Квест "Путешествие по родному краю"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Елена Владимировна Кухаренко

Игровой квест, который нацелевает детей на помощь королеве Природе. Дети выполняют экологические задания по станциям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект экологического квеста для детей старшей группы «Путешествие по родному краю»

Цель: формирование интереса к природе родного края через совместную деятельность взрослых и детей.

Задачи:

Расширять представления детей о природе родного края.

Способствовать формированию любви к родному краю.

Содействовать развитию понимания взаимозависимости и взаимосвязи человека с природой.

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, желание оказать помощь.

Развивать умение взаимодействовать со сверстниками: умение договариваться,

прислушиваться и уважать мнение других, совместно принимать решения, преодолевать препятствия в ходе коллективной игры; формировать навыки общения с взрослыми.

Ход игры:

Ведущая:

Любите родную природу-озера, леса и поля,

Ведь это же наша с тобою навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились. Живем мы с тобою на ней!

Так будем же, люди, все вместе мы к ней относиться добрей.

- Ребята, в какой стране мы с вами живём? А как называется край, в котором мы живем? (ответы)

Дети, посмотрите на карту Оренбургской области, что можно отметить? Она очень большая. И на территории нашего края много чего?

 Леса, рек, озёр. А лес – это деревья, ягоды, грибы, орехи, травы, цветы, животные, птицы, реки это рыба, вода. Видите, какое богатство! Ребята, но наш край был еще богаче, было больше леса, а в лесах было больше животных, в реках было больше рыбы. Куда же исчезает все? (Ответы детей).

Ребята, Королева-Природа в опасности. Отдавала она людям все, что имела, устала, обессилила и заболела. И спасти ее поможет волшебный напиток. А вот все необходимые и полезные компоненты для приготовления напитка должны будем собрать мы с вами. Ну что, будем спасать? Предлагаю вам отправиться в путешествие.

В пути вам пригодятся знания о природе родного края, внимательность, смекалка, дружба и находчивость. Как и в любом походе, вы должны помогать друг другу. Ребята, а вы знаете, что необходимо иметь для путешествия? (ответы детей). Карту.

Итак, цель: собрать все полезные природные компоненты, которые есть в Оренбургской области, приготовить волшебный напиток и передать Королеве-природе. Внимательно рассматриваем карту, следуем по указанным стрелкам до остановки, выполняем правильно задания, которые нам предлагают, получаем один компонент и двигаемся дальше. Подойдите ко мне.

1 Станция «Познавательная»

Воспитатель находит письмо Мудрой совы:

- Ребята, совсем недавно на эту лесную полянку приходили туристы, а когда они ушли, то оставили на полянке о себе неприятные воспоминания.

Бом – бом – бом!

Начинался здесь погром?

Выезжали на природу,

Сколько было здесь народу!

Здесь костер и там костер,

Банки, склянки, всякий сор

Теперь лесные жители, живут в «мусорном царстве – государстве». Барсук, совсем недавно повредил себе лапу консервной банкой, зайчонка еле вытащили из пластикового пакета, да что там говорить, посмотрите сами.

Воспитатель: Дети, поможем убрать мусор.

Читает письмо: - Я разрешу вам пройти дальше, но мне необходимо убедиться, что вы знаете, как вести себя на природе, что можно делать в лесу, а чего категорически делать нельзя.

Поиграю с вами в «Экологический светофор». Вот вам кружки трех цветов: желтого, красного, зеленого. Я предлагаю ситуацию: если этого делать нельзя, вы показываете красный кружок. Он означает: «стой! Твои действия приносят вред окружающей среде». Если это можно делать, но осторожно, - показываете кружок желтого цвета. Он означает: «будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе своими действиями!» И кружок зеленого цвета будет означать: «ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия приносят пользу природе!» Итак, «красный» – стой, нельзя этого делать; «желтый» – можно, но осторожно; «зеленый» - можно, своими действиями ты помогаешь природе.

1. Ребята поймали и посадили в банку кузнечиков. (к).

2. Дети помогают взрослым сажать во дворе дома деревья. (з).

3. Ребята наткнулись на муравейник и осторожно обошли его стороной. (з)

4 Ребята решили разложить костер на берегу реки (ж)

5. Девочки не стали срывать в лесу мухоморы. (з)

6. Ребята срезают грибы ножиком. (ж)

7. Ученики очищают парк от мусора. (з)

8. Ребята увидели гнездо в траве. (ж)

9. Ребята выбросили пластмассовые бутылки в кусты. (к)

10. Дети сильно шумят в лесу. (к)

11. Мальчик гуляет с собакой по газонам. (к)

12. Девочка нарвала охапку луговых цветов. (к)

13. Ребята ходят в парке только по тропинкам. (з)

14. Ребята поймали снегиря и посадили в клетку. (к)

15. Дети насыпают корм в кормушку. (з)

16. Мальчики увидели в пруду плывущую утку с утятами и решили тихонько понаблюдать за ними из-за кустов. (ж).

- Ну что ж, ребята, видно, вы и правда знаете, как поступить, чтобы не навредить природе. Дарю вам полезный компонент для целебного напитка-ягоды шиповника. По тропинке мы пойдём и в лесочек попадём.

2 Станция «Лесная». 

Воспитатель находит письмо Лесовичка:

- Добро пожаловать в моё лесное царство! Расскажите, какие деревья растут в лесу? Дети называют.

