познавательно-исследовательский проект для старших дошкольников "Такие разные камни"
проект (подготовительная группа) на тему

Данный проект строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, а так же на самостоятельной экспериментальной деятельности воспитанников. Проект по экологии «Такие разные камни…»,  с элементами экспериментирования нацелен на развитие любознательности, как основы познавательной активности у дошкольника, развитие способностей ребенка, формирование творческого воображения, развитие коммуникативности, на формирование основ экологической культуры дошкольника, на приобщение детей к общечеловеческим ценностям, на развитие опытно-экспериментальной деятельности. Проект рассчитан на подготовительную группу, для детей 6 – 7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx40.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию «Чайка»

Экологический

познавательно – исследовательский проект

с детьми подготовительной группы

на тему:  «Такие разные камни…»

номинация «Рациональное использование природных ресурсов»

Воспитатель:

Татаурова Елена Александровна,

первая квалификационная категория

город Нижняя Тура

2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка …………………………………………….. …....3
  2. Общие положения………………………………………………………….5
  3. Реализация проекта ……………………………….…………………….…9
  4. Содержание познавательно-исследовательского проекта «Такие разные камни»……………………………………………………...……………...10
  5. Заключение ……………………………………………………………….12
  6. Список литературы...……………………………………………………..13
  7. Приложения ………………………………………………………………13

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Расскажи - и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму.

(китайская пословица)

Детский сад сегодня - это дошкольная образовательная организация, обеспечивающая сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни, развитие интеллектуальных и личностных качеств детей. Формирование экологического воспитания обучающихся можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из направлений (ФГОС ДО), так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач, по экологическому воспитанию – это проектная деятельность.

Идеи приобщения человека к природе, к её познанию имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого, такие как Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Я. А. Каменский, видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее экспериментальная деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Данный проект строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, а так же на самостоятельной экспериментальной деятельности воспитанников. Проект по экологии «Такие разные камни…»,  с элементами экспериментирования нацелен на развитие любознательности, как основы познавательной активности у дошкольника, развитие способностей ребенка, формирование творческого воображения, развитие коммуникативности, на формирование основ экологической культуры дошкольника, на приобщение детей к общечеловеческим ценностям, на развитие опытно-экспериментальной деятельности. Проект рассчитан на подготовительную группу, для детей 6 – 7 лет.

         Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить; оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира  (Толстикова О.В., Савельева О.В. Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2014г.).

           Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Если воспитывать, приучать детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, просторами полей, замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, у ребенка разовьётся художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками.

В.А. Сухомлинский предлагал вводить ребенка в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нем что-то новое для себя, рос исследователем, а каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Актуальность проекта

Федеральные Государственные образовательные стандарты дошкольного образования  определяют пять образовательных областей, одна из которых – «Познавательное развитие»  (п. 2.6). Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

На современном этапе разработана Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста, С. Н. Николаевой, цель которой – формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания.

         В настоящее время проектная деятельность - одна из эффективных форм воспитательно - образовательной работы с детьми в ДОУ. Наш проект познавательно - исследовательский, где дети узнают много нового, исследуют, экспериментируют, проводят разные опыты.

Этот проект:

Во - первых, позволяет ребенку почувствовать себя исследователем.

Во - вторых, проектный метод позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности.

Благодаря проекту «Такие разные камни…» ребенок получает общие представления о мире камня, его применении в жизни людей, полезных свойствах.

Знакомство детей с камнями способствует: расширению кругозора детей, умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, умению устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, умению определять происхождение рукотворных предметов, обследованию предметов с помощью системы сенсорных эталонов, группировке предметов в соответствии с познавательной задачей.

Настоящей работой я хотела обратить внимание на такую проблему, как развитие потребности у детей к познанию природы, повышения экологической грамотности.

Данный проект помогает детям больше узнать окружающий их природный мир, проявить свою творческую активность, испытать ощущение эмоционального удовлетворения и самореализации.

Самый важный результат обучения на проектной основе - формирование настоящего сообщества детей, воспитателей и родителей.

Развивайте, играйте, творите! Пусть для вас будет правилом:

«Сегодня не получилось - обязательно получится завтра,

Надо только захотеть!»

Вид проекта: Познавательно - исследовательский.

Состав участников: дети 6 - 7 лет, воспитатели, родители.

Срок реализации: долгосрочный (август, сентябрь 2015 г.)

Характер содержания проекта: ребёнок -  педагог - родитель.

