Деловая игра для педагогов Тема: «Экологическая гостиная»
методическая разработка

Леонтьева Ольга Вячеславовна

      Удивительный мир природы. Он встречает ребенка морем звуков и запахов, загадками и тайнами; заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у поля, у луга, у тихой речушки и даже у крошечной лужицы. Но где бы не находился детский сад в шумном городе или в тихом поселке, за Полярным кругом или в степи, воспитатель, любящий природу, помогает детям сделать первые шаги в неизведанную страну, которая называется природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_ekologicheskaya_gostinaya.docx32.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования «город Бугуруслан»

«Детский сад общеразвивающего вида №23»

с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников

Деловая игра для педагогов

Тема: «Экологическая гостиная»

                                                                              Подготовила: Леонтьева О.В.

                                                                              воспитатель первой

                                                                              квалификационной категории

г. Бугуруслан – 2017 год

Воспитатель:  Удивительный мир природы. Он встречает ребенка морем звуков и запахов, загадками и тайнами; заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у поля, у луга, у тихой речушки и даже у крошечной лужицы. Но где бы не находился детский сад в шумном городе или в тихом поселке, за Полярным кругом или в степи, воспитатель, любящий природу, помогает детям сделать первые шаги в неизведанную страну, которая называется природой.

        Уважаемые коллеги! Сегодня я  приглашаю вас  в экологическую гостиную, чтобы поговорить об экологическом воспитании детей в детском саду, оценить свою работу и найти ответ на главный вопрос: «Что делать, чтобы воспитать в детях бережное отношение к природе?».

        Люди часто ассоциируют себя и окружающих с природными явлениями, животными. Есть такие выражения: цветет как роза, работает как лошадь, устал как собака. Но всегда ли самооценка соответствует тому, как воспринимают нас окружающие? Давайте проверим. Сейчас проведем небольшую игру, которая называется «Ассоциация». Вы попробуете подобрать ассоциации экологического содержания  к кому-нибудь из своих коллег, не называя его имени. Эти ассоциации будут характеризовать внешность, характер, манеру поведения педагога которого вы будете описывать. Тот, кто будет  описывать своего коллегу должен сравнивать его:
- со стихией (огонь, воздух, вода, или земля);

- природным явлением (ураган, гром и молния, радуга);

- животным (зверь, птица, насекомое);

- растением (дерево, кустарник, цветок);

- минералом (янтарь, алмаз, золото, серебро, платина, медь, графит).

Воспитатель: А все остальные участники игры должны догадаться, о ком идет речь. Педагог, которого описали, может прокомментировать сравнения коллег.

                               (Проводится игра «Ассоциация»)

Воспитатель: Замечательно. Чтобы говорить об экологическом воспитании,  нужно уточнить, что такое экология.

                                                      (Ответы педагогов)

Воспитатель: Экология – это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
          Слово «экология» древнегреческое: «эко» – жилище, «логос» – понятие, наука. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов». А как мы с вами понимаем значение слова экология? Предлагаю составить «синквейн» на тему «Экология». Но сначала давайте вспомним – что такое синквейн? Кто-нибудь знаком с этой технологией.

                                                      (Ответы педагогов)

Воспитатель: Правильно, синквейн – это нерифмованное пятистрочное стихотворение.
        1-я строка – одно слово (тема «синквейна») – существительное или местоимение,
которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Наша тема «Экология».
        2-я строка – два слова (прилагательные или причастия), которые описывают
признаки и свойства выбранного предмета или объекта (н-р,  загрязненная,
хрупкая).
        3-я строка – три слова (глаголы или деепричастия), которые описывают суть проблемы (н-р, охранять, беречь, приумножать).
        4-я строка – фраза из четырех слов. Личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. Выражайте свое личное отношение к теме нашего разговора (экологии) (н-р, «Давайте будем беречь планету»).
        5-я строка – одно слово-резюме (существительное), синоним-ассоциация, которые повторяют тему (н-р, «жизнь»).