 Проводится игра «С какого дерева листок?»(каждому предлагается по одному листу) А знаете ли вы животных наших лесов? Лесовичок предлагает поиграть в игру «Чей хвост?» ( индивидуально каждому предложить по одному животному отыскать свой хвост)

 Царь - дерево кедр услыхал про ваше намерение спасти Королеву-природу и передал вам для волшебного напитка самое ценное, что у него есть – кедровые орешки. (Передает детям мешочек с орешками). Дети шагают по кочкам.

3 Станция «Луговая».

 Воспитатель читает письмо Феи Цветов: на ее земле стали исчезать цветы из-за того, что люди собирают их в букеты.

- Что же делать. Как помочь Фее цветов?

Отгадав следующие загадки, вы поможете заселить луг цветами.

Дети, отгадав загадку, картинку вешают на мольберт

Видел я такой цветок

Золотистый ободок

Долго он в траве сидел

Стал седым и улетел (Одуванчик)

Когда заколосится рожь,

Ты без труда меня найдёшь.

Я скромный полевой цветок,

Мне дали имя (Василёк)

Белые жемчужины прилепились в ряд

К стебелёчку тонкому – дарят аромат

В мае распускаются и цветут в лесу

Даже книга Красная бережёт красу! (Ландыш)

Огненно - красивый,

Словно мотылёк.

Самый мой любимый.

Цветик огонёк! (Жарки, купальница)

То фиолетовый, то голубой

Не раз на лугу он встречался с тобой

Названье ему очень звонкое дали

Но только звенеть он сумеет едва ли (Колокольчик)

Цветочек этот голубой

Напоминает нам с тобой

О небе — чистом-чистом,

О солнышке лучистом (Незабудка)

Стоит в саду кудряшка -

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое? (Ромашка)

Я в траве густой расту,

Огоньком на ней цвету.

Семена коль соберут,

Пирожки вам испекут (Мак)

Чьи высокие макушки

Розовеют на опушке?

Лето красное встречай!

Расцветает (Иван-чай)

На лугу качает ветер

Кашку в розовом берете

Кашкин розовый берет

Словно розовый рассвет (Клевер)

Я на луг с утра пошёл,

Травку нужную нашёл:

Мелкий жёлтенький цветок

Он не ярок, не высок,

Вылечит недуг любой.

Что же это? (Зверобой)

- Посмотрите, как стало красиво! Не рвите цветы, не рвите, пусть будет нарядной земля, а вместо букетов дарите васильковые, незабудковые и ромашковые поля! Цветы не только красивые, они еще и обладают целебными свойствами! Фея передаёт мешочек с засушенными лекарственными растениями для волшебного напитка. Они обязательно помогут Королеве-природе. Выполнить задание: Пройти по мостику.( физминутка)

4 Станция «Речная»

Мы пришли в гости к Речной Фее. Давайте вспомним, как нужно вести себя около рек и водоёмов? Наш край богат реками, озерами. Какие реки протекают в нашей местности? А какие рыбы обитают в наших реках и озёрах? Назвать рыб, обитающих в реках Оренбургской области .Деление на 3 подгруппы, собрать рыб и сказать

Молодцы! Справились. И за это нам подарок: пузыречек с живой водой.

Воспитатель: Ребята, мы справились, давайте посмотрим, что мы собрали, какими дарами поделились с нами лес, река и луг с полем. Теперь мы приготовим волшебный напиток для Королевы-природы. Варить его будут взрослые, а мы с вами, ребята, должны дать клятвенное обещание, что всегда и везде будем беречь, охранять, заботиться о природе. Я сейчас буду говорить слова, а вы повторяйте за мной.

Я расту честным, добрым, заботливым человеком и обещаю:

Не разорять птичьих гнезд и муравейников. Не губить насекомых.

Не ломать ветки деревьев и кустарников, не срывать без надобности цветы,

ягоды, грибы.

Не засорять городские парки, леса мусором.

Не сбрасывать в реки мусор.

Любить свой город и природу родного края.

Рефлексия: Чем мы сегодня занимались? Зачем мы отправились в путешествие? Что нам подарили лес, луг и река? Что вам понравилось больше всего? Почему мы должны охранять и защищать природу?

 Приложение:

1. Ребята поймали и посадили в банку кузнечиков. (к).

2. Дети помогают взрослым сажать во дворе дома деревья. (з).

3. Ребята наткнулись на муравейник и осторожно обошли его стороной. (з)

4 . Девочки не стали срывать в лесу мухоморы. (з)

5. Ученики очищают парк от мусора. (з)

6. Ребята выбросили пластмассовые бутылки в кусты. (к)

7. Дети сильно шумят в лесу. (к)

8. Мальчик гуляет с собакой по газонам. (к)

9. Девочка нарвала охапку луговых цветов. (к)

10. Ребята ходят в парке только по тропинкам. (з)

11. Ребята поймали снегиря и посадили в клетку. (к)

12. Дети насыпают корм в кормушку. (з)

13. Ученики поставили ловушки для животных.(к.)

14.Мальчики решили сжечь мусор в лесу(к).

15 Дети выловили из реки бутылки и бумажки(з).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"

Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...

Проект "Край наш родной навек любимый", презентация "Ознакомление с родным краем"

Формировать обобщенное представление о природной уникальности Самарской луки, развивать элементарную потребность в эколого-краеведческой деятельности. Обеспечить эмоциональное удовлетворение от собств...

Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»

В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....

Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»

Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...

Ознакомление дошкольников с родным краем. Первые представления дошкольников о родном крае.

В статье представленны формы и методы педагогической работы с детьми дошкольного возраста....