Конспект НОД по экспериментальной деятельности На тему «Удивительные камни» в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Потапова Марина Михайловна

 Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_o_kamnyah.docx25.65 КБ
Файл tsirk.docx351.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по экспериментальной деятельности

На тему «Удивительные камни»

в подготовительной к школе группе «Теремок»

Подготовила и провела воспитатель: Потапова М.М

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.

Программное содержание:

  • Обобщить знания детей о жизни первобытных людей;
  • Обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде.
  • Развивать у детей сенсорные ощущения, умение обследовать камни разными органами чувств; развивать навыки постановки опытов; развивать память, внимание, связную речь; логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи в природе.
  • Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.
  • Воспитывать уважительное отношение к товарищам и воспитателю.

Материал:

Камни, подносы для детей, емкость с водой, лупы для индивидуального пользования, сундучок с камнями для изучения, салфетки, изделия из камней, шапка ученого;

Выставка картинок с изображением природных камней.

Методы и приемы:

  • Словесные: вопросы, художественное слово.
  • Наглядные: показ слайдов, иллюстрации, шкатулка с камнями.
  • Практические: подвижная игра  , исследование предметов.

Словарная работа: обогащать словарь новыми словами: первобытный, ученый, жесткий, плотный, шершавый.

Индивидуальная работа: Вызвать желание у малоактивных детей  отвечать на вопросы, принимать участие в исследовательской деятельности

Предварительная работа: чтение художественных произведений о камнях Н.А.Рыжова “О чем шептались камушки”, рассматривание различных иллюстраций гор, камней. Сбор камней с участка детского сада.

Ход занятия

Воспитатель: 

Придумано кем – то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

«Доброе утро!» - солнцу и птицам.

«Доброе утро!» - улыбчивым лицам.

А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки гостям.

Воспитатель загадывает загадку

В сережках у мамы огнем он горит;

В пыли на дороге не нужным лежит,

Меняет он форму .меняет он цвет,

А в стройке годится тысячу лет.

Он может быть мелким ,в ладошке лежать,

Тяжелый, большой, одному не поднять.

Кто дети загадку мою отгадает?

Кто этот предмет по приметам узнает?

Дети (камни)

Воспитатель : Вот сегодня  на занятии , мы узнаем много интересного о камнях и его свойствах. А сейчас закройте глаза мы отправляемся с вами в далекое путешествие .( музыка)

Мы с вами оказались у первобытных людей.

1 слайд  -  Эволюция человека .

2 слайд - Первобытными называют людей, живших до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов.

3 слайд - Давным-давно люди выглядели совсем по другому. Они были похожи на обезьян.

4 и 5 слайд - Люди еще не умели разговаривать. Жили в группе по 10 -12 человек, в каменных пещерах.

6 слайд  -   Все люди, звери и птицы очень боялись огня. Но люди поняли, что огонь даёт тепло и мясо запечённое в углях вкуснее (Добыча огня)

7 слайд - Охотиться они ещё не могли, поэтому они отбирали добычу у хищных животных, и использовали для этого  палки и дубинки.

8 ,9,10 слайд  - Для успеха в охоте люди шли на хитрость - они гнали стада животных к обрыву, или к ловушке-яме, которая была искусно замаскирована. На дне ямы находились врытые колья. Зверь, падая вниз попадал на них, а охотники добивали его камнями.

11,12 слайд - Охота шла, как правило, на крупного зверя: мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей. Почему? Удачная охота обеспечивала людей всем необходимым на долгий срок.

13,14 слайд - Древнейшие орудия труда. Умели изготовлять простейшие орудия труда из камня. Определите, какие из них являются заостренным камнем, палкой-копалкой и дубиной. Попробуйте определить, для каких целей служили эти орудия труда. 151551551

15 слайд - Прошло много лет и люди научились охотиться и делать деревянные копья с наконечниками из камня или кости. Мясо животных они ели, из шкуры делали одежду, а из костей орудия труда.

16 слайд - Даже самые умные животные не способны придумать орудия труда. Только люди умели заострять камни, обтачивать палки-копалки или выполнять другую работу.

17,18 слайд - Собирательство и охота. Собирательство – собирание готовых видов пищи: кореньев, дикорастущих плодов, моллюсков и т. д. В первобытном обществе собирательство сосуществовало с охотой и рыболовством.

19 слайд - Кроме мяса люди употребляли  в пищу зерна дикорастущего ячменя и пшеницы. Но когда люди заметили, что упавшие за землю зерна дают всходы, они стали сеять зерно.

20 слайд - Первые земледельцы вскапывали землю при помощи палки с сучком – деревянной мотыги. Затем они бросали в землю семена. Когда поспевал урожай, колосья срезали серпом. Растирая зерна на плоских камнях (зернотерках), получали муку.

