Главные вкладки

    познавательно-исследовательский проект для старших дошкольников "Такие разные камни"
    проект (подготовительная группа) на тему

    Данный проект строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, а так же на самостоятельной экспериментальной деятельности воспитанников. Проект по экологии «Такие разные камни…»,  с элементами экспериментирования нацелен на развитие любознательности, как основы познавательной активности у дошкольника, развитие способностей ребенка, формирование творческого воображения, развитие коммуникативности, на формирование основ экологической культуры дошкольника, на приобщение детей к общечеловеческим ценностям, на развитие опытно-экспериментальной деятельности. Проект рассчитан на подготовительную группу, для детей 6 – 7 лет.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt.docx40.93 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию «Чайка»

    Экологический

    познавательно – исследовательский проект

    с детьми подготовительной группы

    на тему:  «Такие разные камни…»

    номинация «Рациональное использование природных ресурсов»

    Воспитатель:

    Татаурова Елена Александровна,

    первая квалификационная категория

    город Нижняя Тура

    2015 г.

    СОДЕРЖАНИЕ

    1. Пояснительная записка …………………………………………….. …....3
    2. Общие положения………………………………………………………….5
    3. Реализация проекта ……………………………….…………………….…9
    4. Содержание познавательно-исследовательского проекта «Такие разные камни»……………………………………………………...……………...10
    5. Заключение ……………………………………………………………….12
    6. Список литературы...……………………………………………………..13
    7. Приложения ………………………………………………………………13

    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Расскажи - и я забуду,

    Покажи – и я запомню,

    Дай попробовать – и я пойму.

    (китайская пословица)

    Детский сад сегодня - это дошкольная образовательная организация, обеспечивающая сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни, развитие интеллектуальных и личностных качеств детей. Формирование экологического воспитания обучающихся можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из направлений (ФГОС ДО), так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач, по экологическому воспитанию – это проектная деятельность.

    Идеи приобщения человека к природе, к её познанию имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого, такие как Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Я. А. Каменский, видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли.

    Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее экспериментальная деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

    Данный проект строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, а так же на самостоятельной экспериментальной деятельности воспитанников. Проект по экологии «Такие разные камни…»,  с элементами экспериментирования нацелен на развитие любознательности, как основы познавательной активности у дошкольника, развитие способностей ребенка, формирование творческого воображения, развитие коммуникативности, на формирование основ экологической культуры дошкольника, на приобщение детей к общечеловеческим ценностям, на развитие опытно-экспериментальной деятельности. Проект рассчитан на подготовительную группу, для детей 6 – 7 лет.

             Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить; оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира  (Толстикова О.В., Савельева О.В. Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2014г.).

               Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Если воспитывать, приучать детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, просторами полей, замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, у ребенка разовьётся художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками.

    В.А. Сухомлинский предлагал вводить ребенка в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нем что-то новое для себя, рос исследователем, а каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

    1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Актуальность проекта

    Федеральные Государственные образовательные стандарты дошкольного образования  определяют пять образовательных областей, одна из которых – «Познавательное развитие»  (п. 2.6). Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

    На современном этапе разработана Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста, С. Н. Николаевой, цель которой – формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания.

             В настоящее время проектная деятельность - одна из эффективных форм воспитательно - образовательной работы с детьми в ДОУ. Наш проект познавательно - исследовательский, где дети узнают много нового, исследуют, экспериментируют, проводят разные опыты.

    Этот проект:

    Во - первых, позволяет ребенку почувствовать себя исследователем.

    Во - вторых, проектный метод позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности.

    Благодаря проекту «Такие разные камни…» ребенок получает общие представления о мире камня, его применении в жизни людей, полезных свойствах.

    Знакомство детей с камнями способствует: расширению кругозора детей, умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, умению устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, умению определять происхождение рукотворных предметов, обследованию предметов с помощью системы сенсорных эталонов, группировке предметов в соответствии с познавательной задачей.

    Настоящей работой я хотела обратить внимание на такую проблему, как развитие потребности у детей к познанию природы, повышения экологической грамотности.

    Данный проект помогает детям больше узнать окружающий их природный мир, проявить свою творческую активность, испытать ощущение эмоционального удовлетворения и самореализации.

    Самый важный результат обучения на проектной основе - формирование настоящего сообщества детей, воспитателей и родителей.

    Развивайте, играйте, творите! Пусть для вас будет правилом:

    «Сегодня не получилось - обязательно получится завтра,

    Надо только захотеть!»

    Вид проекта: Познавательно - исследовательский.

    Состав участников: дети 6 - 7 лет, воспитатели, родители.

    Срок реализации: долгосрочный (август, сентябрь 2015 г.)

