Главные вкладки

    Конспект по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Свойства камней».
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Радыгина Елена Николаевна

    В помощь педагогу.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл poznav_o_kam.docx26.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Свойства камней».

    Программное содержание. Учить детей обследовать камни разными органами чувств, называть их свойства и особенности. Дать детям представление о том, что камни в природе есть в земле, в реках, в морях, поэтому их называют речными и морскими. Развивать исследовательские навыки, умение выделять существенные признаки и связи, выдвигать различные гипотезы, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и навыки. Воспитывать активность, самостоятельность.

    Материал к занятию. Набор речных и морских камней, как раздаточный материал. Сувениры, женские украшения из драгоценных или полудрагоценных камней; кусок дерева, гвозди, молоток, банки с водой, салфетки, аудиозапись с морским прибоем. ТСО: слайды с изображением зданий, мостов, метро, памятников, фонтанов.

                                                                 Ход занятия.

    Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку:

    «Его в горах полным-полно.

    Он часто падает на дно

    В ущелья со скалы крутой.

    Он твёрдый, маленький, большой.

    По форме разным он бывает.

    Его с дороги убирают».

    Дети. Это камень.

    Воспитатель. Правильно. Сегодня на занятии мы с вами поговорим о камнях. Ребята, скажите, где можно встретить камни?

    Дети. Камни могут быть в земле, в горах, на море, в речках.

    Воспитатель. Правильно. В зависимости от места нахождения камни имеют своё название – горные камни, морские, речные.  Сейчас я включу музыку. Вы закроете глаза, будете внимательно ее слушать и представите картинку, которую вам подскажет музыка.

    (Дети  слушают звуки морского прибоя).

    Воспитатель. Что вы услышали? Какие картинки пронеслись перед вашими глазами?

    (Ответы детей).

    Воспитатель. Давайте еще раз послушаем музыку. Слышите, как шумит море, как волны, набегая на берег, перекатывают камни с места на место, как они стучат друг о друга? Кто из вас был на море? Что вы там видели?

    (Ответы детей).

    Воспитатель. Да, море очень красивое. На берегу моря всегда можно увидеть много разноцветных камешков. Вспомните, как они выглядят?

    Дети. Камни гладкие, разной формы - овальные и круглые, твердые, холодные, красивые, разного цвета.

    Воспитатель. Найдите на подносе морские камни и положите их перед собой на салфетку.

    Как вы думаете, почему морские камушки на ощупь гладкие?

    Дети. Их сделала такими вода.

    Воспитатель. Да, такими гладкими их сделали морские волны. В морской воде камни бьются друг о друга, вода обтачивает их края, и они становятся гладкими - без единого уголка. А теперь найдите речные камушки и положите их рядом с морскими камешками. Потрогайте их. Что можете сказать про речные камни? Какие они?

    Дети. Шершавые, неровные, разной формы, с острыми углами.

    Воспитатель. Так чем же морские камни отличаются от речных камней?

    Дети. Морские камни гладкие, без углов, овальные и круглые. А речные камни имеют углы. На ощупь они шершавые.

    Воспитатель. Правильно. А сейчас мы будем изучать свойства камней. Для этого мы проведём некоторые опыты с камнями. Первый опыт называется «Что видно на камне?»

    Возьмите камни и рассмотрите их через лупу. Что вы видите?

    Дети. Кристаллики, трещины, узоры.

    Воспитатель. Проведём второй опыт. В одну руку возьмите камешек, в другую - пластилин. Сожмите обе ладони. Сравните, что произошло с камешком, а что с пластилином. Почему?

    Дети. Камешек остался без изменений, потому что он твёрдый. А пластилин поменял форму, потому что он мягкий. Камень твёрже пластилина.

    Воспитатель. Следующий опыт. Что произойдёт, если мы положим камень в воду? Может ли он плавать? Возьмём гальку и окатыш керамзита. Сравним их по весу, затем одновременно опустим в воду. Что произошло с каждым из них? Почему?

