Конспект занятия по познавательному развитию " Звери готовятся к зиме"с использованием ИКТ
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Лопаткина Наталья Юрьевна

Формирования представления у детей о поведении диких животных в разное время года

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД с использованием ИКТ в первой  младшей группе

«Как звери к зиме готовились».

Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы».

Цель: Продолжать формировать представления детей о поведении диких животных в разное время года

Воспитание экологической культуры через наблюдения и экспериментальную деятельность. 

Задачи:

Образовательные: Уточнить знание детей о диких животных. Сформировать обобщенное представление о лесе и его обитателях. Совершенствовать умение внимательно слушать, отвечать на вопросы.

Развивающие: Формировать логическое мышление дошкольника через решение проблемной ситуации; развивать познавательный интерес детей, внимание, память, наблюдательность.

Воспитательные: Воспитывать у детей бережное отношение к природе; способствовать формированию доброго и заботливого отношения к животным, воспитывать интерес и любознательность.

Демонстрационный материал:

Презентация «Как звери к зиме готовились», оборудование для показа, «парашют», белый лист бумаги (размер 30х40 см), силуэты зайцев белого и серого цвета,  игрушечное дупло, игрушка-белка, орешки.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Снежок порхает, кружится,

 На улице бело.

 И превратились лужицы

 В холодное стекло. 

Кто скажет, кто знает

Когда это бывает? (зимой)

                                             (слайд 2)

Люди подготовились к зиме. Собрали большой урожай фруктов и овощей.  

                                            ( слайд 3)

Сделали запасы их. Наделали много заготовок: компоты, салаты, варенье, соленье. Стало холодно.

Как мы одеваемся?  (тепло)

                          ( слайд 4)

Люди позаботились о тех животных, которые живут рядом с ними дома. Как называются эти животные?    (домашние)

А есть животные, которые живут в лесу, кто же о них там заботиться?

Каких вы знаете зверей, которые живу в лесу?  (заяц, волк и т.д.)

                            (слайд  5)

Как одним словом назвать этих животных?     (дикие или лесные)

Почему их называют дикими животными?      (Они сами добывают пищу, сами строят себе дом)

 Эти животные живут в лесу, поэтому их так и называют – лесные или дикие животные. Все дикие животные живут как бы одной большой семьёй, в которой существуют свои правила. И все им подчиняются, потому что зависят друг от друга. Жить друг без друга не могут.

Мы сейчас с вами отправимся в зимний лес. Полетим на парашюте.  Игра «Парашют».

Вот мы и в лесу.  

                                     (Слайд 6)

Садитесь на пенечки,  (дети садятся на детали модульного конструктора)

Я вам хочу показать кого-то.  Кто это?  ( На белом листе бумаги прикреплен силуэт белого зайца. Скорее всего, дети не смогут его увидеть. Покажу еще раз, но держать картинку буду подольше, чтобы можно было разглядеть. Всё равно трудно догадаться, кто это, потому что его плохо видно?  Когда дети догадаются, спрошу почему так трудно догадаться, кто это?

Затем перекладываю силуэт на зеленый фон)

Кто это?   (заяц)

                                         (слайд 7)

Зачем зайка меняет свою шубку к зиме? (в серой шубке его бы сразу увидели волк и лиса, а белая шубка его охраняет)

А еще белая шубка на много теплее, чем серая.

Длинноухий, длинноногий

 По лесной спешит дороге.

 Кто зимою цветом белый,

 Скачет, словно угорелый?

У зайчика нет своего домика, он живет под кустиком.

                                         (слайд 8)

Питаются зайчики зимой в лесу веточками, корой.

А теперь загадка про другого лесного зверя.

По деревьям ловко скачет,

 И в дупло орешки прячет.

 Что же это за зверек?

 Угадай скорей, дружок!   (белка)

                                        (слайд 9)

 Белка тоже зимой меняет свою одежку. Зимняя шубка у белки серебристая, похожая на снег. А лето - рыжая.

Белка осенью без спешки

 Припасла в дупле березы

 Шишки, желуди, орешки.

 Не страшны теперь морозы!

                                    (слайд10)

К зиме белки готовят и свои дома. Дом у белок называется «дупло». Внутри  белочка кладет мох, птичьи перья, чтобы было теплее.  Она затыкает мхом и травой щели. Дупло белка строит очень высоко на дереве, чтобы никто в него не забрался. Там же она хранит свои запасы лесные орешки и шишки, сухие ягоды и плоды. Кроме того, белка собрала  грибы  -  маслята  и  березовики.  Их  она насадила на обломанные сучочки  сосен  и  сушит  впрок.  Зимой  она  будет бродить по ветвям и подкрепляться сушеными грибами.

Вот у меня домик для белки, он как называется?    (дупло)

Я подойду к вам, а вы положите белке в дупло по одному орешку.   (Дети кладут в дупло орехи).

А теперь поговорим о звере, который

В чаще лесной живет,

 Сладкоежкою слывет.

