Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Путешествие капельки"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Трушина Наталья Владимировна


Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Путешествие капельки" по проектной деятельности. С целью закрепления у детей знаний о состоянии воды в разное время года:зимой, весной, летом, осенью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_kapelki.docx26.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение «Детский сад №53»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

с детьми средней группы

«Путешествие капельки»

Подготовила:

воспитатель высшей категории

МБДОУ д/с №53

Трушина Н.В.

г. Арзамас 2015 года

Задачи:

  1. Вызвать интерес к данному объекту
  2. Закрепить знания детей о состоянии воды в разное время года: зимой, весной, летом, осенью. Объяснить, как образуется дождь.
  3. Развивать способность делать умозаключение, анализировать, сравнивать, классифицировать.
  4. Воспитывать бережное отношение к воде, аккуратное обращение с ней.

Способы взаимодействия:

  1. -ИОС
  2. -Диалог
  3. -Использование художественного слова
  4. -Музыкальное сопровождение
  5. -Физкультминутка
  6. -Использование игры «Путешествие по временам года»
  7. -Проблемно-поисковая ситуация «Поможем капельке»
  8. Опыты с водой

Средства: глобус, стаканы с пресной и соленой водой, поднос, губка, иллюстрации с изображением разных времен года.

Интеграция по образовательным областям:

«Физическое развитие»- использование подвижной игры «Море волнуется раз»;напоминание о пользе воды для человека.

«Познавательное  развитие»- использование  во время проведения опытов с водой».

«Социально-коммуникативное развитие»-использование в диалоге, при проведении  игры «Путешествие по временам года»;напомнить о правилах поведения на водоемах.

«Речевое развитие»- использовали при чтении стихов, загадок, рассматривании картин о временах года..

«Художественно- эстетическое развитие»-проявляли при рассматривании картин, иллюстраций; использование музыкального сопровождения во время появления игрового персонажа.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание картин, иллюстраций о воде, временах года;
  2. Чтение стихов, рассказов характеризующих свойства воды;
  3. Наблюдение за сезонными изменениями в природе;
  4. Беседы на темы: «Чем полезна вода», «Что вы можете рассказать о свойствах воды», «Как беречь воду»;
  5. Конкурс рисунков на тему «Реки, моря, океаны».

Ход НОД.

   В начале занятия дошкольники подходят к столу, на котором стоят глобус и два подноса со стаканами соленой и пресной воды.

Воспитатель: Ребятки посмотрите, что у меня?  

Дети: (глобус)

Воспитатель: Глобус — модель нашей Земли, нашего общего дома. Какую форму имеет глобус?

Дети: (Округлую.)

Воспитатель: Что обозначено на глобусе желтым цветом?

Дети: (Суша.)

Воспитатель: А вот голубым цветом обозначена вода — океаны и моря. Маленькие овалы — это озера, тонкие синие линии — это реки.

 (Дети ищут на глобусе указанные объекты.)

Воспитатель: Вода в морях и океанах не такая, как в реках, прудах и озерах. Чем она отличается? В этом поможет разобраться опыт.

Опыт 1

Воспитатель: Ребятки посмотрите, что находится на подносах

Дети: (стаканчики с водой).

Воспитатель: Что можно сказать о воде? Какая она?

Дети: (Прозрачная, чистая.)

Затем дети пробуют воду и выясняют, есть ли у нее вкус.

Воспитатель: Оказывается, что в одном стаканчике находится соленая, «морская» вода, а в другом безвкусная — пресная, «речная», «озерная». Пьем мы пресную воду, но ее на нашей планете очень мало. Как ребята думаете, должны ли мы се беречь? Если да, то как?

Дети:  (Нужно закрывать краны, расходовать воду экономно.)

Воспитатель снова предлагает рассмотреть воду в стаканчиках и налить небольшое количество жидкости на поднос.

Воспитатель: Из чего состоит вода?

Дети: Из маленьких капелек.

Воспитатель: Эти капельки — известные путешественницы. Вместе с одной из них ребята отправятся в путешествие по временам года.

(Воспитатель показывает детям изображение веселой бумажной капельки.)

