Квест -игра "Путешествие по родному краю"
методическая разработка (старшая группа)

Фёдорова Наталья Николаевна

Цель:  расширение представления детей о малой Родине в процессе игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._kvest-igra.docx43.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 Степановская  средняя общеобразовательная школа имени Н.К.Иванова

Галичского муниципального района Костромской области

структурное подразделение детский сад

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности

квест - игра  «Путешествие по родному краю»

с детьми старшего дошкольного возраста

группы общеразвивающей направленности

                                                                                 

                                                                               Автор-разработчик:

Фёдорова Наталья Николаевна

воспитатель

стаж работы: 8 лет

                                                                     

   

Тема непосредственно организованной образовательной деятельности: квест-игра «Путешествие по родному краю»

Цель:  расширение представления детей о малой Родине в процессе игры.

Образовательные задачи: 

 Обучающие:

  • учить детей читать карту – схему, ориентироваться в пространстве группы;
  • обобщить и закрепить представление детей о достопримечательностях, растениях и животных родного края;
  • расширять и закреплять представления детей о разных видах профессии;
  • закрепить знания   детей о предметах  русского народного быта и их предназначении;
  • формирование у детей навыков построения связного и целостного описательного рассказа.

Развивающие:

  • развивать память, воображение, внимание и зрительное восприятие;
  • расширение словарного запаса.

Воспитательные:  

  • воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу;
  • формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности;
  • воспитание любви и бережного отношения к природе.

Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Вид детской деятельности, лежащей в основе организации непосредственно организованной образовательной деятельности:  игровая.

Форма организации детей: групповая.

Материал и оборудование: карта –схема маршрута, конверты с заданиями, мнемотаблица «Дикие животные леса»,  карточки с буквами слова Родина, картинки с изображением лесных животных, картинки с изображением профессий, сундук с  предметы народного быта, платочки , музыкальная запись пляски.

Методы и приемы:  игровые: игровая ситуация, загадки, игра, сюрпризный момент; словесные: загадки, стихи,  беседа, объяснения, описательный рассказ; наглядные: иллюстрации.

Предварительная деятельность с воспитанниками: просмотр видео презентации  «Моя деревня Степаново»

 беседы «Моя семья», «Мой адрес», «Улица, на которой я живу» ; экскурсии «По родной деревне», в « Комнату русского быта», разучивание стихов о родном крае, отгадывание загадок,  беседы о животном и растительном мире  родного края, рассматривание фотоматериала «Достопримечательности  д. Степаново»; дидактические игры: судоку «Предметы русского народного быта» , «Профессии».

Планируемый результат: у детей будет сформировано представление о  родном крае

Части НООД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Способы поддержки

детской

инициативы

1 часть – вводная

Цель: Включение детей в игровую ситуацию, настрой детей на предстоящую деятельность.

Создание образовательной ситуации.

  Воспитатель организует детей

 Все собрались? Все здоровы?

 Дети вы играть готовы?

  Ну, тогда, не ленитесь!

  И в кружочек становитесь!

Представляет карту-схему маршрута

-Как вы думаете это что у меня в руках?

-Для чего она нужна?

- А кто ей может пользоваться?

Это карта-схема маршрута , с помощью её можно отправиться в путешествие.

 

Дети собираются в круг

Дети отвечают на вопросы

Поощряет

высказывания детей, уточняет их.

Мотивация детей

на предстоящую деятельность.

Мотивирует детей на предстоящую деятельность 

- А вам,  когда -нибудь приходилось путешествовать?

- Что означает слово «путешествие»?

 (куда - то ехать и узнавать что то новое).

- Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие, по родному краю используя настоящую карту.

Мы много говорили о нашем крае, рассматривали фотографии,  ходили на экскурсии, читали книги.

Проявляют интерес, настраиваются на игру  

Поощряет

высказывания детей, уточняет их.

2 часть – основная

Цель: расширение представления детей о малой Родине в процессе игры.

Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми.

 Воспитатель проговаривает цель предстоящей деятельности:

Во время нашего путешествия мы вспомним все, что вы знаете о родном крае

 Принимают цель предстоящей деятельности.

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым.

Этап осуществления самостоятельной деятельности детей.

