Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: « Право на отдых. Новогоднее путешествие».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Пронина Анна Абдулхамитовна

НОД познакомит детей с правом на отдых. Будет способствовать развитию образного мышления, памяти, логики. Расширит словарный запас, познакомит с традициями празднования Нового года в разных странах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_o_pravah.docx27.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: Право на отдых. Новогоднее путешествие.

Цель: продолжать знакомить с правами ребёнка- познакомить детей с правом на отдых.

Задачи:

Образовательные: расширять представления о правах детей,

Развивающие :  развивать образное мышление, память, логику, речевую активность, расширять словарный запас.

Воспитательные: формировать  гражданско- патриотические чувства, воспитывать чувство самоуважения и уважение к другим людям.  

 Интеграция образовательных областей:  социально- коммуникативное, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно- эстетическое.

Методические приемы: беседа-диалог , рассматривание иллюстраций и беседа по ним, сюрпризный момент.

Словарная работа: международная конвенция, земной шар, трубочист.  

Материалы и оборудование: иллюстрации о правах ребёнка, глобус, атлас, мяч, рисунки детей, картинки: волшебница Бефани, трубочист, плакат с нарисованной головой поросёнка, зимние  забавы, выставка книг с русскими народными сказками, музыка, костюм Зимушки- зимы.

Предварительная работа: Знакомство с «Конвенцией о правах ребенка», беседы о правах  ребенка,  рассматривание  иллюстративного  материала: «Права ребенка»., рисование на тему : « подарок от Деда Мороза», разучивание стихотворений .

 Ход  занятия.

Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости, давайте посмотрим на них, улыбнёмся и поздороваемся.

Ребёнок: Здравствуй, планета Земля ,   в гости пришёл к тебе я.

                  Сколько чудес знаешь ты ! Встань и вокруг посмотри.

                  Как ты прекрасна Земля ! Горы, леса и моря,

                  Страны и города  , где ты не бывал никогда.

                  И люди повсюду живут,   и матерью Землю зовут.

Воспитатель:  Дети, мы с вами живём на планете Земля, вот она (показываю глобус).

Посмотрите внимательно на глобус. Что вы видите?

Дети: страны, города, реки, моря, леса, горы, пустыни.

На нашей планете очень много разных стран. Есть страны большие, такие как: Россия, Америка, Канада.

А есть страны маленькие: Швейцария.  Есть страны с суровым климатом, есть с жарким.  И каждая страна имеет своё название: Болгария, Венгрия…

Какие ещё страны вы знаете?  ( Англия, Германия, Франция, Япония, Китай, Италия).

Давайте поиграем с вами в игру д/ и  «Кто в какой стране живёт?»( с мячом)

 В Англии-англичане,              в Китае-китайцы,

 во Франции -французы,          в Японии-японцы,

 в  Италии -итальянцы ,           в Германии -немцы,

 в Болгарии-болгары ,              в Венгрии-венгры,  

 в России-россияне,                  в Турции- турки…

Воспитатель: Молодцы, во всех этих странах живут разные дети: мальчики и девочки, брюнеты и блондины, с разными привычками, с разным характером, с разным цветом кожи. Но у них много общего: игры, интересы, желания, мечты.

А что ещё очень важное объединение всех детей в мире?

Дети: Все дети имеют права.

Воспитатель: Правильно, все дети имеют одинаковые права.  

А где они записаны, как они называются?

Дети:  Международная  Конвенция о правах ребёнка.

Воспитатель: Теперь посмотрите  на иллюстрации  и назовите какие права  вы уже знаете.

Дети: право на жизнь, право на имя, право на жизнь без насилия , право на защиту, право на имя и гражданство.

Дети читают стихи М. Шиманчика

Ребёнок : Пусть, наконец  узнает каждый

                  И расскажет всем, всем, всем,

                  Ребёнок - тоже человек,

                  Только маленький совсем.

Ребёнок:   Никто не может меня оскорблять

                  И к плохому направлять

Ребёнок :  Могу учить всё, что меня интересует

                  И имею право сам выбирать

                  С  кем мне играть.

Ребёнок: Никто не может меня бить, обзывать.

                И каждого могу к ответу призвать.

Ребёнок: Никто не может читать моих писем без разрешения,

                Имею право на собственное суждение.

Ребёнок: Хочу, чтобы каждый признавал мои права всегда,

                 А если отличаюсь от других, то это не беда.

Все вместе :Права детей надо знать

               И никогда не забывать.

Воспитатель: А ещё у всех детей в мире есть право на отдых. Это очень важное право тоже записано в конвенции о правах ребёнка.

Посмотрите на иллюстрацию - право на отдых  обозначает, что все дети имеют право отдыхать,  участвовать в развлекательных мероприятиях, встречать праздники, играть и веселиться, прыгать и резвиться.

Воспитатель: А какой праздник мы скоро будем встречать?  

Дети: Новый год.

Воспитатель: Правильно, Новый год празднуют во всех странах мира.  И везде  по -особенному,  по- своему.

И сейчас  мы отправимся с вами в новогоднее путешествие по разным странам и посмотрим, где и как его празднуют.

А поможет нам в этом волшебная снежинка, на ней мы полетим над земным шаром.     (Используется атлас)

Звучит музыка, закрываем глаза – представьте  как мы летим над нашей планетой Земля, пролетаем над лесами, горами, реками …

Открывайте глаза, мы с вами в Японии (прикалываю снежинку на карту в точку , где обозначена страна Япония).

 Кто живёт в Японии?

Дети: японцы.