    Характер содержания проекта: ребёнок -  педагог - родитель.

    Цель проекта: формирование у детей познавательного, практически-деятельного отношения детей старшего дошкольного возраста к природным объектам, через реализацию проекта «Такие разные камни…»

    Задачи:

    Образовательные:

    •        Познакомить детей  с разнообразием камней в природе,  их особенностями, свойствами через игровую и  экспериментальную деятельность;

    •        Создать условия для экспериментирования и  опытов.

    Развивающие:

    •        Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, навыков экспериментирования;

    •        развивать мыслительные способности дошкольников: анализ, сравнение, обобщение;

    •        развивать творческие и коммуникативные  способности детей.

    Воспитательные:

    •        Воспитывать бережное отношение к объектам не живой природы;

    •        воспитывать такие качества как внимательность, аккуратность, ответственное отношение к выполнению заданий;

    •        воспитывать умение работать в группах.    

    Проект рассчитан на реализацию принципов обучения:

    - обеспечение ситуации успеха каждому участнику проекта, через учет его индивидуальных особенностей;

    - многообразие видов активной познавательной деятельности детей;

    - индивидуализация учебного процесса и возможность работать в группе при желании;

    - создание условий для проявления особенностей, выявление и развитие творческой и поисковой активности;

    - использование всевозможных ресурсов группы, начиная с различной литературы, коллекций, и заканчивая детским микроскопом и презентациями;

    - организация атмосферы эмоционального благополучия, комфорта, сотрудничества, стимуляция активной коммуникации.

    Целесообразность:

    Педагогическая целесообразность данного проекта объясняется тем, что дети дошкольного возраста в совершенстве владеют только одним способом познания - запечатлением объектов и событий реального окружающего мира, поэтому в процессе экологического образования ведущими являются наглядные методы обучения: наблюдение и эксперимент.

    Проект  разработан с учетом современных образовательных технологий:

    - принципах обучения (индивидуальность, системность, доступность, гуманность, научность)

    - формах и методах обучения (интегрированное обучение, НОД, ОДРМ)

    - методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов)

    - средствах обучения (дидактический материал – альбом «Минералы», энциклопедия «Камни», «Бажовская энциклопедия», презентации и т. д.).

    Критерии отслеживания результативности:

    1. Сформированность представлений:

    - о свойствах камней;

    - об особенностях и внешнем виде;

    - о  пользе в природе и в жизни человека.

    1. Умение обобщать собственный опыт  работы в творческой деятельности.
    2. Желание проявлять внимание и взаимопомощь.

    Реализация проекта

    Этапы

    Подготовительный

    Основной

    Заключительный

    Экспериментальная работа

    Опыты, эксперименты

    Работа с родителями

    Открытые занятия

    Консультации

    Встреча с интересными людьми

    Участие в реализации проекта

    Методы фиксации результатов опытно- экспериментальной деятельности

    Наблюдения, составление творческого рассказа о рассматриваемом объекте, включение в сюжетно-ролевые игры, картинки, фотографии, схематические зарисовки, объемные изображения, натуральные объекты

    Метод игрового обучения

    Опирается  на принцип активности ребёнка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью ребёнка.

    Ожидаемые результаты

    Для детей:

    • Знают  о свойствах камней, об особенностях их внешнего вида.
    • Имеют представления о пользе камней в природе и жизни человека.
    • Проявляют интерес к окружающему миру.
    • Умеют наблюдать и экспериментировать.

    Для педагогов:

    1. Внедряет инновационные технологии, современные формы и новые методы работы.
    2. Повышает теоретический уровень и профессионализм в вопросе организации поисково-исследовательской деятельности детей.
    3. Совершенствует предметно – пространственную развивающую среду.

    Для родителей:

    • Активные участники проекта.

    Продукт проекта

    Коллекция камней

    Содержание проекта

    Этапы

    Подготовительный этап

    1. Составление плана проекта
    1. Подготовка теоретического и практического  материала в рамках проекта.

    Основной этап

    Интеграция образовательных областей

     

    Содержание деятельности

    Познавательное развитие

    Беседы "Что мы знаем о камнях", "Простые и ценные камни".

    Беседа: «Как камни нам помогают?»

    Ситуативный разговор "Камень- друг, или враг?"

    НОД с использованием ИКТ «В гостях у хозяйки медной горы».

    Встреча с интересными людьми: техник –геолог,

    Крыпина Валентина Владимировна – беседа о свойствах камней, внешнем виде, где, как и кто добывает камни.

    Социально - коммуникативное

    Экспериментальная деятельность  (работа в микрогруппах)  по ознакомлению детей с миром камней.

    Показ презентации «В гостях у гномика Изумрудика».

    Образ камня в рассказах, сказках, малых фольклорных формах. 

