Исследовательский проект в старшей группе "Два конца, два кольца..."
проект по окружающему миру (старшая группа)

Сыроватская Наталия Владимировна

Данный проект  покажет как, с помощью обычных вещей можно сформировать условия для развития исследовательской деятельности, развития любознательности. А также вы найдете пример, как можно организовать защиту детского проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nozhnitsy.docx42.94 КБ
Файл zashchita_proekta.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

«Два кольца, два конца, посередине … »

Аннотация к проекту: Реализация данного проекта показывает, что предметы, которые окружают ребенка в повседневной жизни, могут стать объектом увлекательного исследования и открытия. Простые предметы, которые нас окружают, вызывают у детей больше интереса, чем у взрослых.

Дети учатся пользоваться ножницами, интересуются их устройством, самостоятельно ищут им новые пути применения, интересуются и задают различные вопросы… Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех, что получены репродуктивным путем.

Вид проекта: исследовательский

Тип проекта: групповой  (Соня и Полина Телятник)

Участники: дети старшей группы №14, воспитатель, родители

Срок реализации проекта: краткосрочный  с 29.10.2019 по 11.11.2019 г.

Актуальность: В результате первичной диагностики было выявлено, что у детей старшей группы не достаточно развиты навыки работы с ножницами. Из бесед с родителями замечено, что родители опасаются давать детям дома ножницы, считая, что это опасно. Проведенные занятия показывают, что детям очень интересно заниматься аппликацией, вырезать. Проявляют большой интерес к работе с различными материалами, проявляют любознательность.

Цель проекта: формирование предпосылок поисково-исследовательской деятельности, интеллектуальной инициативы.

Задачи проекта:

1. Развивающие: развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; развитие интереса к работе с ножницами.

2. Обучающие: расширять представления о ножницах, истории возникновения, многообразии; совершенствование работы с ножницами.

3. Воспитывающие: уважительное отношение к труду взрослых, безопасному поведению при работе с острыми предметами

Объект: ножницы

Проблема: Все ли можно разрезать детскими ножницами?

Гипотеза: Возможно, существуют специальные ножницы, для определенных материалов.

Ожидаемые результаты:

Реализация данного проекта позволит:

- развить детскую любознательность, самостоятельность,

- расширить представления детей о различных материалах, о многообразии ножниц,

- совершенствовать навыки работы с данным инструментом,

- убедить родителей в пользе занятий детьми с ножницами не только в саду, но и дома,

- укрепить взаимное сотрудничество между детьми и родителями, родителями и педагогами

Этапы реализации проекта:

I этап: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

  • Изучение методической литературы по проведению исследовательских проектов;
  • Сбор исторических сведений о создании ножниц и их модернизации;
  • Накопление наглядного материала, видеосюжетов, иллюстраций;
  • Составление перспективного плана мероприятий;
  • Введение участников в проект;
  • Разработка методических рекомендаций для родителей;
  • Разработка консультации «Как научить ребенка пользоваться ножницами»

Выбор темы проекта и постановка проблемы:

Во время занятия по аппликации «Заготовки на зиму» детям предлагалось использование разного материала: цветной бумаги, бумажных салфеток, картона, лоскутков ткани. Воспитанники самостоятельно вырезали из цветной бумаги овощи и фрукты, а готовые заготовки из бумажных салфеток и  лоскутков ткани для украшения. Во время работы Полина  попробовала разрезать лоскуток ткани на 2 части, но ткань не разрезалась. Соня попыталась разрезать салфетку, но та порвалась.

Был задан вопрос: «А как разрезать ткань и салфетку?». Это и стало отправной точной для выбора темы проекта.

Формулирование гипотезы.

В ходе эксперимента «Что можно разрезать обычными ножницами?», воспитанницы поняли, что не все  можно разрезать обычными ножницами, наверно существую специальные ножницы, которые быстро режут кожу, ткань и др.