Цель проекта: формирование у детей познавательного, практически-деятельного отношения детей старшего дошкольного возраста к природным объектам, через реализацию проекта «Такие разные камни…»

Задачи:

Образовательные:

•        Познакомить детей  с разнообразием камней в природе,  их особенностями, свойствами через игровую и  экспериментальную деятельность;

•        Создать условия для экспериментирования и  опытов.

Развивающие:

•        Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, навыков экспериментирования;

•        развивать мыслительные способности дошкольников: анализ, сравнение, обобщение;

•        развивать творческие и коммуникативные  способности детей.

Воспитательные:

•        Воспитывать бережное отношение к объектам не живой природы;

•        воспитывать такие качества как внимательность, аккуратность, ответственное отношение к выполнению заданий;

•        воспитывать умение работать в группах.    

Проект рассчитан на реализацию принципов обучения:

- обеспечение ситуации успеха каждому участнику проекта, через учет его индивидуальных особенностей;

- многообразие видов активной познавательной деятельности детей;

- индивидуализация учебного процесса и возможность работать в группе при желании;

- создание условий для проявления особенностей, выявление и развитие творческой и поисковой активности;

- использование всевозможных ресурсов группы, начиная с различной литературы, коллекций, и заканчивая детским микроскопом и презентациями;

- организация атмосферы эмоционального благополучия, комфорта, сотрудничества, стимуляция активной коммуникации.

Целесообразность:

Педагогическая целесообразность данного проекта объясняется тем, что дети дошкольного возраста в совершенстве владеют только одним способом познания - запечатлением объектов и событий реального окружающего мира, поэтому в процессе экологического образования ведущими являются наглядные методы обучения: наблюдение и эксперимент.

Проект  разработан с учетом современных образовательных технологий:

- принципах обучения (индивидуальность, системность, доступность, гуманность, научность)

- формах и методах обучения (интегрированное обучение, НОД, ОДРМ)

- методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов)

- средствах обучения (дидактический материал – альбом «Минералы», энциклопедия «Камни», «Бажовская энциклопедия», презентации и т. д.).

Критерии отслеживания результативности:

  1. Сформированность представлений:

- о свойствах камней;

- об особенностях и внешнем виде;

- о  пользе в природе и в жизни человека.

  1. Умение обобщать собственный опыт  работы в творческой деятельности.
  2. Желание проявлять внимание и взаимопомощь.

Реализация проекта

Этапы

Подготовительный

Основной

Заключительный

Экспериментальная работа

Опыты, эксперименты

Работа с родителями

Открытые занятия

Консультации

Встреча с интересными людьми

Участие в реализации проекта

Методы фиксации результатов опытно- экспериментальной деятельности

Наблюдения, составление творческого рассказа о рассматриваемом объекте, включение в сюжетно-ролевые игры, картинки, фотографии, схематические зарисовки, объемные изображения, натуральные объекты

Метод игрового обучения

Опирается  на принцип активности ребёнка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью ребёнка.

Ожидаемые результаты

Для детей:

  • Знают  о свойствах камней, об особенностях их внешнего вида.
  • Имеют представления о пользе камней в природе и жизни человека.
  • Проявляют интерес к окружающему миру.
  • Умеют наблюдать и экспериментировать.

Для педагогов:

  1. Внедряет инновационные технологии, современные формы и новые методы работы.
  2. Повышает теоретический уровень и профессионализм в вопросе организации поисково-исследовательской деятельности детей.
  3. Совершенствует предметно – пространственную развивающую среду.

Для родителей:

  • Активные участники проекта.

Продукт проекта

Коллекция камней

Содержание проекта

Этапы

Подготовительный этап

  1. Составление плана проекта
  1. Подготовка теоретического и практического  материала в рамках проекта.

Основной этап

Интеграция образовательных областей

 

Содержание деятельности

Познавательное развитие

Беседы "Что мы знаем о камнях", "Простые и ценные камни".

Беседа: «Как камни нам помогают?»

Ситуативный разговор "Камень- друг, или враг?"

НОД с использованием ИКТ «В гостях у хозяйки медной горы».

Встреча с интересными людьми: техник –геолог,

Крыпина Валентина Владимировна – беседа о свойствах камней, внешнем виде, где, как и кто добывает камни.

Социально - коммуникативное

Экспериментальная деятельность  (работа в микрогруппах)  по ознакомлению детей с миром камней.

Показ презентации «В гостях у гномика Изумрудика».

Образ камня в рассказах, сказках, малых фольклорных формах. 

Драгоценные и полудрагоценные камни в ювелирных украшениях.

Показ презентаций «Наш геологический музей», «Музей ИГРТ».

