«Развиваем руки, чтобы красиво писать и красиво рисовать»
консультация на тему

Русакова Татьяна Витальевна

консультация для воспитателей при  подготовке детей к письму

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:


 

 Евгения Николаевна Потапова- учитель с большим педагогическим стажем работы и не сразу подошла она к решению проблем обучения письму младших дошкольников. Изучала она труды Марии Монтессори, которая разработала оригинальную систему обучению письму, добилась потрясающих результатов. Ее четырехлетние воспитанники писали каллиграфическим подчерком. Так же изучив труды Л.С.Выготского. П.Я.Галперина, Л.Б.Заикова, она разработала свою методику обучения письму.

     В своей работе уделяет огромное внимание развитию речи, фонематического слуха. Пространственного мышления, формированию эстечиских  представлений, т.е. тем вещам, которые на первый взгляд прямого отношения к письму не имеют. Во-первых, в начале обучения письму некоторое время проходит без письма. В начальном этапе своей работы Е.Н. Потапова огромное внимание уделяет на развитие психомоторики  (это мелкая мускулатура руки, тактильная память при зрительном контроле), формирование геометрических представлений.

     В своей работе также пользуется опорными схемами в игровой  форме. Штрихуя, постепенно приводит детей к письму. И самым главным положительным результатом ее работы является снижение перегрузки и утомляемости детей на уроке (в сравнении с традиционной методикой с прописями).

     Е.Н.Потапова нашла ответы на волнующие вопросы: как научить  детей писать  быстро и красиво, да и как изнурительное обучение ребенка письму сделать увлекательной игрой. Игре она уделяет особое место. Ведь игра- это искра, зажигающая огонек пытливости. Это так хорошо, что ребенок, играя, учится писать.

     Самое, наверное, главное в ее труде - это системность. Ни в коем случае нельзя перепрыгнуть через несколько ступенек сразу, если стремиться к радостному, успешному труду. Изучив методику Потаповой, сравнивая свой личный опыт со своими детьми, приходишь к выводу: читать детей учитель научит быстро, а вот писать…. нужны годы.

     Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти руки, всей руки, правильной координации  движения всего тела, поэтому трудности овладения письмом у ребенка возникает в первые же дни пребывания в школе. С таким нетерпением ждал  1 сентября, с такой радостью пришел, хотел учиться, но ручки не слушаются, буквы не получаются. Слезы ребенку, страдание родителям.

     Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в дошкольном возрасте и заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга и развитие мелких мышц кисти к 6-7 годам. Вот поэтому очень важно развитие ребенка в детском саду. Чтоб не переучивать в школе. Важно, чтоб ребенок к этому возрасту был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навык письма). Изменение неправильно сформированные двигательные навыки требует много сил и времени ребенка и родителей. Это не только осложняет обучение письму, но и создает дополнительную нагрузку на  центральную нервную систему ребенка на первом году обучения в школе. Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму  должна начинаться в детском саду с 3-4 летнего возраста и, кроме того, успешность работы по формированию этого навыка зависит от ее систематичности и взаимодействия д/с и семьи.

     С чего начинать работу по подготовке руки к письму?

     Сначала рассмотрим правильное положение всего тела за столом. Ребенок сидит за столом прямо, голова (но не туловище) слегка наклонена, ноги  согнуты в коленях под прямым углом, подошва всей поверхностью касается пола. Рука не занятая рисованием, лежит на столе, параллельно его краю. Она ни  в коем случае не должна лежать на коленях – это приводит к приподниманию плечи пишущей/рисующей руки, что приводит к нарушению осанки.

     Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев следующее: карандаш лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательными пальцами, причем большой расположен выше указательного, - опора - на мизинец и ребро ладони;  кисть сжата таким образом, что мизинец, средний и безымянный пальцы расроложе6ны примерно перпендикулярно к краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца-1.5-2.5 см. Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки. Кисть при  рисовании находится в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола. Пальцы сжимают карандаш не слишком сильно.

     Обнаружить у дошкольника неправильный навык работы с пишущими предметами можно не только при рисовании. Но и в некоторых случаях при помощи специальных заданий.

     Воспитателей и родителей должен насторожить такой признак, как активное поворачивание листа бумаги при рисовании и закрашивании. Рисование и закрашивание  вырабатывают пространственную ориентацию на плоскости места, умение менять направление листа   при помощи тонких движений пальцев.

