Животный мир Урала
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Развитие познавательного интереса  детей к малоизвестным видам животных Урала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_zhivotnyy_mir_urala.docx676.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект мероприятия

«Животный мир Урала»

Цель: Развивать познавательный интерес  детей к малоизвестным видам животных Урала.

Задачи:

1. Вызвать у детей интерес к изучению природного мира Урала.

2.Поддержать проявление инициативы детей в рассуждениях, в использовании разных способов рассказывания о животном и растительном мире.

3. Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании к природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природы Урала.

Ход занятия:

Дети заходят в группу, подходят к стойке с сюрпризом.

Воспитатель: «Недавно, ребята, мы с вами ходили в библиотеку, где находится много разных, интересных книг и журналов на разные темы. А вчера пришла посылка из библиотеки для любознательных детей из детского сада № 364. У нас есть такие дети?

Дети : «Да!»

Воспитатель: Тогда давайте откроем её и узнаем, что же такое интересное прислали нам.

Открывают и видят большую книгу о животных Урала.

1 страница: Карта Урала

Воспитатель: Что это такое?

Дети: Карта нашего края – Урала.

Воспитатель: (показывает и рассказывает): По климатическим условиям Урал разделяют на несколько частей: Полярный, Приполярный, Северный, Средний и Южный Урал. Кто знает, в какой части Урала мы с вами проживаем?

Дети: На Среднем Урале.

Воспитатель: Правильно. И мы сегодня поговорим о нашем крае, о Среднем Урале. Богат и интересен наш край, где мы с вами живём.(перевернуть страницу)

2 страница: Иллюстрации природы Среднего Урала.

Воспитатель: Почти вся территория Среднего Урала располагается в зоне лесов. Лес – одно из главных богатств нашего края. А что такое лес?

Дети: Лес – это общий дом растений и животных. Это множество разных деревьев.

Воспитатель: А какие виды деревьев вы знаете?

Дети: Хвойные и лиственные.

Воспитатель: Назовите мне лиственные деревья

Дети: берёза, тополь, ольха, клён и т.д.

Воспитатель: А хвойные деревья?

Дети: ель, сосна, кедр, пихта.

Воспитатель: Много деревьев вы знаете. А бывает так, что в лесу соседствуют хвойные и лиственные деревья. Как называется такой лес?

Дети: Смешанный.

Воспитатель: А случается так, что в лесу растёт какой–нибудь один вид деревьев. Как называется лес, где растут например, только берёзы? (показать картинку в книге)

Дети: Роща.

Воспитатель: А как называется лес, где растут одни хвойные деревья? (показать картинку в книге)

Дети: Бор.

Воспитатель: Ребята, а у русского народа есть такая пословица «Возле леса жить – голодному не быть». Как вы её понимаете?

Ответы детей.

Воспитатель: А грибами и ягодами тоже любят лакомиться и животные. А как по-другому называют лесных животных?

Дети: Звери, дикие животные.

Воспитатель: А почему лесных животных называют дикими?

Дети: Это животные не приученные человеком и живущие в природе, в лесу и на воле.

Воспитатель: Правильно. А давайте с вами вспомним какие животные живут в Уральских лесах.

(перевернуть на 3 страницу: Загадки про диких животных.)

Я буду вам загадывать загадки, а вы должны их правильно отгадать.

(Загадать 7 загадок. Затем провести физкультминутку.)

Загадать последнюю загадку (про лося), дети отгадали и под музыку входит ребёнок в костюме лося.

Ребёнок: Лось – рога ветвистые,

            Да копыта быстрые.

             Головой качая, он

            Задевает небоскрёб.

Ребёнок в роле лося рассказывает о себе и в конце говорит, что он принёс девочкам и мальчикам интересные задания и передаёт 2 пакета воспитателю.

Задания вывешиваются на 2 мольберта. Мальчикам – «Помоги животным найти свои домики». Девочкам – «Кто оставил следы?»

Затем задания проверяются игроками другой команды (мальчики проверяют у девочек и наоборот), объясняют правильность выполнения.

Воспитатель: А теперь вернёмся к нашей книге и перевернём следующую страницу (слышится плеск воды).

Выходит БОБР (ребёнок в костюме бобра) и рассказывает о себе, задаёт детям вопросы, и прощаясь предлагает детям поиграть.

Проводится физкультминутка «Зайчик»

Воспитатель: Давайте откроем следующую страницу. Ой, ребята, смотрите, а почему они красные, и какие – то животные здесь изображены.

Дети: Это страницы из Красной книги.

Воспитатель: А что же это за Красная книга такая?

Дети: Это книга, в которой занесены исчезающие виды животных.

Воспитатель: Давайте узнаем, какие же животные стали редкими  на Урале. Давайте Вика прочитает , Соня прочитает и др. дети. Последний ребёнок читает про змею – медянку обыкновенную.

 Выходит под музыку Змейка – медянка (ребёнок) и рассказывает о себе.

Воспитатель: К сожалению, многие звери стали редкими и они занесены в Красную книгу не только Урала, но России. Люди часто не задумываются о том, как легко они могут нанести вред растениям и животным, которых природа создавала миллионы лет. Давайте перестанем охотиться, вырубать леса, загрязнять землю и воду, а будем беречь и любить нашу природу. С любовью относится ко всему живому.

