Конспект образовательной деятельности "Путешествие любопытной Капельки"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Экологическое воспитание детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_ekologii.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

в средней группе

воспитатель Цыгулева Галина Александровна

«Путешествие любопытной Капельки»

Цель:

- формирование у детей знаний о свойствах воды.

Задачи:

  • учить определять холодную и теплую воду, правильно обозначать ее словами;
  • развивать тактильные ощущения детей;
  • уточнить признаки воды и ее значение;
  • учить детей заботиться о природе.

Материалы к занятию:
Куклы: любопытная Капелька,  фланелеграф;  иллюстрации с осенним, зимним, весенним, летним пейзажем; фонограмма с шумом дождя, воем вьюги,  журчанием ручья, шумом реки; красная и зеленая лейки с теплой и холодной водой; два таза; салфетки и подносы по числу детей; формочки со льдом;  молоток; прозрачный контейнер со снегом; детали для лодочки по количеству детей; комнатный цветок; маленькая лейка; бутылки с водой (у одной бутылки пробка намазана черной краской); два стола; стулья по числу детей; ширма.


Ход занятия:

(В группе полукругом стоят стулья по числу детей.)

Воспитатель.  Ребята, сегодня к нам в гости кто-то пришел. Как вы думаете, кто это?

Капелька. Здравствуйте! Я –  любопытная Капелька.

Воспитатель. А где ты живешь?

Капелька. Сейчас я вам про свой дом я вам загадаю загадку.

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без … (чего?)

Дети. Воды.

Капелька. Правильно, мой дом – вода. Я живу в воде. Ребята, а вы хотите отправиться со мной в путешествие, чтобы узнать много нового и интересного? Тогда все закройте глаза и внимательно слушайте…

( Включается фонограмма с шумом дождя.  Воспитатель вешает  на фланелеграф иллюстрацию с изображением осени).

Капелька. А теперь откройте глаза. Как вы думаете, что это за шум?

Дети: говорят свои версии.

Воспитатель. Правильно, это дождь. Ребята, послушайте загадку:

Если на деревьях

Листья пожелтели,

Если в край далекий

Птицы улетели,

Если небо хмурое,

Если дождик льется,

Это время года

Как зовется?

Дети. Осень.

Капелька. Правильно, молодцы! А кто из вас может показать, на какой картине изображена осень?

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, какой дождь идет осенью: теплый или холодный?

Дети. Осенью идет холодный дождь.

(Перед детьми стол с двумя тазиками, двумя лейками, салфетки и подносы по количеству детей. Около одного тазика стоит красная лейка (по типу душа) с теплой водой, а а около другого - зеленая лейка с холодной водой.)

Капелька. Ребята, я спрятала в одной лейке теплый летний дождик, а в другой лейке холодный осенний. Попробуйте, догадайтесь, где какой дождик.

Воспитатель. Давайте, ребята, попробуем отгадать, где какой дождик спрятала Капелька.  Как можно отгадать?

Дети. Потрогать воду.

Исследовательская работа

Воспитатель.  Дети, скажите, пожалуйста, какого цвета эта лейка?

Дети. Эта лейка красного цвета.

Воспитатель. А эта лейка какого цвета?

Дети.  Зеленого цвета.

Воспитатель. Ребята, подставьте руки под “дождик” и определите, какой  “идет дождик” из красной лейки, теплый или холодный. (Воспитатель поливает детям на руки из красной лейки).

Воспитатель. Дети, какой же дождик спрятался в красной лейке?

Дети. В красной лейке спрятался  теплый дождик.

Воспитатель. Когда идет теплый дождик?

Дети. Теплый дождик идет летом, когда тепло.

Воспитатель. Правильно, молодцы! А сейчас подставьте руки под этот дождик и определите, какой “дождик идет” из зеленой лейки – теплый или холодный? (Воспитатель поливает детям на руки из зеленой лейки).

Воспитатель. Ребята, какой же дождик спрятался в зеленой лейке? Дети. В зеленой лейке спрятался холодный дождик.

Воспитатель. Когда идет холодный дождик?

Мальчики. Холодный дождик идет осенью, когда холодно.

