НОД «Путешествие в Страну слов»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Алябьева Светлана Викторовна

Закрепление и обобщение полученных знаний, совершенствование речевых умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ftskm_3.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД «Путешествие в Страну слов»

Педагог: Алябьева Светлана Викторовна, воспитатель первой квалификационной категрии

Тема НОД: «Путешествие в Страну слов»

Возрастная группа: старшая

Образовательная область: «Коммуникация»

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание «Формирование целостной картины мира», «Чтение художественной литературы», «Здоровье»

Цель: закрепление и обобщение полученных знаний, совершенствование речевых умений

Задачи: Обучающие задачи. Расширять представления детей о многообразии слов. Расширять словарный запас через словесно-речевые игры. Упражнять в подборе прилагательных к существительным, существительных к прилагательным, совершенствовать синтаксические навыки. Продолжать формировать умение составлять короткие сюжетные рассказы на предложенную тему. Упражнять детей в умении делать звуковой анализ слова, делить слова на слоги, составлять предложения из заданных слов.

Развивающие задачи. Развивать диалогическую и связную монологическую речь. Развивать умение четко произносить слова, сочетая их с движениями. Развивать мимико-жестовую речь, мелкую моторику рук. Совершенствовать интонационную и звуковую выразительность речи, речевое дыхание, фонематическое восприятие, умение регулировать темп речи.

Воспитательные задачи. Продолжать формировать интерес к словам, играм с ними. Воспитывать речевую активность, самостоятельность, уверенность в себе. Формировать доброжелательное отношение к окружающим, потребность оказать им помощь.

Планируемые результаты: познавательные: используют разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания; разнообразные синтаксические конструкции (распространенные простые, сложносочиненные, сложноподчиненные предложения); проявляют словотворчество, самостоятельно выполняют звуковой анализ слов;

коммуникативные: Имеют сформированный активный словарь; умеют участвовать в беседе, понимают вопросы и отвечают на них; используют средства интонационной речевой выразительности (силу голоса, интонацию, ритм и темп речи)

личностные: доброжелательны в общении со сверстниками в совместной деятельности; проявляют интерес к разным видам деятельности, активно участвуют в них. Стремятся к самовыражению в деятельности, имеют навыки самоконтроля и самооценки.

Средства реализации:

Учебно-методический комплект:

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие игры и развлечения со словами
  2. Колесникова Е.В. развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Учебно-игровые занятия. – М., 2001
  3. Кочергина А.В., Гайдина Л.И. Учим азбуку, играя
  4. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. – М., 2014
  5. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи
  6. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет

 

 

Этапы

Время

Деятельность педагога

Деятельность детей

Технологии, методы,

приемы деятельности

Вводно-

организационный

1-2 мин.

? Собрались ребята в круг – я твой друг, и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите им улыбку.

Ребята, весь год вы добросовестно трудились, учились правильно произносить звуки, красиво строить предложения, сочинять интересные рассказы. Покажем нашим гостям, чему мы с вами научились?

Не высоко, не низко, не далеко не близко, а прямо рядом с нами находится волшебная Страна слов. Там можно встретиться со многими словами и не только с ними, прочитать веселые стихи, поиграть в игры. Хотите там побывать?

Дети стоят около стульев, выполняют движение соответственно тексту, здороваются с гостями, садятся

 

 

Ответы детей

упражнение на развитие коммуникативности

 

 

 

 

создание ситуации

занимательности

Продуктивная деятельность

20 мин.

Тогда, друзья, поторопитесь,

Начинается игра.

Слово нужное скажите,

Поезд отправлять пора.

Речевая игра «Цепочка слов»

Какими бывают слова?

Дети: Длинными, короткими, вежливыми, добрыми, холодными…

Что еще бывает холодным? Каким еще бывает…? Что еще бывает…?

Очень хорошо! Поезд готов к отправлению. Осталось только произнести волшебные слова в разном темпе: сначала медленно, затем быстрее и быстрее.

Поезд едет, едет, едет

Мимо елок и берез.

Далеко уехал поезд,

Еле слышен стук колес.

Вот мы и прибыли в Страну слов.

Здесь слова живут везде –

И на небе, и в воде,

На полу, на потолке,

На носу и на руке.

Вы не слышали такого?

Не беда! Сыграем в слово.

Игра «Найди слово»

Посмотрите на картину, найдите слово на дереве и прохлопайте его. Теперь найдите слово в воде, на земле.

Какие интересные слова вы нашли. А сейчас предлагаю выйти на полянку и поиграть.