Воспитатель: в  Японии в новогоднюю ночь звонят колокола.  Они ударяют ровно 108 раз. В это время все дети заняты рисованием. Каждый рисует то, что  хотел бы получить в подарок . Этот рисунок ребёнок должен  положить под подушку и уснуть, как только колокол ударит последний, 108 раз.

Расскажите, что нарисовали вы?

(Дети по выбору рассказывают о своих рисунках)

Воспитатель: А теперь снова закрывайте глаза и мы из Японии переносимся в Болгарию.   (Снежинка прикалывается).

Дед Мороз в Болгарии приходит в вывернутой бараньей шкуре, украшенной стручками красного перца! С последним ударом часов все целуются. А в новогодний пирог кладут монеты, бутоны роз, и  тот кто найдёт в пироге монету, будет богатым, а кто найдёт кусочек пирога с бутоном розы будет счастливым.

Давайте сыграем с вами в игру, которая называется «Да, нет» Запомните, что в Болгарии всё наоборот.

«Да- это когда мы отрицательно крутим  головой. Нет- согласно киваем»

(Встаньте в круг ).

- Денис, ты живёшь в Японии?

- Вика, ты мальчик?

- Баба-Яга добрая?

-У тебя есть друзья?

- Новый год уже прошёл?

-Ты любишь драться? …

Воспитатель: Молодцы, а сейчас садитесь, наше путешествие продолжается.

Из Болгарии волшебная снежинка переносит нас в Италию.

Здесь в новогоднюю ночь выбрасывают всю разбитую посуду, сломанную мебель, старые вещи. Говорят, что это принесёт богатство . Через трубу дома прилетает волшебница Бефане и у каждой кроватки оставляет новогодние подарки.       (Если есть иллюстрация  -показать).

Из Италии  снежинка переносит нас  в Германию.  (снежинка прикалывается на карту).

Здесь перед новым годом можно встретить на улице трубочиста. Считается большой удачей прикоснуться к нему и испачкаться  сажей - это принесёт счастье в Новом году.

И ещё специально к празднику чеканят монеты, на которых изображён ребёнок, сидящий на свинье, так как считается, что свинья- это символ благополучия.  Посмотрите на плакате у нас нарисован  поросёнок ( на доске плакат голова поросёнка  без пяточка) .

Сейчас мы поиграем , вот у нас монетка и вам  надо с завязанными глазами прикрепить поросёнку пятачок.

Вызывается ребёнок , ему завязывают глаза и  он должен прикрепить  монетку  на место , где должен находиться пятачок. Выиграет тот ,кто правильно прикрепит монетку.

Звучит русская  народная  музыка.

Воспитатель:  Догадайтесь в какую страну мы перенесёмся сейчас? Правильно, ребята мы отправимся в Россию - нашу родную страну.

А вы знаете почему нашу страну так назвали?

Ребёнок: За ясные зори, умытые росами,

                За русое  поле с колосьями рослыми,

                За реки разливные в пламени синем

                Тебя по- славянски назвали , Россия!

Воспитатель: Кто нам расскажет ,как встречают Новый год в России?

Дети: на Новый год  всегда наряжают ёлку, приходит Дед Мороз и Снегурочка, дети находят под ёлкой подарки…

Воспитатель: Правильно , а ещё бьют Кремлёвские часы, на стол ставят русские национальные блюда…

Посмотрите, кто к нам пришёл- это Зимушка-зима.

Зима: Я русская Зимушка- зима дарю вам ледяные реки, морозные деньки, снега.

А какие зимние забавы вы знаете? (дети рассматривают иллюстрации ).

Дети: катание на санках, на лыжах, на коньках, игра в снежки…

Зима: молодцы, давайте вместе с вами споём песню про зиму или про новый год.

( дети вместе с Зимушкой –зимой поют песню и зима уходит).

Воспитатель: А ещё у нас  есть прекрасные русские народные сказки.

Какие сказки вы знаете? (« Теремок», « Колобок»…

Чему учат русские сказки? ( добру, честности, справедливости…).

Воспитатель: правильно, всё это записано и в Конвенции о правах ребёнка.

Права ребёнка очень важны, вы со мной согласны?

Зачем вам детям нужны права?

Дети: чтобы нас никто не обижал, не бил, не оскорблял, не унижал…

Воспитатель: правильно, нарушать права другого человека нельзя, потому что все люди рождены равными , и у каждого есть чувство собственного достоинства. Поэтому надо жить дружно и никого нельзя обижать.

Дети наше путешествие подошло к концу. О каком праве детей мы сегодня узнали?

Дети: мы узнали, что все дети имеют право на отдых.

Воспитатель: А ещё мы с вами побывали в разных странах и узнали , как там  встречают Новый год. И всем детям нашей планеты  я желаю чтобы все их права соблюдались, чтобы они были счастливы, здоровы и каждый любил свою Родину.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: Правила на всю жизнь

Цель: закрепить знания об основных правилах, по которым живут люди; дать понятие, что главное - правила не знать, а выполнять; учить быть честными и мужественными, уметь признаваться в своих некрасивы...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Правила дорожные детям знать положено!»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группеТема: «Правила дорожные детям знать положено!» Воспитатель: Черепанова Л.И.Цель: закреплять и систематизировать знани...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Путешествие в страну дорожных знаков»

Цель: закрепить у детей знания правил дорожного движения, практические навыки поведения на улицах города, умение соблюдать сигналы светофора.Задачи:- ОбразовательныеРасширять знания детей о правилах д...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения» с призентацией

Конспект НОД  по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения» с призентацией...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Путешествие в страну Финансов»

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группеТема: «Путешествие в страну Финансов»Цель: ознакомление детей и расширение знаний о финансах (деньгах).Задачи:Расширить знания дете...