Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
материал по окружающему миру (старшая группа)

Главной целью, моей работы по экологическому воспитанию считаю воспитание потребности в непосредственном участии каждого ребенка в экологической деятельности, в необходимости заложить основу формирования личности с новым образом мышления, и типом поведения в окружающей среде - экологическим.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Катькова Лариса Анатольевна,

МБДОУ д/с № 7 «Аленушка»,

воспитатель

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 «РЕБЕНОК В МИРЕ ПРИРОДЫ»

Чтоб  радость завтрашнего дня

Сумел ты ощутить

Должна быть чистою Земля

И небо чистым быть.

                              И. Трофимова

Природа - естественная среда обитания человека. Она  украшает нашу жизнь,  доставляет нам много радости. С каким удовольствием мы слушает пение птиц, журчание ручейка, таинственный шепот леса! С каким наслаждением любуемся  раздольем  степей и полей, зеркальной гладью рек и величественной громадой гор!

 Но отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на природу усилилось в эпоху индустриального общества. Экологические проблемы   с той поры  стали  носить  глобальный характер и затрагивают все человечество. С каждым днем вопрос  охраны природы и экологического воспитания приобретает особую остроту и  является одной из основных наших обязанностей.

Согласно положениям Закона «Об охране окружающей среды», граждане обязаны принимать участие в охране окружающей среды, соблюдать требования законов об охране природы, личным трудом приумножать природные богатства.

Формирование экологической грамотности у населения страны подразумевает создание системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Ведь детство – это наше ближайшее и отдаленное будущее.

 «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, здесь в природе, вечный источник детского разума. И прежде, чем ребенок развернет книгу и прочтет по слогам первое слово, он ознакомится с «книгой природы». (В.А. Сухомлинского)  

Раскрыть перед детьми красоту природы и научить видеть её дело сложное. И мы ни на минуту не должны забывать о том, что дети  очень наблюдательны и внимательны, хорошо отличают положительное и отрицательное  в действиях окружающих  людей. Важно с раннего возраста воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например не затушенным костром, оставленному мусору и т. д. Показателями уровня экологического воспитания являются не только знания и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения.

Поэтому, главной целью моей работы по экологическому воспитанию считаю воспитание потребности в непосредственном участии каждого ребенка в экологической  деятельности, в необходимости  заложить основу формирования личности с новым образом мышления, и типом поведения в окружающей среде – экологическим.

Работу в данном направлении вела через вовлечение детей  в различные виды деятельности, такие как:

  - участие  детей в  целевых  прогулках, в совместном труде на участке детского сада в разное время года;

  - обсуждение  правил  бережного и  безопасного  поведения  в  природе;

- развитие  эстетического  восприятия  и  суждений  в  процессе  чтения  произведений  художественной  литературы  о  природе;

  - придумывание  сказок  и  историй  о  животных, растениях, птицах,  человеке.

 -  рассматривание  дидактических  картинок, иллюстраций  о  природе.

  - участие  с  родителями и  воспитателями в  природоохранных акциях.  

  - участие  в  проектной  деятельности.

Метод наблюдения в ознакомлении детей с природой является основным.

В своей работе с детьми я использовала различные типы наблюдений: одноразовые; многоразовые.

Особым типом оказались многоразовые наблюдения за изменением состояния одного и того же объекта в процессе роста и развития. Такое «погружение» ребенка в природный объект дает ему возможность видеть его в разных ракурсах, осмыслить его причинно-следственные зависимости.

Это такие наблюдения как:  за растениями, растущими на окне, в огороде, на участке. Они помогают детям проследить особенности взаимосвязи растений с условиями их жизни. Обязательно включала в циклы наблюдения эстетического характера, дети учатся замечать красоту растений  (если оно здорово и хорошо развивается) и как меняется растение в неблагоприятных условиях.

На прогулках  дети знакомились с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). 

Большей частью именно на прогулках  организовываем  игры с природными материалами (песком, водой, снегом и т. д.) дети знакомились с их  свойствами.

Также  использовали  разнообразные игровые упражнения  « Найди по описанию», «Что, где растёт», «Вершки - корешки», «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов), «Кто где живет» (экосистемы), «Узнай и назови», «Загадки о животных» , «Раз, два, три к ……. беги» на узнавание деревьев, кустарников, цветов.

   Экология - это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле.

Воспитание бережного и заботливого отношения к природе, окружающему миру возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за ними, научатся наблюдать природу, видеть ее красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю.

