Непосредственно образовательная деятельность "Любопытной Маше нужна помощь наша"
план-конспект занятия (окружающий мир, средняя группа) по теме

Рогова Татьяна Петровна

Возрастная группа:  средняя

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество»

Тема: «Любопытной Маше нужна помощь наша»

Цель: Формировать знания детей об особенностях внешнего вида и  важности комнатных растений, зависимости их развития от созданных человеком условий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lyubopytnoy_mashe_nuzhna_pomoshch_nasha.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 10 «Гнездышко»

«Любопытной Маше нужна помощь наша»

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми средней группы

Составила: Рогова Т.П.,

воспитатель первой

квалификационной категории

г. Рубцовск

2012 г

 


Педагог:  Рогова Татьяна Петровна

Возрастная группа:  средняя

Образовательная область: Познание, коммуникация, художественное творчество

Тема: «Любопытной Маше нужна помощь наша»

Цель: Формировать знания детей об особенностях внешнего вида и  важности комнатных растений, зависимости их развития от созданных человеком условий.

Задачи: 

  1. Продолжать формировать у детей систему элементарных знаний о комнатных растениях (признаки, польза, уход).
  2. Учить различать листья разных растений при помощи визуального и тактильного обследования, результаты отражать в речевой деятельности.  
  3. Развивать мыслительную и речевую активность детей, навыки диалогической речи.  
  4. Совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами
  5. Воспитывать желание ухаживать за растениями, умение выполнять совместную работу.

Предварительная работа: проведение опытов: «Сухая и влажная земля», «Как растение двигается?»; беседа о пользе растений с разучиванием стихотворения; совместный труд по уходу за растениями; составление разных изображений цветка из кругов и овалов.

Оборудование и материалы: перчаточная кукла Маша; ширма; живые комнатные растения; предметы необходимые для ухода за ними (фартук, лейка, влажная салфетка, палочка, опрыскиватель); карточки с изображением цветка; зеркала и растение для проведения эксперимента; музыкальное сопровождение; материалы для аппликации (фон с изображением цветочного горшка и стебля, ножницы, бумажные заготовки (прямоугольники зеленые и красные), клей, кисти, клеенки, салфетки).

Виды детской деятельности: обследование растений, мыслительная деятельность – речевой анализ проблемных ситуаций, дидактическая игра, динамическая разминка, выполнение трудовых поручений, аппликация.

Место проведения: групповое помещение

  1. Организационный момент, начало занятия

Цель:  Установление эмоционального контакта, формирование у детей мотивации к    

            предстоящей познавательной деятельности

Задачи:  Закрепление умения узнавать и называть знакомые комнатные растения.

               Развивать навыки диалогической речи.

Методы и приемы: сюрпризный момент, появление героя – куклы, приглашение к деятельности, дидактическая игра

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети подходят к воспитателю и свободно располагаются вокруг него.



Отгадывают загадку.



Дети проявляют интерес.


Отвечают на вопросы воспитателя, составляя  простые предложения.



Здороваются с Машей.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что в уголке природы появился «волшебный сундучок» и предлагает узнать,

что находится в сундучке, достает загадку: «На окошках растут –  людям радость несут».


Воспитатель: - Оглянитесь вокруг, сколько у нас в группе комнатных растений!

Проводится дидактическая игра «Где растение?» (Воспитатель задает вопросы о том, где находятся знакомые детям растения)


Из-за ширмы появляется Маша:  - Очень добрый день! А это там что?








Например: «Где стоит фикус?»

«Фикус стоит на полу»



Помогает другой педагог


  1. Основная часть занятия.

Цель: развитие познавательной активности детей,  раскрытие основного содержания занятия и    

       закрепление его в продуктивной деятельности

Задачи:. Познакомить с понятием «цветущее растение»; показать экспериментальным путем, что растение дышит.  Учить детей различать листья разных растений (окраска,  форма, величина, характер поверхности) при помощи визуального и тактильного обследования, результаты отражать в речевой деятельности. Закреплять умение применять на практике собственный опыт по уходу за растениями. Совершенствовать навыки работы с ножницами, бумагой и  клеем. Воспитывать желание ухаживать за растениями, умение работать сообща.

Методы и приемы:  Вопросы, эвристическая беседа, уточнения с показом действия, индивидуальные трудовые поручения, эксперимент, зрительное и тактильное обследование, художественное слово, создание проблемных ситуаций, поощрение

Способ снижения утомления: гимнастика для глаз «Цветок», динамическая разминка

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание



Дети объясняют Маше, что это – не растение; объясняют, какие части есть у растения; что растение живое (оно растет, пьет воду, двигается).

Каждый ребенок берет зеркальце и выполняет задание.

Отвечают на вопросы, устанавливают связи между фактами. (оно запотело, покрылось мелкими каплями воды)


Дети объясняют, где спрятан корень.






Дети ставят рядом с цветущими комнатными растениями карточки с изображением цветка.


Дети рисуют в воздухе цветок из 4-х лепестков,  вращая глазами  





Дети осторожно обследуют листья растений, показывают и объясняют Маше  какие листья (по цвету, форме, размеру, на ощупь) у одного и другого растения.




Дети объясняют. Рассказывают стихотворение о пользе комнатных растений:

Знают все: и я, и ты –

Растения для красоты.

И, конечно же, все знают –

Они воздух очищают.












Дети показывают и рассказывают, как нужно пользоваться лейкой, палочкой для рыхления, влажной салфеткой, опрыскивателем.









Дети выполняют движения в соответствии с текстом:

-Обнимают себя руками за предплечья.

