Организация познавательно-исследовательской деятельности во время прогулки.
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Вострякова Ольга Николаевна

Технологическая карта прогулки в подготовительной группе общеразвивающей направленности.

Вид прогулки: прогулка с персонажем.

Тема: «Лаборатория опытов и экспериментов под открытым небом»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта прогулки

Дата проведения: март 2019г.                            

Место проведения: МКДОУ д/с №1 «Солнышко» п. Красное-на-Волге                                

ФИО педагога: Вострякова Ольга Николаевна                  

Должность: воспитатель  

Возрастная группа воспитанников: подготовительная        

Направленность группы: общеобразовательная                                                  

Вид прогулки: прогулка с персонажем

Время проведения прогулки с    11.10     час.     по       12.25     час.

 

Наблюдение за капелью.

Форма организации детей – подгрупповая.

Вид наблюдения – длительное.

Оборудование: сосуды для сбора талой воды (3 шт.)

Длительность: от 15 до 25 минут.

        Цель:  

  1. закреплять знания об изменениях воды в зависимости от температуры;
  2. обучать исследовательским действиям.

        Перед выходом на улицу воспитатель перевоплощается в профессора Чудакова.

«Здравствуйте, дети! Я – профессор Чудаков. Занимаюсь исследованием окружающего мира и даже сделал уже несколько важных открытий. Мне стало известно, что вы тоже любите решать всякие сложные задачи. Это правда?  Очень рад познакомится с такими любознательными детьми. Как раз сейчас я занимаюсь очень сложным вопросом. Помогите мне узнать источник этих странных звуков. Предлагает детям прослушать mp3 запись «Звук капели». Спрашивает: «Что же это может быть?». Выслушав ответы, приглашает детей в «Лабораторию опытов и экспериментов под открытым небом», чтобы там проверить ответы.

Воспитатель задает детям вопросы, проводит беседу.

•        С какой стороны сосульки длиннее - с солнечной или теневой? (С солнечной)

•        Почему? (Солнце пригревает больше и от этого они «растут».)

•        В морозный день сосулька растет или уменьшается? (Уменьшается, так ка разрушается от мороза и ветра.)

•        А в солнечный день? (растет.)

•        С какой стороны сосульки тают быстрее? (С солнечной – солнце греет лёд, и он превращается в воду.)

Давайте проверим. Один сосуд ставим под сосульки с теневой стороны, другой с солнечной. Посмотрим, в какой сосуд больше накапает воды.

А как вы думаете, где вода от сосулек будет чище – на участке детского сада или возле проезжей части? Чтобы точно узнать, давайте поставим еще один сосуд под сосульками, которые находятся возле дороги.

 Наблюдение проводится на следующий день. Воспитатель спрашивает детей, в каком сосуде воды больше, в каком она чище.

На солнышке согрелась ель,

Подтаяла сосна,

Идёт апрель, звенит капель,

В лесу у нас весна.

По снегу капельки стучат:

- Подснежник, полно спать!

А шубки белок и зайчат

С утра мокры опять.

И, замедляя хитрый бег,

Идя по снегу вброд,

Проваливаясь в талый снег,

Лиса из лунки пьёт.

Жемчужинки слетают вниз:

«А ну, ловите нас!»

Весь в дырочках от светлых брызг

Под ёлкой хрупкий наст.

Но всё же март, а не апрель

Лишь солнышко зайдёт,

Смолкает звонкая капель

И вновь на ветках лёд.

    Зинаида Александрова

Февраль силён метелью, а март – капелью.

Подвижные игры и физические упражнения, дидактические игры и упражнения

Цель:

  1. Учить сохранять равновесие, действовать быстро согласно правилам игры. Развивать чувство товарищества.
  2. Развивать ловкость, внимание, умение быстро бегать, действовать согласно правилам игры.
  3.  Сформировать понятие детей о зависимости работы сердца от двигательной активности.