Дети: Рыбы, птицы и звери

          В душу людям смотрят,

          Как будто просят нас:

          «Люди,  не убивайте зря!

           Ведь море без рыб- не море,

           Ведь небо без птиц – не небо,

           Земля без зверей – не земля,

           А нам без земли – нельзя!»

Воспитатель: И подводя итог, я хотела бы сказать: Давайте будем защищать, беречь и любить родную природу и тот край, где мы живём, свою малую Родину. И давайте сейчас исполним гимн всех защитников родной природы.

Дети исполняют песню «Не дразните собак»

По окончании песни, раздаётся стук в дверь и вносится посылка с сюрпризом (Раскраски) для знатоков родного края и защитников природы.

Воспитатель читает надпись и спрашивает: Ну что ж вы все молодцы и показали насколько хорошо знаете животный мир Урала. Получите свои подарки (раздаёт всем детям раскраски). А большую книгу о животных Урала я предлагаю отдать детям других групп, чтобы они знали, любили и берегли свой край, где мы живём.

Животные Урала

Уральский ёж

http://ekaterinburg.ucoz.ru/Zveri/01/546381b4b5d2.jpg


Уральский ёж — общеизвестный по внешности зверёк, чья спина и бока покрыты короткими тёмными или светлыми иглами. Иглы длиной до 3 см; у взрослых ежей их 5000—6000, у молодых — всего 3000. Иглы белые у основания и на конце, посередине окрашены полосами чёрного, белого и коричневого цвета. Мех на мордочке, ногах и брюшке ежа жёсткий; в России чаще всего встречается его серая окраска. Грудь и горло однотонные, без белых пятен, в отличие от похожих белобрюхих ежей.

 

Уральский аист

http://ekaterinburg.ucoz.ru/Zveri/Aist.jpg


Крупная птица с длинной шеей и длинными ногами, телосложением похож на черного аиста, немного крупнее, все оперение белое, за исключением черных маховых (всех). У сидящей птицы крылья сложены так, что почти вся задняя половина профиля птицы черная.

Уральская косуля

http://ekaterinburg.ucoz.ru/Zveri/animals012.jpg

Наиболее мелким по размерам представителем семейства оленьих на Урале является косуля, хотя сибирская разновидность (подвид) ее, характерная для Среднего Урала

Уральский волк

http://ekaterinburg.ucoz.ru/Zveri/volk11.gif

Некогда волк был распространен но всей территории Урала, был многочисленным и наносил большой ущерб животноводству.

Лисица обыкновенная

http://ekaterinburg.ucoz.ru/Zveri/fox_0011.gif

Рыжая лисица - любимый персонаж сказок - известна всем с детства. Действительно, ярко-рыжая окраска меха, пожалуй, наиболее известный признак лисицы.

Бурый медведь

http://ekaterinburg.ucoz.ru/Zveri/bear21.gif

На Урале обитает один вид этого семейства - бурый медведь. Внешний облик медведя знают все - это одно из самых крупных животных фауны: вес медведей достигает 320-480 кг, хотя более обычны звери весом не свыше 150-250 кг.

Уральский Лось

 

http://ekaterinburg.ucoz.ru/Zveri/normal_50.jpg   

 

Самый крупный современный олень. Взрослые самцы имеют длину тела до 300 см, высоту в холке до 235 см и массу до 580-600 кг. По общему облику лось хорошо отличается от других оленей. Он очень высоконогий, с мощной грудной клеткой, относительно коротким туловищем и тяжелой горбоносой головой.

Уральский Кабан

 

http://ekaterinburg.ucoz.ru/Zveri/wild_boar.jpg   


От домашних свиней отличаются более высоким (до 1 м) ростом. Масса старых секачей доходит до 200-250 кг, самки легче и меньше ростом.

Уральский Белолобый гусь

 

http://ekaterinburg.ucoz.ru/Zveri/goosew.jpg     


   У первогодков осенью жёлто-оранжевые лапы (у взрослых они оранжево-красные), на хвосте узкая и тусклая белая концевая полоса (у взрослых она широкая и яркая). Издали отличаются от серого гуся тёмным верхом крыла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Животный мир Урала.

1. Вызвать у детей интерес к изучению природного мира Урала.2.Поддержать проявление инициативы детей в рассуждениях, в использовании разных способов рассказывания о животном и растительном мире.3. Вос...

Конспект НОД по региональному компоненту в подготовительной группе детского сада. Тема: Животный мир Урала. «Поле Чудес».

Цель: развивать познавательный интерес детей старшего дошкольного возраста к природному миру Южного Урала.Задачи:1) закрепить знания детей о природе Южного Урала;2) развивать любознательность, познава...

Методическая разработка совместной образовательной деятельности с группой детей седьмого года жизни "Животный мир Урала"

В данной методической разработке представлен опыт работы по использованию одного из видов культурно-смысловых контекстов - классификационная работа (методика Н.А.Коротковой) с группой дет...

Проект "Дикие животные Южного Урала"

Важное место в коррекционной работе уделяется региональному компоненту, реализация которого заключается в ознакомлении воспитанников на доступном материале с историческим, культурным, национальным, ге...

Презентация "Животные Южного Урала"

В презентации представлены животные Южного Урала в картинках....