Квест – игра «Путешествие по родному краю».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Старова Саглара Владимировна

Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игра-квест269.7 КБ

Предварительный просмотр:

Квест – игра «Путешествие по родному краю».

Цель: Познакомить детей с геральдикой Чукотского АО.

Области интеграции: социально-коммуникативное развитие, речевое, физическое, познавательное.

Задачи:

Образовательные:

  1. Учить детей читать карты – схемы, ориентироваться в пространстве относительно себя.
  2. Обобщить и закрепить представление детей о родном крае.
  3. Закрепление представлений о родном крае.

Развивающие:

  1. Развивать память, воображение, внимание и зрительное восприятие.
  2. Расширение словарного запаса.

Воспитательные:

  1. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу.
  2. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности
  3. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Здоровьесберегающие задачи: использовать смену деятельности детей.

Методы и приёмы:

игровые: игровая ситуация, загадки, игра, сюрпризный момент

словесные: загадки, стихи,  беседа, объяснения;

наглядные: иллюстрации.

Формы организации: коллективная, индивидуальная…

Длительность: 30 минут.

Активизация словаря: белый медведь, олень, песец, морж, полярный волк, полярная сова…..

Предварительная работа: экскурсия в музей, детскую библиотеку; разучивание стихов о родном крае, отгадывание загадок, чтение чукотских сказок, просмотр презентаций о родном крае, репродукций, беседы о родном крае, рассматривание иллюстраций районов: Анадырский, Иультинский, Чаунский, Билибинский, Провиденский, Чукотский.

Технологии: ИКТ – проектор,

Материал к занятию: карта маршрута, яранга, презентация «Северное сияние», музыкальное сопровождение, магнитная доска

Ход квест - игры:

Ритуал приветствия.

Воспитатель:    Все собрались? Все здоровы?

                             Дети вы играть готовы?

                             Ну тогда, не ленитесь! И в кружочек становитесь!

Воспитатель: Дети, наша страна огромна. Разные народы живут в нашей стране. А где мы с вами живём? (в Чукотском АО)

Воспитатель: Правильно. Чукотский АО – это наша малая Родина, родной край. (слайд 1- изображение карты ЧАО)

Воспитатель: Ребята, сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие по родному краю.  А вам когда - нибудь приходилось путешествовать?

Воспитатель: Что означает слово «путешествие»? (куда - то ехать и узнавать что то новое).

Воспитатель: Ребята, прежде чем отправиться в путешествие нам необходимо взять с собой карту – схему. (слайд 2 карта-контур)

Воспитатель: - Ой, что произошло с картой, здесь не хватает элементов, они пропали.

(появляется изображение компьютерного вируса – слайд 3-видео)

Вирус: «Ха – ха – ха…. Ага! Ни ждали? Это я, компьютерный вирус. Чтобы получить части карты, вам придётся потрудиться. Я приготовил  препятствия на вашем пути. За каждое правильно выполненное задание вы получите часть карты Чукотского АО.» (слайд 4 карта-контур)

Воспитатель: У нас была целая карта, на которой были изображены районы Чукотского АО. Районов шесть: Анадырский, Иультинский, Чаунский, Билибинский, Провиденский, Чукотский. Но какой район и где он находится, мы теперь не можем определить, пока мы там не побываем и не восстановим файл карты.

Воспитатель: Ну что мы постараемся справиться со всеми трудностями? (ответы детей)

Воспитатель: - А какие предметы могут нам пригодиться в путешествии?         Игра - имитация (самомассаж – «одежда»)

 (Проговаривается: тёплую одежду – чтобы не замёрзнуть, очки – чтобы не ослепил глаза, фонарик – чтобы он освещал нам путь в тёмное время суток, компас – чтобы компас нам правильно указал путь).

Если дети не называют компас:

Воспитатель: Ребята, а какой предмет нам необходим для определения пути? (Компас – чтобы нам правильно указал путь)

Загадка:          В кармане моём — замечательный друг:

                        Он знает, где север,

                        И знает, где юг.

