Главные вкладки

    Познавательно – исследовательский, творческий проект. Тема: «Мир камней».
    проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Кардаш Оксана Петровна

        Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги не только для того, чтобы не споткнуться и не упасть, а для того ещё, чтобы найти, поднять и рассмотреть одно из чудес природы – камень? Знакомство детей с камнями способствует расширению кругозора; умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, определять происхождение рукотворных предметов, профессии людей; умению обследовать предметы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_mir_kamney.docx21.55 КБ

    Предварительный просмотр:

    муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

    комбинированного вида № 16 г. Ейска МО Ейский район

    Познавательно – исследовательский, творческий проект.

    Тема: «Мир камней».

                                                     Автор проекта:

                                                Кардаш О.П.

    воспитатель МБДОУ ДСКВ №16

                                                                       г. Ейска МО Ейский район

    Проект «Мир камней».

    По доминирующему виду деятельности: познавательно – исследовательский, творческий.

    По количеству участников: групповой.

    Участники: воспитатель Кардаш Оксана Петровна, дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников.

    По продолжительности: краткосрочный.

    Предмет изучения – предметы неживой природы – камни.

    Основные направления проекта:

    - познавательно-исследовательское

    - художественно – эстетическое развитие

    Актуальность проекта:

       В эпоху прогрессивного развития человечества в различных сферах деятельности: науке, технике, искусстве - телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь ребенка, и порой заменяют ему живое общение с миром природы. Являясь источником информации, в том числе и о мире живой и неживой природы, с одной стороны они позволяют расширять кругозор ребёнка, обогащать его новыми знаниями, а с другой стороны, не могут удовлетворить стремление ребёнка к самостоятельному познанию мира природы, через взаимодействие с объектами природы. Поэтому развитие познавательных интересов, познавательной активности дошкольников через опыты, эксперименты, практическую деятельность по преобразованию объектов природы приобретает особую актуальность. Так как позволяет ребёнку вживую прикоснуться к миру природы, понять значимость окружающей природы для человека, её ценность, уникальность; приобретённые в результате деятельности оперирования с предметами в процессе поисков и размышлений дошкольников, знания становятся для детей продуктом самостоятельного открытия.

        Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги не только для того, чтобы не споткнуться и не упасть, а для того ещё, чтобы найти, поднять и рассмотреть одно из чудес природы – камень? Знакомство детей с камнями способствует расширению кругозора; умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, определять происхождение рукотворных предметов, профессии людей; умению обследовать предметы.

    Цель проекта: способствовать воспитанию ценностного, созидательного отношения к миру природы, её богатствам, поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Создание коллекции камней.

    Задачи проекта:

    • Уточнить знания об объектах неживой природы (элементарные представления о разнообразии камней, их свойствах, особенностях).
    • Познакомить детей с ролью камней в жизни человека, некоторыми камнями, которые люди используют для своих целей с древних времён.
    • Воспитание экологически грамотного, любознательного отношения к миру природы. Формирование бережного отношения к природным ресурсам, основ целесообразного природопользования.
    • Развивать навыки исследовательской деятельности. Развивать познавательный интерес детей посредством поисковой деятельности.
    • Побуждать ребёнка выступать в роли своеобразного исследователя, самостоятельно воздействующего различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
    • Вызвать интерес к созданию художественных образов на основе природных форм, способствовать индивидуальному самовыражению, развитию креативных способностей детей в процессе продуктивной творческой деятельности.

    Предполагаемый результат:

    • Дети могут называть свойства камней.
    • Дошкольники имеют представления о некоторых особенностях внешнего вида камней.
    • Знают о пользе камней в природе и жизни человека.
    • Дети могут находить сходства и различия у камней.
    • Дошкольники создают художественные образы на основе природных форм.
    • Создание коллекции камней при участии родителей воспитанников.

    План действий:

    1. Постановка цели;

    2. Разработка содержания учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

    3. Организация познавательной, предметно - развивающей среды;

    4. Определение направлений познавательной практической деятельности;

    5. Организация совместной творческой познавательной практической деятельности

    Предварительная работа:

    • Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Камни в природе».
    • Рассматривание предметов, сделанных из камня (украшения, вазочки, письменные приборы, скульптуры малой формы и др.).
    • Знакомство с литературными произведениями: Братья Гримм «Беляночка и Розочка», «Почемучка»: Что такое подземные богатства? О чём шептались камешки? П. Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Хозяйка Медной горы».
    • Разучивание пословиц и поговорок о камне, проигрывание пальчиковой гимнастики «Как я камушек брала».
    • Рисование на камнях.

    Этапы проекта:

    1. Организационный

    Дети:

    - Вхождение в проблему: приходит Незнайка с ведерком камней и сообщает детям, что он коллекционер, так как у него целое ведро камней. На вопрос о том, что интересного он может рассказать о камнях, Незнайка признается, что он ничего о них не знает.

    - Определение темы проекта: знакомство с многообразием камней в природе.

    - Постановка цели и задач.

    Что мы знаем?

    Что хотим узнать?

    Где можем это узнать?

    Камни бывают разные

    Откуда берутся камни

    В энциклопедии

    Камни твёрдые

    Что делают из камней

    В музее

    Камни тяжёлые

    Почему камни разные на ощупь

    В художественной литературе

    Их трудно разбить

    Как можно изменить камни

    Рассмотреть изделия из камня

               2.  Планирование деятельности:

    Родители:

     Информация для родителей о предстоящей деятельности:

    • Консультации «Использование камней в жизни человека», «Кладовая земли», «Как живут камни».

