Методическая разработка Педагогический проект "Растения вокруг нас"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Липская Мария Павловна

Проект "Растения вокруг нас" имеет цель воспитывать экологическую культуру дошкольников, а также развивать интерес к развитию и росту растений. В ходе осуществления проекта дети знакомятся с различными растениями и углубленно - с видами растения хоста.

Организация проектной деятельности "Растения вокруг нас" дает возможность эффективно осуществить поставленные задачи, т.к. охватывает все виды детской деятельности: познавательную, наблюдение, эксперимент, труд, игра, речевое развитие, продуктивная деятельность, задания творческого характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt_rasteniya_vokrug_nas.docx244.52 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №44 компенсирующего вида

Колпинского района г. Санкт – Петербурга

Паспорт педагогического проекта

«Растения вокруг нас»

C:\Users\Маша\Pictures\cute_baby_girl_plant-1920x1200.jpg

Автор

Воспитатель

Липская Мария Павловна

 участники проекта:

логопед, дети подготовительной группы,

родители

 

Паспорт педагогического проекта

«Растения вокруг нас»

Автор

Воспитатель

Липская Мария Павловна,

участники проекта:

 логопед,

дети подготовительной группы

Родители

Раздел программы/ область

Познание, коммуникация

Название проекта

«Растения вокруг нас»

Тип проекта

творческо-информационный, исследовательский

Возрастная группа

старший дошкольный возраст

Наличие межпредметных связей

Познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, физическое развитие.

Цель работы над проектом

1.Воспитывать экологическую культуру дошкольников. Формировать нравственное и эстетическое отношение к растениям как части живой природы.

2.Развивать интерес к развитию и росту растений, наблюдательность и любознательность, наглядно-действенное мышление.

Задачи

  1.  Расширить, уточнить, обобщить представления детей о разнообразии растений, их роли в жизни человека.
  2. Познакомить детей с травянистыми растениями, вызвать интерес к растению хоста.
  3. Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем.
  4. Вовлечение родителей в активное сотрудничество.

Мероприятия

Формы работы с детьми

Формы работы с родителями

Тематические беседы

«Луг. Луговые растения  вокруг нас»

Конкурсные:

 « Зеленое чудо» поделки из травянистых растений

Ознакомление с художественной литературой: В.Зотов «Лесная азбука», Н.Павлова «Загадки цветов», Е.А.Пермяк «Русские сказки о природе», М.М.Пришвин «Кладовая солнца», А.О.Онегова «Тропинка полевая», А.Плешаков «Зеленые страницы» и др.
Заучивание стихов и загадок о растениях
.

Тематическая фото-выставка:

«Что растет у нас на даче»;

Акция «Подари растение детскому саду»

Круглый стол       «Как растут растения»

Создание альбома «Разнообразные виды хосты»

Дидактические игры: «Что для растения нужно?»
«Найди такой же»
« Угадай растение по описанию»
«Собери части растения»
«Найди растение по названию»
« Опиши, я отгадаю»

КВН с родителями «Растения»

Наблюдения «Наш верный друг-подорожник»

Круглый стол для родителей «Сбережем родную природу».

Прогулка  открытая совместно с родителями

«Цветок жизни»

Результат

Прогулка  открытая совместно с родителями «Цветок жизни»

Критерии оценки результата

досуг: личностно-ориентированный, познавательный; эстетически оформленный

Форма презентации

Фотоотчет об открытой прогулке на сайте группы

РЕЗУЛЬТАТ:

Дети:

Дети  знают растения нашего края, их внешний вид, замечают изменения, происходящие в растениях, умеют связывать их с временем года.

У детей появился устойчивый интерес к исследовательской деятельности.

Дети  умеют различать и называть растения.
Берегут и охраняют растения.
Педагоги:

- подобрали методическую и детскую литературу

- наработали картотеку стихов, песен, пословиц, поговорок

- наработали рекомендации для родителей, посвященных семейному досугу

Родители:

- проявили интерес и активно участвовали в реализации проекта

-прослушали консультацию «Досуг с ребенком на природе»

-осуществили прогулки выходного дня на природу с детьми.

В развивающую среду были внесены:

- дидактические игры

- подборка литературы «Все о растениях»

- обучающая презентация  «Как правильно высаживать растения в почву»

Результаты работы с родителями:

- круглый стол «Сбережем родную природу».

- приняли участие в организации  фотовыставки «Что растет у нас на даче»

 -создали альбома  «Разнообразные виды хосты»

-приняли активное участие в подготовке и проведении прогулки «Цветок жизни»

-осуществили акцию «Подарим растение детскому саду»

Педагогический проект

«Растения вокруг нас»

Актуальность

Актуальность экологического воспитания дошкольников обусловлена тем, что взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который должен быть использован в процессе экологического образования, что позволяет ему стать фактором общего формирования и развития личности. Формирование личности ребенка, его воспитание начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно – значимого продукта.
На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение
к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Крупицы экологических знаний, полученные в
детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности,
правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем.