-Вытягивают вперед руки «чашечкой».

-Изображают лейку

-Гладят одной рукой другую (поочередно).

-Руки медленно поднимают вдоль туловища вверх    

-Встают на носочки.

-Руки опускают -  вытягивают в стороны

-Повороты вправо –  влево

-«Пружинка» с поворотом


-Прыжки



Дети прощаются с Машей





Дети садятся за столы, вырезывают из зеленых квадратов округлые листья и приклеивают их по очереди на коллективное панно к стеблю; из красных квадратов вырезывают круги и сжимают их вокруг карандаша, поставив его в центр круга  - из них наклеивают объемный цветок.

Маша: - У меня тоже есть комнатное растение, оно стоит на полке

Воспитатель предлагает детям объяснить Маше, почему игрушка не растение; при необходимости, напоминает детям о проведенных ранее опытах, задает вопросы.

 - Как вы думаете, растения дышат?

 - Подышите на зеркальце, что произошло?

 - Посмотрите, что случилось, когда растение накрыли баночкой?

Воспитатель вместе с детьми обсуждает результаты эксперимента.


Маша: -  А почему я корень не вижу?

            - А почему у одного растения есть цветок, а у другого нет?

Воспитатель объясняет, что растения бывают разные: у одних  появляются цветы, а у других –  цветов не бывает никогда. Растения, у которых появляются цветы,  называются –  цветущие. Предлагает детям найти несколько цветущих комнатных  растений.

Гимнастика для глаз «Цветок»


Маша:  - А листья у всех растений все такие зеленые, одинаковые, как же вы их различаете?


- Ребята, что нужно сделать, чтобы узнать отличаются ли листья разных растений друг от друга? (рассмотреть, потрогать, понюхать)

 




Маша: - А зачем вам столько разных растений?






Маша: -  Какие они все красивые и полезные!

Воспитатель: - Но чтобы комнатные растения были красивыми и хорошо росли, за ними нужно ухаживать. Для этого нужны разные предметы, инструменты?

Маша: - А у меня есть нужные инструменты!

Сейчас ваши растения будут еще красивее…

Воспитатель: - Маша, сейчас дети тебе покажут нужные для ухода за растениями предметы.


Маша: - Ух, ты – как интересно! Вы все умеете делать, много знаете.


Воспитатель: - А еще дети знают много веселых стихов. Хочешь, Маша, мы расскажем тебе стихотворение о том, как у нас герань растет?


Авторская динамическая разминка «Герань»


На окошке светлом – вот:


У нас в горшке герань растет.


Ее дети поливают,

От пыли листья очищают.


Корнями  она воду пьет


И растет, растет, растет…

Вот листочки потянулись


И за солнцем повернулись.

Герань  красуется в горшке

С цветком большим на голове.

А ребята очень рады:

За труды цветок – награда!


Маша: - Спасибо, ребятишки! Я так много у вас узнала сегодня, побегу Мишке рассказывать. До свидания…


Аппликация

Воспитатель:  - А мы сейчас все вместе наклеим красивое  цветущее комнатное растение – герань  и пусть она радуют всех гостей нашей группы.  Нам помогут ножницы, клей и бумага.

Воспитатель предлагает детям пройти к столам, уточняет, что нужно сделать, помогает и поощряет детей в ходе работы.  

(показ. зеленую игрушку)





 (Эксперимент «Дышит ли растение?»)

(показывает детям растение накрытое прозрачным колпаком, который запотел)



(рассматривают фикус и герань)









(три раза по часовой стрелке и столько же против)




Воспитатель организует обследование листьев герани и фикуса и предлагает детям рассказать об этом.


















(показывает клей и цветную бумагу)

(пытается намазать лист фикуса, воспитатель останавливает ее)































(куклу убирают за ширму)



(заготовка для коллективной работы с наклеенным кашпо и стеблем)



По ходу работы  задает детям  вопросы  о том, какое это растение, о  форме его листьев, о величине цветка


3. Заключительная часть занятия:

Цель: Создать у детей радостное настроение, удовлетворение от результатов работы

Методы и приемы: вопросы, обсуждение, демонстрация успешности

Деятельность детей

Деятельность  педагога

Примечание


Дети обсуждают работу; отвечают на вопросы; вспоминают, чему научили Машу.

Обсуждает с детьми их впечатления от занятия, что они поняли (не поняли), что понравилось и что не понравилось, что больше всего запомнилось. Уточняет для чего это нужно знать и уметь.


Готовая работа вывешивается на доске


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе «Наши пернатые друзья»

закрепление знаний у детей по лексичсекой теме "Зимующие птицы"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме: «Помощь Красной шапочке»

Педагогический замысел:Образовательная область Социально – коммуникативное развитиеЗадачи:·        Продолжать совершенствовать основные правила поведения в коллектив...

Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности на тему: «Помощь Незнайке» для детей старшей группы

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – ...

конспект непосредственно образовательной деятельности "Спешим на помощь родничку"

Занятие направлено на экологическое воспитание детей второй младшей группы. Дети через игровые действия стараются посмочь Родничку быть чистым и плыть без препятствий. Дети учатся проводить опыты...

конспект непосредственно образовательной деятельности "Спешим на помощь родничку"

Занятие направлено на экологическое воспитание детей второй младшей группы. Дети через игровые действия стараются посмочь Родничку быть чистым и плыть без препятствий. Дети учатся проводить опыты...

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Помощь зверятам».

Конспектнепосредственной образовательной деятельности на тему: «Помощь зверятам».Цель: формировать математические, конструктивные способности, коммуникативные навыки, расширять а...