Главные вкладки

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию и опытно-экспериментальной деятельности на тему: «Огнедышащие горы» в подготовительной к школе группе.
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Малышева Наталья Владимировна

    Знакомство детей с природным явлением - извержение вулкана.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл moy_konspekt_ognedyshashchie_gory.docx33.73 КБ

    Предварительный просмотр:

     МДОУ Майнский детский сад №2 «Сказка»

    Конспект непосредственной образовательной деятельности

    по познавательному развитию и опытно-экспериментальной деятельности

    на тему: «Огнедышащие горы»

     в подготовительной к школе группе.

                                                                                                                    Автор: воспитатель Малышева Н.В.

    р. п. Майна

                    2018 г

         Цель: Развитие познавательной и экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста, через ознакомление с природным явлением – вулкан.

    Задачи: 

    Образовательные:

    1. Познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление  о  происхождении и  строении вулканов;
    2. Формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана;
    3. Дать представление о действующих, спящих и потухших вулканах.

    Развивающие:

    1. Стимулировать  желание  детей  экспериментировать;
    2.  Закреплять умение детей работать с картой.
    3. Развивать в процессе экспериментирования следующие качества психики: мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности;
    4. Развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя.

    Воспитательные:

    1.  Воспитывать бережное отношение к природе.

            Активизация  словаря: вулкан, земная кора, магма, лава, пемза, жерло, кратер, очаг магмы.       Предварительная работа:

              Изготовление вместе с детьми лэпбука «Вулканы», рассматривание иллюстраций, чтение    детских энциклопедий  «География для малышей», рассматривание карты России, изготовление макета горы вулканического происхождения.

         Оборудование для  экспериментирования: 

    • макет горы вулканического  происхождения, вода, гуашь красного цвета, моющее средство  для посуды, сода, лимонная кислота.
    • таз с водой, лупы, кусочки пемзы, камешки, бумажные полотенца.

    Оборудование: посылка с пемзой, картинки с природными явлениями, карта России, магнитная доска, ноутбук, иллюстрации вулканов.

            

                                                      Логика образовательной деятельности:

    Организационный момент

    1. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталья Владимировна. Сегодня, когда я шла к вам в детский сад, мне на пути встретился  почтальон. Он нес для вас посылку. Вот она. Здесь написано, что эту посылку прислали вам  ребята и воспитатели  из другого детского сада. Они живут далеко – далеко от нас на полуострове, который называется Камчатка. А вы хотите узнать, что в этой посылке?                               

      - Тогда давайте,  скорее, откроем посылку. (В посылке лежит пемза и письмо).

    – Ребята, как вы думаете, что это такое? (Камень)

                   Воспитатель дает возможность посмотреть, потрогать предмет.

        - Совсем необычный камень. Камень совсем не похож на наши камни. Вы видели такие у нас в Майне? Я не видела. Ничего не понятно - что за камень, зачем ребята его нам прислали?!

    - Давайте прочитаем  письмо, может в нем мы найдет ответы на все наши вопросы.

     «Дорогие ребята!
    Чтобы отгадать, что это за предмет в посылке, нужно познакомиться с удивительным явлением природы. Мы с ним уже познакомились».

    - Природные явления!

    - Ребята, а вы знаете какие - нибудь природные явления? Давайте мы с вами подойдем к столу, здесь лежат картинки с природными явлениями. Может быть, вы некоторые из них знаете. Например: когда идет снег. Как называется это природное явление ? ( снегопад ) ; когда все трясется, все рушится, земля лопается (землятресение)

    - А вот интересно, с каким природным  явлением мы сегодня с вами  познакомимся.

    Ребята прислали вам  загадку:
                 Он огромный, он могучий,                 
                 Он бывает выше тучи.                        
                 Басом может он смеяться,                  
                 Кашей огненной плеваться.               
                 Старый добрый великан –
                 Это дедушка … (вулкан)

    Совершенно верно, сегодня наша встреча посвящена такому таинственному, загадочному, удивительному и грозному явлению природы, как «извержение вулкана».