Воспитатель: Давайте, с помощью компаса, определим в каком направлении нам двигаться. Стрелки компаса нам укажут путь.

Воспитатель: А как вы думаете, на чём можно путешествовать на Крайнем Севере? (на самолёте, вертолёте, оленях, лыжах, собаках, вездеходе).

Воспитатель: Сейчас вы сами выберите себе вид транспорта, на котором мы начнём наше путешествие. И в этом нам поможет кубик.

(дети подкидывают кубик, на сторонах которых изображён вид транспорта)

Воспитатель: Вы готовы к путешествию?

(звучит фонограмма вида транспорта, музыка «Где - то на белом свете…» -  на лыжах, собаках)

Воспитатель:  Вот мы с вами оказались в тундре.

(Вместе с детьми имитируем движения по кругу под музыку.

Слайд 5 - «Северное сияние»

затем останавливаемся и наблюдаем северное сияние).

Ребёнок:  Что за чудо чудеса

                  Загорелись небеса

                  Ой, горит, пылает пламя

                  Над сверкающими льдами.

Воспитатель: Смотрите, какое красивое явление природы.  А как оно называется? (ответы детей)

Воспитатель: Длинными полярными ночами жители севера могут наблюдать «северное сияние».

Воспитатель:  Ребята, вот мы с вами добрались до первого пункта нашего путешествия.

Ребёнок (представитель  района): Здравствуйте, рады видеть вас на нашей земле. Вас приветствует Билибинский район.

Воспитатель: Административный центр билибинского района — город Билибино.

(слайд 6 – изображение города)

Назван этот город в честь геолога Юрия Александровича Билибина. Ю́рий Алекса́ндрович Били́бин — советский геолог, который открыл Северо-Восточный золотоносный регион. (слайд 7 – портрет Билибина)

Билибинский район находится в западной части Чукотского автономного округа. Рядом с Билибино расположен одноимённый аэропорт Билибино. Всего насчитывается 5 сельских населённых пунктов (АнюйскИлирнейОмолонОстровноеКепервеем) и 1 город (Билибино)

(слайд 8 – населённые пункты)

Воспитатель: У каждого района есть свой герб. Ребята, а давайте вспомним, что такое герб? (Герб — изобразительный опознавательный знак, служащий для отличия, города, территории, государства). 

Воспитатель: Давайте познакомимся и рассмотрим герб Билибинского района.

Герб, на котором изображены:

Основными элементами герба Билибинского района восьмилучевые золотые  звезды на  красном поле. Билибинский район является основным месторождением на Чукотке  рассыпного золота. Золото в геральдике также символ прочности, величия, интеллекта, великодушия. Звезды, уложенные в два цикламора накрест - две атомные орбиты, символически отражающие действующую в районе Билибинскую АЭС.

(слайд 9 – растительность)

Ребёнок - Лиза: В Билибинском районе тундровой покров разнообразен растительностью. Большие деревья не могут расти на вечной мерзлоте, растут только карликовые, меньше человеческого роста – это место называется тундрой. Зимой вся тундра покрыта снегом, зато летом очень красиво, появляются цветы. В нашей тундре много разных целебных растений и ягод: брусника, клюква, морошка. (слайд 10,11,12)

Интерактивная дид.игра «Что лишнее»: (слайд 13,14,15)

1.Княженика, земляника, голубика

2. Крыжовник, морошка, брусника

3. Клюква, малина, шикша.

Все эти ягоды содержат много витаминов, которые необходимы организму.

Ребенок представитель  района Угощает дарами природы.(ягода)

Воспитатель: Спасибо большое, было очень у вас интересно. Теперь будем к вам приезжать за вкусными ягодами.

(на экране появляется изображение Билибинского района в цвете – слайд 16)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экране появилось изображение Билибинского района. Кажется вирус начал отступать. А мы отправляемся дальше. Но прежде нам надо выбрать транспорт. Бросайте кубик.

 (звучит фонограмма вида транспорта, музыка «Где - то на белом свете…» -  на лыжах, собаках)

Ребёнок (представитель района):  Здравствуйте, ребята. Вас приветствует Анадырский район.

