Проект "Путешествие по материкам"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Кмит Елена Викторовна

Проект "Путешествие по материкам"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc868.5 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность.

Для разностороннего развития детей старшего дошкольного возраста важно развивать эрудированность, память, мышление, познавательную активность. Способствовать развитию познавательной активности, интереса к миру природы можно через разные формы организации образовательного процесса, разные формы образовательной деятельности детей.

Проект «Земля наш общий дом» великолепно подходит для углубленного исследования детьми вместе с педагогами и родителями многообразия жизни на земле.

Часть детей способна самостоятельно и с помощью взрослого (родителей) организовать поиск новых представлений и знаний о многообразии жизни на нашей планете. Эти дети путешествуют с родителями по миру, им интересно рассматривать энциклопедическую литературу, в результате чего у них накапливается определенное информационное поле, сведения, которыми они могли бы поделиться с другими детьми. Для другой части детей актуальнее будет создавать макеты, обыгрывать их, используя ту информацию, которой поделились другие. И в результате все дети постепенно будут втянуты в процесс познания.

Познавать мир лучше комплексно, охватывая не только какую-то одну его сторону, а постараться раскрыть детям многообразие мира.

Разнообразный познавательный материал объединяется вокруг одной изучаемой темы.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/11/27521_1d3fa7126a58ba523c15fc6ff44ba2f8.png.jpg

По продолжительности: долгосрочный (сентябрь – май).

Вид проекта: информационно – практический.

По методу: поисково – творческий.

По количеству участников: групповой.

Направление проекта: познавательное развитие.

Участники: дети подготовительной группы, родители и воспитатели.

Возраст детей: дети 6-7 лет.

Цель проекта: развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через знакомство с многообразием жизни на планете Земля.

Задачи:

1. Закрепить знания детей о глобусе, как модели Земля.

2. Формировать представления о природных зонах земли на континентах, условиях жизни их обитателей (животных, растений).

3. Формировать элементарные представления о народах, населяющих Землю, их традициях, быте, культуре, особенностях жизни.

4. Формировать умения находить на глобусе и карте необходимые объекты (материки).

5. Приобщать родителей к реализации совместного детско-родительского проекта по поиску и сбору материала, как активных участников образовательного процесса.

6. Обогащать предметно-развивающую среду группы, раскрывающей особенности разных континентов и ее обитателей.

7. Развивать психические процессы (внимание, память, мышление, воображение, речь).

8. Воспитывать любознательность, желание познавать окружающий мир.

Ожидаемый результат:

- дети знают, что такое глобус;

- умеют находить на глобусе и карте материки;

- дети имеют представления о флоре и фауне материков;

- дети имеют представления о народах, населяющих Землю, их традициях, быте, культуре, особенностях жизни.

Развивающая среда:

- глобус;

- карта мира для детей;

- физическая карта мира;

- иллюстрации природы и животных материков;

- иллюстрации национальных костюмов

Реализация поставленных задач будет проходить в 3 этапа:

Этапы

проекта

Осуществляемая

деятельность

1

2

1 этап.

Подготовительный

- анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;

- подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;

- составление поэтапного плана работы.

2 этап.

Практический

- вовлечение родителей в процесс познавательного развития детей: заинтересованность родителей в оказании помощи детям в подготовке познавательного материала.

- развитие познавательного интереса детей за счет углубления в понравившуюся тему. Развитие у детей умения презентовать подготовленный материал перед сверстниками. Воспитание у детей умения слушать выступающих, задавать вопросы по теме.

3 этап.

Заключительный

- выявление уровня познавательной компетентности детей старшего дошкольного возраста о многообразии жизни на планете Земля через мониторинг.

- анализ востребованности детьми созданных макетов в повседневной самостоятельной деятельности.

-создание лэпбуков

Данный проект запланирован на 2019 – 2020 учебный год.

Мероприятие

Срок

Ответственные

Продукт

Результат

1

Родительское собрание. «Исследования в познавательном развитии дошкольников. Плюсы и минусы».

Сентябрь.

Воспитатели, родители.

Знакомство родителей с перспективами работы по познавательному развитию детей группы.