Воспитатель. А сейчас вытрите руки салфетками, аккуратно положите их на место, садитесь на стульчики (дети садятся на свои места).

Воспитатель. Ребята, а что такое дождь?

Дети: Дождь - это вода, которая льётся из неба.

Воспитатель: Молодцы! Дождь, лужи, реки – это всё вода.

Капелька. Молодцы,  ребята!  Правильно!

Воспитатель. А сейчас мы немного отдохнем на стульчиках с закрытыми глазами.

(Включается фонограмма с воем вьюги. Капелька прячется. На стол ставятся контейнеры со льдом.)

Воспитатель. Ребята, откройте глаза.. Что же вы сейчас слышали?

Дети:     шум, ветер, вьюга.

Воспитатель:

Запорошила дорожки,

Раскрасила нам все окошки.

Радость деткам подарила

И на санках прокатила.

Кто же это всё сделал?

Дети. Зима.

Воспитатель. Правильно, зима. А кто покажет, где изображена зима?

(Ребенок показывает зиму). Обсуждение картины.

Воспитатель: Ребята, а что происходит с водой зимой?

Дети. Вода замерзает.

Воспитатель. Во что она превращается зимой?

Дети. Вода превращается в лед.

Воспитатель. Правильно, молодцы!

И наша Капелька испугалась, что замерзнет, спряталась. Зато в подарок она нам оставила чудесные льдинки.

Воспитатель. Ребята, подойдите, пожалуйста, к столу… Возьмите в руки по одной льдинке…. Потрогайте пальчиком льдинки и скажите, какие они?

Дети. Твердые, холодные, гладкие, скользкие, мокрые. (Воспитатель по мере необходимости помогает детям ответить).

Воспитатель. Ребята, а если подольше подержим льдинку в руке, что с ней происходит?

Дети. Она начинает таять.

Воспитатель: Правильно, молодцы.

Ребята, когда шел наш дождик из леечки, водичка что делала? Дети: Текла.

- Давайте, проверим, сможет ли течь лед? (Воспитатель показывает).

Дети: Нет, не может.

Воспитатель: Как вы думаете, почему?

Предположения детей.

Воспитатель: Правильно, лед твердый, он не течет.

Воспитатель. Как вы думаете, что произойдет, если по льду ударить? Давайте посмотрим.

(Воспитатель демонстрирует. Он ударает молоточком по льду.)

Дети. Лед раскололся.

Воспитатель. Значит, лёд у нас какой?

Дети. Хрупкий, колется.

Воспитатель. Что будет со льдом, если его подольше подержать в комнате, в тепле?

Дети. Лед растает.

Воспитатель. Во что он превратится?

Дети. Лед превратится в воду.

Воспитатель. Почему это происходит?

Дети. Потому что в группе тепло.

Воспитатель. Ребята, а сейчас давайте отдохнем и поиграем.

Физкультминутка.

Ух, мороз! (Дети хлопают  себя по плечам, пытаются согреться).

Щиплет уши (Массаж ушей).

Щиплет нос. (Массаж носа – снизу вверх).

Лезет в валенки мороз. (Массаж ног). 

Не вода уже (ладони), а лед (кулаки). 

Даже птица не взлетает (Дети машут руками, как крыльями).

И на морозе замерзает. (Стоим неподвижно).

Воспитатель. Прячьтесь от мороза в домики, садитесь на стулья.

Закройте глаза…

 (Включается фонограмма с журчанием ручья. Лед, подносы, салфетки убираются. На стол ставится контейнер со снегом, появляется любопытная Капелька).

Воспитатель.  Откройте глаза.    

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет.

Когда это бывает?  (воспитатель задает наводящие вопросы)

Дети. Это весна.

Воспитатель. Ребята, смотрите, а вот и наша Капелька!

Капелька. Ребята, а у меня в коробочке снег от весны спрятался!

Воспитатель. Дети, весной становится теплее, и как вы думаете, что происходит со снегом?

Дети. Снег тает.

Воспитатель: Во что он превращается? 

Дети: В воду.

Воспитатель. Кругом много луж. Разливаются что…? (ручейки)

Дети. Ручьи.