Воспитатель: Административный центр Анадырского района — город Анадырь. В Анадырском районе 15 населённых пунктов в составе 2 городских и 10 сельских поселений. Расположен на юге ЧАО. Воздушными воротами района является международный аэропорт Угольные Копи, откуда налажено регулярное сообщение со всеми населёнными пунктами Чукотки. Анадырский район самый крупный среди районов Чукотского автономного округа.

Воспитатель: Ребята, а в каком городе мы проживаем? (Анадырь)

Воспитатель: Город Анадырь не входит  в состав Анадырского района, так как он является административным центром  ЧАО. У него есть свой герб.  

Воспитатель: Давайте познакомимся и рассмотрим герб Анадырского района.  Герб, на котором изображены:

В лазоревом поле, обремененной двумя золотыми сообращенными рыбами и имеющей составную из червленых и серебряных треугольников кайму, идущий и обернувшийся серебряный, с золотыми копытами и рогами, северный олень, сопровождаемый вверху справа золотым безантом  (шаром) и поверх него - летящей прямо серебряной чайкой.

Северный олень, изображенный на гербе, играет огромную роль в жизни местного населения: это и транспорт и пища, и теплая одежда. Отношение к оленям здесь особое, они герои многих легенд и преданий, передаваемых из уст в уста, от поколения к поколению.

Пояс из серебряных и красных треугольников, являющийся частью народного орнамента, символизирует мирную жизнь многонационального района.

Летящая на фоне солнца чайка символизирует район как воздушные ворота Чукотки.

Воспитатель: Смотрите, кто это?

 (Появляется северный олень.) – Вова В.

Ребёнок-олень: Здравствуйте, ребята. Я северный олень. Самое красивое животное крайнего севера. Посмотрите, какой у меня густой и мягкий мех, крепкие ноги, красивые и ветвистые рога. Крепкие копыта помогают мне добывать себе под толщей снега еду, а питаюсь я ягелем и оленьем мхом. А ещё я могу бегать по рыхлому и глубокому снегу,  не проваливаясь.

Воспитатель: А каких ещё животных, населяющих тундру вы знаете? (медведи, волки, лисы, зайцы, песцы).

Воспитатель: Ребята, а кто знает, какие животные занесены в Красную книгу?

(ответы детей).

Ребёнок-олень: Хотите прокатиться?

(дети становятся по парам и следуют за оленем)

Воспитатель: Эй, беги, беги олень, через тундру веселей!

(под песню «Мы поедем, мы помчимся на оленях  утром рано…» дети передвигаются имитируя езду на олене)

Ребёнок-олень: Едем, едем по сугробам, 
                            По заснеженным дорогам. 
                            Нарты под гору летят
                            И бубенчики звенят. 
                            Мимо нас мелькают льдины
                            День такой морозный. 
                            Стоп, приехали, ура! 
                            Выходите, детвора! 

Воспитатель: Спасибо большое, было очень у вас интересно.

 (на экране появляется изображение Анадырского района в цвете)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экране появилось изображение Анадырского района.

Воспитатель: Ну, что же пора продолжать наш путь. Давайте выберем вид транспорта. Бросайте кубик.

(звучит фонограмма вида транспорта, музыка «Где - то на белом свете…» -  на лыжах,собаках)

Воспитатель:  Ребята, мы с вами уже много километров проехали, пора сделать привал и погреться у костра.

Игра «Собери картинку» (герб Билибинский и Анадырский на две подгруппы)

Воспитатель:  А мы отправляемся дальше.

(звучит фонограмма того же вида транспорта, музыка «Где - то на белом свете…» -  на лыжах, собаках)

 ( Подходим к яранге)

Воспитатель: - Ребята, смотрите, что за жилище, как оно называется? (Яранга)

Воспитатель: - Кто в нём живёт?

(появляется Северянка) – О.Н.

Северянка: Здравствуйте, ребята! Я жительница Чаунского района.

Воспитатель: Административный центр — город Певек, самый северный город России. Вся территория Чаун-Чукотки находится за Северным полярным кругом.