         Профессор Чудаков (воспитатель группы) предлагает провести еще один эксперимент. «Стук сердца». Предлагает детям найти пульс на шее: приложить к нему кончики пальцев. Пульс «прослушивается» кончиками пальцев с обеих сторон шеи чуть ниже угла нижней челюсти. Напоминает, что не нужно сильно сдавливать сосуды, иначе пульс не будет слышен. После этого педагог предлагает детям побегать, попрыгать и повторить эксперимент.

Воспитатель, он же профессор Чудаков, спрашивает детей: как вы понимаете эту пословицу.

«Февраль строит мосты, а март их ломает».

«Правильно. Весной снег тает и появляется много воды. Нужно идти по дорожке так, чтобы не замочить ног.  Подвижная игра, в которую мы сейчас поиграем так и называется «Не замочи ноги».

Игра-эстафета. Играющие делятся на 2-3 отряда по 4-5 человек. Деление на команды производится с помощью разрезной картинки.  Каждая из двух-трех больших открыток разрезана на 4-5 частей. Все части перемешаны и сложены в коробке. Каждый берет себе один фрагмент и ищет свою компанию, т.е. тех детей, которые держат в своих руках части нужные для составления целой картинки.

    «Дети, а что это у нас за коромысло? (показывает картинку)

  Коромысло не простое. Видите, на нём два волшебных ведёрка. В одном, тёмном (показывает) – тёмная ночь живёт. В другом, светлом- ясный день.

 И какое же ведёрко легче, а какое тяжелее?

  Сейчас оба ведра сравнялись. Ведь сегодня – день весеннего равноденствия, день равен ночи. А дальше светлое ведро всё тяжелее становиться будет, потом что день расти начнёт. Кто же поможет весне? Конечно, мы поможем.

Давайте поиграем в игру «День и ночь»

(игра с разделением на команды)

Педагог просит детей еще раз проверить свой пульс. Подводит детей к выводу: чем больше двигаться, тем лучше работает сердце, следовательно, весь организм.

«Молодцы! Весело играли, но, наверное, устали.   Давайте немного отдохнем, мячик в руки мы возьмем»

Дидактическая игра с мячом «Бывает – не бывает».

«Я буду произносить словосочетание и кидать вам мяч, а вы должны быстро ответить»

  Иней летом… (не бывает).

  Снег зимой… (бывает).

  Мороз летом… (не бывает).

  Капель летом… (не бывает).

        1)«Не замочи ноги».

Оборудование: фанерки (15 шт.) картинка с изображением коромысла с коромыслом и двумя ведрами, мяч.

Длительность: 25 минут

Ход игры.  «Дети, вы видите две линии по краям площадки? Это болото. Задача - переправиться через болото с помощью дощечек. Каждый   получает по две дощечки. По сигналу первые из каждого отряда начинают передвигаться: сначала они встают на одну дощечку, кладут впереди себя вторую встают на нее, берут первую, опять кладут ее вперед и т.д. Когда первый перейдет болото, начинает переправу следующий, и так в каждом отряде. Выигрывает тот, отряд, который раньше переправился через болото».

Примечание. Если играющих только два отряда (по 3-4 человека), болото можно разделить пополам и тогда все участники выстраиваются вдоль черты и начинают переправляться одновременно.

         

 2) «День и ночь»

Ход игры.

«Сейчас мы разделимся на две команды: «День» и «Ночь». Ваши дома находятся на противоположных сторонах площадки, за чертой.   Капитаны выстроят свои команды на расстоянии одного шага от черты в центре площадки по ту и другую сторону   спиной друг к другу.

 Я скажу: «Приготовиться!» - а затем дам   сигнал той команде, которая должна ловить. Если скажу «День», то дети из команды «Ночь» бегут в свой домик, а дети из команды «День» поворачиваются и ловят их, только до границы дома убегающих.

Подсчитаем количество пойманных, затем все снова выстроятся и будут ждать следующего сигнала.

 Выигрывает та команда, которая поймала больше детей»

Считалка для выбора сразу двух капитанов команд.