Интерес к новой форме работы.

2

Создание лепбуков разных континентов

Сентябрь – апрель.

Воспитатели, дети, родители.

Лэпбуки материков.

3

Подбор презентаций, слайдов, иллюстраций о жизни животных и растений в природных зонах, национальные костюмы.

Сентябрь – апрель.

Воспитатели.

Презентации, иллюстрации.

Презентации, слайды, иллюстрации.

4

Родительское собрание. Итоги совместных детско-родительских исследований.

Апрель.

Воспитатели, родители.

Рефлексия о совместно проведенной работе

Отчет о реализации проекта

Мониторинг на начало и конец учебного года:

Ф. И. ребенка

Имеет представление о материках, их отличительных природных особенностях

Имеет представление о зависимости растительного мира материков от климата; знает представителей флоры материков.

Имеет представление о зависимости животного мира материков от климата; знает представителей фауны материков

Имеет представление о многообразии национальных костюмах.

н

к

н

к

н

к

н

к

Высокий уровень (+) – овладевший материалом в полном объеме.

Средний уровень (*) – овладевший половиной изученного материала.

Низкий уровень (-) - овладевший менее чем половиной изученного материала.

Планирование образовательной деятельности.

Тема

Сроки проведения

Программное содержание

1

«Наши помощники: глобус и карта».

2 неделя

сентября

Познакомить детей с понятием «глобус», «карта», «экватор», «тропический пояс». Дать детям элементарные представления о том, что существуют разные области земли, которые отличаются по своим природным условиям и обозначаются на глобусе (карте) по-разному. Углубить представления о том, что большая часть Земли покрыта водой. Кроме воды есть суша, где живут люди. Работа с картой и глобусом.

ЧХЛ - Н. Сладков «Разноцветная земля».

2

«Растительный мир природных зон Земли».

3 неделя

сентября

Дать представление о зависимости растительного мира от климата; закрепить знания о многообразии растений на нашей планете; воспитывать бережное отношение к растениям; развивать мышление, память, связную речь. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Беседа на тему: «Если не станет растений».

ЧХЛ - К. Ушинский «Спор деревьев».

3

«Животный мир природных зон Земли».

4 неделя

сентября

Дать представление о зависимости животного мира от климата; закрепить знания о многообразии животных на нашей планете; воспитывать бережное отношение к животным; развивать мышление, память, связную речь; учить устанавливать причинно – следственные связи; учить делать простейшие выводы. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

ЧХЛ - Житков Б. «Рассказы о животных»; Бианки В. «Лесная газета».

Беседа на тему: «Травоядные и хищники», «Всеядные животные».

4

«Население Земли».

1 неделя

октября

Познакомить детей с многообразием рас и народов Земли; воспитывать уважительное отношение ко всем людям без исключения; развивать мышление, память, связную речь; учить делать простейшие выводы. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Рисование в свободной деятельности: «Одежда народов мира».

Беседа на тему: «Дружба народов»,

«Сходства и различия».

5

«Азия. Природные зоны».

2 неделя

октября

Дать представление об Азии, ее природных особенностях; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; развивать логическое мышление, речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Беседа на тему: «Азия – часть Евразии», «Моря и океаны, омывающие Азию».

3 неделя

6

«Азия. Растительный мир».

3 неделя

октября

Познакомить с представителями растительного мира Азии; учить устанавливать взаимосвязь между особенностями растений и местом их произрастания; учить устанавливать причинно – следственные связи; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; развивать логическое мышление, речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Беседа на тему: «Лекарственные растения Азии».

ЧХЛ - К. Люцис «Удивительные растения Азии»;

Сказки народов Азии – «Полынь – средство от всех напастей».

Рисование «Папоротники», «Цветущая сакура».

7

«Азия. Животный мир».

4 неделя

октября

Познакомить с представителями животного мира Азии; учить устанавливать взаимосвязь между особенностями животных и местами их обитания; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; учить устанавливать причинно – следственные связи; развивать логическое мышление, речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Беседа на тему: «Животные Азии».

Рисование «Панда».

ЧХЛ - Р. Кипплинг «Маугли».