Певек обладает вторым по величине аэропортом на Чукотке после аэропорта Угольный. Певек имеет морское сообщение с другими районами севера России, и является единственным портом в этой части России, способным принимать суда большого водоизмещения, наряду с другим основным северным портом Мыс Шмидта.

Воспитатель: А теперь давайте познакомимся и рассмотрим герб Чаунского района.  

Герб района, на котором изображены:

В рассеченном сине - голубом и красном поле  золотой шар, и поверх всего - серебряный медведь, стоящий прямо и обернувшийся вправо, держащий в правой лапе перед собой золотую друзу, левой опирающийся на золотой якорь и сопровождаемый в левом верхнем углу серебряной четырехлучевой звездой, лежащей поверх края шара.

Серебряный цвет говорит о бескрайних северных просторах.

Богатства и красоту северной земли показывают золотые друза и солнце.

Якорь - один из древнейших символов человечества, означает надежду, и связан с профессиями моряков, мореплавателей.

Золото в геральдике символизирует богатство, справедливость, уважение, великодушие.

Красный цвет в геральдике символизирует труд, силу, мужество, праздник, красоту. Медведь символизирует смелость, мужество жителей района, проживающих в сложных природных условиях.

Коренное население Севера живёт в  яранге. В ней тепло и уютно.

Северянка: Ребята, а кто из вас может перечислить коренное население Севера?

(ханты, манси, ненцы, эвены, чуванцы, юкагиры, эскимосы, чукчи)

Северянка: Чем они занимаются? (охотой, рыбной ловлей, оленеводством).

Северянка: А кто из вас может рассказать о коренных жителях Севера?

Ребёнок - Оля: Коренное население живёт в ярангах. Ярангу строят из жердей и покрывают оленьими шкурами. У входа в ярангу живёт старая семья, а новая в конце яранги. Народы Севера носят одежду из оленьих шкур, украшенную бисером и вышивкой. Охотники и оленеводы переезжают с места на место и ярангу возят с собой. Так же у народов севера есть свои народные праздники, где местное население любит исполнять народные танцы.

Северянка:  Ребята, а  вы любите танцевать? Предлагаю научиться танцевать чукотский танец. Согласны?

Дети танцуют флэш-моб.

Северянка:  Молодцы, очень внимательные у вас дети.

 (на экране появляется изображение Анадырского района в цвете)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экране появилось изображение Чаунского района. Нам пора отправляться дальше. Выбираем вид транспорта.

Северянка: Впереди у вас дальняя дорога. До свидания.

(звучит фонограмма вида транспорта, музыка «Где - то на белом свете…» -  на лыжах, собаках)

Ребёнок - Лена(представитель  района) - : Здравствуйте, рады видеть вас на нашей земле. Вас приветствует Иультинский район.

Воспитатель: Административный центр — городской округ  Эгвекинот. Название — по ныне заброшенному пгт Иультин.  Иультинский район расположен в северо-восточной части Чукотского автономного округа. Уникальность географического расположения района заключается в том, что бо́льшая часть его территории находится за Северным полярным кругом. 

Воспитатель: Давайте познакомимся и рассмотрим герб  Иультинского района.

В червленом поле с морем в виде лазоревой оконечности - стоящий на выходящем справа золотом берегу серебряный медведь; вдоль левого края две серебряные двухлучевые звезды - одна в червленом поле, другая в лазоревой оконечности.

Две серебряные звезды указывают на то, что большая часть территории района находится за Северным полярным кругом.

Изображение белого медведя символизирует природное разнообразие и богатство района - здесь обитают многочисленные виды млекопитающих, в том числе морских, птиц, рыб, насекомых.

Выступ земли, на котором стоит медведь, указывает на название районного центра - поселка Эгвекинот, которое в переводе с чукотского означает "острая, твердая земля".

Ребёнок - Лена: В Иультинском районе добываются полезные ископаемые, которые  находятся глубоко под землёй. В недрах округа залегают месторождения золота, олова, серебра, меди, вольфрама, ртути, угля, нефти, газа

(показ слайда о полезных ископаемых)

Кроссворд «Помоги геологу» на интерактивной доске.