Воспитатель: Уважаемые педагоги, мы знаем, что согласно Указу Президента РФ от 05.01.2016 № 7 «О проведении в Российской Федерации Года экологии» 2017 год был объявлен Годом экологии. Его цель – «привлечь внимание общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности». В своей работе мы тоже уделяем большое внимание экологическому воспитанию детей.
Уважаемые коллеги, назовите, пожалуйста, нормативные документы, в которых отражены аспекты экологического воспитания, образования, просвещения.
                                                    (Ответы педагогов)

Воспитатель: Да, правильно, это:
- Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989.
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993.
- Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р.

Воспитатель: Перечислите, что предполагает экологическое воспитание согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации.                    

                                           (Ответы педагогов)

Воспитатель:Экологическое воспитание предполагает:
- становление и развитие у ребенка экологической культуры, бережное отношение к родной земле;

- формирование у детей экологической картины мира, развитие у них стремления беречь и охранять природу;

- воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие с ними.

         Какая из образовательных областей ФГОС ДО отражает задачи экологического воспитания и что предусматривает?
                                                         (Ответы педагогов)

Воспитатель: Образовательная область «познавательное развитие» предусматривает «формирование у детей первичных представлений об объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы».

                              (Звучит классическая  музыка «Времена  года»)
Воспитатель: Природа – источник красоты. Давайте немного отдохнем и пофантазируем. Закройте глаза и представьте, что за окном кружит метель, поет свою бесконечную зимнюю песню северный ветер. Вдруг окно распахнулось, и к вам на ладонь опустился зеленый березовый листок – нежный, маленький подарок грядущей весны. Подул легкий теплый ветерок, и мы чувствуем запах летних цветов. А сейчас прислушайтесь, и вы услышите шелест осенних кленов. Природа прекрасна во все времена года, особенно природа родного края.

(Педагоги открывают глаза. На экране демонстрируется слайд   

«Природа родного края»)
Воспитатель: Но только любование красотой природы не научит детей ее ценить и беречь. Вы согласны? Чтобы воспитать бережное отношение к окружающей природе, нужно создать необходимые условия.
        Уважаемые коллеги,
 перечислите, что нужно, чтобы дети могли ежедневно пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с природой.
                              (Правильный ответ демонстрируется на слайде)
- создать познавательную экосреду на территории ДОО;
- проводить экскурсии на свежем воздухе и систематические наблюдения за объектами живой и неживой природы;
- экспериментировать с детьми с природным материалом;
- организовывать самостоятельные игры с природным материалом;
- проводить занятия по изобразительной деятельности с использованием природного материала;
- оформлять интерьер групповых комнат и участков с использованием экологически безопасных материалов.

Воспитатель:  Уважаемые педагоги, на занятиях по экологическому воспитанию дошкольников мы транслируем детям не только свое отношение к природе, но и свои знания. Сейчас мы проведем небольшой конкурс, который называется «Знатоки природы,  с помощью которого, вы сможете оценить себя, насколько хорошо вы знаете секреты природы.

        Итак, первое конкурсное задание называется «Экологическое лукошко».  Здесь в корзине у меня лежат записки с вопросами экологического содержания. Вам предстоит на них быстро ответить. Пожалуйста, выбирайте вопрос.

                            (Педагоги отвечают по очереди на вопросы)

Воспитатель: В природе все меняется ежедневно, нужно только не пропустить эти маленькие, но не похожие один на другой праздники. Педагог должен преподносить воспитанникам новые знания в доступной, увлекательной форме, учитывать их интерес и возрастные особенности, использовать игровые технологии, произведения художественной литературы. Важно понимать, что и в какой момент сказать детям, какой вопрос задать, как ответить на вопросы детей. Всегда ли у нас это получается? Давайте разберем конкретные ситуации. Следующий конкурс называется «Ситуации».  Сейчас каждому из вас я раздам конвертик, в котором лежит описание конкретной ситуации, вы должны нам озвучить ситуацию и решение к ней. Пожалуйста, кто уже готов. Спасибо.