А так как мы живем в сельской  местности, то имеем  возможность знакомить детей  с различными видами растений нашего края, ежедневно видеть красоту белоствольной березки и слышать шелест ее листвы, любоваться цветущей весной рябиной и ее  красными ягодками осенью и зимой, наслаждаться медовым запахом липы...

Ребята с удовольствием наблюдают за тем как растут  и развиваются клены, кусты  сирени, посаженные их руками.

Ознакомление детей с природой не ограничивается пассивным созерцанием ее явлений. Всюду, где это возможно, организовывала практическую деятельность детей. Например, во время наблюдения в цветнике, дети брали с собой коробочки для сбора семян. Это очень  увлекательное занятие, оно помогает воспитать интерес к растениям, трудолюбие, терпение.  Дети собирали листья и семена деревьев, которые  в дальнейшем использовали при изготовлении поделок из природного материала.

Прогулки и экскурсии в природу дают детям  не только ни с чем не сравнимые, живые и яркие впечатления о красоте природы, но и  о безобразиях творящихся вокруг.

Так, однажды во время экскурсии ребята обратили внимание на проезжающую мимо машину и дым из ее выхлопной трубы.  При обсуждении  возник вопрос, о безвредности выхлопных газов для нас и для окружающей природы.  Для более детального изучения был разработан  проект «Воздушный океан».

                                                           

                                                         Проект "Воздушный океан"

Тип проекта: информационно-исследовательский

Длительность: 3 месяцев, ноябрь - январь

Участники проекта: воспитатель, дети, родители.

Цель проекта: развивать экологическую грамотность детей.

Задачи проекта: Развивать самостоятельность, изобретательность, творческую исследовательскую инициативу. Расширить знания о воздухе, его составе и свойствах. Закрепить знания об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.

Ожидаемый результат: После завершения проекта дошкольники смогут:

 • проявлять интерес к миру природы, самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно с взрослыми);

 • осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно с взрослыми);

 • собирать, обобщать и оценивать факты, высказывать предположение, мнение.

 • фантазировать, изобретать.

1 этап проекта: Подготовительный

Подбор познавательной и энциклопедической литературы по теме, художественной литературы, загадок, пословиц, поговорок  о воздухе и ветре.

Пополнение  мини-центра исследовательской деятельности необходимыми для опытов предметами.

2 этап: Исследовательский

План реализации проекта.

Ноябрь  1 – 2 неделя.

 Обобщить и уточнить представление детей о функциях и свойствах воздуха (диагностика на начало проекта). Заложить в детях представления о том, что людям необходим воздух для жизни.

Расширить представление детей о свойствах воздуха: невидим,  не имеет формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха.

 На первоначальном этапе работы поставить  перед  детьми задачу обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойства - невидимость.  

Дети проводят опыты  и делают вывод.

Помочь  детям обнаружить воздух в предметах. После проведения опыта обсудить с детьми, что это (воздух); откуда он взялся (вода вытеснила воздух). Рассматривают, что изменилось в предметах (намокли, стали тяжелее и пр.).

С помощью чего, можно узнать температуру воздуха?

Отгадывание загадок о воздухе, ветре.

3 – 4  неделя.

Для чего нам нужен воздух?

 Воспитатель предлагает детям сделать глубокий вдох, и затем выдох. Воздух нам нужен, чтобы дышать. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух.

Имеет ли воздух свой запах воздух?

 Дидактическая игра «Узнай по запаху». Дети проводят игру и делают соответствующие выводы, что если в помещении ели апельсин, резали лук, использовали духи или что-то еще, то воздух имеет запах этого вещества или продукта.

 Имеет ли свой запах воздух? (Нет.)

О чем нам может рассказать наш нос? (об опасности: почувствовали запах газа, дыма и т.д.)

Как можно взвесить воздух?

Предложить детям взвесить воздух с помощью чашечных весов. Воспитатель рассказывает детям, что воздух можно взвесить и другими способами.

 Дети проверяют это на практике и делают вывод, что воздушные шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.

Умеет ли воздух сжиматься и расширятся?

Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места. Сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы. Воспитатель предлагает детям объяснить результаты опыта, рассказать о своих ощущениях при выполнении действий.

Чтение рассказа «Воздух»  Ю. Ефремова,

Декабрь.