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
К сожалению, в наш электронно-компьютерный век, многие люди забывают об этом. По вине человека от пожаров и вырубки гибнут леса, засоряются водные просторы, а значит и гибнет животный мир, живущий там. Нависла угроза экологической катастрофы, угроза жизни человека.
Экология в наше время, одна из важных тем нашей жизни, тема о взаимоотношениях человека и природы.
Задача педагога заложить в ребенке гуманное мировосприятие.
Особенно актуально в современном мире сформировать у детей представление о том, что и растения – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Правильное отношение к живому является конечным результатом и воспитывается оно в совместной с взрослым деятельности, игре.

ПАУТИНКА ТЕМАТИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

Центр книги

В.Зотов «Лесная азбука», Н.Павлова «Загадки цветов», Е.А.Пермяк «Русские сказки о природе», М.М.Пришвин «Кладовая солнца», А.О.Онегова «Тропинка полевая», А.Плешаков «Зеленые страницы» и др.
Заучивание стихов и загадок о растениях
.

Центр искусства

Лепка «

Аппликация «Цв»

Рисование  «Красавица Хоста»      

Центр науки и природы

 Круглый стол:

«Как растут растения»

Обсуждение ситуации: «Что делать, если у растения сохнут листья?»

Центр конструирования

Коллективная аппликация «Наша красивая клумба»

 (изготовление из природного материала)

«Растения вокруг нас»

C:\Users\Маша\Pictures\cute_baby_girl_plant-1920x1200.jpg

Центр математики

Дидактические игры «Чего не стало?»

«Клумбы разной формы», «Что изменилось», «Где спряталась игрушка»

Центр игры

Сюжетно – ролевые игры:

«Исследователи»,

«Экологи»

Центр движения

Пальчиковые игры:

«Вершки и корешки»; «Цветок»; «Посадим цветы»; «Растение»

Подвижные игры:

«У медведя во бору»;

«Беги туда куда скажу»

Центр буквоеда

Игра «Подскажи словечко»

«Три растения» (сравнение)

Составление рассказа-описания «Что растет  на даче»

Центр семья

Альбом «Разнообразные виды хосты»;

Тематическая фотовыставка:

«Что растет у нас на даче»;

Консультация «Досуг с ребенком на природе»

« Зеленое чудо» поделки из травянистых

растений.

Центр эксперимента

. Опытно-исследовательская деятельность

«Для чего корешки?»

«Как увидеть движение воды через корешки?»

Выход из проекта:

СОД с родителями на улице с детьми подготовительной группы «Цветок жизни»

Цели:

Создание условий для закрепления умения сажать растения в открытый грунт, соблюдая все этапы посадки растений.

Задачи:

  1. Обобщение представления о росте и развитии растений. Использовать умение высаживать саженцы, используя модель трудового процесса.
  2. Создавать условия для формирования знаний детей о растении как о живом организме. Помочь детям в накоплении опыта внимательного и заботливого отношения к растущим растениям.
  3. Закрепить знаний о цифре и количестве предметов.
  4. Формирование развитие умения составлять развернутые, распространенные красочными эпитетами предложения.

Воспитатель и дети играют в игру «Найди нужное дерево».

Звучит волшебная музыка и выходит королева Фей.

Фея: Здравствуйте, ребята! Я – королева фей. Мы живем на вашем участке и мы очень маленькие, вы не можете видеть нас каждый день. Но сегодня, для того, чтобы вы нас увидели – мы увеличились в размере. Сделали мы это из-за нашей огромное беды: у нас погибло растение жизни – Хоста и без него мы, феи, не можем существовать; помогите нам, ребята.

Воспитатель: Ребята, где же мы возьмем хосту?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Давайте обратимся к Цветочнице в питомник.

Дети объясняют причину обращения Цветочнице.

Цветочница: Я рада помочь вам, но чтобы вырастить хосту, мне нужны разноцветные волшебные капельки.

Фея: Мы обратимся к моим феечкам, но каждая капелька требует усилий.

Фея Розалина: Я феечка – хохотушка, мою капельку нужно нахахатать, кто громче и звонче смеется, мы сейчас поглядим.

Фонограмма песенки «Хохотушки»

Дети громко хохочут и получают розовую капельку.

Фея Апельсинка: Я прошу вас, ребята, показать какие вы внимательные и ловкие. Пройдите к цветку через лабиринт.