  1. Без труда не добывается в шахте. (руда)
  2. В воде не тонет, в земле не гниёт, в огне не горит. (уголь)
  3. Он синим цветком расцветает от спичек. (природный газ)
  4. Ни огня, ни света, а огнём блестит.(золото)

(на экране появляется изображение Иультинского района в цвете).

Воспитатель: Спасибо большое, было очень у вас интересно. Ребята, посмотрите на экран. Мы с вами восстановили файл - Иультинский район.  А нам пора продолжать своё путешествие. Бросаем кубик.

(звучит фонограмма вида транспорта, музыка «Где - то на белом свете…» -  на лыжах, собаках)

Ребёнок: Здравствуйте, рады видеть вас на нашей земле. Вас приветствует Чукотский район.

Воспитатель: Административный центр — село Лаврентия. Чукотский район расположен на северо-востоке округа. Это единственный район России, который имеет непосредственный выход сразу к двум океанам —Северному Ледовитому и Тихому. На бо́льшей части района находится природно-этнический парк «Берингия», который создан для сохранения биологического разнообразия местной флоры и фауны.

Воспитатель: В лазоревом поле, вверху золотое возникающее сияющее солнце; внизу, на серебряных волнах - золотая лодка с пятью золотыми гребцами; на носу ладьи - таковой же гарпунщик, правой рукой заносящий золотой гарпун.

Солнце - символ тепла, света, жизни;

Лодка с гребцами и гарпунщиком на носу - символ промысла, связанного с добычей крупных морских животных: китов, тюленей и моржей. В районе созданы общины коренных малочисленных народов Чукотки, основу деятельности которых составляет морской зверобойный промысел. Шестеро людей, сидящих в одной лодке - аллегория шести муниципальных образований (сельских поселений) составляющих единый район;

Лазурь с серебряной волной - символизирует Берингов пролив. Лазурь также символ возвышенных устремлений, искренности, преданности, возрождения.

Золото - символ богатства, стабильности, уважения.

Серебро - символ чистоты, совершенства мира и взаимопонимания; цвет северных просторов Чукотского муниципального района.

Воспитатель: Ребята, в Чукотском районе можно встретить представителей пернатого мира.                           

Ребёнок: На Чукотке встречаются разнообразные птицы как зимующие, так и перелётные. Например: бакланы, вороны, гагары, кулики. На территории Чукотского АО сотрудники национального парка «Берингия» проводят учёт зимующих птиц.

Игра «Узнай по контуру»

(Педагог демонстрирует слайд с контурами птиц Севера.  Дети узнают и называют птиц).

  1.      Ночью ухает: «Ух – ух! »съем любого, кто лопух. 
        Догоню, когтями – цап! Утащу и съем во льдах. 
        У меня желты глаза, перья тонки, белы, 
        Клюв короткий и кривой –я охотник смелый.
    (Полярная сова) .

  1.      Длинношеяя та птица Грациозна, как царица,

               Гладью водной проплывает, Чудно шею извивает. (Лебедь).

  1.      Низко над водой летает,

               Рачков, рыбок примечает,

               Мощным клювом их хватает,

               Тут же разом всё съедает! ( Чайка).

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Мы с вами восстановили изображение Чукотского района.  А нам пора продолжать своё путешествие. Бросаем кубик.

(звучит фонограмма вида транспорта, музыка «Где - то на белом свете…» -  на лыжах, собаках)

Ребёнок: Здравствуйте, рады видеть вас на нашей земле. Вас приветствует Провиденский  район. 

Воспитатель: Административный центр — посёлок городского типа Провидения. Провиденский район находится на востоке Чукотского автономного округа..??? Морской порт + морзверобой…. Провидения - «Ворота Арктики», значение территории как транспортного узла.

Воспитатель: 

В скошенном серебром и лазурью щите в первом поле плывущий кашалот, во втором якорь.

