Экологическая квест - игра по родному краю Югра
методическая разработка (старшая группа)

Развлечение для детей в форме квест - игры знакомит детей с традиционным праздником народов ханты «Вороний день»; , что позволяет совершенствовать  духовную и нравственную культуру путем знакомства с традициями коренных народов Севера; формировать у детей элементарные экологические знания, учить детей правилам поведения в лесу; сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости её оберегать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kvest-igry_po_hmao-yugre.docx31.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное детское общеобразовательное учреждение

детский сад № 36 «ЯБЛОНЬКА»

«Экологическая квест-игра по родному краю Югра»

для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.

Подготовили:

воспитатель Зарипова Л.А.,

воспитатель Рамазанова С.А.

воспитатель Халаманова Т.Н.

учитель ФК Фогель Н.Ю

г. Сургут

«Экологическая квест - игра по родному краю Югра»

для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет

Цель мероприятия: познакомить детей с традиционным праздником народов ханты «Вороний день»; совершенствовать  духовную и нравственную культуру путем знакомства с традициями коренных народов Севера; формировать у детей элементарные экологические знания, учить детей правилам поведения в лесу; сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости её оберегать.

Ведущий: На дворе весна. Давайте узнаем, что происходит в лесу. А чтобы попасть туда надо взяться за руки, закрыть глаза и хором произнести такие слова:

Ветер, ветер, ветерок!

Знаешь сотни ты дорог.

Ты подуй дружок сильней,

Отнеси нас в лес скорей.

Ведущий: Поют все - даже ворона. Ее громкое «Кар» разносится по всему лесу. Народы севера – ханты и манси, считают ворону первой птицей, которая приносит весну к нам на север. Сейчас я вам расскажу весеннюю сказку. Усаживайтесь, ребята, поудобнее и слушайте внимательно.

Театрализация «Сказка о вороне»

Слова автора: Когда-то очень давно ворона залетела в наши северные края и была очень удивлена тем, что здесь так холодно, пасмурно и вокруг ни души. Она села на ветку, собрала все свои силы и каркнула во все свое «воронье горло» (дружно, хором). Ее пронзительное: «Кар!», прокатилось по северным лесам. Этот крик разбудил природу и человека. И началась весна! За это люди благодарны вороне и с тех самых пор, каждой весной празднуют Вороний День.

Влетает Ворона

Ведущий: Здравствуй, Ворона! Так это ты весну можешь позвать?

Ворона: В «Вороний день» - родители рано утром будят детей со словами:  «Скорей бегите на улицу – Ворона прилетела и подарки принесла!»    И действительно, на ветках березы висят связки калачей, баранок, символизирующие теплые весенние солнышки.
- А что делали дети? Конечно, дети, как и всегда, играли. И мы с вами  сейчас поиграем.

Игра у нас с вами будет необыкновенная, а квест- игра - это путешествие на территории нашего детского сада. Все, что вам нужно будет взять с собой – это хорошее настроение и удачу! Наша игра посвящена природе  Ханты-Мансийского округа. В игре принимают участие 2 команды. Обе команды начнут свой путь одновременно и выполнят одни и те же задания. Просто пойдут по разным маршрутам. У каждой команды будет своя карта. Ориентируясь по ней, вы будете заходить в разные помещения детского сада и выполнять задания. За правильное и быстрое выполнения задания, получите  награду – 2 пазла.

Из них вы потом составите экологический плакат.

 

Воспитатель: - А сейчас посмотрим по карте, куда же нам направляться?

1 станция экологическая (МУЗ.ЗАЛ)

Если текст соединить с мелодией

И потом исполнить это вместе,

То, что вы услышите, конечно же,

Называется легко и просто — ... (песня)

Ребята, где звучат песни в нашем детском саду? (в муз.зале)

Первая наша станция находиться в муз.зале, давайте ребята пройдем.

Воспитатель: А вы знаете, что ворона, как и другие птицы и животные хотят, чтоб наша природа была экологически чистая

Давайте, друзья, в любую погоду

Будем беречь родную природу!

И от любви заботливой нашей,

Станет земля и богаче, и краше!

Задание 1.  «Если я приду в лесок…»

Ведущий: Здравствуйте. Ребята, а вы любите природу? А умеете ее беречь? А ведь когда плохие люди приходят в лес, на луг, на речку, то они там шумят, ломают деревья, рвут цветы, разбрасывают мусор. Вы себя тоже так ведёте? Сейчас я проверю, знаете ли вы правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». 

Я буду рассказывать действия, а вы думайте и отвечайте. Если я поступаю хорошо, говорите «да», если плохо, то кричите «нет»!

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,

Банку закапаю? (да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

Ведущий: Молодцы, справились с испытанием, вот ваш первый пазл. 

Задание 2.  «Сортировка мусора»

Ведущий: Здравствуйте, ребята.

Помните, взрослые, помните, дети!

Помните – что, красота на планете,

Будет зависеть только от нас.

Не забывайте об этом сейчас.

Земля – наш единственный дом,

Давайте не мусорить в нем!  

Хочу проверить, умеете ли вы быстро ориентироваться. Посмотрите как много мусора на нашем участке, давайте наведем порядок. Но только складывать нужно по правилам:

  • в синий контейнер - складываем бумагу;
  • в желтый контейнер – пластик;
  • в красный контейнер – остальной мусор.

Ведущий: молодцы, вы отлично справились с заданием, получайте 2-й пазл.

2 Станция  «Лесная» (ЗИМНИЙ САД).