     Цель: Расширять представления родителей о многообразии камней и минералов нашего края. Заинтересовать в предстоящем проекте.

    • Составление тематического альбома «Мир камней».
    • Оформление совместно с родителями коллекции камней.

    Цель: Содействие сотрудничеству детей и взрослых.

    Педагог:

    Подбор демонстрационного материала по данной теме.

    Подбор художественной литературы.

    «Полезные ископаемые» Детская энциклопедия;

    Совместная работа педагога с детьми:

    Тема: «Удивительные камни»

    Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней. Рассмотреть и выявить свойства и качества предложенных материалов

    Тема: «Мы – геологи»

    Цели: развивать тактильные ощущения, познавать «на ощупь» свойства вещества: твердость, мягкость, плавучесть.

    Учить сравнивать и различать вещества по их состоянию.

    Развивать умение самостоятельно выстраивать гипотезу перед началом экспериментирования и сравнивать её с результатом.

    Тема: «Полезные ископаемые»

    Цели и задачи:

    Обобщить знания о полезных ископаемых; дать представление детям о свойствах магнитов и способах их использования в промышленности; развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; воспитывать умение работать в коллективе.

    Аппликация «Дом мы строим из камней» Цель: познакомить детей с модульной аппликацией. Вызвать интерес к созданию образа каменного дома изобразительно- выразительными средствами. Формировать умение планировать свою работу и технологично выполнять замысел. Развивать чувство композиции

    Рисование по замыслу «Превращение камешков» Цель: учить детей создавать художественные образы на основе природных форм. Познакомить с разными приемами рисования на камнях разных форм. Совершенствовать изобразительную технику. Развивать воображение.

    Рисование по произведению П. Бажова «Серебряное копытце»

    Цель: развивать умение отражать впечатления, полученные во время чтения сказки, формировать эстетическое отношение к окружающему миру.

    Чтение художественной литературы

    - Сказка И. Н. Рыжовой «О чем шептались камушки»

    - П. Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы»

    - Стихи, пословицы и поговорки о камнях. Цель: познакомить детей с творчеством Павла Бажова. Эмоционально включать детей в атмосферу «сказа», в слушание его живых диалогов, вызывающих добрые чувства. Развивать у детей воображение, умение представить себе сказочного героя и описать его.

    Беседы «Откуда берутся камни?», «Камни в природе», «Камни. Как человек использует камни».

    Цель: Формирование представлений детей о камнях: их назначении в природе и использовании человеком.

    Опыты и практические задания: «Вода камень точит», «Почему камни бывают разноцветными?», «Вулкан», «Какой камень тяжелее?»

    Цель: Расширение кругозора и экологических представлений посредством опытов и в процессе практической деятельности.

    Конструирование «Будем строить из камней»

    Цель: Формирование умения планировать свою постройку и технологично осуществлять замысел.

    Подвижные игры: «Шишка – камешек», «Песочные часы», «Положи скорее камешки», «Смелые верхолазы», «Камешек», «Царь горы», «Найди свой камень»

    Цель: Развивать двигательные умения и навыки детей, разучивать и запоминать правила игры. Играть самостоятельно. Систематизация знаний о взаимодействии и деятельности с камнями.

    Просмотр презентаций: «Мир камней», «Драгоценные камни» Цель: Развивать познавательный интерес. Знакомить с названиями минералов, камней.

    Дидактические игры с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики:

    - «Что лишнее?», «Найди пару», «Продолжи ряд».

    Настольно-печатные игры:

     «Четвёртый лишний», «Что из чего?», «Найди пару», «Собери картинку», «Разложи по порядку», «Камушки на берегу»

    Цель: расширять представления детей об окружающем мире

    Сюжетно-ролевые игры

    - «В поисках клада» Цель: Развивать логическое мышление, внимание, зрительное восприятие, умение подбирать предмет по цвету.  Воспитывать усидчивость, терпение, приучать убирать материал на место.

    3. Заключительный:

    Продукт проектной деятельности:

    - Коллекция камней.

    - Выставка «Изделия из камня».

    - Выставка детских творческих работ «Превращение камешка».

    - Выставка рисунков по произведению П. Бажова.

    Итоговое мероприятие:

    • Физкультурное развлечение «Путешествие по горным просторам».
    • Викторина «Что мы знаем о камнях»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе "Камни"

    Знакомство детей с разнообразием камней, их свойствами....

    Конспект занятия в старшей группе познавательно-исследовательской деятельности "В удивительном мире камней"

    Знакомство  с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями....

    Исследовательски-творческий проект Тема: "Что за чудесница, водица волшебница"

      Цель проекта: Обобщить и расширить знания и представления детей о неживой природе – о воде.  Задачи проекта:-создавать условия для формирования у детей познавательного интерес...

    Познавательно – исследовательский творческий проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность» на тему «Магия песка»

    Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и создать развивающую, познавательную, безопасную предметн...

    Познавательно-творческий проект Тема проекта: «Сидит девица в темной темнице, коса на улице…»

    Познавательно-творческий проектТема проекта: «Сидит девица в темной темнице, коса на улице…»...