    Дети. Галька утонула, потому что она тяжёлая. Керамзит остался на поверхности воды, потому что в нём много пузырьков воздуха. Он легче гальки.

    Воспитатель. Какой стала галька? Чем она отличается от сухой? Какого цвета мокрые камешки. По сравнению с сухими?

    Дети. Галька стала мокрой. Она поменяла цвет. Стала темнее.

    Воспитатель. Могут ли камни издавать звуки? Постучим разными камнями друг о друга. Похожи ли звуки, которые при этом получаются, или чем-то отличаются?

    Дети. Слышатся разные звуки. Одни громче, другие – тише.

    Воспитатель. А может ли камень шипеть? Возьмём кусочек мела и капнем на него соком лимона. Что происходит?

    Дети. Камень шипит, потому что - ему не нравится лимонный сок.

    Воспитатель. Потрогайте разные камни: холодные они или тёплые?

    Дети. Холодные.

    Воспитатель. Подержите камушки  под лампой: что изменилось?

    Дети. Он стали тёплыми.

    Воспитатель.  Как вы думаете, камень тверже дерева? Давайте проверим. Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из дерева. И попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось?

    Дети. Гвоздь вошел в дерево.

    Воспитатель. А сейчас я попробую вбить гвоздь в камень.

    Воспитатель. Что получается?

    Дети. Гвоздь гнется, но не вбивается.

    Воспитатель. Какой можно сделать вывод?

    Дети. Камень тверже дерева.

    Воспитатель. А как камень и дерево будут себя вести в воде? Перед вами баночки с водой, попробуйте опустить дерево и камень в воду. Что с ними произойдет?

    Дети. Дерево плавает, а камень тонет.

    Воспитатель. Какой можно сделать вывод?

    Дети. Дерево легче камня.

    Воспитатель. Правильно. Где можно увидеть камни?

    Дети. В реке, в море, на дороге.

    Воспитатель. Как вы думаете, нужен ли камень человеку? Использует ли человек для своих нужд камень? Давайте посмотрим слайды о применении камней человеком.

    (Просмотр слайдов).

    Воспитатель. Где человек использует камни?

    Дети. Человек использует камни в строительных работах: при строительстве домов, дорог, цветников, фонтанов.

    Воспитатель. Я хочу познакомить вас с одним интересным камнем. Называется он гранит. Внимательно посмотрите на него (показывает). Найдите такой же на своем подносе и возьмите в руки. Потрогайте и скажите: какой он?

    Дети. Шершавый, неровный, разноцветный.

    Воспитатель. Возьмите лупы и рассмотрите гранит. Гранит — это горная порода. Если внимательно его рассмотреть, можно увидеть, что камень словно состоит из зерен. Они разные по цвету и разного вида. В состав гранита входят три разных камня (показывает их) сверкающий кварц, темная слюда и цветной полевой шпат. Но есть у гранита и соперник - это мрамор. Мрамор - тоже горная порода (показывает). Найдите у себя мрамор и возьмите в руки. Что вы можете сказать об этом камне? Какой он?

    Дети. Гладкий, блестящий, красивый.

    Воспитатель. Мрамор, как и гранит, неоднороден: он состоит из кальцита, известняка и примесей, которые придают ему разную окраску (показывает состав мрамора). Посмотрите на мрамор через лупу. Что вы видите?

    Дети. Мрамор состоит как-бы из слоёв.

    Воспитатель. Посмотрите ещё слайды. (Показ слайдов о применении мрамора и гранита).

    Воспитатель. Где человек применяет гранит и мрамор?

    Дети. Из гранита и мрамора строят набережные, изготовляют постаменты и памятники.

    Воспитатель. Вот сколько интересного мы узнали про камни! Одни помогают нам в строительстве зданий, мостов, другие используются при изготовлении памятников, для украшения станций метро. А еще есть драгоценные камни. Как вы думаете, что это за камни и где их используют?

    Дети. Их используют для изготовления украшений для человека и разных предметов.