Воспитатель знакомит с изображением на маршрутной карте

Давайте рассмотрим маршрутную карту.

 -А вы умеете пользоваться картой схемой?

- Что изображено на карте?

- Что обозначают эти условные знаки?

На ней расположены станции.

На каждой станции вы должны справиться с заданиями. За правильные ответы вы будете получать букву.  В конце путешествия вы должны будите составить слово. Наше путешествие начинается. Отправляемся на станцию №1

1 станция «Историческая»

Воспитатель  задаёт вопросы

1.Как раньше называлась наша деревня? (Степаньково)

2.Почему нашу деревню назвали «Степаново»? (по имени первого жителя)

3.В Степанове  много улиц, и у каждой своё название. Как

называются улицы, на которых вы живете? (дети называют по очереди).

4.На какой улице находится наш детский сад?

5.В нашей  деревне находится ещё много разных зданий. Я вам буду

загадывать загадки, а вы, отгадывая, будете называть эти здания.

Надо хлеба нам купить,

Иль подарок подарить, -

Сумку мы с тобой берем,

И на улицу идем,

Там проходим вдоль витрин

И заходим в…. (Магазин)

Большой, просторный, светлый дом.

Ребят хороших много в нём.

Красиво пишут и читают.

Рисуют дети и считают. (Школа)

Здесь можно опустить письмо,

Отправить телеграмму.

По телефону позвонить

В командировку маме.

Ты можешь здесь купить конверт

Послать посылку срочно.

Всем передать большой привет

Ведь это здание… (почта)

 

Если хочешь умным стать,

Нужно много книг читать.

Чтоб найти все книги века,

Приходи в…(библиотека)

Это что за чудный дом?

Сто детишек в доме том,

Дом детишкам очень рад.

Что же это? (детский сад)

2 станция «Зеленый луг»

Воспитатель загадывает загадки

1.Клейкие почки, зелёные листочки, с белой корой стоит под горой (берёза)

2.Эх, звоночки, синий цвет: с язычком, а звону нет (колокольчик)

3.Её всегда в лесу найдёшь - пойдём гулять и встретим: стоит колючая как ёж зимою в платье летнем (ель)

4.На зеленой хрупкой ножке желтый шарик у дорожки, а состарится - сперва поседеет голова (одуванчик)

5.Я к родной земле приникла и краснею возле пня. Потому и называют люди лаково меня (земляника)

6.Что за дерево стоит: ветра нет, а лист дрожит? (осина)

7.Колосится в поле рожь. Там, во ржи, цветок найдешь: ярко-синий и пушистый, только жаль, что не душистый (василек)

8.Не огонь, а жжется (крапива)

9. Есть у родственницы елки неколючие иголки. Но в отличие от елки, отпадают те иголки (лиственница)

10.Стоит Антошка на одной ножке, кто ни пройдет - поклон отдает (гриб)

11.Весной зеленела, летом загорела, в осень надевала красные кораллы (рябина)

12.Стоят в поле сестрички: желтый глазок, белые реснички (ромашки)

Воспитатель читает физминутку

- Продолжаем путь. Перед нами на пути лесная дорожка.

Раз-два-три, раз-два-три — по дорожке мы пошли.       (Шаг марша).

Петлять тропинка начала среди высоких трав,

По ней шагаем мы легко, головушку подняв.                (Ходьба змейкой).

Вот мы кочки увидали, через них мы прыгать стали. (Прыжки с продвижением вперед).

3 станция «Лесная»

- Вот и попали мы в красивый лес. Чудесна, богата и разнообразна природа нашего края!

- Ребята, а для чего человеку нужна природа?

- Какой чудесный воздух! И дышится легко. Давайте, ребята, подышим чистым, лесным воздухом.

Упражнение на дыхание «Аромат леса». Через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося «А — ах!».

- Ребята, а кто из вас скажет, чем пахнет в лесу? (Свежестью, травою, цветами и т.д.).

- А, что мы услышим в лесу? (Пение птиц, жужжание насекомых и т. д.).

- Где-то на лесной полянке спрятаны картинки с изображением лесных жителей. Попробуйте их найти.

- Какие животные обитают в наших лесах?