    Драгоценные и полудрагоценные камни в ювелирных украшениях.

    Показ презентаций «Наш геологический музей», «Музей ИГРТ».

    Физическое  развитие

    Знакомство с подвижными  играми:

    «Мы скалолазы»,

    «Царь горы»,

    «Найди свой камень».

    Чтение художественной литературы:

    П.П. Бажов «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка»;

    И.Н. Рыжов «О чем шептались камни»;

    Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами».

    Чтение стихов о камнях.

    Виды деятельности

    Содержание деятельности

    Художественно-тврческая

    Поделки из камня, роспись камней.

    Совместные работы родителей и детей с использованием камней.

    Лепка «Кольцо с драгоценным камнем».

    Рисование мелками на асфальте.

    Рисование угольком на белом листе бумаги.

    Рисование простыми карандашами.

    Игровая

    Д\и с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики: "Отыщи такой же камень", "Лото – камни»,

    «Что из чего сделано»;

    Сюжетно-ролевые игры: "Геолог", "Шахтеры".

    Опытно-экспериментальная

    Игровые эксперименты:

    "Какой камень тяжелее?"

    "Пирамида из камней"

     "Тонет-не тонет?"

    Опыты:

    "Выращивание кристаллов соли"

    Трудовая деятельность

    Сбор и мытье камней.

    Оформление в группе зелёного уголка с помощью камней.

    Заключительный этап

    Презентация коллекции "Вот такие камни!"

     

    Заключение

    Знакомство с каменным материалом способствует эстетическому восприятию природы. Познавательный интерес воспитывает в детях любознательность, желание заниматься коллекционированием, узнать больше об интересных минералах и горных породах. В  большинстве случаев для детей дошкольного возраста это практическое знакомство с коллекциями минералов, горных пород, ископаемыми остатками.

    Во время экспериментов дети анализируют и делают сами выводы, определяя физические свойства каменного образца.

    Они могут сами определить цвет, блеск каменного образца. Выполняют  зарисовки с помощью графита.  Ногтем царапают мягкие минералы. Могут проверить компасом магнитность камня.

    Эти практические занятия настолько увлекают детей, что они готовы и дальше рассматривать и изучать камни.

    Список литературы

    1.        Бондаренко Т.М. Экологическое занятие с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов  ДОУ. -  Воронеж:   ТЦ « Учитель» 2004;

    2.Гончарова Е.В., Моисеева Л.В.  Технология экологического образования детей подготовительной к школе группе ДОУ. - Екатеринбург: издательство «Центр Проблем Детства», 2002;

    3.        Дыбина О.В., Разманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005;

    4.        Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду (человек).- М.: Сфера, 2005;

    5.        Комплексное  занятие по экологии для старших дошкольников. Методическое пособие под ред. С.Н. Николаевой. – М. Педагогическое общество России, 2005;

    6.        Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – Педагогическое общество России, 2005;

    7.        Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические редакции/ Под ред. Прохоровой Л.Н. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004;

    8.        Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников  ДОУ. Автор сост.: Киселева А. С., Данилина Т.А. М.: АРКТИ, 2004;

    9.        Рыжова Н.Я. Песок, глина, камни: Экологическое воспитание дошкольников/ Н.Рыжова Дошкольное воспитание: Ежемесячный научно-методический журнал. - М.,2003. №10 -11.

    10.Толстикова О.В., Савельева О.В. Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2014г.

    11.        http://doshkolnik.ru/stihi/5454-uralskie-kamni.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Познавательно-исследовательский педагогический проект «Влияние сезонных изменений на жизнь животных нашего края» в старшей группе детского сада.

    Познавательно - исследовательський проект об изменениях поведении животных в осенне-зимний период проводился с детьми старшей группы с целью установить причинно-следственные связи между изменениями в ...

    Проект по познавательно- исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Юные исследователи»

    Развитие интереса к исследовательскому поиску у детей старшего дошкольного возраста....

    Технологическая карта ОС, познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе «Люди разных стран». воспитатель Шкилева Елена Валерьевна

    Цель: Создать условия для  формирования  представления  у детей о людях  разных стран.Задачи: - Формировать умение детей находить отличительные черты  и сходства  людей р...

    Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе. Тема: Разные, разные мячи.

    ЦЕЛЬ:способствовать формированию и развитию речевой активности и познавательных интересов детей c общим  недоразвитием речи  через опытно-экспериментальную деятельностьЗадачиРазвивать умение...

    Познавательно – исследовательский, творческий проект. Тема: «Мир камней».

      Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги не только для того, чтобы не споткнуться и не упасть, а для того ещё, чтобы найти, поднять и рассмотреть одно из чудес природы – камень? Знакомс...