    Воспитатель. На Руси издавна из них изготавливали украшения. Давайте посмотрим выставку женских украшений. (Дети подходят к столу, на котором разложены женские украшения?)

    Воспитатель. Что вам понравилось? Какие украшения есть у вас дома? (Ответы детей).

    Воспитатель. Дома вместе с родителями рассмотрите их и определите камни, из которых они изготовлены.

    Конспект НОД по познавательной деятельности на тему «Путешествие в мир камней».

    (старший дошкольный возраст)

    Программное содержание. Продолжать знакомить детей с разновидностями камней. Учить классифицировать камни по разным признакам, выявлять их свойства и особенности. Развивать кругозор, эмоционально-положительное отношение к неживой природе. Воспитывать экологически грамотного поведения в природе.

    Предварительная работа:

    Сбор коллекции камней, игры с камнями. Рассматривание иллюстраций, книг, журналов, фотографий. Беседы о профессиях (геолог, каменщик).

    Чтение художественной литературы:

    А.И. Никитов «Полезные ископаемые», популярные энциклопедии для детей «Все обо всем», сказок П.Бажова, В. Волкова «Волшебник изумрудного города».

    Материал:

    Компьютерные презентации: «Природные и искусственные камни», «Применение человеком камня»,  «Изделия из драгоценных камней», «Кораллы». «Волшебный сундучок» с различными по свойствам камнями. Камни для раскрашивания, драгоценные украшения, карта, краски гуашевые, кисточки, салфетки, баночки с водой, мультимедийный проектор, ноутбук, экран.

                                                               Ход занятия.

    Воспитатель. Ребята, мы с вами очень много говорили о нашей прекрасной планете Земля, о том, что на поверхности Земли растут леса, текут реки, распахнуты равнины и овраги, на Земле много морей и озер, а также возвышаются великолепные горы. Горы образовывались в течение многих – многих миллионов лет из окаменевших остатков растений и животных. Из-за их гигантских размеров люди думали, что горы вечны и неизменны. Но геологи, ученые, которые изучают горы, доказали, что горы изменяются и что они не вечны. Как вы думаете, что может разрушить горы? (ответы детей).

    Воспитатель. Да, склоны гор разрушаются замерзающей водой, сильными ветрами, скалы вымываются дождем и потоками воды. Со временем даже высочайшие вершины превращаются в холмы и равнины.  Также, изучая горы, геологи выяснили, что они состоят из разных пород камней. Ребята, кто из вас был в горах? Какими они бывают? (ответы детей).

    Воспитатель. Да, склоны гор бывают пологими, скалистыми, они состоят из слоев горных пород. Мы с вами много рассматривали иллюстраций, фотографий, где было видно, как горы изменялись под воздействием различных условий. Многие камни из нашей коллекции – это как бы кусочки гор. Ребята, кто из вас может показать горы на карте.  Каким цветом на карте обозначены горы? (ответы детей)

    (Показ презентации «Природные и искусственные камни»).

    Воспитатель. В природе камней много, есть природные камни: кварц, графит, пемза, каменный уголь, гранит, гравий, мрамор, щебень, мел, гипс и многие другие, а есть искусственные камни: керамзит, кусочки кирпича, бетона, пенобетона и газобетона. Все камни отличаются друг от друга по цвету, по весу, по прочности, а также по происхождению. Нередко встречаются камни удивительной формы, напоминающие фигуры животных или человека. Камень красив от природы, его достаточно помыть и очистить.

    Воспитатель. Кто из вас может сказать, для чего нужны камни, где они могут использоваться? ( Высказывания детей).

    Воспитатель. Правильно, ребята, камень используется в строительстве домов, мостов, из щебня строят дороги, разноцветные камни используются в ландшафтом дизайне для украшения клумб, газонов, создания альпийских горок. (Просмотр презентации).

    Воспитатель. Большое распространение имеет камень искусственный, который научился делать человек. Это кирпич, бетонные блоки, панели, газовые блоки и пеноблоки. – из них строят дома, здания. (Просмотр презентации).