3 - 4 неделя

Беседы на тему: «Полезные свойства воздуха», «Нужны ли прогулки каждый день»

Предложить детям глубоко вдохнуть и закрыть рот и нос ладошками.

Что вы почувствовали?  (Нельзя  долго быть без воздуха, мы задыхаемся).

Без дыханья жизни нет.

Без дыханья меркнет свет.

Дышат птицы и цветы,

Дышим он, и я, и ты.  (Воздух).

Рассказать детям о том, что такое Аэротерапия (лечение свежим воздухом)

Январь  1 – 2 неделя.

Наблюдения, беседы на тему «Ветер. Сила ветра. Влияние ветра на жизнь человека и живых организмов»

- Познакомить детей с причинами возникновения ветра - движением воздушных масс. Опытным путем доказать, что ветер - это движение воздуха.

- уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он легкий, холодный опускается вниз – он тяжелый. Закрепить у детей представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.)

- Как мы можем определить, есть ли на улице ветер? (По деревьям, с помощью вертушки, ленточки.)

 - Какой бывает ветер? (Сильный, слабый, южный, северный.)

 Дети на улице проводят опыт и делают соответствующие выводы. Дети предварительно на занятии по конструированию изготавливали вертушки, самолетики.

Чтение рассказов «Смерч» Ю. Ефремова, «Ветер» М. Исаковского

3 неделя.

 Беседы на тему «Источники загрязнения воздуха.

(дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет…)

– Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым? (Мероприятия по его охране)

(на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль)

«Что мы знаем о профессии - эколог».

«Как защитить природу от загрязнения выхлопными газами?» (продуктивная деятельность – рисование, конструирование экологически чистого транспорта будущего).

4 неделя.

Обобщаются результаты исследований.

Итоговое занятие с детьми «Что мы знаем о воздухе»

3 этап: Творческий

Изготовление  вертушек (игрушек – оригами) для игры с ветром совместно с родителями.

Игровая викторина для всей семьи  « Что мы знаем о воздухе»

Работа с родителями: консультация «Прогулки и их значение для здоровья детей»

«Чем полезен свежий воздух для человека?»

ИТОГИ ПРОЕКТА:

Пополнены и расширены знания детей о воздухе, его свойствах и природных явлениях, в которых он участвует

-Научились проводить простейшие опыты и эксперименты;

обогатилась речь детей новыми словами и понятиями,

- научились делать выводы и умозаключения.

 -поисково-исследовательская деятельность получила своё продолжение в проведении семейных досугов

Используемая литература:

«Воздух» сост. Ю. И. Смирнов. – СПб: Сова, 1998.

 Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию! » - СПб: Детство-Пресс, 2007.

 Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н.В. Нищева. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО»ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

Горькова Л.Г.., Кочергина А.В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая и подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008.

Смирнова В. В., Балуева Н.И., Парфенова Г. М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду: программа и конспекты занятий. – СПб. : Издательство «Союз»; Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003.

 Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду» - М. : Педагогическое общество России, 2003.

Ротенберг Р. «Расти здоровым» Детская энциклопедия здоровья.

«Тело человека. Как мы устроены»

 

Вопросы к детям.

Цель: выявить знания  детей о знании свойств воздуха и его значении для окружающего мира.

1.        Что такое воздух?

2.        Какой орган помогает людям дышать? О чем может «рассказать» наш нос?

3.        Чем пахнет воздух?

4.        Может ли воздух двигаться? Можно ли увидеть, услышать или ощутить  движение воздуха?

5.        Кому нужен воздух?

6.        Бывает ли воздух чистым и грязным?

7.        Кто и что загрязняет воздух?

8.        Что можем сделать мы, что бы воздух вокруг стал чище?

Приложение к проекту «Воздушный океан»

Позабудь ты про компьютер.

Беги на улицу гулять.

Для детей полезно очень

Свежим воздухом…    (Дышать)

Окружает нас всегда,

Мы им дышим без труда.

Он без запаха, без цвета.

Угадайте, что же это? (Воздух)

Может он подуть, чуть-чуть

Всколыхнув траву.

Если станет сильно дуть -

Вихрем назову. (Ветер)

Для дыхания он очень нужен

Всем в стране и на планете.

С ветром, очень дружный.

Мы знаем всё о нём с тобой,

Никто не поймает его рукой. –

Никто его не замечает,

Вслух про него никто не говорит.

Одно мы точно знаем,

Что мы его вдыхаем,

и всем нам он очень необходим.