С помощью мнемотаблицы «Дикие животные леса»  составьте описательный рассказ

Вы хорошо знаете животных нашего края! Молодцы! Вы получаете третью  букву.

И мы отправляемся дальше в путь.

Мы шагаем, мы шагаем, руки выше поднимаем,

Голову не опускаем, дышим ровно, глубоко.

Мы походим на носочках, а потом на пяточках.

Пойдём мягко, как лисята. И как мишка косолапый,

И как заинька-трусишка, и как серый волк волчишко.

Вот свернулся ёж в клубок, потому что он продрог.

Лучик ёжика коснулся-ёжик сладко потянулся.

4 станция «Кругом вода» 

Воспитатель загадывает  загадки   о животных  или  явлении  природы, связанные с водой.

1.Перья есть, да не летает. Ножек нет, а не догонишь. В воде жива, а на суше мертва. (рыба)

2.Белая морковка вниз головой растёт. (сосулька)

3.Скачет зверушка, не рот, а ловушка. Попадет в ловушку и комар и мушка. (лягушка)

4.Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идёт, глаз нет, а плачет. (туча)

5.На дворе переполох - с неба сыплется горох. (град)

6.На одной ноге стоит, в воду пристально глядит. Тычет клювом наугад - ищет в речке лягушат. (цапля)

7.Его ждут, его зовут, а как придет – прятаться начнут. (дождь)

8.О чем можно сказать: спит на траве, а утром исчезает? (роса.)

9.Разноцветное коромысло Над речкой повисло. (радуга)

10.Течет-течет, не вытечет, бежит-бежит, не выбежит. (река, ручей)

11.Под водой живет народ, Ходит задом наперед. (раки)

12.Не море, не земля, Корабли не плавают и ходить нельзя. (болото)

Молодцы, ребята! Вы справились   с этим заданием! Вы заслужили четвёртую букву!

Отправляемся дальше в путь.

5 станция «Профессии»

            Профессий много в мире есть,

            Их невозможно перечесть.

            Сегодня многие важны

            И актуальны, и нужны.

            И ты скорее подрастай –

            Профессией овладевай.

            Старайся в деле первым быть

             И людям пользу приносить!

Дидактическая игра «Кто, чем занимается»
Цель. Закрепить названия действий, совершаемых людьми разных профессий.
Ход игры. Дети берут картинку с изображением человека определенной профессии и говорят, чем он занимается. Повар… (варит еду), врач… (лечит людей), учитель… (учит детей), строитель… (строит дома), пианист…(играет на пианино), писатель…(пишет книги), прачка…(стирает одежду), уборщица…(моет полы), продавец…(продает товар), воспитательница…(воспитывает детей), и т.д.

Молодцы, ребята! Вы заслужили пятую  букву!

Посмотрите, на нашей карте осталась последняя станция. Вы готовы выполнить последнее задание?

6 станция «Народная»

Воспитатель загадывает загадку

В комнате прабабушки,
Словно барин он стоит.
И под крышкою  тяжёлой,
Много нужного хранит.
Там старинные предметы,
Куча ценного добра.

Много интересного
Достают из …(сундука)

Воспитатель объясняет задание

В сундуке лежат  старинные предметы. Вы должны вспомнить их название  и для чего они служили нашим прабабушкам (утюг, веретено, лапти, рубель, ложка деревянная, лучина, рушник, самовар, чугун и т. д)

Воспитатель организует  и проводит с  детьми   игру

Коли народ не весел,
Низко голову повесил -
Знаю я, нужна игра:
Распотешится пора!

Выходи, честной народ
Становися  в хоровод!

Раз, два, три, четыре, пять,

выходите в круг играть!

Русская народная игра

 «Наш платочек голубой»

Участники игры образуют большой круг, передают 2 платочка по кругу, поют песню.

Наш платочек голубой,

Поиграть хотим с тобой.

Ты беги платок по кругу,

Выбирай скорее друга!

Покружись, попляши

И платочек покажи!

У кого платочек окажется на последнем слове, тот выходит в круг и пляшет.

- Хорошо мы поиграли, весело потанцевали.

Вы большие молодцы! Получаете шестую букву.

Дети рассматривают карту, объясняют значение условных знаков, определяют станции на карте-маршруте.