 

 

 

 

 

Дети подбирают слова: составляют «поезд», где слова-вагончики соединяются друг с другом по теме, обозначенной в вопросе

 

 

Дети проговаривают:

Поезд едет, едет, едет

Мимо елок и берез.

Далеко уехал поезд,

Еле слышен стук колес.

 

 

 

 

 

 

 

Дети рассматривают картину, подбирают слова и прохлопывают слова по слогам

 

 

 

 

 

речевая игра на расширение словаря

 

 

 

 

совместное проговаривание скороговорки в разном темпе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

речевая игра на определение протяженности слов; показ картины, акцентирование

 

 

 

Подвижная игра «Фома»

Стучит, бренчит на улице,

Фома едет на курице.

Тимошка на кошке

По кривой дорожке.

– Куда, Фома, едешь?

Куда погоняешь?

– Еду сено косить.

– Зачем тебе сено?

– Коровок кормить.

– Зачем тебе коровы?

– Молоко доить.

– Зачем тебе молоко?

– Ребяток поить.

Продолжаем путешествие? Каждое слово живет в своем домике. Определите, где чей дом. Вы верно нашли домики слов лиса и волк. А почему слово оса не попало в свой дом? Правильно! Давайте проведем звуковой анализ.

Звуковой анализ слова «оса»

 

Раздается резкий звук.

Звуковая гимнастика «Что случилось?»

Что такое? Что случилось?

Где-то что-то провалилось?

Где-то что-то взорвалось?

Расплескалось?

Растряслось?

Зашипело?

Зашумело?

Забурлило?

Заскулило?

Загудело?

Зарычало?

И вдруг замолчало.

Посмотрите, к нам в гости сегодня прибежал зайчик. Как-то раз зайчик переходил реку через мостик. Мостик был шаткий, и в любую минуту зайчик мог упасть. Вдруг что-то зазвенело. Звон слышался снизу, из-под моста… Как вы думаете, что зазвенело? Придумайте короткое окончание истории.

 

Проговаривают слова, выполняют движения:

Ходьба приставным шагом, на каждый шаг хлопок

Изображают кошку

 

Удивляются: разводят руки в стороны, плечи приподняты

«Косят», произносят «тц-тц»

Удивляются

Показывают рога: «му-у-у»

Удивляются

«Доят корову: «щ-щ-щ»

Удивляются

Показывают на ребят, садятся

Дети подбирают слово к схеме, объясняют свой выбор

 

Выполняют звуковой анализ слова

 

Произносят звукоподражания:

Бух!

Бабах!

Буль-буль…

Тр-тр-р-р…

Ш-ш-ш…

А-а-а…

Бл-л-л…

У-у-у…

У-у-у…

Р-р-р…

 

 

 

Дети придумывают окончание сказки

здоровьесберегающие технологии: ролевая имитационная игра; использование художественного слова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

создание проблемной ситуации, анализ, объяснение

 

 

 

 

 

здоровьесберегающие технологии: звуковая гимнастика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рассказывание

 

 

 Слова бегали, как белки,

И играли все в горелки.

Завертелись, закружились,

Не в том месте очутились.

Помогите-ка, ребята,

Слова расставить по порядку.

Словесная игра «Перепутанное предложение»

Лиза, конфеты, ест, шоколадные

Вкусное, корова, дает, наша, молоко

По, корабль, плывет, море, синее

Сосна, у, нашего, растет, дома

Я, прогулки, с, домой, вернулся

Вот и подошло к концу наше путешествие в волшебную Страну слов.

А теперь закроем глазки,

Открываем – мы не в сказке.

 

 

 

 

 

 

Дети меняют порядок слов в предложении

 

 

 

 

 

словесная игра на восстановление предложений

Рефлексивный

2-3 мин.

Вы справились со всеми заданиями и показали хорошие знания. Впереди еще много интересных занятий, а сейчас продолжите предложение: «Я запомнил…», «Я могу…», «Мне еще трудно…»

Подумайте, хорошо ли каждый из вас сегодня занимался. Можете ли вы себя похвалить или не очень? Сейчас подойдите и выберите медаль успеха.

 Очень много слов на свете, 

Как снежинок у зимы. 

Но возьмём, к примеру, эти: 

Слово «Я» и слово «Мы». 

«Я» на свете одиноко, 

В «Я» не очень много прока. 

Одному или одной 

Трудно справиться с бедой. 

Слово «Мы» сильней чем «Я». 

Мы – семья, и мы – друзья. 

Мы – народ, и мы – едины. 

Вместе мы непобедимы!

Дети проводят самоанализ

 

 

Дети выбирают медаль в соответствии со своей оценкой

 

самоанализ

 

 

самооценка, поощрение

 

 

 

использование художественного слова