Ты без него не сможешь жить

Ни есть, ни пить, ни говорить.

И даже, честно говоря,

Разжечь не сможешь ты огня…(Воздух)

Чего в комнате не видишь? (Воздух)

Им дышат звери, птицы, люди,

Без него мы огня не добудем,

Без него нет жизни нигде -  

Даже тем, кто живёт в воде...(Воздух)

Ветер тихо клён качает

Вправо-влево наклоняет.

Раз наклон, два наклон –

Зашумел листвою он…(Воздух)

Мы его не замечаем,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим…(Воздух)

Он в лесу густой, душистый,

Как целительный настой.

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной…(Воздух)

Он вокруг ,его невидим ,только всем необходим:

Людям ,мячикам и шинам, водолазу, под водой.

Птичке, рыбке, и машинам, вот загадочный какой...(Воздух)

Говорится про меня -

Не бываю без огня.

Вьюсь в морозы над избой,

Ведь дружу с печной трубой.

И туристу я знаком -

Поднимаюсь над костром. (Дым)

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит.

То заходит, то выходит.     (нос)

Дышит чем любой из нас

Каждый миг и каждый час

Без чего мертва природа?

 Правильно без …… (кислорода)

Шустрый и неутомимый!

А как сунет нос в углы,

Вмиг без мусора и пыли

Станут в доме все полы!  (Пылесос)

Круглый, гладкий, как арбуз…

Цвет – любой, на разный вкус.

Коль отпустишь с поводка,

Улетит за облака.  (Воздушный шар)

Слоненок механический

Гудит от электричества,

Длинным толстым хоботком

Собирает пыль кругом.

Что под хобот попадет,

Все летит в его живот.  (Пылесос)

Мы летим под облаками,

Мы их трогаем руками,

Поднимает в небо пар

Наш большой воздушный …….(шар)

Наш приборчик, как живой -

 Дует, крутит головой.

 Летом отдыха не знает,

 Дома воздух разгоняет.  (вентилятор)

В этом маленьком предмете

Поселился теплый ветер.  ( Фен)

Ветер веет – я не вею,

Он не веет – вею я.

Но лишь только я завею,

Ветер веет от меня.    (веер)

В синем море буква О

не дает упасть на дно.  (спасательный круг)

Самолет стоит, крыльями машет,

Подняться не может, только зерно гложет.

Всю жизнь крыльями машет,

А улететь не может.  (Ветряная мельница)

Он поёт, гудит, играет

 и над тучами летает.

 Воет волком за окном

 и пугает перед сном.

 А когда устанет  –

 невидимкой станет…(Ветер)        

Дует  грозный и могучий,

 Разгоняет злые тучи.

 Деревца колышет, гнет,

 Воет, иногда поет!

 Он сильнее всех на свете.

 Догадайтесь, это...(Ветер)

В трубах воет по ночам,

 Не даёт гореть свечам,

 Надувает паруса,

 Растрепал все волоса,

 Помогает птицам в небе,

 Чешет волны моря гребнем,

 Кто быстрее всех на свете?

 Ну, конечно, это...(Ветер)        

Он летит издалека,

 Гонит в небе облака,

 Гонит волны в океане,

 Кружит вихрем в урагане.

 Может ласково подуть,

 Может стихнуть и уснуть.

 В каждом уголке на свете

 Очень разный дует...(Ветер)

 

Вентилятор - друг ты мой!

Освежаешь дом родной!

Ты - напольный, потолочный,

И машинный, и проточный.

Ты снаружи и внутри,

Ветер свежий подари!

В жаркий, солнечный денёк

Так приятен Холодок!

«Мой замечательный нос»  Э. Машковская.

Я ничего не знаю

И вдруг мой нос говорит:

Что где-то у кого-то

Что-то сейчас горит.

Я ничего не знаю

Это мой Нос доложил:

Кто-то купил апельсины

И вон туда положил

Я ничего не знаю

Я в духоте сижу

Нос говорит “Погуляем”

Очень тебя прошу.

Ходишь с ним и гуляешь

Он говорит со мной

Он говорит «А знаешь?»

Пахнет уже весной!

Приложение к проекту «Воздушный океан»

Викторина для всей семьи  « Что мы знаем о воздухе»

Уважаемые родители, отгадывая эти загадки, и обсуждая смысл пословиц и поговорок, вы поможете детям больше узнать об окружающем мире,  и закрепить знания, полученные в детском саду.

