Встреча с родителями в "Семейной гостиной" на тему: "Экология для малышей"
методическая разработка по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Эклер Елена Владимировна

Данный материал будет полезен и интересен не только работникам образования, но и родителям детей дошкольного возраста. Данное мероприятие проводилось в рамках экологического проекта и вызвало массу положительных эмоций у всех участников встречи с родителями.

Цель: Расширить представления родителей о возрастном развитии детей, а именно о физиологическом и личностно-мотивационном. 

Задачи: Ознакомить родителей с возможностями детей данного возраста; научить приёмам конструктивного взаимодействия с ребёнком; повысить уровень родительской компетентности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_dlya_malyshey.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Встреча с родителями в «Семейной гостиной» на тему:                «Экология для малышей»

Цель: Расширить представления родителей о возрастном развитии детей, а именно о физиологическом и личностно – мотивационном. 

Задачи:
 Ознакомить родителей с возможностями детей данного возраста; научить приёмам конструктивного взаимодействия с ребёнком; повысить уровень родительской компетентности. 

Предварительная работа: 

  • Подготовка иллюстраций для создания экологической газеты «Прикоснись к природе сердцем»;
  • подготовка материала для проведения конкурсов с родителями.

Ход встречи. 

  1. Вступительное слово

Ведущий: Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо вам, что вы нашли время и пришли на нашу встречу. Ведь ведущая роль в воспитании ребенка принадлежит семье, её жизненным укладам. Семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит с окружающим, даёт первые знания и умения.

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручейка, звон серебреных колокольчиков, пение птиц в бездомном летнем небе, завывание вьюги, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи – и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни. Сегодня мы поговорим об этом красивом, безграничном и живом мире природы, а самое главное – вместе подумаем о том, как можно в детском саду и в семье воспитать у детей чувство любви к этому миру, как охранять Землю – наш большой дом, в котором мы живем.

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть еще природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь!

  1. Мини-лекция «Экология и малыши».

Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.

Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия.

Поведение ребенка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают-«ласкают» котенка и пр.).

Иногда ошибочно думают, что эмоциональное воздействие природы является естественной основой для воспитания положительного к ней отношения. Из внешнего отношения к природе не рождается, а только  может родиться глубокое осознанное чувство любви и гуманного отношения к ней. Интересный пример приведен в книге Б. Рябинина   «О любви к живому». «Ребенок пугает голубей. На первый взгляд невинное занятие. Но ведь он развлекается, пугая, ему нравится, что голуби при его приближении взмахивают крыльями и улетают, что его боятся, - и вот тут-то, как говорится, и зарыта собака, здесь корень и первопричина зла».

Необходимо руководство взрослого, чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предполагающее активную, действенную позицию ребенка.

Как показывает практика, у детей недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы. Ребенок не обидит увиденного на улице одинокого котенка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки дерева, но и не подвяжет сломанные. Решение таких задач, как воспитание действенного отношения к окружающему, развитие навыков ухода за животными и растениями, зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи.

У детей часто преобладают эгоистические и утилитарные мотивы общения с объектами природы («Люблю с собакой играть», «Я свою кошечку в одеяльце заворачиваю и бантики завязываю», «Люблю в лес ходить, с папой грибы собирать»), тем не менее, ему доступны добрые поступки, бескорыстный труд. Наличие знаний еще не говорит об осознанном и устойчивом положительном отношении ребенка к природе. Поэтому так важно включать ребенка в каждодневную заботу о растениях и животных, находящихся дома: «Посмотри, не сухая ли земля в цветочных горшках», «Приготовь корм попугаю», «Покорми собаку», «Смени воду кошке», «Посей овес для корма птиц» и т.п.

Большое значение имеют просмотры телепередач о животном и растительном мире. Хорошо, если сначала родители просматривают передачу, фиксируют внимание на том материале, который будет интересен ребенку, продумывают доступный комментарий и при повторении передачи вместе с ребенком смотрят ее.

Во время прогулок интересно показать детям растения, занесенные в Красную книгу, познакомить ребят с лекарственными травами, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как мать-и-мачеха, валериана, подорожник и др. После таких бесед они бережно относятся к растениям, даже широко распространенным.

Таким образом, каждый ребенок должен хорошо знать правила обращения с объектами природы. Целесообразно, чтобы эти правила формулировались не в негативной («не рвать», «не топтать», «не ломать»), а в позитивной форме (как помогать, заботиться, оберегать).

Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.

Конечно, эмоциональное отношение ребенка к природе во многом определяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют их во время прогулок и наблюдений. Взаимосвязь этического и эстетического способствует формированию действенной любви к природе.

  1. Практическая часть: конкурсы с родителями.
    1-й конкурс. «Блиц-опрос».

– Сок какого дерева сладкий? (Береза, клен.)

– У каких деревьев осенью листья красные? (Рябина, клен.)

– Что за зверь лесной:

Боится зверь ветвей моих,

Гнезд не построит птица в них.

В ветвях – краса и мощь моя.

Скажите быстро, кто же я? (Лось.)

Звонко-звонко распеваю,

Воротившись с юга в срок.