                                                        Основная часть:

    1.В некоторых местах на земле есть необычные горы. Посмотрите, какие они красивые.                          (Показ иллюстраций) Это вулканы. Когда они «спят» они мало чем отличаются от других гор. Но стоит им проснуться, и тогда из их вершин  вырываются пламя, раскаленная жидкость, камни. Вулканы извергаются. Давайте посмотрим - как это происходит. Извержение вулкана начинается с появления дыма. Затем происходит взрыв.

     (Работа у магнитной доски. Дети отвечают на вопросы и  прикрепляют к магнитной доске названия частей вулкана).                                                                                                                                                  Сейчас мы заглянем внутрь вулкана и посмотрим, откуда берется эта раскаленная жидкость.                                      

      -  А кто из вас, знает, как она называется?

    - Правильно. Когда жидкость находится еще под землей, называется  магма. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Лава – это растопленные камни. Она течёт вниз по склону и вытекает очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает всё живое на пути, превращая в пепел. Когда лава утечёт далеко от вулкана, она застывает и превращается в камни. Магма спрятана глубоко в вулкане

    - Ребята, обратите внимание на  верхнюю часть вулкана, на что она похожа?

    -  На большую яму, воронку.

    - Верно. А кто знает, как называется эта часть вулкана?

    - На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть, это жерло вулкана, дыра, уходящая глубоко в землю.

    -Мы наблюдали с вами действующий вулкан. А ещё бывают спящие и потухшие вулканы. Действующий вулкан – когда идет извержение вулкана (иллюстрация).
    Во время извержения вулкан похож на разбушевавшегося зверя. Он и рычит, и кусается, и может натворить много бед. Натрудившись, наработавшись, эти вулканы « уходят на каникулы» спят, лишь изредка покуривая, выдыхая в небо легкий дымок, будто кто-то печку топит. А вулкан – это и впрямь печка, только подземная. Такие вулканы называются
    спящие. Они  копят силы, чтобы пробудиться.
     Какие вулканы называют
    потухшими или мертвыми? (Ответы детей)
    Это те вулканы, которые работали в далеком-далеком прошлом, они одеты в ледяные панцири и признаки жизни не подают.

    Физкультминутка «Вулкан»

    Стихотворение

    Движения

    Спящий я похож на гору,

    Но уж коли я проснусь, задрожу,

    То значит скоро

    Я фонтаном ввысь взметнусь

    Дети закрывают глаза и прислоняются левым ухом к соединенным вместе ладошкам, изображая спящего.

    Открывают глаза, потягиваются, дрожат

    Выпрыгивают, руки вверх.

    Пых! По небу пепел кружит

    Кружатся, руки в стороны

    Пых! Огонь летит наружу,

    Льется лава в океан

    Извергается вулкан!

    Руки вперед, махи руками

    Руки в стороны, наклоны туловища

    Прыжки, руки на поясе

    Но вот он начал уставать -

    Огонь в нём начал угасать.

    Ходьба на месте

    Медленное опускание рук с одновременным приседанием вниз

    Последний раз огнём дыхнул -

    Сидя в приседе, долгий сильный выдох. Дышат как драконы «извергающие огонь»

    И на десятки лет уснул.

    Складывают руки под щеку «засыпают, спят»

    2. -Ребята, как вы думаете, откуда мы все знаем про вулканы? Кто нам о них рассказал?

    Оказывается, есть люди ученые – вулканологи, которые занимаются изучением вулканов. Вулканологи   постоянно следят за вулканами, и с помощью специальных приборов они знают, когда вулкан «спит», а когда «проснется». Свои наблюдения они снимают на видео – камеру. А вы хотели бы посмотреть на это видео? (Да) Тогда внимание на экран, сейчас мы посмотрим отрывок из фильма «Лава»

      (Показ отрывка из фильма «Лава») Ну что понравился вам фильм про лаву?  А может кто – то из вас станет великим ученым, и тоже будет изучать вулканы.