Что человек не может увидеть, но легко им дышит?

Что мы не можем увидеть как в помещении, так и на улице?

Этот невидимка постоянно рядом с нами.

В гости не просится, а дышать заставляет.

У чего нет веса, цвета и фигуры?

Что невидимое окружает людей, животных и природу?

Летает в небе, словно синица, но это не птица.

Рыба не может жить без воды, а человек без чего?

В любую погоду, в любое время года он рядом с нами и жить помогает.

Вокруг носа летает, а в руки не попадает.

Все его могут услышать, но никто не увидит.

Если он пропадёт, то и живое на земле умрёт.

Мы его не можем потрогать. Но точно знаем, что он не мягкий и не твёрдый.

Отчего происходит звук? Нет его - и звук пропадает.

Пословицы и поговорки.

Ветер и без крыльев летает.

За ветром в поле не угнаться.

Ведром ветра не смеряешь.

Победа в воздухе не вьется, а руками достается.

Нечего зря воздух сотрясать, лучше бы тебе помолчать.

В запас воздухом не надышишься.

Воздух сколько не глотай, сыт не будешь.

Нам победа, как воздух, нужна.

Это интересно:

Аэротерапия (от греч. аёг — «воздух», therapeia — «лечение») – это лечение свежим воздухом; чтобы разобраться в сути аэротерапии, следует понять, что такое воздух и как он воздействует на организм человека.

Воздух — это естественная смесь газов, главным образом азота и кислорода, составляющая земную атмосферу. Для жизнедеятельности человека большое значение имеют температура, влажность и движение окружающего воздуха. В совокупности этих свойств и заключается польза воздуха для здоровья, его влияние на теплорегуляцию организма.

Цель воздухолечения — обеспечение организма необходимым количеством кислорода и повышение его устойчивости к температурным воздействиям внешней среды. Особенно высока польза чистого воздуха, если он обогащен кислородом, т. е. несколько ионизирован и содержит полезные примеси элементов морской воды или продуктов жизнедеятельности растений, которые стимулируют дыхание и другие функции организма. Основные формы аэротерапии – воздушные ванны и длительное пребывание в одежде на свежем воздухе, открытых или полузакрытых верандах в любую погоду для лечебно-прохладительного воздействия на дыхательные пути.

Чем полезен свежий воздух для человека? Во время аэротерапии повышается сопротивляемость организма неблагоприятным воздействиям внешней среды. Также благодаря полезным свойствам воздуха тренируется ослабленная терморегуляция, организм обеспечивается кислородом, что способствует повышению иммунитета, согласованной работе всех систем и органов. Обнажение тела улучшает кожное дыхание, в жаркую погоду облегчает теплоотдачу. В холодную и прохладную погоду воздушные ванны и пребывание на открытом воздухе в одежде активизируют теплорегуляцию, улучшают деятельность внутренних органов, повышают работоспособность и сопротивляемость организма температурным воздействиям, простудным и другим заболеваниям. Другими словами, лечение воздушными ваннами и прогулки на свежем воздухе способствуют закаливанию организма

Целительные силы природы. Целебный воздух.

(Ю. Синадский, доктор биологических наук ("Юный натуралист" 1989, 4)

По подсчетам ученых, все вместе взятые растения ежегодно выделяют в атмосферу около 490 миллионов тонн летучих веществ. С воздухом мы вдыхаем их, усваиваем организмом, дезинфицируем легкие. Многие примеры могут подтвердить, что фитонциды деятельны. Взять хотя бы самый простой. В вазе стоит большой букет черемухи или белых лилий. Аромат наполняет комнату. Но не следует оставлять эти цветы здесь на ночь, иначе утром вы проснетесь с сильной головной болью. Виновниками будут фитонциды, их воздействие очень сильное. Если нарезанные листья черемухи положить под стеклянный колпак и туда поместить муху или мышь, то через некоторое время животные погибнут. Фитонциды черемухи убивают даже крыс...- см. "Растения против вредителей, насекомых, грызунов".

Жители Кавказа хорошо знают, что спать под деревом грецкого ореха не стоит: сон будет плохой, а на следующий день будет болеть голова. Фитонциды листьев ореха отпугивают мух, комаров и других насекомых.

