"Тропинками родного края"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Буланкина Ольга Владимировна

Квест- игра по краеведению для подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tropinkami_rodnogo_kraya.docx26.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: краеведческая  квест- игра  «Тропинками родного края».

Цель: доставить детям радость и удовольствие от игры развивающей и краеведческой направленности.

Задачи: 

Образовательные: Формировать познавательный интерес к природе  родного края.

Развивающие: Развивать у детей умение ориентироваться на территории детского сада по карте – схеме, определять направление маршрута. Развивать интерес к самостоятельному решению познавательных, краеведческих задач. Упражнять в умении логически мыслить, отгадывая загадки. Продолжать развивать у детей желание играть, поддерживая интерес к интеллектуальной деятельности. Развивать внимание, память, любознательность, воображение.

Воспитательные: Воспитывать любовь к родному краю, желание заботиться и охранять его. Воспитывать умение работать в коллективе, действовать сообща.

Предварительная работа: Показ презентаций, беседы с детьми  о природе родного края, фотовыставка «Наша природа во все времена года»

Оборудование: Маршрутный лист – карта , картинки с изображением растительного и животного мира, конверты с заданиями, верёвка, прищепки, обручи, гимнастические палочки, подарочная коробка с сюрпризом, ключи.

Ход игры.

1.Орг момент.

Дети собираются на прогулку. Почтальон приносит конверт.

В: Ребята, посмотрите, нам передали  конверт и на нем написано «Детский сад «Радуга», детям группы «Осьминожки». Давайте откроем. Интересно, от кого оно? А здесь загадка.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила. ( зима)

Кто из вас догадался, кто автор этого письма?

Письмо нам прислала сама Зимушка- Зима. Давайте прочитаем.

«Здравствуйте ребята, зима скоро закончится и в свои права вступит красавица- весна. И я должна быть уверена, что вы очень ждете весну и знаете, какие изменения происходят в природе. А на прощание я хочу с вами поиграть. Я спрятала подарок  на территории вашего садика и предлагаю вам его найти. Но чтобы найти его, вы должны  выполнить  задания моих помощников. За каждое выполненное задание, вы получите ключ. Один из этих ключей должен подойти к подарочной коробке с сорпризом. Я оставляю вам карту и  задания . В добрый путь! Зимушка- зима».

В: Очень интересно. Ребята, как быть? Вы готовы отправиться на поиски подарка.

В: Как вы думаете, мы справимся с заданиями зимы?  

В:  Зимушка-зима пишет, что все задания от её помощников. Их необходимо найти на территории садика.

Дети выходят на улицу, следуют по стрелке на карте.

В: К первому указателю ведут какие-то следы, на что они похожи, как вы думаете?

Д: На проталины.

В: Что такое проталины? 

Д: земля, которая появляется из-под снега под лучами солнца…..

В: посмотрите, пожалуйста, на карту. Куда ведут проталинки?

(На пути к конверту препятствие: «проталинки» обручи, по которым необходимо пройти).

В: Посмотрите, на ветке весит конверт ( снимает конверт с ветки).

В:  Нужно отгадать от кого это задание, и только потом прочитаем задание.

Быстрый прыжок,
Теплый пушок,
Красный глазок.

В: Верно, задание от зайчика. Зайчик холел бы узнать, как хорошо вы знаете названия деревьев нашего родного края.

Русская красавица

на Руси славится.

Стоит на поляне

в белом сарафане.

Летом зелёные серёжки,

осенью золотые одёжки.

Зимой не боится мороза,

стройная …

(берёза).

Девица-красавица

птицам очень нравится.

Ягод красные рубины

у красавицы …

(рябины).

Стоит девица-красавица,

кудри в речку опустила.

Всегда печальна, молчалива,

над рекой склонилась …

(ива).

От нечистой силу защищает,

от плохой энергии очищает.

Но сама постоянно дрожит,

и листвой шелестит.

Что у тебя за кручина,

нежная …

(осина).

В: Что происходит с деревьями весной?

Д: Набухают почки, появляются листочки.