Капелька. Тает снег, бегут ручьи… А вы любите  пускать кораблики?

Дети. Да!

Воспитатель. Возьмите каждый по 1 пластиночке – это будут лодочки.

Вот какие лодочки у нас получились. Спускайте их на воду.

Воспитатель. Давайте сделаем лодочку.

( Для этого руки надо расположить ладошками вверх, пальцы сложить лодочкой и плавно двигать кисти рук влево – вправо).

Пальчиковая гимнастика

           Мышонок в лодочке плывёт,

Лисёнка в лодочке везёт,

Ты ручки правильно сложи,

И лодочку нам покажи.

Воспитатель. Ребята, Капелька зовет нас дальше в путь. Закройте глаза…

(Включается фонограмма с шумом реки. иллюстрация с изображением лета. На стол ставится комнатный цветок, лейка, две бутылки с водой).

Воспитатель. Ребята, как вы думаете ,что это за звуки? О каком времени года идет речь?

Я соткано из зноя, несу тепло с собою.

Я реки согреваю, купайтесь – приглашаю.

И любите за это вы все меня. Я…

Дети. Лето!

Воспитатель: Где среди этих картин - летняя? Показывают и обсуждают, делается акцент на растениях.

Воспитатель.  Ребята, летом очень жарко. Давно не было дождика, и наши цветы хотят пить. Давайте их польем!  

(Воспитатель берет бутылку, встряхивает. Пробка намазана черной краской. Вода окрашивается, становится грязной.)

Воспитатель. Смотрите, ребята, что это стало с водой?

Дети. Вода стала грязная, испачкалась.

Воспитатель. Можно такой водой поливать наш цветок?

Дети. Нет!

Воспитатель. Ребята, а если ваши игрушки станут грязные, что надо сделать, чтобы игрушки опять стали чистыми?

Дети. Мы их помоем водой.

Воспитатель. А если грязные овощи и фрукты? Мы их будем кушать?

Дети. Не будем.

Воспитатель. Что мы сделаем с грязными овощами и фруктами?

Дети. Мы их тоже вымоем.

Воспитатель. А если грязь будет  на ваших руках?

Воспитатель. Хорошо ходить с грязными руками?

Дети. Плохо!

Воспитатель. Как мы сделаем наши ручки снова чистыми?

Дети. Мы руки помоем!

Капелька. Ребята, молодцы, вы делаете все правильно!

Воспитатель. Давайте польем наши цветы. У нас в лейках чистая прозрачная вода. (Дети поливают с воспитателем цветы).

Капелька. Какие вы молодцы, помогаете растениям.

  Воспитатель: Ребята, давайте вспомним и расскажем Капельке:

 Какая вода может быть на ощупь?

Дети. Теплая и холодная.

Воспитатель. Во что превращается вода на морозе?

Дети. Вода превращается в лед.

Воспитатель. Что происходит со снегом и льдом в тепле?

Дети. Снег и лед в тепле тают, становятся водой.

Воспитатель. Кому нужна вода?

Дети. Вода нужна всем для того, чтобы мыть разные предметы. Вода необходима растениям, животным, людям для жизни.

Воспитатель. Вода – друг человека. Ее надо беречь.

Капелька. Спасибо вам, ребята! Мне было очень интересно с вами.  

До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность "Любопытной Маше нужна помощь наша"

Возрастная группа:  средняяИнтеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество»Тема: «Любопытной Маше нужна помощь наша»Цель: Формировать знания детей об о...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности «Путешествие Капельки» (интеграция образовательных областей «Познание» и «Художественное творчество»)

Данный материал -  это конспект интегрированного занятия о роли воды в жизни человека  для старших дошкольников в игровой форме....

Конспект образовательной деятельности "Ходит капелька по кругу"

позновательно-исследовательская деятельность в средней группе...

организованная образовательная деятельность "Любопытный Цыпленок"

Развитие коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста с использованием  элементов театрализованной деятельности....

Конспект открытого занятия "Любопытный котенок"

занятие проводилось с учеником 3 класса 2 вариант. 20 мин....