     Достигая тех же целей при помощи поворачивания листа, ребенок лишает себя тренировки пальцев и руки, необходимой  в  дальнейшем в овладении письмом.

     Можно дать задание ребенку нарисовать слишком маленький предмет или обвести его пальцем. Это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании;  если ребенок имеет склонность фиксировать кисть  на плоскости, он не справится с этой задачей.

     Основной формой исправления неправильного навыка  и профилактикой его является систематический контроль  взрослого за изобразительностью ребенка, проверять выполняет ли ребенок эти требования, поправлять его. А дети 6-7 лет самостоятельно могут контролировать эти действия.

     Переделка неправильного навыка довольно трудна для ребенка, новая, правильная поза пальцев или посадка за столом сначала ему не удобна, поэтому взрослые постоянно должны контролировать и ненавязчиво, терпеливо поправлять ребенка. Ни в коем случае нельзя принуждать излишне долго задерживать ребенка за столом (заниматься 15-20 минут).

     Хочу поделиться и маленькими хитростями при обучении ребенка правильно держать карандаш. Если ребенок не правильно держит карандаш, то:

  • На верхней фаланге безымянного пальца можно поставит яркую точку шариковой ручкой, желательно красную, объяснить ребенку, что карандаш должен лежать на этой точке;
  • Если ребенок держит карандаш слишком близко (или, наоборот) к нижнему кончику, можно нарисовать на карандаше черту, ниже которой не должен опускаться  указательный палец (или не должен подниматься выше).
  • Если жесткая фиксация кисти, то поможет обведение (затем и рисование) крупных фигур размером в одну треть листа без отрыва руки (для этого могут  быть использованы альбомы-разукрашки).

     Для развития тонкой ручной координации важно, чтоб ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из мелких деталей. Очень полезным и увлекательным занятием является рукоделие: шитье, вышивание, плетение, вязание.

     Развитие ручной умелости так же невозможна без своевременного овладения навыкам самообслуживания: в старших группах ребенок свободно должен, без посторонней помощи застегивать пуговицы, завязывать шнурки, узелки на нитке и т.

     Важно так же приучать детей к посильному участию в домашних делах: сервировка стола, уборка помещений, мытье игрушек. Стирка кукольного белья, мытье кукольной посуды и т. д.. Эти нагрузки  имеют не только  нравственную ценность, но и являются систематической тренировкой для пальцев руки.

     Развитию тонких движений руки способствуют  физические упражнения, основанные на хватательных движениях и развивающие силу кисти. Лазанье, переходы со снаряда на снаряд, раскачивание на лиане способствуют развитию точности движения рук, учат дозировать усилия.

     Психологи советуют, развивать тактильную память. Это способствует запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Это игры «Чудесный мешочек», «Найди такое же» и т.д. Вот еще одна очень необыкновенная игра: на столе лежат различные предметы (теплые, холодные, гладкие, колючие). Попросить ребенка потрогать все руками, чтобы руки запомнили предметы на ощупь. А потом предложить нарисовать то, что потрогал. Если не умеют, пусть назовут. Пусть ребенок в течение дня как можно больше дотрагивается до разных предметов,  а вечером вспомнит и  представит, что опять трогает.

     Можно ввести наждачные буквы. Пусть ребенок потрогает букву. Немного посидит, закрыв глаза, и опять обведет букву пальцем. Слепит эту букву из пластилина. После палец  мокнет в краску и нарисует эту букву. Он обязательно и запомнит эту букву и «почувствует ее».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЧТОБЫ РЕБЕНОК НАУЧИЛСЯ КРАСИВО ПИСАТЬ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЧТОБЫ РЕБЕНОК НАУЧИЛСЯ КРАСИВО ПИСАТЬ»...

Развиваем руки- чтоб учиться и писать и красиво рисовать

Родителей, воспитателей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Одна из главных задач – подготовить руку ребенк...

Консультация: «Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать»

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Т...

«Развиваем руки, чтоб учиться и писать, и красиво рисовать»

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассужд...

Консультация для родителей: "Развиваем руки, чтобы учиться".

В данном материале вниманию родителей представлена информация о том, как в игровой форме можно развивать мелкую моторику рук дошкольников.О том, как помощью природного материала, счётных палочек игр н...