Воспитатель: Сейчас мы вместе с капелькой отправимся в путешествие по временам года.

Первая остановка путешествия

Дети рассматривают фотографию с изображением осенней природы. Воспитатель: Какое время года изображено на снимке?

Дети: (Осень)                                          

Воспитатель: Отгадайте загадку, отгадав ее вы, узнаете, где можно встретиться с капелькой воды осенью.

Крупно, дробно зачастило

И всю землю напоило. (Дождь.)

Пляшет дождик по дороге,

Чтоб мочили люди ноги.

Оставляет он следы —

Мелководные пруды.  (Лужа.)

  Воспитатель:  Каким бывает осенний дождь?

Дети: (Грустный, печальный, серый, холодный.)

Воспитатель: Где еще мы можем обнаружить осеннюю капельку воды?

Дети: (В озере, в реке, которые к этому времени еще не замерзли.)

Воспитатель: Путешествие наше продолжается.

Вторая остановка

Дети рассматривают фотографию зимнего пейзажа.

Воспитатель: Какое это время года? Почему вы так думаете?                                                

Воспитатель: Можем ли мы увидеть водяную капельку зимой? Какой она становится? Об этом тоже помогут узнать загадки.

Что за звездочки сквозные

На платке и рукаве

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь — вода в руке? (Снежинка.)

  Воспитатель: Что происходит со снежинкой, когда она попадает на ладошку? Дети: (Тает, превращается в воду, так как ладошка теплая.)

Воспитатель загадывает загадки

Прозрачен как стекло,

Но не вставишь в окно.

Дети:  (Лед.)

Без дел мне не сидится,

Я пошутить люблю,

Вам брови и ресницы

Я мигом набелю.  

Дети: (Иней.)

Удивительный художник

На окошках побывал.

Удивительный художник

Нам окно разрисовал.

Пальмы, папоротники, клены

На окошках лес густой.

Только белый, не зеленый

Лес чудесный, не простой.  

Дети:  (Морозные узоры.)

   Воспитатель: Лед, снег, иней, морозные узоры — что это?

Дети: (Это тоже она, наша знакомая капелька.)

Воспитатель: Но вот солнышко пригрело, и капелька отправилась дальше.

Воспитатель: Ребятки, а давайте, прежде чем отправиться дальше поиграем вместе с капелькой.

Физкультминутка

Подвижная игра «Море волнуется раз»

Воспитатель: Путешествие продолжается.

Третья остановка

Дети рассматривают фотографию с изображением весенней природы. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какое это время года? Почему вы так решили?

Дети: (ответы)

Воспитатель: А теперь — загадки о весенней капельке:                                                         С крыши белый гвоздь торчит,

                              Солнце взойдет

                    И гвоздь упадет. (Сосулька.)

                              Сосулька — это твердая вода.

Четвертая остановка

Воспитатель показывает фотографию с изображением летнего пейзажа.

Воспитатель: Какое время года изображено на снимке? Где мы в природе встречаемся с водой летом?

Дети:  (Капелька попадает в море, в реку; летом выпадает град, идет дождь, появляется роса.)

Воспитатель: Итак, в результате путешествия стало понятно, что капелька в течение года выглядит по-разному. Она словно играет с нами, хочет обмануть, превращаясь то в капельку тумана или росы, то в большую градину или в иголочку инея, то в морозный узор на окне или в прозрачную холодную сосульку. Но лучше всего мы знаем капельку дождя. А как получается дождь? Мы уже знаем, что на нашей планете много воды — моря, ' океаны, реки, ручьи, озера. Солнце нагревает их. Капелька под лучами солнышка испаряется — становится прозрачным и невидимым паром. Этот теплый пар вместе с теплым воздухом поднимается над Землей все выше и выше. Там, на высоте, всегда холодно. Теплый пар встречается с холодным воздухом, и из него образуются крохотные, как пыль, капельки воды. Они собираются в большое облако. Ветер подхватывает облака и разносит их по свету. Облака плывут над Землей. Случается так, что в туче собирается слишком много капелек, им всем уже не хватает места, а сама туча становится тяжелой. Вот тогда-то на Земле начинается дождик, и мы бежим за зонтами. Из мелких капелек получается «моросящий» дождик. Чаще всего он бывает осенью. Веселые ливни с крупными теплыми каплями выпадают весной или летом. А как образуются снежные тучи? Так же, как и дождевые, только высоко в небе пар замерзает и превращается в крохотные ледяные кристаллики. Кристаллики соединяются в красивые шестиугольные звездочки — снежинки. Миллионы снежинок собираются в снеговую тучу. Ветер уносит ее далеко от того места, где испарилась вода из океана и где в воздухе родились снежные звездочки. Снежинки-звездочки медленно опускаются на землю: идет снегопад.

