«Развиваем руки, чтоб учиться и писать, и красиво рисовать»
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Тебенкова Светлана Анатольевна

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. 

  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_razvivaem_ruki.docx19.86 КБ
Файл statya_davayte_poigraem.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема доклада: «Развиваем руки,

чтоб учиться и писать, и красиво рисовать»

Доклад разработала:

воспитатель высшей категории

Тебенкова Светлана Анатольевна

МБДОУ №69 г. Шахты

           Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

          Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на интеллектуальное развитие ребенка; во-вторых, готовят к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

         Специалисты утверждают: за последние 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. А происходит это потому, что дети редко принимаются что-то мастерить своими руками – у них отсутствует навык практической ловкости. Ведь современные игрушки и вещи устроены максимально удобно для их использования в повседневности, но не эффективны для развития ручной моторики.

        Многие ученые считают, что развитие речевого центра в левом полушарии мозга обусловлено ведущей ролью руки в трудовой деятельности. Формирование движения рук начинается постепенно на протяжении уже первого полугода жизни ребенка. Развитие действий с предметами в наиболее раннем возрасте положительно влияет на формирование познавательных психических процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие речи.

         В дошкольном возрасте необходимо продолжать работу по развитию мелкой моторики и координации движений рук.

         Необходимо помнить, что малышам от года до трех лет упражнения  нужно давать в упрощенном варианте, доступном их возрасту. Более старшим детям задания можно усложнить. Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.

           Чем же можно позаниматься с малышами, чтобы развить ручную умелость?

            Пальчиковые игры – это не только стимул для развития мелкой моторики и развития речи, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми.

- Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть. Как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул-закрылся, спрятался.

- Запускать пальцами мелкие волчки.

- Катать по очереди каждым пальчиком камешки, мелкие бусинки, шарики.

- Размешивать пальчиками пластилин, глину, соленое тесто.

- Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит». Упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой.

- Показать отдельно только один палец (указательный, средний, большой), а затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять.

- Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.

- Махать в воздухе только пальцами.

- Кистями рук делать «фонарики».

- Поочередно постукивать по столу пальцами правой и левой руки.

- Имитация игры на пианино.

- Разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе).

- «Футбол» - забивание шариков, карандашей одним, двумя и т.д. пальцами.

- Соприкосновение подушечек пальцев – «пальчики здороваются»:

а) пальцы правой руки – с большим пальцем правой руки;

б) пальцы левой руки – с большим пальцем левой руки;

в) то же одновременно двумя руками;

г) пальцы правой руки с соответствующими пальцами левой.

- «Коготки» - сильное сгибание и разгибание пальцев.

- «Ножницы» - разведение пальцев в стороны:

а) правой, затем левой руки;

б) обеих рук одновременно;

в) соединить ладони вместе.

- «Замок» - ладони вместе, пальцы переплетены:

а) сдавливание ладоней с силой;

б) вращение (поворот вправо-влево);

в) наклоны вправо-влево – сгибания и разгибания в лучепястных суставах;

г) разворачивание ладоней наружу и выворачивание в обратную сторону, не расцепляя переплетенных пальцев.

- Потряхивание расслабленными кистями:

а) руки вверх;

б) руки в стороны;

в) руки согнуты в локтях, кисти опущены вниз.

- Наматывание тонкой проволоки в цветной обмотке на катушку, на собственный палец, на карандаш (получается или колечко или спираль).

- Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.

- Завязывать узелки на толстой веревке, на шнурке.

- Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.

- Закручивать шурупы, гайки.

- Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.

- Складывание матрешек.

- Игра с вкладышами.

- Рисование в воздухе.

- Мять руками поролоновые шарики, губку.

- Игры с песком, водой, камешками, семенами, крупой, бобовыми (горох, фасоль).

- Резать ножницами.

- Рисовать, раскрашивать, штриховать.

              К пяти годам возможность произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. К ним относятся различные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы (например, плетение сердечек, ковриков из бумажных разноцветных полосок). Точность и координация движений развивается у ребенка в процессе пришивания пуговиц.

            Очень важной частью по развитию мелкой моторики, являются «пальчиковые игры». Они увлекательны, способствуют творческой деятельности, развитию речи дошкольников. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явлений природы. В ходе «пальчиковых игр», повторяя движения взрослых, активизируется моторика рук, тем самым, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

          «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.

            Кроме пальчиковой гимнастики существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом.