А вот песни занимаю

Даже – даже у сорок. (Скворец.)

– Какие птицы не вьют гнезд, а выводят птенцов в песке, ямке? (Чайки, кулики.)

– Какие лесные растения могут заменить мясо? (Грибы – белые и шампиньоны наиболее питательны.)

– Какое травянистое растение зацветает первым? Когда? (Мать-и-мачеха, в апреле.)

– Из какого дерева делают спички? (Осина.)

– О каком дереве говорится: «Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос?» (Береза.)

– Угадайте, что за птица:

Света яркого боится.

Клюв крючком, глаза пятачком

Ушастая голова. Это… (сова).

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу серую сосал,

А проснувшись, стал реветь,

Это зверь лесной… (медведь).

– Кто кукует у кукушки? (Самец.)

– Какие грибы появляются первыми? (Сморчки.)

– Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (Выделяет едкую жидкость.) 

– Какие птицы едят грибы? (Глухари.)

– Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)

– Названия каких ядовитых растений леса связаны с названием птицы, зверя? (Вороний глаз, волчье лыко.)

– У каких растений семена снабжены парашютами? (Одуванчик, чертополох, осот, тополь, ива, мать-и-мачеха.)

– Какой самый прожорливый хищник планеты среди насекомых? (Стрекоза – в день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама.)

Музыкальная пауза: Вспомним песни, в которых упоминаются птицы.

2-й конкурс. «Живая пантомима».

Участник вытаскивает из мешочка записку и показывает «живую» пантомиму, остальные должны отгадать, что или кто это.

- Дерево;

- Цветок;

- Олень;

- Заяц;

- Бабочка.

                   3-й конкурс. «Экологическая ситуация».
          Родителям предлагается обсудить поведение и взрослых и детей. 

Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями. 

- Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку. 
- Это ещё что за капризы?! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хле6стнула ею девочку. А потом зло бросила: 
- Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы. 
Какие негативные последствия могут быть у поступка матери? 

4-й конкурс. «Кроссворд».

Кроссворд №1

1) Растение – символ Мексики. (Кактус.)

2) Цветок – символ Голландии. (Тюльпан.)

Кроссворд №2

Угадайте животное по описанию и получите слово по вертикали, называющее того, кто ответственен за природу.

1) Птица – спутница моряков. (Чайка.)

2) Животное, предпочитающее жить в лесах, где неподалеку есть пресный водоем. Его легко узнать по черным кольцам на хвосте. (Енот.)

3) Царь зверей. (Лев.)

4) Близкий родственник кальмаров, но в отличие от своих собратьев он имеет восемь-десять щупалец. (Осьминог.)

5) Хищник из семейства собачьих. (Волк.)

6) Колючее животное. (Еж.)

7) Самый знаменитый землерой. (Крот.)

Музыкальная пауза: «Зверобика».

                             5-й конкурс. «Угадай мелодию». 
Угадать песни о природе.
Подсказки:
1.Песня о неразделенной любви. (Что стоишь качаясь, тонкая рябина?)
2.Песня о том, что украшает город. (Городские цветы)
3.То, что мы должны принимать таким, как есть. (У природы нет плохой погоды)
4.О птицах, которые красиво поют. (Вы слыхали, как поют дрозды) 
5.О кустарниках, красиво пахнущих и цветущих. (Отцвела сирень, черемуха в саду)
6.Песня о тех местах, где можно услышать красивое пение птиц. (Соловьиная роща)
7.Песня, в которой говорится о раннем пробуждении природы. (Яблони вцвету)
8.Песня о цветке, который растет в горах. (Лаванда)

Создание экологической газеты «Прикоснись к природе сердцем».

Родители выбирают иллюстрации и совместно создают экологическую газету «Прикоснись к природе сердцем».

Ведущий. Берегите и охраняйте природу. Помните:

Бумага, брошенная вами, будет лежать на Земле более двух лет, консервная банка – более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло – 1000 лет.

Берегите эти земли, эти воды.

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Е. Евтушенко

            4.  Итог встречи. Обратная связь родителей с педагогами. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: Экология Самарской области

Консультация для родителей в рамках тематики: Экология родного края, на примере Самарской Луки...

Мой педагогический опыт на тему: «Экология – малышам»

Чтобы воспитывать детей, нужно сначала наполнить свою душу добром, счастьем, мечтой. И цель каждого педагога – растить отзывчивых, добрых, милосердных детей, учить их экологическому грамотному поведен...

Педагогическая гостиная для родителей на тему «Экология души»

Формирование у родителей понятия о связи эмоциональной сферы детей, их социализации не только с наблюдениями за красотой природы, произведениями искусства, но и с эмоциональным фоном семьи....

Встреча с родителями "Экология для малышей" Возраст: средний дошкольный

Основы характера, жизненная позиция ребёнка закладываются в семье. И чтобы объяснять детям как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей! И...

Родительское собрание в младшей группе по теме: «Экология для малышей»

Цель: 1) повышение уровня экологической компетентности родителей; 2) формирование правил экологически грамотного взаимодействия с     окружающей средой; 3)повышение роли семьи...