Летучие фитонциды зеленого пояса выдвигают прочный заслон болезнетворным микробам. Они обладают способностью убивать бактерии на расстоянии. Кроме того, в растениях есть и нелетучие бактерицидные вещества - их вторая линия обороны. Сок хвои сосны, ели, можжевельника, тополя, дуба, березы и многих других растений обладает бактерицидными свойствами. Гектар лиственного леса летом ежедневно выделяет 2 кг летучих фитонцидов, хвойного - 5, а можжевельника - 30 кг. Этого количества достаточно, чтобы убить всех микробов в городе средней величины. Поэтому, так важно бывать больше в лесу, особенно сосновых борах, озеленять все вокруг: двор, улицу, даже квартиру.

Наши комнатные растения, такие, герань и бегония, снижают содержание микроорганизмов в окружающем воздухе на 43 процента, циперус - на 59; мелкоцветная хризантема - на 66. А мы порой отказываем в уголке на подоконник этим растениям, заменяя их экзотическими диковинками. Правда, и среди них есть борцы за здоровый воздух. Если комнате поселить эвкалипт и мирт, а они могут расти в помещении, то там уже не встретишь мух, комаров и многих микробов.

Сосна относится к одному из самых популярных фитонцидных растений. Когда берут пробы с поверхности почвы и с определенной глубины или из воздуха в различных лесах - дубовой и березовой роще, сосновом бору, - всюду имеются разнообразные микроорганизмы, но везде разное количество. В воздухе соснового бора их оказывается в 10 раз меньше, чем в березовом лесу.

Хотя и береза очень добросовестно выполняет обязанности санитара окружающей среды: беспощадно расправляется с микроорганизмами, которые приносит ветер в березовую рощу. В насаждениях, где в основе растет береза бородавчатая, в одном кубическом метре воздуха насчитывается всего около 450 микробов. А в операционных, где всё, в том числе и воздух, должно быть стерильным, допускается по существующим нормам содержание в кубическом метре воздуха 500 не болезнетворных микроорганизмов.

Воздух сосновых лесов чист и благотворен. Недаром многие санатории и больницы построены в сосновых борах. Фитонциды этого дерева, как правило, увеличивают защитные силы организма: сосновый воздух как бы тонизирует его. Дети, прожившие хотя бы несколько лет в местности, богатой сосновыми борами, меньше подвержены простудным заболеваниям.

Практически все виды, входящие в род сосновых, обладают антимикробными свойствами. Хвойные деревья беспощадно расправляются с вредной микрофлорой. Можжевельник, пожалуй, чемпион среди них. Он выделяет фитонцидов примерно в шесть раз больше, чем остальные хвойные породы, и в пятнадцать раз больше, чем лиственные. В нашей стране более двух десятков видов можжевельника. Среди них есть и деревья, и кустарники. Сейчас все они в той или иной мере нуждаются в охране. Можжевельник очень чувствителен к загрязнению воздуха промышленными отходами: вокруг многих городов он практически исчез. А растут можжевельники медленно, у большинства видов из-за различных нарушений не происходит семенного возобновления.

Дуб - отличный санитар леса. Вековые деревья стоят могучей преградой на пути различных бактерий. Нет им жизни в дубравах. Клен, как показали исследования биохимиков, не только обладает высокой фитонцидной активностью, но и способен поглощать вредные для человека вещества, например бензол. Все это говорит о целебном значении каждого дерева, всякой травки. Бодрость обретает человек в весеннем лесу, степи, на цветущем лугу - везде, где воздух напоен ароматом летучих выделений растений.

Ученые приходят к заключению, что летучие вещества, проникая через легкие и кожу в организм человека, убивают и затормаживают развитие болезнетворных микробов, предохраняют его от инфекционных заболеваний, бальзамируют ткани. Фитонциды нормализуют сердечный ритм и артериальное давление, активно участвуют в обмене веществ, благоприятно действуют на психику человека. Люди, которые живут в лесных районах, гораздо меньше подвержены заболеваниям верхних дыхательных путей по сравнению с горожанами.

Огромна ценность зеленых зон и внутригородских насаждений. И не только потому, что растения выделяют кислород. Есть у зеленого заслона важное свойство - улучшать воздух. Листья растений при действии на них солнечного света определенной длины испускают электроны, ионизирующие окружающий воздух. Ионизированный воздух благотворно влияет на самочувствие человека. Большое значение имеет степень ионизации кислорода воздуха, обусловливающая его биологическую активность.