В: Правильно в это время на деревьях набухают почки, вся земля пропитывается влагой. У деревьев и кустарников начинается сокодвижение, от корней каждой веточке поступает сок, которая питает каждую почку. Они увеличиваются в размерах и набухают . И что происходит с почками дальше , они лопаются и распускаются

В: На каких деревьях появляются белые пушистые шарики?

Д: Верба ( На вербе появляются белые пушистые шарики)

В: Какие первые цветы появляются весной?

На проталинках лесных

Видим цветики весны:

Беленькие, нежные

Первые…(подснежники).

Он спешит весне на встречу,

Я везде его замечу.

Желтенький кафтанчик

Носит…(одуванчик).

В: Загадки отгадали, деревья по описанию узнали, названия цветов знают. Вот вам первый ключик.

В: Двигаемся дальше. По карте следующий конверт с заданием находится…

(дети находят конверт на кормушке)

Хищная ночная птица,
Ее в лесу боятся мыши.
Говорят, очень умна,
Символ мудрости... сова.

В: Мудрая сова приготовила для вас задание про  пернатых.
Я буду называть перелётных и зимующих птиц
. Если Вы услышите название перелётной птицы, то вы должны поднять ручки вверх и помахать, если название зимующей птицы, то присесть на корточки.

Воспитатель по очереди называет птиц (ворона, сорока, ласточка, голубь, журавль, воробей, цапля, синица, грач).

В: Когда перелётные птицы снова возвращаются в родные края?

Д: Весной, когда становится тепло.

В: Как называются домики, которые вешают люди для птиц на деревья ?  

Д: Скворечники

В: А теперь поиграем в игру «Перелётные птицы».

Выбирается из играющих «Ветерок». Все стоят на одной стороне «Теплые страны». Ведущий читает речитатив:

 

«Птицы с юга к нам летят,

Все они домой хотят,

Только ветер им мешает

И с дороги их сбивает»

По окончанию слов дети перебегают на другую сторону «Дом».

«Ветерок» ловит их, кого запятнали, тот пропускает игру.

В: Молодцы, и с этим задание справились. Вы заработали второй ключ!

В: Следуем по стрелке на карте. И она нас привела  еще к одному заданию.

Конверт  спрятан на ели.

Интересно, кто его нам приготовил?

Любит сладкое он очень.

 А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны. (медведь)

В: Ребята, вы знаете, что в природе тоже работает светофор, только у него два сигнала.

Каждый сигнал светофора означает почти то же самое , что и на проезжей части.

Я проговариваю ситуацию: если этого делать категорически нельзя, вы показываете красный кружок. Он означает: «Стой! Твои действия приносят вред окружающей среде».

И кружок зеленого цвета будет означать: «Ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия приносят пользу природе!

Поиграем?

У вас есть карточки с красными и зелёными сигналами светофора. Нужно внимательно послушать стихотворение и поднять карточку, соответствующую ситуации.

 

Ходим, ходим по лужку,

Собираем по цветку

Красный, белый, синий цвет

Замечательный букет

(красный, так как нельзя рвать цветы, т.к растения не смогут размножаться)

 

Зайку серого найду,

Принесу его домой

Будет этот зайка мой.

(красный, нельзя ловить диких зверей, в неволе они погибнут)

 

Посадили деревце

У себя во дворе,

Пусть растёт зелёное

На радость детворе.

 (зелёный, посадка деревьев  это очень хорошо)

 

Я кузнечика словил,

В банку с травкой посадил.

Пусть покажет, как трещит,

Как усами шевелит.

(красный, нельзя ловить насекомых, они являются пищей для животных)

 

С папой сделали мы домик

Для зимующих птичек

Каждый день их хлебом кормим

Воробьев, синичек.

(зелёный, нужно помогать птицам зимой)

 

Уберёмся мы в лесу

Мусор и бутылки

Целлофаны и бумажки

Недоеденные кашки

(зелёный , нужно очищать лес от мусора)

 

Ёлочку зелёную

Срубили топором,

Из лесу душистая

К нам приходит в дом

(красный, нельзя рубить деревья, они дают нам кислород, это дом для животных)

В: Молодцы, отлично справились с заданием ! Ребята, а как надо себя вести в лесу?