Две команды – дети и взрослые(у каждой команды свой лабиринт) проходят под музыку лабиринты, меняются лабиринтами и получают свою оранжевую капельку.

Фея Динь: Встречаю вас с мячом, очень люблю с ним играть. Дети, что вы с родителями собирали со своих огородов?

Дети: Урожай овощей

Фея Динь: А вы знаете, какую часть растущих овощей нужно употреблять в пищу? Сейчас я посмотрю.

Игра с мячом «Вершки и корешки»

Фея Динь: молодцы, никто не ошибся, забирайте свою капельку.

Фея Голубика: Я фея, которая обожает деревья, я хочу поиграть с вами в игру, где нужно подобрать с листу плод с дерева.

Звучит музыка. Подвижная игра «Пару найди»

Фея Голубика хвалит детей и вручает им голубую капельку.

Фея Флориста: Ребята, я прошу помочь вас украсить наш песочный замок для фей. Каждый получит свою карточку с цифрой и плодом, который нужно красиво уложить на башенки.

Дети набирают то количество плодов, которое указано у них на карточках и самостоятельно украшают замок. Получают коричневую капельку.

Воспитатель: Сколько капелек мы собрали, считают малыши (старшая группа), 5, теперь мы можем идти к Цветочнице.

Цветочница: Все капельки собраны, теперь я могу вырастить Цветок жизни.

Цветочника произносит волшебные слова и появляется Хоста.

Цветочница: Дети, а вы знаете, как ее правильно посадить?

Цветочница и дети обговаривают этапы посадки растений, опираясь на схемы.

Цветочница: Я предлагаю разделиться на пары и посадить по этапам нашу Хосту. Раз, два, три, пару себе найди!

Дети по парам сажают хосту, согласно схемам.

Фея: Ура! Наше растение жизни снова с нами, вы спасли фей, спасибо вам. Эти грибочки (печенье) наша вас благодарность. До свидания!

Звучит волшебная музыка, фея удаляется, дети и родители возвращаются с прогулки.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Досуг с ребенком на природе»

Досуг ребенка, каким содержанием мы его наполним, зависит целиком от нас, родителей. Впоследствии, став взрослым, ребенок уже самостоятельно будет заполнять свое свободное время, опираясь на уже имеющийся опыт. Досуг помогает человеку интересно жить и хорошо учиться. Но может и стать бременем, если человек не знает, что делать со свободным временем, чем занять себя. В таком случае, например, подростки начинают не просто слоняться без дела, мешая окружающим, они, предпринимая попытки чем-то себя занять, нередко совершают дурные проступки просто так, от безделья. Анализ проступков позволяет сделать вывод, что одной из причин чаще всего выступает неумение человека организовать свое свободное время. А это, как и многое другое в человеке, начинается с детства.

Какую же роль в организации досуга детей может сыграть окружающая нас природа?

В.А. Сухомлинский говорил: «Глубоко ошибаются считающие, что если детей окружает природа, то уже в самом этом факте кроется могучий стимул умственного развития. В природе нет никакой магической силы, влияющей на разум, чувства и волю. Природа становится могучим источником воспитания лишь тогда, когда человек познает ее, проникает мыслью в причинно-следственные связи».

Так пусть же природа будет нашей союзницей в воспитании детей. Нам лишь надо научиться заполнять прогулки определенным содержанием, добиваясь, чтобы каждая из них стала праздником для ребенка и наполняла его душу радостью.

Важно, чтобы прогулки на природе были постоянными и желанными для ребенка. Ведь можно вечером, удобно расположившись в кресле, смотреть телевизор. А можно, отбросив на время все свои дела и заботы, взять за руку своего малыша и пойти с ним на природу. Задумайтесь, сколько всего интересного можно показать на высоком темном небе с огромным количеством звезд и созвездий. И здесь будет присутствовать все: и задушевная беседа, и откровенный разговор. А сколько положительных эмоций получит ребенок во время такой вечерней прогулки, во время общения с близким ему человеком. А как полезны для здоровья такие прогулки перед сном.

Интересное в природе происходит каждый день. Нам лишь надо это уметь видеть самим и показывать ребенку. Каждое время года по-своему прекрасно и очаровательно и имеет большой запас разнообразных природных явлений, которые интересны для наблюдения с детьми.

Совершая прогулки, следует помнить, что в природе нет полезного и вредного. Все в природе взаимосвязано. Уничтожение одного вида влечет за собой гибель другого. Об этом мы должны помнить всегда, совершая прогулки с ребенком, и правильно относится ко всем живым объектам.

Например, часто бытуют разговоры о том, что лягушки отвратительные, холодные, мокрые, лупоглазые. И было бы, наверное, значительно легче выбирать себе друзей, опираясь лишь на внешность. Каждый живой организм самобытен, интересен. Каждый вправе рассчитывать на доброе отношение к себе человека – человека разумного. Будь то тритон или лягушка.

С наступлением теплых дней нас часто тянет за город, на природу. И очень хорошо, когда там с нами рядом наши дети. И как замечательно, когда организуются загородные поездки всей семьей. Заготавливаются продукты, собирается рюкзак, берутся мячи, ракетки и т.д.

Поход в природу желательно начинать с приветствия не только друзей, с которыми там встречаешься, но при этом важно поздороваться и с деревьями, кустами, птицами, насекомыми: «Здравствуй, природа родная, мы пришли к тебе в гости!». Да, мы гости природы, поэтому и вести себя должны соответствующим образом: как доброжелательные люди, не забывая при этом, что наше поведение – эталон поведения для ребенка.

Обычно, приехав на пикник, родители капитально обосновываются на месте, с которого их не сдвинешь. А маленьких исследователей всегда манит даль. Здесь ребенок видит перед собой новое и доселе ему не известное. Он изумляется открывшимся ему тайнам природы, которые впоследствии могут стать могучим толчком для его развития.

Да, дети неутомимые исследователи. Поняв закономерность, они сразу же начинают искать новые подтверждения своих выводов. И здесь они не всегда могут обойтись без помощи взрослого. Вопрос: а как ее оказать? По возможности так, чтобы маленький исследователь большую часть поиска сделал сам. Часто бывает достаточно показать ребенку место поиска, например, лужу, и понаблюдать там осторожно за водомерками.

Многие дети любят рисовать. Это хорошо делать непосредственно на природе, приспособив для этого фанерку и присев на пеньке. Карандаши при этом можно разместить в кармане курточки. Рисовать можно и по памяти дома, отражая в рисунке свои впечатления о проведенной прогулке.

Очень хорошо на природе прочитать подходящие к месту стихотворные строки, а также вспомнить ранее прочитанные сказки о жизни животных, насекомых, растений, птиц, поискать их тут же на полянке и понаблюдать за ними.

Уместно загадать детям загадки о природных явлениях. Подумайте, сколько положительных эмоций получит ребенок, найдя живую отгадку.

Можно также вспомнить пословицы, поговорки, приметы, которые ранее учили с ребенком и которые оказывают большое влияние на развитие личности дошкольника.

А сколько замечательных песен о природе имеем мы в своем репертуаре! И как хорошо, собравшись вместе, негромко их спеть. Такие минуты общения необходимы как взрослым, так и детям, и надолго остаются в памяти.

С ребенком можно организовать дидактическую игру, в ходе которой закрепить имеющиеся у ребенка знания, например, «Найди дерево по описанию», «С какого дерева лист», «Что где растет» и т.д.

Бережное отношение к родной природе надо воспитывать с раннего детства, и на это не надо жалеть своего труда. Только в том случае, если сами родители бережно относятся к природе, можно требовать и от детей того же, терпеливо обучая их азбуке поведения на природе с детства.

Некоторые взрослые не понимают, как развращают и ранят души детей сцены и следы варварского поведения на лоне природы, которые превращают полные тайн и чудес лесные поляны в полумертвый пейзаж.

Помните, что для понимания природы недостаточно только одних знаний. Здесь требуется еще одно особое чувство – чувство природы. Только вкладывая свою душу, можно научить детей уважать ее и заботиться о ней.

Природа вас ждет, она вам рада!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Педагогический проект "ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ"

Методическая разработка  педагогического проекта организации и проведения  тематического дня в детском саду. В представленном проекте "ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ" показано взаимодействие всех участн...

Методическая разработка: "Педагогический мониторинг развития мелкой моторики у детей 5 года жизни"

Педагогический мониторинг развития мелкой моторики у детей 5 года жизни...

Методическая разработка: педагогический проект "Фрукты - овощи".

Данный материал содержит подробный план реализации проекта «Фрукты – овощи», а так же конспект итоговой совместной деятельности с детьми среднего возраста по формированию предметных представлений по т...

Методическая разработка Педагогический проект "Детский сад - второй наш дом, здесь мы играем и растем"

Приближается время выпускного бала…Совместно с детьми формулируем проблему:Какие впечатления о детском саде останутся с ребенком на всю жизнь?Как сохранить друзей детства?Какой след ребенок оставит в ...

Методическая разработка педагогических работников ДОУ "Калейдоскоп педагогических идей"

quot;Ступеньки творчества" - дидактическая игра по развитию речи с элементами инновационных технологий "СКАЗОЧНАЯ КАРУСЕЛЬ"...

Методическая разработка занятия «Насекомые вокруг нас» для детей старшего дошкольного возраста.

Методическая разработка занятия «Насекомые вокруг нас» для детей старшего дошкольного возраста....