Познавательно – исследовательский, творческий проект. Тема: «Мир камней».
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Кардаш Оксана Петровна

    Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги не только для того, чтобы не споткнуться и не упасть, а для того ещё, чтобы найти, поднять и рассмотреть одно из чудес природы – камень? Знакомство детей с камнями способствует расширению кругозора; умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, определять происхождение рукотворных предметов, профессии людей; умению обследовать предметы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mir_kamney.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида № 16 г. Ейска МО Ейский район

Познавательно – исследовательский, творческий проект.

Тема: «Мир камней».

                                                 Автор проекта:

                                            Кардаш О.П.

воспитатель МБДОУ ДСКВ №16

                                                                   г. Ейска МО Ейский район

Проект «Мир камней».

По доминирующему виду деятельности: познавательно – исследовательский, творческий.

По количеству участников: групповой.

Участники: воспитатель Кардаш Оксана Петровна, дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников.

По продолжительности: краткосрочный.

Предмет изучения – предметы неживой природы – камни.

Основные направления проекта:

- познавательно-исследовательское

- художественно – эстетическое развитие

Актуальность проекта:

   В эпоху прогрессивного развития человечества в различных сферах деятельности: науке, технике, искусстве - телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь ребенка, и порой заменяют ему живое общение с миром природы. Являясь источником информации, в том числе и о мире живой и неживой природы, с одной стороны они позволяют расширять кругозор ребёнка, обогащать его новыми знаниями, а с другой стороны, не могут удовлетворить стремление ребёнка к самостоятельному познанию мира природы, через взаимодействие с объектами природы. Поэтому развитие познавательных интересов, познавательной активности дошкольников через опыты, эксперименты, практическую деятельность по преобразованию объектов природы приобретает особую актуальность. Так как позволяет ребёнку вживую прикоснуться к миру природы, понять значимость окружающей природы для человека, её ценность, уникальность; приобретённые в результате деятельности оперирования с предметами в процессе поисков и размышлений дошкольников, знания становятся для детей продуктом самостоятельного открытия.

    Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги не только для того, чтобы не споткнуться и не упасть, а для того ещё, чтобы найти, поднять и рассмотреть одно из чудес природы – камень? Знакомство детей с камнями способствует расширению кругозора; умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, определять происхождение рукотворных предметов, профессии людей; умению обследовать предметы.

Цель проекта: способствовать воспитанию ценностного, созидательного отношения к миру природы, её богатствам, поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Создание коллекции камней.

Задачи проекта:

  • Уточнить знания об объектах неживой природы (элементарные представления о разнообразии камней, их свойствах, особенностях).
  • Познакомить детей с ролью камней в жизни человека, некоторыми камнями, которые люди используют для своих целей с древних времён.
  • Воспитание экологически грамотного, любознательного отношения к миру природы. Формирование бережного отношения к природным ресурсам, основ целесообразного природопользования.
  • Развивать навыки исследовательской деятельности. Развивать познавательный интерес детей посредством поисковой деятельности.
  • Побуждать ребёнка выступать в роли своеобразного исследователя, самостоятельно воздействующего различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
  • Вызвать интерес к созданию художественных образов на основе природных форм, способствовать индивидуальному самовыражению, развитию креативных способностей детей в процессе продуктивной творческой деятельности.

Предполагаемый результат:

  • Дети могут называть свойства камней.
  • Дошкольники имеют представления о некоторых особенностях внешнего вида камней.
  • Знают о пользе камней в природе и жизни человека.
  • Дети могут находить сходства и различия у камней.
  • Дошкольники создают художественные образы на основе природных форм.
  • Создание коллекции камней при участии родителей воспитанников.

План действий:

1. Постановка цели;

2. Разработка содержания учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

3. Организация познавательной, предметно - развивающей среды;

4. Определение направлений познавательной практической деятельности;

5. Организация совместной творческой познавательной практической деятельности

Предварительная работа:

  • Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Камни в природе».
  • Рассматривание предметов, сделанных из камня (украшения, вазочки, письменные приборы, скульптуры малой формы и др.).
  • Знакомство с литературными произведениями: Братья Гримм «Беляночка и Розочка», «Почемучка»: Что такое подземные богатства? О чём шептались камешки? П. Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Хозяйка Медной горы».
  • Разучивание пословиц и поговорок о камне, проигрывание пальчиковой гимнастики «Как я камушек брала».
  • Рисование на камнях.

Этапы проекта:

  1. Организационный

Дети:

- Вхождение в проблему: приходит Незнайка с ведерком камней и сообщает детям, что он коллекционер, так как у него целое ведро камней. На вопрос о том, что интересного он может рассказать о камнях, Незнайка признается, что он ничего о них не знает.

- Определение темы проекта: знакомство с многообразием камней в природе.

- Постановка цели и задач.

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Где можем это узнать?

Камни бывают разные

Откуда берутся камни

В энциклопедии

Камни твёрдые

Что делают из камней

В музее

Камни тяжёлые

Почему камни разные на ощупь

В художественной литературе

Их трудно разбить

Как можно изменить камни

Рассмотреть изделия из камня

           2.  Планирование деятельности:

Родители:

 Информация для родителей о предстоящей деятельности:

  • Консультации «Использование камней в жизни человека», «Кладовая земли», «Как живут камни».