 Летом ест малину, мёд,

 Лапу зиму всю сосёт.

 Может  громко зареветь,

 А зовут его….   (Медведь)

                                     (слайд 11)

Осенью медведю надо много есть, чтобы пережить зиму. Любят мишки  ходить осенью на овсяные поля и лакомиться овсом. Наедается мишка осенью не только овсом, но и рыбой, муравьями, жуками, осенними ягодами, чтобы на всю зиму хватило жирового запаса.

                                      (слайд 12)

Осенью медведь меняет свою шубу на более теплую, она того же цвета, что и была – коричневая.

Зимой он будет спать в берлоге, но ведь дом — берлогу сначала надо подготовить!  Медведь делает берлогу для зимовки под вывернутом с корнями деревом в сухом месте.

Перед тем, как лечь в берлогу и уснуть, мишка путает свои следы, чтобы никто его не нашел. Он ходит по лесу петлями, шагает по бурелому, по деревьям, чтобы скрыть свои следы.  Если кто-то рядом есть, то медведь ни за что не пойдет в свою берлогу! Будет ждать, когда все уйдут и путать свои следы!

                                  (слайд 13)

Спит медведь в своей берлоге,

 Не будите по тревоге,

 Коль проснется рано он,

 Будет очень, очень зол.

 Ведь зимой привык он спать,

 Лапу  теплую сосать,

 Лишь когда придет весна,

 Мишке будет не до сна

                                    (слайд 14)

Этого лесного зверя, вы ,я думаю, узнали?   Кто это?  (ежик)

Ежик много ест, чтобы  крепко спать зимой

                                  (слайд 15)

Осенью ежик готовит себе дом для зимовки. Дом ежика называется «нора». Ежик  нанизывает себе на  спину листики, а потом в норе их стряхивает. И ночью, и днем трудится ежик, делая себе уютный домик – носит в него мох и листья. Изо мха и листьев ежик сделает себе мягкую теплую зимнюю постельку! Потом заберется он в свою нору, зароется в листья и теплый мох и заснет сладким сном на всю зиму! А проснется уже весной! Он сворачивается в клубок, и поэтому не боится врагов. Он надежно защищен иголками! А спит он на мягкой подстилке из листьев и меха, ему уютно и удобно.

Вот и закончилось наше путешествие по зимнему лесу, пора в детский сад.

Игра «Парашют».

Итог:

Вот ребята мы уже возвратились в детский сад

Мы побывали в лесу и узнали, как дикие звери к зиме подготовились и как зимуют.

У каждого животного есть свой дом в лесу, только эти дома все разные, где кому удобно:

медведь – спит в берлоге,  ёжик – в норке, белка хранит запасы – в дупле.

А почему же зайчик к зиме белеет?    (Его не видно, белая шубка теплее серой)

Вы все сегодня молодцы. Спасибо.

НОД в первой младшей группе с использованием ИКТ

«Речевое развитие»
Тема: «Домашние животные и их детеныши»

Цель: Познакомить детей с домашними животными и их детенышами (корова, собака, лошадь, кошка).

Задачи:

1. Образовательная:

  • Закрепить знание о домашних животных и их детенышах.
  • Способствовать воспитанию звуковой выразительности, произнесению звукоподражания: громко-тихо.

2. Развивающая:

  • Развитие артикуляционного аппарата.
  • Активизация словаря (собака-лает, корова-мычит; лошадь-цокает).
  • Развитие психических процессов (воображение, память, внимание.)

3. Воспитательная:

  • Воспитывать умение слушать воспитателя внимательно, не отвлекаться.
  • Воспитывать любовь к животным.
  • Формировать взаимоотношения между детьми.

Оборудование: Деревянный домик, ограда. На доске домашние животные с детенышами.

Атрибуты к музыкальной композиции: погремушки, кепка, платок, деревья (ёлки, береза).

Раздаточный материал: разрезные картинки.

Ход:

I. Вводная часть

1. Приветствие: Дили-дили, дили-дили,

Погремушки всех будили

Всех ежат, всех зайчат, всех засонь – медвежат

Дили-дили, дили-дили, встали все кого будили?

Раз, два, раз, два: заниматься нам пора.

2. Сюрпризный момент.

Ребята, посмотрите, к нам в группу залетело письмо.

(Подхожу и беру письмо).

Воспитатель: Что же в нем написано?

Читаю: «Милые дети, я приглашаю вас к себе в деревню, приезжайте буду ждать» Бабашка Арина.

3. Музыкальная композиция (на машине).

Ну, что ребята, поедем к бабушке Арине в деревню?

- Да.

- А на чем мы поедем к бабушке Арине?

- На машине.

(Воспитатель одевает кепку, берет руль в руку).

Воспитатель: Посмотрите ребята, я превратилась в шофёра. Вот мы и приехали к бабашке Арине в деревню, проходите, садитесь на стульчики.

(Воспитатель одевает платок на плечи).