Самым целебным считается воздух гор. Там в одном кубическом сантиметре воздуха находится 20 тысяч отрицательных ионов. В промышленных городах, в многолюдных помещениях их концентрация колеблется в пределах 100-500. В сегодняшний век компьютеризации человек все большую часть времени проводит в закрытых помещениях, лишая себя целительного воздуха лесов и полей, насыщенного биологически активными веществами растений и легкими отрицательными ионами, которые поддерживают в естественных условиях нормальную жизнедеятельность организма.

Приложение  к проекту «Воздушный океан»

Картотека опытов «Свойства воздуха»

Опыт № 1

Цель: показать способы обнаружения воздуха. Установить, что воздух легче воды.

Содержание опыта:1) взять полиэтиленовый мешочек  взмахнуть им и скрутить. Что с ним произошло? От чего его раздуло?

2) Предложить опустить  трубочку для сока в стакан с водой и подуть. Что видим?

3) Опустить камешек в воду, вокруг него появятся  мелкие пузырьки воздуха.

3) Во время прогулки обратить внимание детей на  пар выдыхаемый  ртом – это теплый воздух в окружении холодного.

Опыт № 2

Как можно услышать и почувствовать воздух?  Установить, что воздух не имеет запаха, пахнут предметы.

Цель: Установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить.

Ход:1) предложить помахать рукой перед лицом. Что почувствовали?

 2)предложить надуть воздушные шары , а затем медленно выпускать из них воздух, попробовать подставить руку  под струю выходящего из шарика  воздуха.

3) предложить понюхать пустую баночку. Чем пахнет? Почему нет запаха? Затем положить в баночку кусочек  яблока и т.д.  и дать понюхать ребенку.  Почему появился запах?

ОПЫТ № 3

«Как обнаружить воздух в помещении»

Цель:  Определить поток воздуха в помещении.

Ход: 1) Зажечь свечу и подуть на нее. Пламя отклоняется, на него  действует поток воздуха.

 Подержать змейку (вырезать из круга по спирали) над свечой.  Воздух над свечой теплый, он идет к змейке, и змейка вращается, но не опускается вниз, так как ее поднимает теплый воздух.

 3) Определить движение воздуха сверху вниз от дверного проема (фрамуги). Теплый воздух поднимается и идет снизу вверх (так как он теплый), а холодный тяжелее – он входит в помещение снизу. Затем воздух согревается и опять поднимается вверх, так получается ветер в природе.

ОПЫТ № 4

«Воздух умеет, сжимается и расширятся»

Цель.  Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.

Материалы. Пластмассовая бутылка, не надутый шарик, холодильник, миска с горячей водой.

Процесс. Поставьте открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденьте на ее горлышко не надутый шарик. Затем поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик при этом спустится, так как воздух при охлаждении сжимается.

Итог. При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.

Опыт № 5

Воздух имеет вес.

Цель: установить, как можно взвесить  воздух.

Ход: положить на чашки весов надутый и не надутый шарики, чашка  с надутым шариком перевесит.

Опыт № 6

Цель: Учить,  самостоятельно делать выводы в процессе экспериментирования;

Ход: 1)предложить взять два одинаковых листа бумаги, один из них скатать в шарик и бросить оба с одинаковой высоты. Какой лист быстрей упадет? Почему?

2) Взять кусочек резины и опустить его в воду. Что с ним стало? Он утонул.

 А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?

 В ходе этого проекта ребята узнали  не только о свойствах воздуха, но и о том, что только чистый воздух полезен для здоровья. Что в нашей жизни загрязняет воздух  (дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет…). Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым (на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль). А так же о том, что за чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.

Показателями уровня экологического воспитания являются не только знания и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения.

В продуктивной деятельности дети с удовольствием придумывали, изображали, и  конструировали экологически  транспорт будущего. Это был их вклад в улучшение природного окружения пусть даже  в игровой форме. 

Затем были  разработаны и реализованы еще ряд проектов:

«Природа родного края», который  представлен  тремя  взаимосвязанными  тематическими блоками:

1. «Растения  родного края»  -  познакомить  детей с разнообразием  растительного  мира Донского края.

2. «Животный мир Донского края»  -  расширять знания  детей о диких  и домашних  животных, показать  взаимосвязь  живого  со средой  своего  обитания.

4. «Наша Земля – наш общий дом»  -  формировать понятие о  себе  как  жителе  планеты  Земля,  от которого  зависит  жизнь  всего живого, учить беречь  и защищать  природу, познакомить с Красной  книгой.