           Таким образом, работу по развитию мелкой моторики и координации движений рук необходимо проделывать на протяжении всего дошкольного детства, только тогда будет достигнут наибольший эффект. И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

Список литературы, используемый для подготовки доклада:

  1. И. А. Агапова, М.А. Давыдова «Мальчик-пальчик, где ты был?»
  2. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения»
  3. С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина «Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать»

           



Предварительный просмотр:

«Давайте поиграем»

           «Поиграй со мной!»- как часто слышим мы эту просьбу от детей. И сколько радости они получают, когда мы, взрослые, преодолевая усталость, соглашаемся хоть несколько минут побыть больным или пассажиром, учеником или серым волком.

               Однако игра-это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С её помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, то есть те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

               Важно не только научить ребенка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, свое решение.

            Организуя игры с ребенком, внимательно присмотритесь к нему, оцените его индивидуальные особенности. Если он смел и уверен в себе, можно учить его принимать критику без обид, оценивать самостоятельно свои ответы. Если застенчив, стеснителен, лучше сначала подбадривать его и поддерживать любую инициативу. Чтобы ребенок рос любознательным, умным, сообразительным, постарайтесь к нему прислушаться, понять особенности его возраста, оценить его собственные, индивидуальные возможности.

              Ребенок 3-х лет начинает отделять себя от мира окружающих взрослых, он вступает в более самостоятельную жизнь. Малыш уже многое понимает, знает и умеет и стремится узнать еще больше. Играя с ребенком, помните, что его действия лишь только начинают становиться целенаправленными. Малышу еще трудно следовать намеченной цели, он легко отвлекается и переходит от одной игры к другой. Быстро наступает утомление, интерес легко возникает (особенно, когда малыш видит новые и яркие предметы), но также легко и пропадает.

           Поэтому, если вы хотите организовать развивающие игры, помните три правила:

Правило первое: не давайте малышу для постоянного пользования игрушки, с которыми будете проводить игры, чтобы у него не пропал интерес.

Правило второе: во время игры ребенка не должны отвлекать посторонние предметы. Всё лишнее нужно убрать из поля зрения малыша.

Правило третье: пусть игры будут достаточно простыми и короткими.

Игра «Сравни ленту»

     Можно устроить интересное соревнование по сворачиванию разноцветных лент, наклеенных на стержни (карандаши) или палочки от воздушного шарика. Ленты могут быть разной длины. Обратите внимание ребенка на то, что одну из лент удается свернуть быстрее, чем другую, разверните их в полную длину и положите рядом так, чтобы разница в длине была хорошо заметна. Пусть ребенок сам догадается о причине неудач того соревнующегося, чья лента короче.

Игра «Сравни предметы»

        Игра на развитие внимания. Перед ребенком ставятся две игрушки. Он должен сначала сказать, чем они похожи, а затем, чем отличаются друг от друга. Например, белка и зайка похожи тем, что у них есть лапки, глазки, ушки. А отличается тем, что белка - рыженькая, а зайка беленький, у белки хвостик большой, а у зайки маленький и т.д.

Игра «Кто я?»

         Игра на развитие творческих способностей. В нее можно играть дома на кухне. По дороге из детского сада или в кукольном уголке. Для нее не требуется специализированного стола и других приготовлений. Нужна только родительская выдумка и фантазия. Итак: «Кто я?»-спрашиваете вы у ребенка и изображаете (жестами, мимикой, звуками и т.д.) поезд, чайник, продавца, врача, собаку, кошку и т.д. Когда ребенок научиться угадывать, что вы изображаете, загадывайте с ним по очереди. В эту игру можно играть и с детьми старшего дошкольного возраста.

Игра «Что изменилось?»

          Игра для развития внимания. Для начала поставьте на стол 3-4 игрушки, дайте ребенку их рассмотреть 1-2 минуты, затем попросите его отвернуться и уберите одну игрушку, когда малыш повернется, спросите его, что изменилось? Игру можно усложнить: увеличить количество игрушек до 5-7, ставить похожие игрушки, не убирать ни одной игрушки, а поменять 2 из них местами и т.п.

Игра «Волшебные кляксы»

        До начала игры изготавливаются несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается и можно начинать игру. Играющие по очереди говорят на что похожа клякса. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов.

       Игры для ребенка 6-и лет могут быть достаточно сложными и длительными, но все же не должны утомлять дошкольника.