Опыт 2

Воспитатель: А сейчас мы с вами «создадим» дождь.

 На столах у ребят лежат подносы с фигурными голубыми и белыми, чуть влажными губками. Дети высказывают свои предположения о том, на что похожи эти губки (на подушку, на конфетку, на облако).

Воспитатель: Давайте представим, что губка — это пушистое и легкое облако. Сверху она сухая, а внутри влажная. Нужно сжать ее. Что произошло? Почему из «облака» не идет дождь?

Дети: (Капелек воды пока еще мало.)

Воспитатель: Добавляем в наше «облако» немного воды из стаканчика. Что теперь случится с нашими «облаками», если их сжать?

Дети: (Дети высказывают свои гипотезы и проводят опыт.)

Воспитатель: Теперь из губки-облака идет дождь. Какой он?  Тихий, моросящий, как осенью. А теперь выльем всю оставшуюся воду на губку и сожмем ее. Что получилось? Какой дождь идет теперь?

Дети: (Сильный — весенний или летний.)

Воспитатель: Вот и в природе в разное время года дождь бывает разным: сильным или слабым, тихим или шумным.

Воспитатель: Послушайте стихотворение Н.А. Рыжовой.

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратится, то в лед,

Растает - и снова в поход.

По горным вершинам

Широким долинам

Вдруг в небо взовьется,

Дождем обернется.

Вокруг оглянитесь,

В природу вглядитесь:

Вас окружает везде и всегда

Эта Волшебница - наша вода.

Воспитатель: Давайте попрощаемся с капелькой

Рефлексия:

Ребята, о каких свойствах воды вы сегодня узнали?

Где мы с вами побывали?

Что интересного вы сегодня узнали?

Что вам больше всего понравилось?

Список литературы:

  1. Веракса  Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.-3-е изд. И доп.- М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2012.
  2. Веракса  Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Вторая младшая группа- Волгоград: Учитель, 2012.
  3. «Воз и маленькая тележка чудес». Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. Автор-составитель: Зубкова Н.М. – С-Пб.: Речь, 2006 г. – 64 с.

  1. Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». – 2004 г. – 128 с.

  1. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2003 г. – 56 с.

  1. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М.: «Линка-Пресс», 2004 г. – 72 с.: ил

  1. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации./ под общей редакцией Прохоровой Л.Н. – 3-е издание., исправленное и дополненное. М.: АРКТИ, 2005 г. – 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в первой младшей группе " Про маленькую капельку"

Непосредственная образовательная деятельность носит познавательный и игровой характер , помогает детям узнать о свойствах воды....

Планы-конспекты непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками во второй младшей группе по теме "В гостях у капельки"

Данные конспекты  соответствуют Федеральным государственным требованиям  основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Они построены с учетом интеграции образовательных обл...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром "Путешествие капельки".

конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром , область "Познание"....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром "Путешествие капельки".

Конспект непосредственно  образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром "Путешествие капельки"....

Конспект непосредственно- образовательной деятельности «Путешествие Капельки» (интеграция образовательных областей «Познание» и «Художественное творчество»)

Данный материал -  это конспект интегрированного занятия о роли воды в жизни человека  для старших дошкольников в игровой форме....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познание»: "Путешествие с капелькой" (в старшей группе)

Занятие дает возможность уточнить и расширить знания детей о свойствах воды. Дети путем проведения опытов, личного участия в опытах с водой узнают свойства воды....