Во время реализации данного проекта в группе была оформлена предметно – развивающая зона, которая была разделена на два мини – центра: «Растения Донского края», «Животный мир Донского края». Для оформления этих зон (коллаж)  мною были использованы фотографии, иллюстрации, карта Ростовской области.  Оформили  альбом «Красная книга Донского края». Собрали гербарий – «Деревья нашего села».

F:\IMG_E0803.JPGF:\IMG_0797.JPG

Краткосрочный проект «Зимняя столовая»  

Цель проекта: развивать у детей представление о зимующих птицах; дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой; приучать их ответственно относиться к серьезному делу – подкормке птиц. К проекту привлекли родителей, они изготовили разные виды кормушек и развесили их на территории детского сада.

   Проект: «Царица - водица».

Цель: Расширить представление о воде, о её свойствах, уточнить ее значение для всего живого на земле; дать представление об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.

   Проект: «Наш огород»

 Цель: Наблюдение за ростом семян, и результатом продукта.

    Большую часть в экологическом воспитании я отвожу беседам, использую интернет ресурсы, видеофильмы, художественную литературу. Рассказывая о природе и ее богатствах, ставлю своей задачей не только воспитание бережного отношения ко всему живому, но и воспитание гордости за свой родной край.

  Совместно с родителями  принимали участие  в природоохранительных акциях, социально значимых мероприятиях, которые  проводились в дошкольном учреждении.

 Например: « День воды», «День Земли».  "Зеленая елочка - живая иголочка" - акция по сбережению живого дерева, против бессмысленной массовой их вырубки к Новому году. «Укрась свой двор цветами».

  Совместно с музыкальным руководителем мы разрабатывали сценарии  праздников и развлечений для детей.  Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько вовлечение   детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.

Во время празднования «Дня Воды»  мы с детьми подготовили  и  показали для всех детей  театрализованное представление на тему защиты рек от мусора.

F:\100_2978.JPGF:\100_2984.JPG

 Экологическое просвещение родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений в работе. Однако опыт показал - не только взрослые влияют на поведение детей, мотивацию их поступков, но и сами дети оказывают не меньшее влияние на родителей. Зачастую интерес родителей к экологическим знаниям детей возникает в результате их эмоциональных рассказов о том, чем они занимаются на занятиях, какие опыты проводят, показе своих творческих работ и т. д. Активно привлекала  родителей для оказания помощи в организации экскурсий, проведению  конкурсов  «Чудо - дерево» ( изготовление дерева из бросового материала), «Кормушка для птиц», к организации  выставки «Осенняя фантазия», где были представлены  работы с использованием природного материала.

Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

Считаю, что каждое наблюдение, каждая моя беседа с детьми на прогулке, на занятии прививает детям любовь и бережное отношение к природе.

 Дети стали более эмоционально отзывчивы, они умеют видеть красоту окружающих объектов и выражать свое отношение в художественно-творческой деятельности.

 Уже вышли в широкий мир мои выпускники, и  я  уверена, что зерна доброты, посеянные в их душах, не погибнут. Дети будут сажать деревья, разводить и ухаживать за цветами, радоваться красивой бабочке, звонким голосам птиц, оберегать и любить все, что просит помощи.

    Пусть и дальше наполняются их  сердечки лаской и добром, щедростью и человечностью. Пусть никогда не жалуется на них искренняя и богатая матушка - природа.

И вот опять у меня малыши и я буду стараться привить им  любовь и бережное отношение к природе, формировать у них представление о том, что человек и природа – единое целое.

Литература:

Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей  и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

Иванова А.И. Экологические  наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

Николаева С.Н.   Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М: Издательский центр «Академия», 1999.

Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфенова Г.М.  Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду: Программа и конспекты занятий. – СПб.: Издательство «Союз»; Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Воспитание у детей любви к природе»

Под экологическим воспитанием понимают воспитание любви детей к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любо...

Апробация конспекта НОД. Познание и речевое развитие. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста «Прохождение экологической тропы».2016г.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка-детский сад № 14 «Аленький цветочек» Истринского муниципального района с.Павловская СлободаПрограммное со...

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр экологической направленности.

Экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход, Ухудшение экологической ситуации в стране и мире диктует необходимость формирова...

Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание особенностей экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание особенностей экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"...

«Реализация проекта «Лэпбук, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».

Данные методические рекомендации предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Использование инновационной игровой технологи «лэпбук», является успешным шагом на пу...