II этап: ОСНОВНОЙ

Перспективный план работы:

Дата

Тема

Содержание

1 день

(подготовительный этап)

Эксперимент

«Что можно разрезать обычными ножницами?»

Цель: подвести к пониманию того, что не всё удобно резать  канцелярскими ножницами.

Ход: Предлагались различные материалы (цв.бумага, картон, газета, бельевая веревка, кусок искуст.кожи, резины, пластика, джин.ткань, трикотаж) и зафиксировать ответы в таблице

1 день

Беседа. Разработка плана решения проблемы.

Цель: сформировать умение планировать свои действия, искать пути решения проблемы.

Ход: Обсудили, у кого и где узнать, существуют ли специальные ножницы.

Эксперимент «Как устроены ножницы»

Цель: поддержать интерес к теме проекта, развивать умение устанавливать причинно-следственную связь

Работа с родителями

Цель: вовлечение родителей в образовательный процесс.

Ход: Рассказ воспитателя о возникшей проблеме, советы по сбору информации совместно с детьми.

2 день

Видео сюжет «Кто изобрел ножницы»

Цель: развитие интереса детей к истории возникновения обыденных вещей

Рассказ детей: «Какие ножницы мы нашли дома»

Цель: поддержка детской самостоятельности в поиске информации, развитие ораторских умений, расширение представлений о многообразии ножниц.

Ход: загадывание загадки, показ иллюстраций и фотоматериала из домашней коллекции ножниц; показ старинных ножниц.

Разбор загадок о ножницах

Цель: развивать образность мышления, умение видеть метафоры.

Составление коллекции «Игрушечные ножницы»

Цель: развивать интерес к коллекционированию

3 день

Видео «Как делают ножницы»

Цель: расширять представления детей о производстве ножниц.

Рассказ детей об экскурсии с мамой в «Ателье»

Цель: развивать умение делиться полученной информацией, рассказывать интересные факты. Расширять представление детей о работе портнихи.

Сюжетно-ролевая игра «Ателье»

Цель: закрепление полученных знаний, развитие умения согласовывать свои действия с другими участниками игровой деятельности

4 день

Экскурсия в парикмахерскую

Цель: продолжать расширять знания о многообразии ножниц и их отличительных особенностях

Беседа «Опасные или полезные ножницы»

Цель: закреплять знания о безопасном обращении с острым предметом.

Аппликация «Прическа для мамы»

Цель: совершенствовать умение работать ножницами, закреплять полученные знания

5 день

Экскурсия «Кто в нашем саду использует ножницы?»

Цель: поддержка детской самостоятельности в поиске информации, расширение знаний о многообразии ножниц

Разучивание пословиц и поговорок. загадок

Цель: развивать образное мышление.

Составление фото коллекции «У каждой профессии свои ножницы»

Цель: учить систематизировать свои знания

6 день

Видео «Современные ножницы»

Цель: расширять представление о современной модернизации ножниц

Рисование «Веселые ножницы»

Цель: развивать творческие способности, фантазию.

7 день

Защита проекта, презентация игры

Цель: развитие ораторских умений, повышение детского авторитета.

Достигнутые результаты:

-  Увеличился объем знаний детей об объекте исследования

- Сформировались навыки  совместно планирования и  поиска  полезной информации

- Наблюдается устойчивый интерес к экспериментированию с различными материалами

- Сформировалось умение выстраивать доказательные  высказывания

- Воспитанники проявляют уважение к труду взрослых, к продуктам их деятельности

- Укрепились детско-родительские отношения

- Повысилась педагогическая грамотность родителей

- Пополнилась развивающая предметно-пространственная среда (дидак.игра «Мастера и ножницы», фотоколлекция «Ножницы», временная выставка «Какие разные ножницы»)

Жизнедеятельность проекта:

Данный проект можно реализовать в старших и подготовительных к школе группах, не зависимо от специализации группы.



Предварительный просмотр:

Защита проекта «Два конца, два кольца, посередине гвоздик»

Здравствуйте, нас зовут Соня и Полина Телятник.