Кашалот символизирует основной вид добычи морезверобойного промысла традиционного природопользования, а якорь символизирует морской порт

Синий цвет означает цвет моря, показывает приморское положение территории и значение моря для жизни и традиционного природопользования.

Белый цвет означает цвет суши, большей частью покрытой снегом.

Воспитатель: Водные просторы Чукотки заселены морскими обитателями.

(показ слайда «Моржи»)

Воспитатель: Ребята, смотрите, кто это?

Ребёнок - Никита: Это моржи. Отдыхать и спать моржи могут прямо в воде. У них внутренние воздушные мешки наполняются воздухом и животное принимает положение как бы стоя и покачиваясь на волнах как поплавок спит. Чем старше морж, тем длиннее у него клыки.

Воспитатель: А зачем ему клыки? (чтобы цепляться за льдины). А ещё у моржа на верхней губе находятся длинные и толстые усы (вибрисы), с их помощью морж обследует дно в поисках пропитания, ведь глубоко подо льдом темно и ничего не видно.

Работа по настенному панно, на котором водные просторы

   Задание: засели море  морскими обитателями

1.В Антарктиде кто живет, обожает снег и лед?

   Вместо плюшек и конфет рыбку кушает в обед.

   Ловит он ее весь день с легкостью! Ведь он - ...Ответ: Тюлень

 2.Неуклюжий и большой, только в море он герой,

   С клыками острыми, как нож, любитель рыбы - бурый... Ответ: Морж

  1. Как по морю-океану, рыба-рыбища плывёт,
    И к огромному фонтану подплывать нам не даёт!

От него волна бежит, ну конечно это - ...Ответ: Кит

  1. Белее снежной белизны, Как пена у морской волны.

Как только взрослым увидали, как мы кита назвали? Ответ: Белуха.

Проведение опыта: «Как жир помогает животным не замёрзнуть от холода».

Воспитатель: Давайте проведем опыт: возьмите полоски бумаги прищепками, окуните в воду. Посмотрите, намокла бумага? (да, намокла).

А теперь опустите бумажку в жир и опустите потом в воду. Что вы заметили? Намокла бумага? (нет).

Теперь вы, ребята, убедились, для чего нужен животным толстый слой жира, который помогает им не только спастись от холода, но и не промокает, когда животное находится в воде.

Демонстрация китового сала «мантак»(анализ увиденного)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Мы с вами восстановили изображение Провиденского района.  А нам пора продолжать своё путешествие. Бросаем кубик.

(звучит фонограмма вида транспорта, музыка «Где - то на белом свете…» -  на лыжах, собаках)

Воспитатель: Ребята, ну что ж, мы с вами сделали большой путь. Давайте посмотрим, что у нас получилось.

(демонстрация результата)

Воспитатель: Вся карта Чукотки собралась .

 (На карте востановленные  файлы карты, но они без названий).

Воспитатель: Ну вот, ребята, с заданиями  мы с вами справились. Карта целая, вирус побежден. А мы с вами узнали много нового и интересного о нашем родном крае. И теперь мы без труда вернемся в наш детский сад. По восстановленной карте.

Воспитатель: Ребята, какая отличительная особенность, изобразительный опознавательный знак, служащий для отличия есть у города, территории, государства? (герб)

Воспитатель: Правильно. А что изображено на каждом гербе, рассказать вам помогут волшебные таблицы.  Давайте вспомним, какие районы мы с вами посетили во время нашего путешествия.

(дети разбиваются по парам, раздаются таблицы)

Иультинский, Чаунский, Билибинский, Провиденский, Чукотский, Анадырский

 (карта с названиями районов)

Работа с мнемотаблицами «Гербы Чукотки»

(раздача таблиц, определение по признакам  районов)

Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться домой , в детский сад.

(звук вертолета)

Воспитатель: Понравилось вам путешествие?  

Воспитатель: Ну что ж, а наше путешествие хотелось бы закончить следующими словами – напутствиями:

Родной край изучай,

Тундру нашу охраняй,

Птиц, зверей  оберегай ,

Никого не обижай.