(Педагоги по очереди описывают  проблемные ситуации и находят пути ее решения)

Воспитатель: Погода  всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей. Поэтому в народе издавна были сложены очень много примет о  погоде. Следующее конкурсное задание наше  «Как растения и животные предсказывают погоду?». Я напоминаю вам начало приметы  погоды в поведении животных и растений, а вы ее заканчиваете.

- Паук усиленно плетет паутину (к сухой погоде)
- Уж греется на дороге (перед дождем)
- Мыши выходят из-под подстилки на снег (за сутки до оттепели)

- Стрижи, ласточки низко летают (перед дождем)
- Собака катается по земле зимой, мало ест и много спит (к вьюге)
- Черемуха цветет (к холоду, заморозкам)
- Утром трава сухая ( к вечеру будет дождь)
- Из березы весной течет много сока (к дождливому лету)
- С утра лютики  распустились и остались раскрытыми весь день (к хорошей погоде)
- Аромат цветов усилился (перед дождем)

- Кошка свернулась клубочком (к похолоданию)

- Ворона кричит зимой (к похолоданию)

- Лягушки сильно квакают (к дождю)

- Воробьи в пыли купаются (к дождю)

Воспитатель:  Уважаемые коллеги, может кто-нибудь из вас знает другие приметы о погоде.

                              (Педагоги называют приметы о погоде)

Воспитатель: Хорошо. Вы отлично справились с заданиями. А теперь я предлагаю вам самим оценить свою работу по экологическому воспитанию: что уже сделано, а что только планируется. Возьмите фишки красного и синего цветов. Я зачитаю утверждения. Если вы делаете то, о чем идет речь, кладите на стол фишку зеленого цвета, если нет – синего.
- Я постоянно провожу с детьми наблюдения за объектами природы на территории детского сада.

- Воспитанники моей группы знают, какую пользу приносят насекомые и птицы

- Периодически организую экскурсии с детьми в парк, в лес.

- На участке моей группы есть кормушки. Зимой мы с детьми подкармливаем птиц.

- В группе есть картотека загадок о природных явлениях, животных и растениях.

- Провожу экологические акции с детьми и с родителями.

- Читаю детям художественные произведения, подробно обсуждаю, как автор описывает природу.

- Дети моей группы знают стихи о природе.

- Наблюдения за объектами природы связываю с занятиями по рисованию, развитию речи, лепке, конструированию.

- В группе есть альбомы и плакаты по теме «Берегите природу», которые сделали дети с родителями.

- Закрепляю правила поведения в природе с детьми и родителями в ходе совместных мероприятий.

- Оформляю и постоянно обновляю наглядную агитацию экологического содержания для родителей в группе.

Воспитатель: Спасибо всем за активное участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для педагогов Тема «Занятие математики с детьми старшего дошкольного возраста»

Задачи: 1.     На собственном опыте прочувствовать эмоциональное состояние обучающегося, при изучении новой, сложной темы.2.     Определиться в важности и необх...

Деловая игра для педагогов тема: "Как я умею пользоваться приёмами мнемотехники"

Цель. Повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение приёмов мнемотехники в работе с детьми.Задачи:- закрепить, обобщить знания педагогов по данной теме;- дать н...

Мастер – класс деловой игры для педагогов Тема: «Воспитываем граждан России»

   Проблема патриотического воспитания всегда была наипервейшей целью воспитания подрастающего поколения, но особую актуальность она приобрела в настоящее время. В годы Вели...

Деловая игра для педагогов. Тема: «Праздник 23 февраля. Мужские профессии».

Подборка кинезиологических упражнений, способствующих умственному и физическому развитию дошкольников с ОВЗ по лексической теме «Праздник 23 февраля. Мужские профессии»....

Деловая игра для педагогов по теме: «Экологическое воспитание дошкольников»

Деловая игра для педагогов по теме: «Экологическое воспитание дошкольников»Цель: закрепление знаний педагогов по теме экологического воспитания детей дошкольного возраста.Задачи:1.Вызвать ...

Деловая игра для педагогов Тема: «Путешествие в мир культурного наследия»

Приобщение детей к истокам русской народной культуры – важная составляющая нравственно-патриотического воспитания в ДОУ. Возродить русскую духовность, воспитать уважение к национальным культурны...