    3.                                                                                                                                                                              - Ребята, а вы помните про посылку, которую нам прислали ребята из другого детского сада. Что там было? (Ответы)
    - Нас ждет
    «лаборатория  интересных открытий».                                                                                          (Дети проходят к столикам для опытов)
    Опыт. Ребята, я вам сейчас напомню удивительный факт. Когда лава вырывается из вулкана, на воздухе она остывает и затвердевает. Кусочки застывшей лавы –это и есть пемза, которая была у нас в посылке.
    - Давайте рассмотрим камни вулканического происхождения – пемзу и обычные камни.                    
    - Рассмотрите внимательно камни и пемзу. Чем отличаются? (Ответы)
    В пемзе много дырочек. Дырочки пустые или в них что-то есть? (Ответы)
    В дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем обычный камень.
    Как это можно проверить?  Не знаете?
    -А я предлагаю опустить пемзу и обычные камни в воду. (Делают опыт)
    Какое открытие мы сделали? (Ответы детей) Обычные камни тяжелые ,они сразу пошли ко дну.
    Пемза – камень очень лёгкий ,потому что внутри пемзы пузырьки воздуха. Пемза не тонет.
     4. Работа с картой России

    Мы живем в огромной стране – России. А кто мне покажет на карте нашу страну.  На территории нашей страны  тоже есть вулканы. В основном они располагаются на полуострове Камчатка и Курильских островах. Кто может показать их на карте? Самым высоким  вулканом  в России на Камчатке,  считают Ключевскую сопку. Её знают во всем мире. Многие приезжают специально на Камчатку, чтобы полюбоваться этим вулканом. Внизу у его подножия расположен городок Ключи. (иллюстрация) Ключевская сопка живой вулкан, она часто извергается, но люди не боятся жить рядом с этой красивой горой.


    5. Игра – эксперимент «Извержение вулкана»

    -  Ребята, а сейчас я вам предлагаю превратиться в  маленьких ученых-вулканологов и на макете понаблюдать  извержение вулкана. Как вы думаете, у нас получится? (Ответы) Прошу вас подойти к столу. (Подходят к макету вулкана) Воспитатель с детьми рассматривает макет вулкана. Уточняет, где расположен кратер вулкана, жерло. Предлагает посмотреть детям, как будет извергаться вулкан.
    - Пока наш вулкан спящий, но мы его разбудим.

                                                       Заключительная часть:
     - Ребята, вам понравилась наша встреча? (Ответы)

    -  А что понравилось делать больше всего? (Ответы) А что нового вы узнали? Какие бывают вулканы? Кто такие вулканологи?

    - Ребята, а как вы  думаете,  есть ли польза от вулканов? Какая?

    - Конечно извержение вулкана — это катастрофа для людей. Разрушаются города, гибнут люди. Однако польза от вулканов для людей тоже есть. Из затвердевшей лавы строят дома. Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная.
    - Ребята, заинтересовались ли вы вулканами, тогда мы продолжим знакомство с вулканами и на следующей встрече мы узнаем детях вулканов - гейзерах!

      Спасибо всем за работу! Вы – очень способные и замечательные!  



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию и художественно эстетической деятельности по теме «Путешествие к Золотой рыбке» в средней группе

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию и художественно эстетической деятельности по теме «Путешествие к Золотой рыбке» в средней группе...

    Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием игровых, здоровьесберегающих, личностно – ориентированных технологий для детей подготовительной к школе группы по теме: «Счёт до 6. Цифра 6»

    Конспекторганизованной образовательной деятельностипо познавательному развитию с использованием игровых, здоровьесберегающих, личностно – ориентированных технологийдля детей подготовительн...