Главные вкладки

    Проект по познавательно- исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Почему образуются лужи?
    методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

     

    Практически все дети очень любят гулять на улице. При этом их тянет туда, где им находиться не стоит. Если вы видите большую грязную лужу, не сомневайтесь, ребенок обязательно исследует ее.

    Исследование - естественный процесс для ребёнка. Он изучает всё, что происходит вокруг. Подготовленный мною проект сможет расширить представления детей об окружающем мире, заинтересовать его.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt_luzhi.doc44.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проект

    по познавательно- исследовательской деятельности

    для детей старшего дошкольного возраста

    Почему образуются лужи?

            

    Воспитатель:

    Шнайдер Н.В.

    Хмурое утро. Дождь поливает.
    Ветер унылый листья срывает.
    Мокнут осинки, берёзоньки мокнут.

    Осенью долго лужи не сохнут.

    Актуальность: Практически все дети очень любят гулять на улице. При этом их тянет туда, где им находиться не стоит. Если вы видите большую грязную лужу, не сомневайтесь, ребенок обязательно исследует ее.

    Исследование - естественный процесс для ребёнка. Он изучает всё, что происходит вокруг. Подготовленный мною проект сможет расширить представления детей об окружающем мире, заинтересовать его.

    Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель.

    Цель:  дать детям определение, что такое – лужа.

    Задачи: 

    -развивать познавательно – исследовательскую деятельность;

    -развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения;

    -обогащать словарный запас детей;

    -совершенствовать коммуникативные навыки, способности к сотрудничеству со сверстниками и педагогом

    Сроки проведения: проект краткосрочный, рассчитан на 2 недели.

    Гипотеза: образование луж зависит от рельефа местности (наличия ям), и что на них влияет плотность и состав того материала, на который попала вода (земля, асфальт, гравий, песок и т.д.).

    План предстоящей деятельности:

    -Выбираем объект исследования, выдвигаем гипотезу.

    -Подбираем оборудование, материал.

    -Определяем, для чего проводится опыт (прогнозируем результат).

    -Проводим эксперимент.

    -Анализируем результат.

    Материал: ёмкость для создания ландшафта, мох, песок, чернозем, глина, воронка, вода, фольга или пищевая плёнка, лейка.

    Этапы реализации проекта:

    1.Подготовительный.

    -Выбор темы исследования.

    -Изучение литературы, информации с сети Интернет по теме «Лужи».

    -Постановка проблемы, определение цели, задач,

    -Наблюдения на прогулках, сбор природного материала.

    -Провести беседу с детьми «Что такое лужа?», «Лужа, польза или вред? (кому нужны лужи?)»

    2. Опытно-экспериментальная деятельность.

    Опыт №1. Как зависит образование луж от рельефа местности.

    Из листа фольги устраиваем ландшафт с бугорками и ямками. После этого просим ребенка полить все это водой, как поливает землю тучка во время дождя. Пусть посмотрит, куда течет вода и где она скапливается.
    Вывод - вода стекает с вершин в ямки. Значит, лужи - это вода, стекшая вниз, в углубления на местности. Что-то похожее происходит, когда вода течет на асфальт - на нем лужи образуются быстрее, чем на земле.
     

    Опыт №2. Водопроницаемость почвы.
    Возьмем стакан с сухой землей, нальём в него немного воды. Через прозрачные стенки будет видно, как вода просачивается вглубь по трещинкам и проходам в почве. Через некоторое время вся вода с поверхности уйдет вглубь.
    Добавляем воды до тех пор, пока она не перестанет впитываться. В какой-то момент на поверхности земли в стакане появится лужа. Если посмотреть сбоку, то можно увидеть, что все полости и трещинки заполнены водой.
    Делаем вывод - лужа появляется тогда, когда воды столько, что земля ее уже впитывать не может.