8

«Азия. Народы, традиции, быт, культура, особенности жизни».

1 неделя

ноября

Познакомить детей с народами, традициями, бытом, культурой, особенностями жизни. ЧХЛ - туркменская сказка «Падчерица»; афганская сказка «Справедливый судья»; японская сказка «Кувшинный человек».

9

«Европа. Природные зоны».

2 неделя ноября

Дать представление о Европе, ее природных особенностях; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; развивать речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

ЧХЛ – Н. Сладков «Зеленая земля – тайга», «Седая земля – тундра».

Беседа на тему: «Европа – часть Евразии», «Моря и океаны, омывающие Европу».

10

«Европа. Растительный мир».

3 неделя

ноября

Познакомить с представителями растительного мира европейской части материка; учить устанавливать взаимосвязь между особенностями растений и местом их произрастания; активизировать словарь; учить устанавливать причинно – следственные связи; учить делать простейшие выводы; развивать логическое мышление, речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

ЧХЛ - «Заучивание стихотворения С. Есенина «Береза».

Беседа на тему: «Реки Европы».

Рисование «Береза, дуб, сосна».

11

«Европа. Животный мир».

4 неделя

ноября

Познакомить с представителями животного мира европейской части материка; учить устанавливать взаимосвязь между особенностями животных и местами их обитания; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; учить устанавливать причинно – следственные связи; развивать логическое мышление, речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Беседа на тему: «Животные Европы, занесенные в Красную книгу».

Рисование в свободной деятельности: «Лось», «Медведь».

Лепка «Волк, лиса».

ЧХЛ - И. Соколов – Микитов «Медвежья семья», «Белки»; «Беляк», «Еж»; «Лисья нора», «Рысь», «Медведи»; «Глухари», «Тетерева», «В берлоге».

12

«Европа. Народы, традиции, быт, культура, особенности жизни».

1 неделя

декабря

Познакомить детей с народами, традициями, бытом, культурой, особенностями жизни. Беседа на тему: «Самая маленькая страна».

Изготовление лепбука «Евразия».

13

«Россия – страна, расположенная на континенте Евразия. Самая многонациональная из стран».

2 неделя

декабря

Познакомить детей с многообразием народов нашей страны, их бытом, обычаями и традициями; воспитывать уважительное отношение к представителям всех национальностей России; активизировать словарь; развивать речь и память. Беседа на тему: «Национальные традиции в нашей семье».

Компьютерная презентация - знакомство с народами России: «Сходства и различия»; «Национальная одежда»; «Традиции и культура».

Рисование «Кукла в национальном костюме».

14

«Россия – страна, расположенная на континенте Евразия. Подземные богатства нашей страны».

3 неделя

декабря

Дать представление о богатстве полезных ископаемых нашей страны, их значимости для жизни людей; прививать интерес к окружающему миру; формировать экологически грамотное поведение в природе; рассказать о добыче нефти и газа на Ямале, о нелегком труде нефтяников и газовиков; воспитывать чувство гордости за свою страну и свой народ; активизировать словарь; развивать речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

С. Р. И. «Нефтяники».

ЧХЛ - П. Бажов «Малахитовая шкатулка».

Беседы на тему: «Чем измеряется богатство страны», «Герб нашей страны», «Флаг нашей страны», «Гимн нашей страны», «Полезные ископаемые».

15

«Артика. Природные зоны».

4 неделя декабря

Дать представление о природных особенностях Арктики; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; развивать логическое мышление, речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

ЧХЛ - Н. Сладков «Белая земля – Арктика».

16

«Артика. Растительный мир».

2 неделя

января

Познакомить с представителями растительного мира Арктики; учить устанавливать взаимосвязь между особенностями растений и местом их произрастания; учить устанавливать причинно – следственные связи; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; развивать логическое мышление, речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Беседы на тему: «Хлеб из лишайников», «О пользе северных ягод».

Рисование «Арктические ягоды».

ЧХЛ - Т. Домаренок «Новый год в Арктической тундре», Н. Радченко «Мечты об Арктике».

17

«Арктика. Уникальный животный мир».