Катилась торба с высокого горба.

В той торбе соль да пшеница,

С кем хочешь ты поделиться?

На кого придется последнее слово, тот и становится водящим, да еще выбирает сам себе напарника.

Элементарный бытовой труд (на улице)

Уборка участка детского сада от крупных веток.

Форма организации – подгрупповая.

Материал: 2 веника, перчатки на подгруппу детей.

Длительность: 20 минут

Индивидуальные трудовые поручения.

Подмести веранду.

        Цель: учить   трудиться сообща, доводить начатое дело до конца; воспитывать трудолюбие, экологическую культуру.

        «Делу время, потехе час.

Трудиться будем мы сейчас»

«Вы не забыли, что мы с вами находимся в «Лаборатории под открытым небом». После проведения опытов всегда необходимо наводить порядок. Оглянитесь вокруг, что нужно сделать?»

 Дети привлекаются к обсуждению вопроса.

«Сегодня я предложу распределить работу вот так: первое звено будет убирать крупные ветки на площадке малышей, второе звено – вынесет ветки в компостную яму. А Маша с Ксюшей   подметут веранду».

Воспитатель напоминает детям, что при проведении трудовой деятельности на улице следует опасаться травмирования себя или товарищей при чрезмерном размахивании веником, ветками.

        Воспитатель всячески поддерживает преимущества коллективного труда и направляет усилия каждого ребенка и звеньев в целом на достижение поставленной цели, своевременное окончание работы, качественное её выполнение.

По окончании работы педагог проводит с детьми обсуждение её результатов. Обращаясь к детям, он задает вопросы: «Что мы сегодня с вами сделали? Как изменился участок малышей?»

Кто любит трудиться – тому без дела не сидится.

Индивидуальная образовательная деятельность по развитию основных движений, физических качеств. (Алеша, Сергей)

Материал: 3-4 шнура для разметки площадки.

Длительность: 10 минут        

Деятельность воспитателя: хвалит тех детей, кто по собственной инициативе навел порядок на веранде, на участке, собрал игрушки, дружно игра и т.п.

Цель: развивать прыгучесть, силу и глазомер.  Упражнение в прыжках в длину с места.

Воспитатель подбадривает детей, хвалит; при необходимости осуществляет страховку.        

Самостоятельная детская деятельность

Цель: учить детей организовывать свою деятельность

Оборудование:

Выносной материал для сюжетно-ролевых игр: сюжетные игрушки, санки, сумочки.

Материал для игр со снегом: лопаты для снега, формочки, снеголепы, ведерки.

Карточки с цифрами для игры «Попади в цель» (с математическим содержанием)

Набор сюжетных картинок для составления рассказов.

Длительность: 45 минут.

Деятельность воспитателя: руководство самостоятельной деятельностью детей

(обеспечить им полную безопасность, научить использовать пособия в соответствии с их предназначением, осуществлять постоянный контроль за деятельностью детей на протяжении всей прогулки).

Воспитатель ведет наблюдение за отношениями между детьми, выявляет предпочтения детей, проводит диагностику игровых и коммуникативных навыков у детей.

         

По возвращении с прогулки профессор Чудаков (воспитатель) благодарит детей за помощь в проведении исследований. Говорит, что завтра обязательно снова вернется, чтобы вместе с детьми продолжить наблюдение за таяньем сосулек.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке

Доклад на педагогическом совете на тему «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке». Примерное тематическое планирование прогулки «Пробуждение весны»....

«Методы организации познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулке»

Прогулки имеют большое воспитательно-образовательное значение: они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны. Воспитатель имеет возможность показать детям приметы и явлени...

Консультация для воспитателей «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке»

В материале представлена информация по организации прогулки с детьми дошкольного возраста. Экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых. В тексте описаны ме...

Консультация для педагогов на тему: «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулке»

Консультация для педагоговна тему: «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулке» Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых...

Консультация для педагогов на тему: «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулке»

Консультация для педагоговна тему: «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулке» Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых...