конспект занятия НОД :"Путешествие с капелькой"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Надежда Юрьевна Филиппова

занятие  интегрированное. открытое. для детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_s_kapelkoy.docx26.66 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное учреждение ХМАО-Югры Урайский        специализированный Дом ребенка

Конспект  непосредственно образовательной  деятельности    «Познание».

Тема « «Путешествие с Капелькой»

/вторая ранняя  группа/

                                                                                                         

  Выполнила:

                                                           Филиппова Надежда Юрьевна                                                                        (ФИО)

                                                               Воспитатель гр№2      

(должность)

       

Тема: «Путешествие с капелькой»

Цель:  Развить познавательный интерес к неживой природе. Познакомить детей со значением воды в жизни живых существ и для здоровья человека.

Задачи: образовательной деятельности:

Формировать понимание того, что без воды не могут жить растения, рыбы, птицы, звери и человек; создание благоприятной атмосферы в процессе совместной деятельности.

— дать представление о свойствах воды: прозрачная, теплая, холодная, чистая;

— формировать у детей навыки экспериментирования;

Развивающие:

— развивать наблюдательность;

— развивать мышление;

Воспитательные:

— воспитывать бережное отношение к воде;

— воспитывать любовь к природе;

Активизировать словарь: прозрачная, теплая, холодная, чистая, растения, капелька, Капитошка; формировать умение делать простейшие выводы;

закрепить использование в речи глаголов:  мыть (моем посуду), стирать (стираем белье), купаться (купаемся в ванной), поливать (поливаем цветы) и др.

Индивидуальная работа: помогать детям, испытывающим затруднения в процессе экспериментальной деятельности.

Предварительная работа:

-Создание предметно-развивающей среды.

— рассмотреть иллюстрации об использовании воды в быту;

— разучивание игры «Солнышко и дождик»

— разучивание потешек о воде;

— слушание музыки «Весна»

Оборудование: столы, стульчики по количеству детей, емкости с водой,  пластиковые прозрачные емкости для экспериментирования, салфетки, аудиозапись: "Весна", стихи Е.  Бекиш,  музыка Т. Варовиной; музыка для подвижной игры,- игра "Солнышко и дождик"; тучка, нарисованная на шторке; солнышко, нарисованное; пипетки 2 шт., зонт, взрослый-Капелька.

Ход совместной деятельности.

Организационный момент 

(Звучит песня « Весна» - дети входят в группу).

Воспитатель:

 Дети кто слышит, на улице поёт песенку кто - то, кто бы это мог быть?

Помогите мне, скажите,  кто это поёт? Кап – кап – кап!

Поможете?

Дети -Да!

 Основная часть

Воспитатель - Тогда,  давайте мы с вами подойдем к окошку и посмотрим, какое у нас время года на улице? Кто скажет? (ответы детей)

-Правильно, у нас сейчас время года – весна. Весной, какие бывают дни? Дети – тёплые, солнечные, сосульки на крыше.

Воспитатель - бывают и дожди, и на небе появляются  дождевые тучки, и одна из них прилетела к нам в группу.

-Посмотри-ка в небеса.

Там увидишь чудеса,

К нам плывет из далека

Тучка дождевая.

-Тучка прилетела к нам не одна, а со своими подружками Капельками. Давайте все дружно подуем на тучку, чтобы она к нам спустилась, и мы поближе познакомились с Капелькой. (Дети дуют на тучку, появляется Капелька)

Капелька:

-Доброе утро, ребята!
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!

Я маленькая капелька воды и поэтому у меня такое интересное имя – КА-ПИ-ТОШ-КА. Ребята, давайте все вместе произнесем мое имя. (Дети повторяют). Теперь вы знаете, как меня зовут, а я не знаю ваши имена. (Дети называют свои имена). Вот мы и познакомились. Теперь у меня стало  много друзей.

 А где живет водичка, знаете?

Дети -  живёт в кране.

Капелька - А я вам открою небольшой секрет: водичка живет в дождике, в речке, в море, океане, ну и правильно вы сказали в кране. А для чего нужна водичка?

Дети - для того, чтобы пить, для животных и растений.

- Я вам сейчас расскажу сказку  про маленькую капельку. Хотите?

Дети – Да!

- Слушайте!

- Жила, была маленькая водяная капелька. Где была капелька, там была и вода. А где была водичка, всем было хорошо. Радостно было рыбкам плавать в воде, растениям, цветам было хорошо расти. А нам с вами купаться и пить воду. Но вот однажды случилась с капелькой беда. Налетел сильный ветер и принёс мороз, капелька и замёрзла. А без капельки погибнут рыбки, цветы и птицы. Надо спасать капельку. Как нам ее спасти?

Воспитатель:

- Ребята, а что нам поможет разогреть капельку и напоить цветы, животных, птиц и людей? (ответы детей: солнышко, тепло).

Воспитатель - правильно! молодцы!

-Давайте дети позовем солнышко. Оно весной какое? (ответы –тёплое, красное, яркое).

Воспитатель - правильно, теплое, яркое отогрет нашу капельку. (Дети зовут солнышко и выполняют физ.минутку).

Смотрит солнышко в окошко,/дети поднимают руки вверх/

Светит в нашу комнатку./машут ручками в сторону лица/

Мы захлопаем в ладоши,/захлопали/

Очень рады солнышку! /запрыгали/

Воспитатель: вот какое у нас солнышко, много лучиков, отогрело солнышко Капельку, а то случилась бы беда, без Капельки погибли бы рыбки, цветы, птички и даже человек.

Капелька:

- А у меня есть еще друзья, маленькие капельки, которые живут в баночке, им стало там так грустно и они просят выпустить их. Протяните ладошки, я вам на ладошку посажу капельку. (Воспитатель и Капелька капают из пипетки на руку каждому ребенку и взрослым капельку воды).

Капелька:

-Теперь у каждого своя Капелька. Давайте с ней поиграем. (Воспитатель предлагает подуть на капельку, покатать на ладошке.)
- Ребята, скажите, какая стала рука, после того как на ней посидела капелька?

Ответы: мокрая).
-Вот мы и познакомились с капелькой воды.

Воспитатель: Дети спросите у капельки, кто же пел за окном?

Дети спрашивают: это дождик! Он ведь и есть капельки!?

Капелька: Да, это я со своими подружками пела песенку: кап – кап – кап!

Но ведь мои подружки и я – вместе мы водичка, а для чего нужна ещё водичка?

Дети: А водичка нужна еще для умывания, чтобы в доме было чисто, одежду стирать, посуду мыть, еду варить.

Воспитатель – правильно! Молодцы дети знают!

Воспитатель: Давайте вместе расскажем и покажем потешку про водичку:

Водичка, водичка,
Умой мое личико,/
имитация умывания/
Чтобы глазоньки блестели,/
касаются руками глаз/
Чтобы щечки краснели,/
трут щёчки/
Чтоб смеялся роток,/
открывают рот/
Чтоб кусался зубок./
стучат зубами/

Постановка исследовательской задачи:

Выполнение опыта с водой

Воспитатель:

-Ребята, посмотрите на столах у вас стоят баночки с водой, вода в баночках чистая, прозрачная, светлая. Какая у нас вода? (дети повторяют).

Капелька наливает в несколько стаканов воду. Какого цвета вода?

Дети - без цвета

Капелька-  У воды нет цвета, она прозрачная. Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды.) Какого цвета стала вода? Дети отвечают:(Красная, зелёная.)
- А в этом стаканчике какая вода?

Ответы детей: (Чистая, прозрачная, бесцветная.).

- Какую воду можно пить, а какую нет? (ответы детей: чистую, кипяченную)
- Потрогайте и скажите, какая вода здесь налита вот в этой баночке? Дети трогают и определяют. (тёплая)

Воспитатель -Правильно! А теперь потрогайте и скажите, какая вода налита в другой баночке?

Ответы -(холодная).

 Презентация/ всё о воде,/

 Капелька:
- Молодцы. А вы знаете, ребята, чтобы вода оставалась чистой, нельзя засорять водоёмы. Когда вы будете со своими родителями на речке, озере или на море, нельзя бросать в воду мусор. Мусор нужно складывать в пакеты и выбрасывать в мусорные баки.
Воспитатель - Молодцы, ребята! А еще весной бывает теплый дождик. Как дождик капает? А сейчас мы с вами немного отдохнём, поиграем в игру «Солнышко и дождик»

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Цель игры: развитие умения бегать по площадке, не наталкиваясь на других участников игры, начинать движение по сигналу. 

 Воспитатель:

- Солнышко светит, нам очень весело и мы радуемся. Когда идет дождик, мы должны спрятаться!

Воспитатель поднимает фигурку солнышка.

Солнышко, покажись!

                 (дети бегают, кружатся)

 Красное, покажись!

                        (радуются)

 Дети радуются,весело пляшут.

Воспитатель поднимает зонтик. Дети приседают.

Воспитатель:

- Полетели капельки на землю, попрыгали, поиграли. Собрались они вместе и потекли весёлыми ручейками./ взявшись за руки образуют ручеек .

Встретились ручейки и стали большой речкой ( соединились одной цепочкой).

Плывут капельки большой рекой, путешествуют. Текла -текла речка и попала в большой пребольшой океан ( дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). 

Плавали- плавали в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко выглянуло. Стали капельки лёгкими (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх).

Испарились они под лучами солнца, вернулись к маме тучке.

Воспитатель:

-Ребята, подумайте и скажите кому и для чего нужна вода?
Дети отвечают:
людям, животным, растениям, земле.
Воспитатель - Правильно ребята! Молодцы! Мы не можем прожить без воды. Вода бывает очень разной. Она как волшебница умеет превращаться в дождь, росу, лёд, снег. Вода – это реки, озёра, моря. Воду надо беречь. Закрывать краны, не разливать просто так, не загрязнять.

Капелька:

-Ребята, посмотрите, где я стояла, появился цветок. Я напоила землю водичкой, и вырос цветок. Какой?

Дети: красивый, красный.

Воспитатель – Капелька и дети спасибо вам,  я знаю, кто пел песенку  за окошком!  Это капелька, а ещё её подружки а вместе они..подскажите!

Дети: - водичка!

- ребята, давайте, нарисуем капельки портрет, и подарим капельке? Дети  согласны? – Да!  /Дети рисуют капельки/

Рефлексия

Воспитатель: Капелька, тебе надо уходить к подружкам, а дети тебе нарисовали твой портрет, мы тебе дарим, но портретов много , а ты одна. Возьми себе один, а остальные рисунки подари  своим подружкам.

Капелька: Спасибо, дети! Портретов получилось много и, какие  красивые, я вас благодарю и обязательно подарю своим подружкам! До свидания, но мы ещё встретимся, я ведь всюду, где вода!

Итог:

Дети, а я не поняла, где же встретимся мы с капелькой?

Дети: когда умываемся водичкой, в ванной, когда поливаем растения, когда идёт дождик.

Воспитатель: А какая вода?

Дети - прозрачная нет запаха , бывает тёплая, холодная, горячая.

Воспитатель - а  почему с сосульки капает водичка /песенку поёт/,  

Дети - это солнышко пригрело, и сосульки стали таять.

Воспитатель - Молодцы, попьём водички кипячёной/ раздаём всем по стакану кипячёной воды/. А мы сейчас пойдём играть!

Используемая литература:

О.Е.Громова «Методика формирования начального детского лексикона»

С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду»

О.А.Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений»

С.Н.Теплюк  «Дети раннего возраста в детском саду»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию"Капелька-волшебница"(средняя группа)

Воспитание бережного отношения к воде,обогащать и уточнять знания о воде,о свойстве,значении в природе,для растений ,животных,развивать любознательность,мышление у детей путем опытов и экспериментов,в...

Конспект занятия. Тема: «История водяной капельки» с детьми подготовительной группы.

Тема:«История водяной капельки»с детьми подготовительной  группы( область: экологическое познание окружающей среды, исследовательская деятельность детей.)( с использованием технических сред...

Конспект занятия на тему «Приключения капельки воды. Круговорот воды в природе»

Данный материал содержит специально-разработанный конспект занятия для старшей группы. Указано актуальное направление - ознакомление с окружающим. Занятие описано в интересной для детей форме....

Конспект занятия "В гостях у капельки"

Цель: Формирование познавательной мотивации и активности у дошкольников в познании окружающего мира.Задачи: 1) Познакомить детей со свойствами воды (вкус,цвет,запах,текучесть).2) Уточнить знания ...

Конспект занятия по экологии "Весёлая капелька"

Конспект занятия по экологии. Экспериментирование с водой....

конспект занятия в группе ГКП" КАПЕЛЬКА" " Встреча весны"

Цель занятия: - формирование знаний детей о времени года, которое за окном; - развитие творческого воображения с помощью игры; - развитие речевого дыхания при помощи дыхательной г...