21 – 22 слайд - Из собранного урожая они научились готовить еду, а для этого нужна была посуда. Посуду делали из глины и обжигали в каменных печах.

Воспитатель :  Вот мы побывали с вами в каменном веке, узнали как жили древнее люди и как им помогали камни,

А сейчас поиграем  «Физкультминутка»

Стоит гора – старушка,  (поднимают руки вверх)
До небес макушка 
(тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает
, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, 
(встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет 
(прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь 
(педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).
Катятся, катятся камешки прочь. 
(часть детей отходят в сторону)

(Игра продолжается до тех пор, пока все “камешки” не раскатятся в стороны. “Укатившиеся камешки” продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своём месте).

Раскатились камешки, и с той самой поры

Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место).

Воспитатель: Я прошу вас удобно садиться за столы.

 Сейчас мы все с вами станем учеными и начнем наши опыты. Откройте свои салфетки и подвиньте к себе, поближе коробочки с камушками.. Самыми первыми работают наши глаза. Внимательно осмотри глазами все камни.

Опыт № 1. Определение цвета и формы.

Дети делятся наблюдениями, какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).

Вывод: камни по цвету и форме бывают разные.

Опыт № 2. Определение размера.

 Воспитатель: Все камни одинакового размера?” – Нет. Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней?

Вывод: камни бывают разных размеров.

Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики.

Опыт № 3. Определение характера поверхности.

Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.

Опыт № 4. Рассматривание камней через лупу.

Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.(Дети рассматривают все свои камни.)

Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.).

Молодцы, очень внимательные дети. Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами? Да, взвешивают.

Опыт № 5. Определение веса.

Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.

Вывод:  камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.

Ребята, а сейчас положите ладошки на стол и быстренько на щеки. Стол какой? А щеки? Наша кожа может быстро определить температуру.

Опыт № 6: Определение температуры.

Сейчас у нас будет интереснейший, очень сложный опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать? (Дети предлагают способы действий, проводят опыт. Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.)

Дыхательная гимнастика. Дети берут все камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза).

Вывод: камни могут быть теплые и холодные.

Опыт № 7. Звук.

 Стукнем камнями друг о дуга. Что мы слышим. Видите, камни ещё могут создавать звук. Попробуем сделать музыкальный инструмент.. Закроем камушки в коробочке , крышкой   и погремим. На что это похоже?

Воспитатель: “Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду? (Версии детей.) Почему вы так думаете? (Доводы детей.) А что нужно сделать, чтобы узнать правду – истину? (Предложения детей.)

Опыт № 8. Плавучесть.

Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.

Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.

(Дети достают камень и вытирают маленькой салфеткой.)

Воспитатель:  Сегодня мы узнали много нового и интересного о камнях. Нам нужен самый главный ученый ! Давай вспомни и расскажи нам ,о камнях и их свойствах. (Ответ ребенка)

- Ребята, как вы думаете, нужны ли нам камни? (Ответы детей).

- Камни являются очень прочным строительным материалом.

- Есть ещё и драгоценные камни, из которых ювелиры делают украшения.

(показ ювелирных украшений )

Ребята! Наше занятие подошло к концу. Но, вам домашнее задание , найти большой камень и разрисовать его и потом , мы сделаем выставку камней. Всё что вы сегодня узнали, увидели расскажите своим друзьям и родителям. Всего вам доброго.



Предварительный просмотр:

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Коллективная аппликация на тему: «Цирковое представление»

Подготовительная группа « Теремок»

Подготовила и провела воспитатель: Потапова Марина Михайловна

Цель: закреплять знания и умения в разных видах аппликации.

Задачи:

ОЗ: Учить составлять композицию; упражнять в умении намазывать части изображения клеем, начиная с середины; использовать бросовый материал (ткань, нитки, салфетки)

РЗ: Развивать эстетическое восприятие.

ВЗ: Учить помогать друг другу, создавать сюжетную аппликацию.

C:\Users\user\Desktop\анализ за апрель,май.июнь\20170606_090137.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность на тему "Значение воздуха" в подготовительной к школе группе

исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе "Значение воздуха"...

Конспект проведения опытно – экспериментальной деятельности на тему: «Воздух – невидимка» в подготовительной к школе группе

Конспект проведения опытно – экспериментальной деятельности                 на тему:  «Воздух – невидимка»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Путешествие с Незнайкой» (подготовительная к школе группа) по ФГОС

Цель: создать условия для самостоятельного составления и решения задач на сложение в пределах 10, закрепить навыки ориентирования на листе бумаги в клетку, развивать умение последовательно называ...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности на тему «Перелётные птицы» для подготовительной к школе группы.

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности на тему «Перелётные птицы»  для подготовительной к школе группы...

Конспект по экспериментальной деятельности «В гости к Архимеду» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности.

Программные задачи:1.Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление.2.Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.3.Закрепить знания детей о свойствах воды....