Очищают воздух, создают уют,

На окнах зеленеют, круглый год цветут. (Комнатные растения)

Ребята, а где у нас в детском саду растут различные комнатные растения? (в зимнем саду)

Станция «Лесная» находиться в зимнем саду нашего ДОУ.

Задание 1. Отобрать только тех животных, которые обитают в нашей местности.

(Предложены муляжи животных леса и животных жарких стран).

Какое из животных не обитает в Югре? Почему?  

- лиса;  - волк;   - зебра;  - медведь; - еж.

Ведущий: Молодцы, справились с испытанием, получайте  3-й пазл. 

Задание 2.  Детям раздаются карточки с изображением листьев. По команде «раз, два, три, листик  дереву закрепи», дети листья закрепляют к определенному дереву.

Дидактический материал: карточки с изображением листьев дерева рябины, березы, осины, лиственницы и т.д.; карточки изображением деревьев.

Ведущий: Молодцы, справились с испытанием, получайте  4-й пазл.

3 Станция  «Подвижная» (СПОРТИВНЫЙ ЗАЛ)

Руки врозь, а ноги вместе.

Бег, потом прыжки на месте.

Рассчитались по порядку,

Вот и все — конец... (зарядке)

Ребята, и вы все знаете, где мы с вами делаем утреннюю зарядку? Догадались? Мы с вами отправляемся на станцию «Подвижная» в спортивный зал.

Подвижные игры ханты и манси (в спортивном зале). Получают 2 пазла.

  1. Перетягивание каната.

На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат. По сигналу водящего «Раз, два, три — начни!» каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей, ей вручают сувениры, как на празднике оленеводов.

Правила игры. Начинать перетягивание каната можно только по сигналу. Команда, перешагнувшая черту, считается побежденной

  1. Накорми Оленей. (Эстафета)

Цель: Развивать быстроту бега, умение действовать в команде.

Оборудование: Мячики – по количеству команд, ориентиры, муляжи Олени.

Ход игры: Играющие делятся на две команды и стоят за чертой. По сигналу ведущий каждой команды бегут к оленям, поставленным заранее на противоположной стороне площадки, каждый огибает своего оленя складывает в корзинку мяч и бежит обратно, отдает эстафету следующему игроку команды. Победителем считается та команда, которая раньше закончит бег.

Указания: Игра проводится по принципу эстафеты. Передавать можно только за чертой. Огибая олений, нельзя задевать его.

После проеденных всех станций, встречаются обе команды в пункте отправления.

Ворона: Какие вы ребята все молодцы! Вижу, что вы все пришли с деталями определенной картинки. Я бы хотела, чтоб каждая команда соединила пазлы и мы бы все узнали, что у вас получилось.   (экологический плакат)

Ребята, я тоже хочу вас попросить беречь природу, заботиться о ней, любить её и делать как можно больше добрых дел для того, чтобы наша планета Земля становилась еще красивее.

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо…

Береги свою планету —

Ведь другой, похожей, нету!  Яков Аки

 

Ворона: На вороний день все нарядно одевались. У народа ханты и манси есть древний обычай – с приходом весны, завязывать яркие ленточки на берёзу. Это дерево считается самым чистым деревом, олицетворяющим жизнь. Завязывая ленточку, важно пожелать, чтобы счастливы и здоровы были близкие и родные, а главное загадать своё заветное желание. Оно должно быть чистым, светлым и добрым, тогда обязательно всё сбудется. У вас есть такое желание, ребята?
(Ворона раздает ленточки, дети завязывают их на берёзе).
Ворона: Первыми подойти к березке я предлагаю девочкам. Так как вороний день считается женским праздником. (Девочки завязывают ленты)
А теперь свое желание загадают мальчики. (Мальчики завязывают ленты)
Ворона: С пробуждением тебя мать Земля! Тебе зеленеть, а нам радоваться. Прими дары наши.
А вам дети, я древний наказ передать должна:
В беде стойкими будьте!
В битве храбрыми будьте!
В ученье – усердными,
В славе – скромными!
Так говорят люди, совсем старые люди!
Пора мне. Полетела я дальше, других ребят поздравлять с весной.

Ведущий: До свидания! (Ворона улетает)
Вот и заканчивается наше увлекательное путешествие по суровому и одновременно ласковому нашему родному краю – ХМАО - Югра, которому так нужны, наше тепло и забота.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект "Мой родной край - Югра"

Воспитание любви и уважение к родному краю является важнейшей составляющей нравственно - патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего края, нода знакомить детей с ролью и значением ХМА...

Квест - игра «Ямал – мой край родной»

Планируемый результат:повышение интереса детей к растительному и животному миру севера;сформированность знаний о быте народов севера  (жилища, одежда, труд);повышение речевой и познавательн...

Проект "Знатоки родного края" итоговое мероприятие квест-игра "Сокровища Красноярского края"

В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в ...

Квест – игра «Мой родной край».

Квест – игра «Мой родной край».Цели и задачи: воспитывать интерес к истории родного края. Воспитывать «маленьких граждан», которые ценят красоту малой Родины.Для достижен...

Квест-игра "Знатоки родного края"

Цель: формирование интереса педагогов к изучению и пополнению знаний о родном крае – Архангельской области.Задачи:• закрепить знания о достопримечательностях Архангельска;• развивать у...

Проект по ознакомлению старших дошкольников с родным краем « Югра – мой край родной»

В проекте представлен опыт работы по организации сотрудничества педагога с родителями в вопросах художественно-эстетического развития детей. Сущность работы заключается в оптимизации взаимодействия в ...