;
  • оздоровлению ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное оформление, озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);
  • формированию нравственных качеств ребенка (создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитания чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы);
  • формированию экологически грамотного поведения (навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе);
  • экологизации различных видов деятельности ребенка (создание условий для самостоятельных игр, опытов с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изодеятельности и т.п.).

      Любая развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. С точки зрения экологического образования можно выделить традиционные и нетрадиционные для дошкольных учреждений элементы развивающей предметной среды. В таблице перечислены функциональные роли различных элементов развивающей предметной среды и их использование для проведения разнообразных занятий.

Элементы предметно – пространственной среды

Элементы РППС

Функциональная роль

Формы и методы работы

Экологический кабинет

Обучающая, релаксационная

Экологические занятия, игры, самостоятельные игры в уголке природы

Лаборатория

Обучающая, познавательная деятельность, умственное развитие

Проведение исследований, экспериментирование, наблюдения

Живой уголок

Релаксационная, познавательная, развитие эмоциональной сферы, приобретение навыков ухода за живыми организмами, воспитание, бережного отношения к живым существам


Наблюдение, уход за растениями, животными

Библиотека

Познавательная, формирование интереса к чтению

Чтение, рассматривание иллюстраций в книгах о природе, проведение бесед, обсуждений прочитанного, проведение конкурсов

Экологическая тропинка

Познавательная, развитие эмоциональной сферы, общение с природой

Проведение комплексных занятий, учитывающих сенсорное развитие ребенка, закрепление материала, знакомство с природными объектами, игры, театрализованные занятия, исследовательская работа

Огород, сад

Воспитание трудовых навыков, эстетическая, познавательная, оздоровительная, развитие эмоциональной сферы, выработка навыков экологически безопасного поведения

Уход за растениями, наблюдения, сбор и использование экологически чистого урожая, знакомство с правилами экологической безопасности

Территория детского сада (ландшафтные, архитектурные объекты)

Познавательная, эстетическая, игровая, развитие эмоциональной сферы

Создание фрагментов природных и культурных ландшафтов, элементарных архитектурных сооружений, игровых и спортивных площадок, которые будут использоваться для экскурсий, игр, проведения фольклорных праздников

Музей, картинная галерея

Краеведческая, познавательная, историческая, этнографическая, ландшафтная, культурная, семейная, эстетическая

Экскурсии в местные музеи, галереи, изучение картин с пейзажами, создание музеев и мини-музеев в ДОУ

Театральная студия

Эстетическая, развитие фантазии, речи, актерских данных через участие в экологических постановках

Экологические инсценировки, спектакли с участием детей, кукольные спектакли экологического содержания, театр кукол, сделанных из бросового материала

Музыкальный зал

Эколого-эстетическая

Проведение экологических, фольклорных праздников, музыкальных занятий, связанных с темой природы

Физкультурный зал

Оздоровление, развитие эмпатии к живым существам, физическое развитие

Подвижные игры, упражнения-перевоплощения в растения и животных, эстафеты, эколого-оздоровительные прогулки

Коридоры, холлы

Познавательная, развивающая, эстетическая

Создание отдельных уголков, ландшафтных пейзажей, фольклорных элементов, мини-планетариев, картинных галерей, оформление информации о программе и т.п.

Уголки в группах (экспериментальные, природные, выставочные)

Познавательная, эстетическая, эмоциональное развитие, интеллектуальное развитие, развитие воображения, приобретение навыков самостоятельной работы

Самостоятельные исследования, игры, общение с живыми организмами и уход за ними, тематические выставки детских работ

Фитобар

Оздоровительная, познавательная, релаксационная

Ознакомление с растениями в процессе лечебных процедур

Все вышеописанные элементы могут быть объединены в экологический комплекс дошкольного учреждения.

Использованные источники.

1.Приказ Минобрнауки  России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»  (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384)

2. Ахунзянова В. Моделирование предметно – развивающей среды в ДОУ в условиях переходного периода к ФГОС [Электронный ресурс] / Ахунзянова В. // Социальная сеть работников образования.

4.Дорошина И.Г. Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни с учетом ФГОС [Электронный ресурс] / И.Г.Дорошина //Социальная сеть работников образования.

7.Тимофеева И.В. Развивающая среда для экологического образования: экологические комплексы в ДОУ [Электронный ресурс] / И.В.Тимофеева // Социальная сеть работников образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГОС"

Развивающая предметно-пространственная среда должна: 1)обеспечивать реализацию различных образовательных программ;в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия...

Методические рекомендации к составлению календарного плана в группе в соответствии с ФГОС ДО

Предлогаемый алгоритм для составления и проверки календарного планирования воспитательно-образовательной работы в группе окажет конкретную консультативную помощь педагогам и старшим воспитателям в сов...

Методические рекомендации по созданию предметно-пространственной среды дома в соответствии с ФГОС

Методические рекомендации по созданию предметно-пространственной среды дома в соответствии с ФГОС...

Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО

Предметно-пространственная среда в группе детского сада должна быть развивающей, т.е. должна создать возможности для расширения опыта эмоционально-практического взаимодействия дошкольника со взрослыми...

Методические рекомендации : организация развивающей предметно- пространственной среды ДОУ в соответствии с ФГОС.

Методические рекомендации : организация развивающей предметно- пространственной среды ДОУ в соответствии с ФГОС представлены в помощь педагогам ДОУ....

Методические рекомендации по предметно-развивающей среде детского сада в соответствии с ФГОС ДО

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)...

Консультация для педагогов "Методические рекомендации по предметно развивающей среде детского сада в соответствии с ФГОС ДО"

Основная форма работы в ДОУ является игра, поэтому развивающая среда в группе должна постоянно обновляться....