3 неделя января

Познакомить с представителями животного мира Арктики; учить устанавливать взаимосвязь между особенностями животных и местами их обитания; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; учить устанавливать причинно – следственные связи; развивать логическое мышление, речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Рисование «Животное Севера».

Лепка «Фигура северного животного», «Северный олень».

ЧХЛ - Г. Снегирев «След оленя»; Н. Радченко «Белый медведь», «Овцебык»; «Морж».

18

«Антарктида. Представители флоры и фауны».

4 неделя

января

Дать представление о природных особенностях Антарктиды; познакомить с представителями флоры и фауны Южного полюса; учить устанавливать причинно – следственные связи; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; развивать логическое мышление, речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Беседа на тему: «Пингвиний детский сад».

Рисование «Пингвины», «Тюлени».

ЧХЛ - Н. Сладков «Во льдах»; Г. Снегирев «Про пингвинов»; Л. Громова «Антарктида».

19

«Северная Америка. Природные зоны».

1 неделя

февраля

Дать представление о Северной Америке, о природных особенностях; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; развивать связную речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Беседа на тему: «Открытие Америки».

20

«Северная Америка. Растительный мир».

2 неделя

февраля

Познакомить с представителями растительного мира северо – американского материка; учить устанавливать взаимосвязь между особенностями растений и местом их произрастания; активизировать словарь; учить устанавливать причинно – следственные связи; учить делать простейшие выводы; развивать логическое мышление, речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

ЧХЛ - К. Люцис «Удивительные растения Америки».

Рисование «Тюльпанное дерево», «Магнолия».

21

«Северная Америка. Животный мир».

3 неделя

февраля

Познакомить с представителями животного мира северо – американского материка; учить устанавливать взаимосвязь между особенностями животных и местами их обитания; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; учить устанавливать причинно – следственные связи; развивать логическое мышление, речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Беседа на тему: «Дикобраз, который живет на деревьях».

Рисование «Морж», «Росомаха», «Большеухий заяц».

22

«Северная Америка. Народы, традиции, быт, культура, особенности жизни».

4 неделя

февраля

Познакомить детей с народами, традициями, бытом, культурой, особенностями жизни. Беседа на тему: «Аборигены Северной Америки».

23

«Южная Америка. Природные зоны».

1 неделя

марта

Дать представление о Южной Америке, о природных особенностях; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; развивать связную речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Беседа на тему: «Открытие Южной Америки».

24

«Южная Америка. Растительный мир».

2 неделя

марта

Познакомить с представителями растительного мира южно – американского материка; учить устанавливать взаимосвязь между особенностями растений и местом их произрастания; учить устанавливать причинно – следственные связи; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; развивать логическое мышление, речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Беседа на тему: «Шоколадное дерево», «Пуйя».

ЧХЛ - К. Люцис «Удивительные растения Америки».

Рисование «Кактусы», «Шоколадное дерево», «Фейхоа».

25

«Южная Америка. Животный мир».

3 неделя

марта

Познакомить с представителями животного мира южно – американского материка; учить устанавливать взаимосвязь между особенностями животных и местами их обитания; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; учить устанавливать причинно – следственные связи; развивать логическое мышление, речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Беседа на тему: «Чем знамениты Галапагосские острова», «Водятся ли дельфины в реках».

ЧХЛ -К. Люцис «Зачем зверям шипы и броня».

Рисование «Колибри», «Гигантский броненосец», «Королевский гриф».

26

«Южная Америка. Народы, традиции, быт, культура, особенности жизни».

4 неделя

марта

Познакомить детей с народами, традициями, бытом, культурой, особенностями жизни. Изготовление лэпбука «Южная Америка».

Беседа на тему: «Две Америки – сходства и различия».

27

«Австралия и Океания. Природные зоны».

1 неделя апреля

Дать представление о природных особенностях; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; развивать речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

ЧХЛ - «Все обо всем» - «Австралия и Океания».

Беседа на тему: «Самый отдаленный материк».

28

«Австралия и Океания. Растительный мир».

2 неделя апреля

Познакомить с представителями растительного мира Австралии; учить устанавливать взаимосвязь между особенностями растений и местом их произрастания; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; развивать логическое мышление, речь и память; учить устанавливать причинно – следственные связи. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

ЧХЛ - К. Люцис «Удивительные растения Австралии».