    Воспитатель. Как называют рабочих, которые работают с камнем на стройке?

    Дети. Каменщик.

    Воспитатель. Сейчас мы поиграем в игру  «Волшебный сундучок». Не доставая камень из ящика вы, используя опорную схему, будете рассказывать о камнях, которые спрятаны в нашем «Волшебном сундучке». Например: гладкий, шершавый, угловатый, с острыми краями, теплый, холодный, тяжелый, легкий и т.д.

    Физкультминутка:

    Ветер по морю гуляет,

    Волны в море поднимает.

    Волны к берегу плывут,

    Камни разные несут.

    Белый, красный, голубой

    Выбирай себе любой.

    Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что некоторые виды камней используют для украшения ювелирных изделий, создания картин? Сейчас, ребята, я расскажу вам о драгоценных камнях. В древние времена различные драгоценные камни различались лишь по их цветам. Название «рубин» было дано всем камням красного цвета. Все зеленые камни называли изумрудами, а все голубые – сапфирами и топазами. Установилось, что ценность драгоценного камня зависит не только от его цвета, блеска и редкости, но также и от его твердости. В основном все драгоценные камни используют для  украшения ювелирных изделий, таких как кольца, серьги, различные подвески, колье и браслеты. (Показ презентации).

    Еще в природе существует необыкновенный камень, который называется янтарь. В древние времена считалось, что янтарь обладает магической силой, люди верили, что этот камень может защитить их от болезни и поэтому носили его. Янтарь – это хрупкое прозрачное вещество желтого цвета. Давным-давно из сосен, которые росли на земле, выделялось некое вязкое вещество. На поверхности земли постепенно накопились его огромные количества, и когда земная поверхность изменилась, это вещество было погребено под землей или под водой. В течение миллионов лет оно окаменело или затвердело, превратившись в янтарь, который мы сейчас встречаем в основном в ювелирных украшениях. Также янтарь используют для изготовления различных картин.

    Давайте рассмотрим с вами ювелирные изделия.

    Воспитатель. Ребята, а сейчас я расскажу вам об одном интересном природном явлении. (Показ презентации).

    На глубине тихого и Индийского океанов живут крошечные морские животные, которых называют «коралловый полип». Его маленькое тельце похоже на тело медузы. Скелет полипа растет с наружи его тела. Полип вырабатывает известковое вещество, из которого состоит скелет, похожий на чашечку. Маленький полип прикрепляется щупальцами к старому умершему полипу, растет на нем, затем от него появляется другой маленький полип, а предыдущий умирает. Когда старый полип умирает, живые полипы продолжают оставаться на его скелете. Так происходит формирование коралла. За многие века их столько скапливается на морском дне, что они образуют коралловые леса. Посмотрите ребята, на это чудо природы – коралл. Что можно о нем сказать? На что он похож?

    Дети. Они похожи на кустики, на разноцветные деревца.

    Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами разговаривали о камнях. Что-то мы  уже знали о камнях, что-то узнали новое. Много узнали нового. Но еще я вам скажу, что  из камней можно сделать различные сувениры, расписав их красками. Подходите к столу, выбирайте необходимый для вас материал и приступайте к работе, а когда камешки подсохнут, я покрою их лаком и вы сможете подарить тому, кому захотите.

    (Дети расписывают камни).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»

    Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...

    Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: «Знакомство со свойствами песка»

    Как создать условия для развития познавательно-исследовательской  активности посредством ознакомления детей со свойствами песка....

    Конспект, совместной познавательно-исследовательской деятельности, проведенный на День открытых дверей, в старшей группе 03 «Светлячки». Тема: «Свойства света и тени»

    Цель: создание условий для проявления познавательной активности ребенка.Возрастная группа: 5-6 лет (старшая группа).Форма НОД: занятиеФорма организации (групповая)Задачи:1. познако...

    Конспект по познавательно–исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Свойства воздуха»

    Конспект по познавательно–исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Свойства воздуха»...