Дети идут к станции №1

Дети отвечают на вопросы

Дети отгадывают загадки

Дети рассматривают карту маршрута ,идут к станции №2

Дети отгадывают загадки

Дети рассматривают карту маршрута

Дети выполняют движения по тексту и идут к станции №3

Дети отвечают на вопрос

Дети выполняют упражнение на дыхание

Дети отвечают на вопросы

Дети  ищут картинки.

Дети составляют описательный рассказ о животных по мнемотаблице

Дети выполняют движения по тексту и идут к станции №4

Дети отгадывают загадки

Дети рассматривают карту маршрута и идут к станции №5

Дети берут картинку с изображением человека определенной профессии и говорят, чем он занимается.

Дети рассматривают карту маршрута ,идут к станции №6

Дети отгадывают загадку

Дети выполняют задание

Дети становятся в круг

Дети играют в игру

Поощряет

высказывания детей, уточняет их.

Хвалит детей  за правильные ответы и даёт первую букву

Хвалит детей  за правильные ответы и даёт вторую букву

Поощряет детей и даёт третью букву

Поощряет детей за правильные ответы и даёт четвёртую букву

Поощряет детей за правильные ответы и даёт пятую букву

Хвалит детей  за правильные ответы

Хвалит тех, кто хорошо плясал.

Поощряет детей,
даёт шестую букву.  

3 часть – заключительная

Цель: подведение итогов деятельности.

Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей.

Воспитатель предлагает детям собрать слово, объяснить его значение

- Наше путешествие  подошло к концу.

Весь маршрут по карте мы прошли. Буквы получили. Давайте теперь соберём слово.

- Какое слово у вас получилось?

- Как вы понимаете слово Родина?

(Это страна, в которой мы родились и живём, это место, где живут наши родители, друзья, место, где стоит наш детский сад, это самое дорогое, что есть у человека.).

- Как называется наша большая Родина? (Россия.)

- Какая она? (Красивая, сильная, богатая, могучая, великая.)

Россия это наша Родина.

 Сегодня мы совершили путешествие по родным просторам малой родины -  деревни Степаново и  справились со всеми заданиями.

Воспитатель предлагает вспомнить детям, что узнали во время  игры и задает вопросы:

Ребята понравилось вам путешествовать по  станциям? Какая станция  вам понравилась больше? Почему?  

Дети собирают из букв слово

РОДИНА

Дети формулируют ответы на вопросы.

Дети высказывают, свое отношение к деятельности

Хвалит детей за правильно выполненную работу

Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность.

- За активное участие в игре я хочу подарить вам настольную игру «Путешествие по России».   Играя в эту игру, вы,  узнаете  много нового о нашей стране, познакомитесь с её  природой и достопримечательностями.

А, когда вы вырастите, то обязательно отправитесь в путешествие по России.  

Дети принимают подарок.

Поощряет детей и  дарит детям настольную игру


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест "Путешествие по родному краю"

Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимс...

Сценарий развлечения в форме квеста "Путешествие, по родному краю"

ПриложениеФотоматериалы проведенного развлечения в форме квеста на тему: «Путешествие по родному краю»...

Квест – игра «Мой родной край».

Квест – игра «Мой родной край».Цели и задачи: воспитывать интерес к истории родного края. Воспитывать «маленьких граждан», которые ценят красоту малой Родины.Для достижен...

Квест-игра "Знатоки родного края"

Цель: формирование интереса педагогов к изучению и пополнению знаний о родном крае – Архангельской области.Задачи:• закрепить знания о достопримечательностях Архангельска;• развивать у...

Экологическая квест - игра по родному краю Югра

Развлечение для детей в форме квест - игры знакомит детей с традиционным праздником народов ханты «Вороний день»; , что позволяет совершенствовать  духовную и нравственную культуру пу...

Сценарий образовательной деятельности Мой край родной!» Квест – игра «Путешествие по родному краю» (уточнение и закрепление представлений о родном районе).

Разработка по краеведческому образованию детей дошкольного возраста для реализации парциальной программы "Новая Сибирь - мой край родной". Блок Программы «История»....

Квест "Путешествие по родному краю"

Игровой квест, который нацелевает детей на помощь королеве Природе. Дети выполняют экологические задания по станциям....