Рисование «Эвкалипты», «Акация».

29

«Австралия и Океания. Животный мир».

3 неделя апреля

Познакомить с представителями удивительного животного мира Австралии; учить устанавливать взаимосвязь между особенностями животных и местами их обитания; учить устанавливать причинно – следственные связи; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; развивать логическое мышление, речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий

Беседа на тему: «Тасманский дьявол», «Обитатели океана».

Рисование «Кенгуру», «Утконос», «Ехидна».

Обрывная аппликация «Коала».

С. р. и. «Зоопарк».

30

«Австралия и Океания. Народы, традиции, быт, культура, особенности жизни».

4 неделя апреля

Познакомить детей с народами, традициями, бытом, культурой, особенностями жизни. ЧХЛ - Н. Самоний «Хочу в Австралию».

Изготовление лэпбука «Австралия».

31

«Африка. Природные зоны».

1 неделя мая

Дать представление о природных особенностях; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; развивать речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

ЧХЛ - Н. Сладков «Желтая земля – пустыня»; Л. Громова «В Африке пустыня есть».

Беседа на тему: «Самая большая пустыня в мире».

32

«Африка. Растительный мир».

2 неделя мая

Познакомить с представителями растительного мира Африки; учить устанавливать взаимосвязь между особенностями растений и местом их произрастания; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; учить устанавливать причинно – следственные связи; развивать логическое мышление, речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

ЧХЛ - Г. Ганейзер «Про жаркую пустыню. В оазисах»;

К. Люцис «Удивительные растения Африки».

Беседа на тему: «Оазис», «Удивительные растения Африки – тумбоа и нара».

Рисование «Финиковая пальма», «Оливка».

33

«Африка. Животный мир».

3 неделя мая

Познакомить с представителями животного мира Африки; учить устанавливать взаимосвязь между особенностями животных и местами их обитания; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; учить устанавливать причинно – следственные связи; развивать логическое мышление, речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Рисование «Жираф», «Слон», «Зебра».

ЧХЛ - Г. Ганейзер «Про жаркую пустыню. Кто живет в пустыне», Б. Житков «Про слона».

Беседа на тему: «Корабль пустыни», «Кто живет в африканских заповедниках».

34

«Африка. Народы, традиции, быт, культура, особенности жизни».

4 неделя мая

Познакомить детей с народами, традициями, бытом, культурой, особенностями жизни; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; развивать речь и память. Изготовление лэпбука «Африканского континента».

Список использованной литературы:

1. Аветисян Л. Природа и умственное воспитание дошкольников// Дошкольное воспитание, - 1988, - №6, - С. 27-31.

2. Билева Г., Зимина Л. Развитие познавательных интересов в процессе ознакомления с явлениями природы. // Дошкольное воспитание, - 1988, - №10, - С. 22-25.

3. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой, - М., 1982, - С. 27-42.

Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с.

4. «Географический атлас. Мир вокруг нас». Москва 1990г.

5. «Здравствуй, мир! Окружающий мир дошкольников». Авторский коллектив А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова и др. Москва «Баласс» 2003г.

6. Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАТЕРИКАМ"

Развлечение в подготовительной к школе группе....

Материки

Флора и фауна материков....

«Знакомство с климатическими условиями нашей Родины и материков.»

Доклад к семинару на тему "Знакомство с климатическими условиями нашей Родины и материков"...

Ознакомление детей с материком Евразия

Конспект занятия по познавательному развитию, раздел "География"...

Интеллектуальный досуг для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие по материкам".

В интересной развлекательной форме обобщить представления детей о планете Земля ( материках, их флоре и фауне)....

Презентация "наша планета, Океаны и материки"

Видео материал + конспек занятия, с помощью которого даём начальные понятия (детям от 4-5 лет) общих представлений о Земле как планете, материках и океанах. Развивать познавательный интерес.НАША ПЛАНЕ...

Путешествие по материкам

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миромНа тему:«Путешествие по материкам»для детей подготовительной группы...