Мы посещаем старшую группу №14, детского сада №11.

Хотим представить наш исследовательский проект «Два конца, два кольца, посередине гвоздик».

Цель нашего проекта: узнать какие ножницы бывают, что они умеют делать?

Однажды  возник вопрос:

 «Почему наши ножницы не разрезали ткань?»

А за ним другой:

«Что еще не могут разрезать детские ножницы?»

Мы проверили и узнали. Есть материалы, которые не удобно резать обычными ножницами.

Мы предположили: Может быть есть специальные ножницы?!

Но как об этом узнать?

Мы спросили у воспитателя, искали  ответ с родителями, заглянули в Интернет.

И обсудили все с друзьями!

В группе мы нашли много ножниц. Они были игрушечными и канцелярскими.

Дома нашли – кухонные, детские и маникюрные.

В Интернете, мама показала нам,  как выглядели самые древние ножницы – их изобрели, чтобы стричь овец. Кто-то соединил два ножа – скобой. Такими ножницами пользуются и сейчас. Называются они овечьи.

Потом, кто-то соединил два ножа гвоздиком, а концы загнул – так и получились ножницы.

Но кто изобрел первые ножницы, никто не знает. Древние ножницы находят в разных частях света.

В те времена, когда жили рыцари, дамы и короли ножницы были дорогим украшением.

Сегодня ножницы делают на заводах, и они есть в каждом доме.

Мы в группе моделировали ножницы для малышей, вспоминали, как правильно с ними работать, и придумывали новые прически.

И продолжали искать ножницы, которые режут не только бумагу.

Были на экскурсии в Ателье, нашли ножницы, которые режут ткань, и ножницы, которыми легко распороть старые вещи, отрезать нитку.

В парикмахерской нашли ножницы для стрижки и филировки волос, маникюрные – для кожи и ногтей.

У дворника ножницы садовые – для обрезки кустов, у врача – медицинские , для бинтов. У строителя – ножницы для металла.

Можно сделать вывод!

У многих профессий есть специальные ножницы. Они отличаются  по форме и размеру лезвий, и ручек.

Все зависит от того с каким материалом работает мастер.

А ещё мы заметили, что загадка: «Два конца, два кольца, посередине гвоздик» не совсем правильна.

Ведь есть ножницы, у которых вместо гвоздика – болт или клепка, а вместо колец – ручки.

Для ножниц больше подойдет загадка

«Инструмент бывалый – не большой, не малый. У него полно работ, он и режет и стрижет»

Ножниц на свете очень много. Ими можно разрезать много вещей, главное подобрать специальные ножницы и соблюдать правила безопасности!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-исследовательский проект для старшей группы "Защитники Родины"

Тема«Великая Отечественная война 1941-1945г.г.»Патриотическое воспитание ребенка- это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень актуальна и сложна....

Исследовательский проект «Обучение старших дошкольников созданию выразительного художественного образа в сюжетном рисовании».

Исследовательский проект нацелен на обоснование педагогических условий эффективности обучения старших дошкольтников созданию выразительного художественного образа в сюжетном рисовании....

Познавательно – исследовательский проект в старшей группе «Гномики» «Нам есть у кого учиться Родиной гордиться»

Данный материал содержит описание Познавательно – исследовательского проекта в старшей группе «Нам есть у кого учиться Родиной гордиться»...

Поисково-исследовательский проект в старшей группе детского сада "Песок - это интересно"

Проект для детей старшей группы с использованием экспериментальной деятельности....

Методическая разработка (Современная образовательная технология: проект) Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Город, в котором я живу»

Цель проекта - развитие познавательной активности детей, повышение интереса к истории и культуре нашего города, формирование чувства патриотизма; формирование интереса к коллективной, игровой, п...

познавательно-исследовательский проект для старших дошкольников "Такие разные камни"

Данный проект строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, а так же на самостоятельной экспериментальной деятельности воспитанников. Проект по экологии «Такие раз...