       В развитии мышления старшего дошкольника всё большую роль начинает играть речь. Поэтому, рекомендую  проводить с детьми словесные игры, игры, направленные на развитие логического мышления. Необходимо дать ребенку возможность проявлять в игре выдумку и инициативу, быть активным и самостоятельным, и тогда у него появится уверенность в себе, которая поможет в дальнейшем многого добиться в жизни. Самое главное – во время игры отмечайте все достижения ребенка и не акцентируйте недостатки, хвалите его за успехи и не ругайте за ошибки.

Игра «Угадай, что спрятано?»

      В этой игре от ребенка потребуется умение представлять предметы по их словесному описанию и самому давать описание разных предметов. Спрячьте какую-нибудь игрушку и опишите ребенку ее внешний вид. Например: «желтого цвета, туловище круглое, голова круглая, клюв острый» (цыпленок). Если ребенок догадается, вы отдаете ему спрятанный предмет. Следующим прятать и описывать будет ребенок. Игру можно разнообразить, пряча предмет в «чудесный мешочек» и, предлагая ребенку, после того, как он отгадает, найти загаданный предмет на ощупь.

Игра «Выложи сам»

     В этой игре ребенок научится анализировать форму предметов. Дайте ему контурное изображение предмета, составленного из нескольких геометрических фигур, и набор этих фигур. Например, из прямоугольников разного размера можно сделать собаку, из треугольников – кошку, из овалов и треугольников – птицу и т.д. Если для ребенка приготовить образцы, то будет еще интереснее.

Игра «Фоторгаф и заяц»

         Игра развивает точность движений. Для нее нужны бумага и карандаши. Вы в одном углу листа бумаги рисуете фотографа, а в другом – зайца (изображения их схематические). Ребенку предлагается сфотографировать зайца (штрихом карандаша соединить изображения). Попробуйте сделать это сами, это не так просто. Потренируйтесь вместе. Удачи вам!

Игры, в которые можно играть с детьми любого дошкольного возраста в свободную минутку.

Игра «Весёлые жмурки»

       Эта  игра развивает слуховое и тактильное восприятие. Игроки сидят на стульях, расставленных по кругу. Водящий с завязанными глазами стоит в центре, несколько раз кружится на месте, потом подходит к любому игроку, дотрагивается до него и пытается угадать, кто перед ним. Если ему сразу не удается назвать игрока, он может попросить его произнести какое-либо звукоподражание (мяукнуть, прокукарекать и т.п.)

Игра «Волшебник»

         В этой игре у ребенка развивается воображение и творческое мышление. Выбирается ведущий – волшебник, который с помощью волшебной палочки и заклинания «сим-салабим, я превращаю тебя в …» может превратить любого игрока в предмет (животное). Ребенок, к которому волшебник прикоснулся волшебной палочкой, должен изобразить мимикой и жестами названный предмет (животное).

Игра «Шиворот-навыворот»

        Игра развивает логическое мышление и навыки самоконтроля. Ведущий встает перед игроками и выполняет любое движение (наклоняется вперед, делает три шага назад и т.п.). Игроки должны выполнить аналогичное движение, изменив его направление.

Игра «Посчитай-ка»

         В игре развивается глазомер, закрепляется навык счёта. Игроки сидят на стульях, произвольно расставленных по помещению (комната, группа и т.п.). Каждый выполняет задание: определить на глаз, а затем проверить, пройдя соответствующее расстояние, сколько шагов у него до другого ребенка или какого-либо предмета.

        Каждая игра-это общение ребенка со взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии – только в этом случае игры будут полезны для развития ребенка.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развиваем руки, чтобы красиво писать и красиво рисовать»

консультация для воспитателей при  подготовке детей к письму...

Консультация для родителей "Учимся красиво рисовать".

Нетрадиционные техники рисования....

Развиваем руки- чтоб учиться и писать и красиво рисовать

Родителей, воспитателей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Одна из главных задач – подготовить руку ребенк...

Консультация: «Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать»

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Т...

Консультация для родителей. "Нужно ли учить ребенка писать до школы?"

Консультация для родителей. "нужно ли учить ребенка писать до школы?"....

Консультация для родителей: "Развиваем руки, чтобы учиться".

В данном материале вниманию родителей представлена информация о том, как в игровой форме можно развивать мелкую моторику рук дошкольников.О том, как помощью природного материала, счётных палочек игр н...