Д: Не шуметь

Дети идут дальше, на их пути тропика (из гимнастических палок). Нужно пройти по тропинке очень тихо.

Кто с высоких темных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенек
Промелькнул, как огонек? (Белка)

В: Верно, задание от белочки. И она предлагает игру «Мамы и их детеныши» Вы должны к картинке мамы прикрепить детёныша и назвать животных, живущих в наших лесах.  Но будьте внимательными.

 (на веревках картинки животных и их детеныши. Нужно при помощи прищепок закрепить картинку детенышей. Медведь, волк, заяц, тигр, лиса, свинья, белка, утка, еж).

В: Детки, скажите, а какие животные зимой спят?

Д: Медведи, ежи.

В: А где живут лесные обитатели? (берлога, нора, дупло, логово)

В: А какое животное лишнее ( свинья), а почему ?

Д:  Оно домашнее.

В: Что происходит с зайцами весной?

В: Какие изменения происходят в жизни медведя весной?

В: Молодцы, вы получаете еще один ключ.

Совсем близко находится  сюрприз от Зимушки- зимы.

Двигаемся дальше, на карте ещё одно задание, которое приготовил для вас:

В: Осталось нам найти последний ключ.  (На конверте загадка)

Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса,
Значит к нам пришла …

Д: Весна.

В: Давайте посмотрим, какое же задание нам приготовила Весна.

Игра «Бывает – не бывает весной » если вы согласны, то хлопайте в ладоши, если не согласны –топайте.

- Капель звенит весной?

- Птицы прилетают?

- А звери засыпают?

- К нам приходят холода?

- Расцветают цветочки?

- А деревья сбрасывают листочки?

- Солнце ярко светит нам весной?

- Люди собирают урожай?

- И метель пугает нас?

- Дождик то бывает?

В: Ребята, вот мы с вами выполнили все задания,

Д: Ура! Мы наконец – то нашли подарок от Зимы!

Открываем подарочную коробку с помощью ключа (подбираем ключ) ,

там лежат сосульки с конфетами и письмо Зимушки- зимы.

«Ребята раз вы читаете это письмо, значит, вы нашли подарок. Поздравляю вас, вы это заслужили. Вы молодцы, теперь я знаю точно, как вы ждете приход весны. Я отправляюсь далеко на север, а вы встречайте  красавицу- весну! Удачи! До новых встреч!»

2.Рефлексия.

-Понравилась ли  вам игра ?

-Что больше вам понравилось и запомнилось?

-Какие испытания были сложные?

-Какие испытания были легкими?

- Расскажите ли вы кому - либо о сегодняшней игре?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа : «По тропинкам родного края» (для детей 3-5 лет).

Программа «По тропинкам родного края» рассчитана на 2 года обучения. Цель программы – сформировать представление у детей о природе естественной, независимой от человека и его деятельности, и природе ...

Дополнительная программа для детей дошкольного возраста "Тропинками родного края"

Новизна данной программы заключается в том ,что она захватывает разные аспекты экологического образования дошкольников.Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простей...

Викторина «По тропинкам родного края»

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:          1) родители являются первыми педагогами. ...

Программа краеведческого кружка по направлению познавательное развитие «По тропинкам родного края» (приобщение к социокультурным ценностям) для старших групп дошкольного возраста.

Любовь к своей Родине, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играют огромную роль в становлении личности ребенка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уве...

Методическое пособие «По тропинкам родного края».

Лэпбук по экологии «По тропинками родного края» предназначен для педагогов дошкольного учреждения в работе с детьми. Направлен на формирование нравственно – патриотических чувств, ра...

Проект "Тропами родного края"

Цель: Узнать больше о природных памятниках на реке Исеть и проложить  маршруты к ним.Задачи:1.Составить план действий.2.Расспросить  взрослых о туризме в нашем городе.3.Рассмотреть разн...

Беседа "Тропинками родного края".

Цель: развивать интерес у детей к своему родному краю;систематизировать сведения о живой и неживой природе Республики Мордовия; формировать у учащихся общечеловеческие ценности мира природы, обще...