 Цель: Расширять представления родителей о многообразии камней и минералов нашего края. Заинтересовать в предстоящем проекте.

  • Составление тематического альбома «Мир камней».
  • Оформление совместно с родителями коллекции камней.

Цель: Содействие сотрудничеству детей и взрослых.

Педагог:

Подбор демонстрационного материала по данной теме.

Подбор художественной литературы.

«Полезные ископаемые» Детская энциклопедия;

Совместная работа педагога с детьми:

Тема: «Удивительные камни»

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней. Рассмотреть и выявить свойства и качества предложенных материалов

Тема: «Мы – геологи»

Цели: развивать тактильные ощущения, познавать «на ощупь» свойства вещества: твердость, мягкость, плавучесть.

Учить сравнивать и различать вещества по их состоянию.

Развивать умение самостоятельно выстраивать гипотезу перед началом экспериментирования и сравнивать её с результатом.

Тема: «Полезные ископаемые»

Цели и задачи:

Обобщить знания о полезных ископаемых; дать представление детям о свойствах магнитов и способах их использования в промышленности; развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; воспитывать умение работать в коллективе.

Аппликация «Дом мы строим из камней» Цель: познакомить детей с модульной аппликацией. Вызвать интерес к созданию образа каменного дома изобразительно- выразительными средствами. Формировать умение планировать свою работу и технологично выполнять замысел. Развивать чувство композиции

Рисование по замыслу «Превращение камешков» Цель: учить детей создавать художественные образы на основе природных форм. Познакомить с разными приемами рисования на камнях разных форм. Совершенствовать изобразительную технику. Развивать воображение.

Рисование по произведению П. Бажова «Серебряное копытце»

Цель: развивать умение отражать впечатления, полученные во время чтения сказки, формировать эстетическое отношение к окружающему миру.

Чтение художественной литературы

- Сказка И. Н. Рыжовой «О чем шептались камушки»

- П. Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы»

- Стихи, пословицы и поговорки о камнях. Цель: познакомить детей с творчеством Павла Бажова. Эмоционально включать детей в атмосферу «сказа», в слушание его живых диалогов, вызывающих добрые чувства. Развивать у детей воображение, умение представить себе сказочного героя и описать его.

Беседы «Откуда берутся камни?», «Камни в природе», «Камни. Как человек использует камни».

Цель: Формирование представлений детей о камнях: их назначении в природе и использовании человеком.

Опыты и практические задания: «Вода камень точит», «Почему камни бывают разноцветными?», «Вулкан», «Какой камень тяжелее?»

Цель: Расширение кругозора и экологических представлений посредством опытов и в процессе практической деятельности.

Конструирование «Будем строить из камней»

Цель: Формирование умения планировать свою постройку и технологично осуществлять замысел.

Подвижные игры: «Шишка – камешек», «Песочные часы», «Положи скорее камешки», «Смелые верхолазы», «Камешек», «Царь горы», «Найди свой камень»

Цель: Развивать двигательные умения и навыки детей, разучивать и запоминать правила игры. Играть самостоятельно. Систематизация знаний о взаимодействии и деятельности с камнями.

Просмотр презентаций: «Мир камней», «Драгоценные камни» Цель: Развивать познавательный интерес. Знакомить с названиями минералов, камней.

Дидактические игры с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики:

- «Что лишнее?», «Найди пару», «Продолжи ряд».

Настольно-печатные игры:

 «Четвёртый лишний», «Что из чего?», «Найди пару», «Собери картинку», «Разложи по порядку», «Камушки на берегу»

Цель: расширять представления детей об окружающем мире

Сюжетно-ролевые игры

- «В поисках клада» Цель: Развивать логическое мышление, внимание, зрительное восприятие, умение подбирать предмет по цвету.  Воспитывать усидчивость, терпение, приучать убирать материал на место.

3. Заключительный:

Продукт проектной деятельности:

- Коллекция камней.

- Выставка «Изделия из камня».

- Выставка детских творческих работ «Превращение камешка».

- Выставка рисунков по произведению П. Бажова.

Итоговое мероприятие:

  • Физкультурное развлечение «Путешествие по горным просторам».
  • Викторина «Что мы знаем о камнях»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе "Камни"

Знакомство детей с разнообразием камней, их свойствами....

Конспект занятия в старшей группе познавательно-исследовательской деятельности "В удивительном мире камней"

Знакомство  с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями....

Исследовательски-творческий проект Тема: "Что за чудесница, водица волшебница"

  Цель проекта: Обобщить и расширить знания и представления детей о неживой природе – о воде.  Задачи проекта:-создавать условия для формирования у детей познавательного интерес...

Познавательно –опытно– творческий проект Тема: "Чудо - огород"

Познавательно –опытно– творческий проект Тема: "Чудо - огород"...

ПРОЕКТ «МИР КАМНЕЙ» информационно-познавательно-исследовательски-творческий долгосрочный проект

Паспорт проектаНаименование проекта«Мир камней».Заказчик Администрация МБДОУ «Детский сад «Островок»Ответственный за исполнение Собгайда П. Е - воспитатель перв...

Познавательно-исследовательский проект "Школа волшебников. Мир Камней" 2021

Знакомство детей с разнообразием камней, их свойствами....