Физическое  развитие

Знакомство с подвижными  играми:

«Мы скалолазы»,

«Царь горы»,

«Найди свой камень».

Чтение художественной литературы:

П.П. Бажов «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка»;

И.Н. Рыжов «О чем шептались камни»;

Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами».

Чтение стихов о камнях.

Виды деятельности

Содержание деятельности

Художественно-тврческая

Поделки из камня, роспись камней.

Совместные работы родителей и детей с использованием камней.

Лепка «Кольцо с драгоценным камнем».

Рисование мелками на асфальте.

Рисование угольком на белом листе бумаги.

Рисование простыми карандашами.

Игровая

Д\и с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики: "Отыщи такой же камень", "Лото – камни»,

«Что из чего сделано»;

Сюжетно-ролевые игры: "Геолог", "Шахтеры".

Опытно-экспериментальная

Игровые эксперименты:

"Какой камень тяжелее?"

"Пирамида из камней"

 "Тонет-не тонет?"

Опыты:

"Выращивание кристаллов соли"

Трудовая деятельность

Сбор и мытье камней.

Оформление в группе зелёного уголка с помощью камней.

Заключительный этап

Презентация коллекции "Вот такие камни!"

 

Заключение

Знакомство с каменным материалом способствует эстетическому восприятию природы. Познавательный интерес воспитывает в детях любознательность, желание заниматься коллекционированием, узнать больше об интересных минералах и горных породах. В  большинстве случаев для детей дошкольного возраста это практическое знакомство с коллекциями минералов, горных пород, ископаемыми остатками.

Во время экспериментов дети анализируют и делают сами выводы, определяя физические свойства каменного образца.

Они могут сами определить цвет, блеск каменного образца. Выполняют  зарисовки с помощью графита.  Ногтем царапают мягкие минералы. Могут проверить компасом магнитность камня.

Эти практические занятия настолько увлекают детей, что они готовы и дальше рассматривать и изучать камни.

Список литературы

1.        Бондаренко Т.М. Экологическое занятие с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов  ДОУ. -  Воронеж:   ТЦ « Учитель» 2004;

2.Гончарова Е.В., Моисеева Л.В.  Технология экологического образования детей подготовительной к школе группе ДОУ. - Екатеринбург: издательство «Центр Проблем Детства», 2002;

3.        Дыбина О.В., Разманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005;

4.        Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду (человек).- М.: Сфера, 2005;

5.        Комплексное  занятие по экологии для старших дошкольников. Методическое пособие под ред. С.Н. Николаевой. – М. Педагогическое общество России, 2005;

6.        Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – Педагогическое общество России, 2005;

7.        Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические редакции/ Под ред. Прохоровой Л.Н. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004;

8.        Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников  ДОУ. Автор сост.: Киселева А. С., Данилина Т.А. М.: АРКТИ, 2004;

9.        Рыжова Н.Я. Песок, глина, камни: Экологическое воспитание дошкольников/ Н.Рыжова Дошкольное воспитание: Ежемесячный научно-методический журнал. - М.,2003. №10 -11.

10.Толстикова О.В., Савельева О.В. Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2014г.

11.        http://doshkolnik.ru/stihi/5454-uralskie-kamni.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе. Тема: Разные, разные мячи.

ЦЕЛЬ:способствовать формированию и развитию речевой активности и познавательных интересов детей c общим  недоразвитием речи  через опытно-экспериментальную деятельностьЗадачиРазвивать умение...

Познавательно – исследовательский, творческий проект. Тема: «Мир камней».

  Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги не только для того, чтобы не споткнуться и не упасть, а для того ещё, чтобы найти, поднять и рассмотреть одно из чудес природы – камень? Знакомс...

Познавательно – исследовательский краткосрочный проект в старшей группе «Хлеб – всему голова»

В мире существуют понятия, которые для нас, людей, не потеряют своей ценности никогда. Тем более, когда речь заходит о таких важных вещах, как воздух, вода, солнце, земля. Сюда же можно отнести и хлеб...

Конспект по познавательно- исследовательской деятельности в подготовительной группе"Эти загадочные камни"

Знакомство детей с морскими, речными камнями рассмотреть их чем отличаются  провести опыты и сделать выводы ,что камни твердые морские гладкие обкатанные водой ,а речные гладкие, но есть  ше...

Конспект занятия по познавательно-исследовательскому развитию в средней группе "Такие разные камни"

Детская познавательно-исследовательская деятельность способствует развитию личности дошкольников....

Педагогический познавательно-исследовательский, творческий проект «Такая разная посуда»

Познавательно-исследовательский, творческий проект  «Такая разная посуда»...