II. Основная часть

1. Артикуляционная гимнастика: ребята, а сейчас мы подготовим свои ротики для беседы: Упр. «Улыбка» потянули губки к ушкам, улыбнулись как лягушки. Упр. «Хоботок» Губки в трубочку сжимаем, хоботок мы получаем.

2. Беседа о диких животных и их детенышах.

Бабушка Арина: Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки. Я очень рада, что вы приехали ко мне в гости, как доехали? Хорошо? А я в деревне живу не одна, и хочу вас познакомить с животными, которые живут в деревне со мной.

(Воспитатель поочередно показывает на проекторе картины, на которых изображены взрослые животные и их детеныши, спрашивает):

Воспитатель: Кто же это? (Индивидуальные и хоровые ответы детей.)

- Правильно! Корова, а кто рядом с ней? Это её детеныш – телёнок.

3. Упражнение по звукоподражанию.

Воспитатель: посмотрите ребята, корова большая, а теленок – маленький. Корова мычит громко и протяжно М-у-у-у, а теленок тихо М-у-у-у. (Дети производят мычание коровы). (Показ с звуком на проекторе).

На лугу телёнок скачет, м-у-у-у кричит, но он плачет.

Мать коровушку зовёт, молоком поит она и телёнка, и тебя.

(Воспитатель показывает следующую картинку, посмотрите, а кто это?)

Загадка

Чтобы другом ею стать

Нужно косточку ей дать

Нет, она не забияка

В конуре живёт она… (собака).

(Хоровые и индивидуальные ответы детей.)

Воспитатель: Правильно, собака! А рядом кто с ней? Это её детёныш – щенок.

Собака лает громко гав-гав-гав, а щенок тихо лает гав-гав. (Показ со звуком на проекторе).

(Затем рассматривает картину лошадь с жеребенком на проекторе).

Воспитатель: Лошадь большая кричит – иго-го громко, а жеребенок тихо иго-го. (Показ со звуком на проекторе).

Выгнул шейку и копытца встал, вслед за мамой побежал.

4. Физ. Минутка:

Воспитатель: Встали на ножки ребята, язычком работаем, ручкам показываем. Сели на стульчики.

(Следующая картина кошка с котёнком показ на проекторе).

5. Беседа о кошке.

Посмотри, играют в прятки, шаловливые котятки.

Притаились у окошка,

Тихо, тихо – мама кошка учит деточек играть.

Мячик по полу катают, мышкой мяч воображают,

То подбросят, то поймают.

Мама кошка большая мяукает громко мяу – детки котятки мяукают тихо – мяу. Молодцы ребятки (показ со звуком на проекторе).

III. Закрепление:

1. Дидактическая игра «Найди пару»

Воспитатель: А у бабушки Арины картинки, я их не могу собрать, помогите мне собрать картинки. (Разрезанные картинки домашние животные).

(Всем по одной картинки раздать, найти пару, собрать).

Воспитатель: Молодцы ребятки, а за это я вам их подарю. (Бабушка Арина дарит игру домашние животные детям на прощание).

2. Музыкальная композиция «На машине».

Ребята, а нам пора отправляться в детский сад. На чем мы приехали к бабушке Арине (на машине) поехали на ней обратно в детский сад. – Приехали.

3. Итоговая беседа.

- Куда мы сегодня ездили?

- Кто вас пригласил в деревню?

- Как зовут детёнышей кошки, собаки, коровы, лошади?

Молодцы!

4. Итоги занятия: Вот ребята мы с вами вспомнили домашних животных и их детенышей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию «Идет волшебница зима»

Эстетическое развитие личности ребенка 3-4 лет.   - обобщить и систематизировать знания детей о характерных признаках зимы; - познакомить с зимними пейзажными картинами, учит...

Конспект занятия по познавательному развитию на тему: "Зима недаром злится". В подготовительной к школе группе.

Сформировать  у детей обобщенное представление о зиме как время года. Уточнить представление о жизни растений и животных в это время года.   Знакомить с народными приметами, пословицам...

Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Зима недаром злится» В подготовительной группе

Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Зима недаром злится» В подготовительной группе   Тема занятия: «Зима недаром злится» Тип занятия: обучающий Вид...

конспект занятия"Как дикие звери готовятся к зиме"

конспект занятия"Как дикие звери готовятся к зиме"...

Конспект занятия по познавательному развитию в младшей группе с использованием ИКТ «Зима в лесу» (Живая природа: дикие животные).

Формировать у детей представления о зиме, о животном мире; побуждать детей узнавать и называть  животных, живущих в лесу (заяц, медведь, лиса, белка), умение выделять их характерные особенности (...

Конспект занятия по познавательному развитию в младшей группе с использованием ИКТ «Зима в лесу» (Живая природа: дикие животные).

Формировать у детей представления о зиме, о животном мире; побуждать детей узнавать и называть  животных, живущих в лесу (заяц, медведь, лиса, белка), умение выделять их характерные особенности (...

Конспект занятия "Как дикие животные готовятся к зиме"

Конспект ООД по экологическому воспитанию....