              

                               

    Опыт №3. Как зависит то, сколько впитается воды, от состава почвы.
    Отрежем от пластиковой бутылки верхнюю часть, чтобы получилась воронка. Возьмем три емкости - с песком, с хорошей рыхлой землей, и с глиной. Вставим в емкость с песком нашу воронку - горлышко бутылки воткнем в грунт. Выливаем в нее воду. Считаем хором, за сколько секунд вода полностью впитается из воронки в грунт. Записываем результат. Теперь точно так же поступаем с емкостями с другими образцами земли. Результаты записываем, а потом сравниваем - где было быстрее (в песке), где медленнее (в глинистой земле).
    Вывод - скорость впитывания воды зависит от состава почвы. Если вода впитывается плохо и долго, а тем более если внизу под почвой есть слой глины, то на этом месте образуется лужа.

    Вывод: Лужи образуются потому, что вода стекает в углубления на местности. Это происходит, когда воды столько, что она уже не может впитываться в почву. А сколько ее может впитаться зависит от того, из чего состоит почва в этом месте.

    3.Заключительный. Подготовить презентацию проекта. Защита проекта.

    Литература:

    Татьяна Пироженко «Клуб почемучек».

    Стихи про осень для детей: https://deti-online.com/stihi/osen/

    ru.wikipedia.org — что такое лужа;

    dal.sci-lib.com — определение лужи;

    slovopedia.com — о том, что такое лужа.

    Лужа — относительно небольшое скопление жидкости, в большинстве случаев воды в углублениях на поверхности земли или в неровностях какого-либо покрытия (тротуар, проезжая часть дороги и т. п.) .

    Лужи образуются, например, после дождя или в результате таяния снега и могут существовать несколько часов или дней, до тех пор, пока жидкость не просочится под землю или не испарится. Но бывают и лужи, которые существуют постоянно, так как образуются во впадинах, где нет естественного стока. Поперечные размеры и глубина лужи могут быть различны (длина — от нескольких сантиметров до десятков метров) в зависимости от погоды и рельефа местности.

    Лужи на дорогах создают помехи для передвижения пешеходов и транспорта, поэтому дорожные службы по возможности стараются устранять неровности на дорогах и накладывают заплатки на неровные участки или асфальтируют их. В зелёных насаждениях, таких как газоны и парки, впадины и возвышения тоже стараются выравнивать. Однако, для детей лужи являются предметом развлечений и игр.

    Лужа также является самой маленькой формой тихих водоёмов, а с точки зрения экологии водные лужи представляют собой маленькие водные биотопы. С помощью микроскопа в лужах можно обнаружить также микроскопические формы жизни, которые одним из первых обнаружил Антони ван Левенгук в 1668 году.

    Для многих живых организмов, таких как, например насекомые, лужи привлекательны прохладой, повышенной влажностью и собственно наличием воды, в то время, как на возвышенностях обычно больше солнечного света и несколько теплее. В более глубоких лесных лужах развиваются земноводные: лягушки, жабы и тритоны, которые также могут останавливаться возле луж во время своего передвижения для отдыха в прохладе.

    Лужи представляют определённую важность и для птиц: как источник воды для питья и водоём для купания. Ласточки используют влажную глину из луж для витья своих гнезд. Одной из причин уменьшения популяции деревенской ласточки в некоторых странах Европы является исчезновением луж из ландшафта деревень, которое произошло в результате обновления и перестройки многих дорог в рамках содействия сельскому хозяйству внутри Европейского Союза.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.

    Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования....

    Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Школа магии и волшебства: Воздух".

    В данной работе представлена совместная экспериментальная деятельность воспитателя и дошкольников по изучению свойств воздуха....

    Мастер-класс для педагогов "Развитие интереса к познавательно - исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования"

    Что я слышу-я забываю. Что я вижу-я помню. Что я делаю-я помню. Конфуций. В законе "Об образовании" говорится о том, что перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями стоит задача чр...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в области познание, познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста

    Тема: «Чистая вода»Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество.Задачи:Образовательные:1.      Учить ставить ...

    Сценарный план непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста

    Материал направлен на развитие умений детей старшего дошкольного возраста решать элементарные арифметические и логические задачи, с применением блоков Дьенеша....