«Методы организации познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулке»
консультация по теме

Клементьева Антонида Алексеевна

Прогулки имеют большое воспитательно-образовательное значение: они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны. Воспитатель имеет возможность показать детям приметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимодействиях, формировать конкретные представления о животных, растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, он вводит ребят в жизнь родной природы, учит их приглядываться,  подмечать ее особенности. Это способствует воспитанию любознательности, наблюдательности, пытливости. Прогулки доставляют детям радость и удовольствие от общения с природой, помогают почувствовать ее красоту. На прогулках целесообразно знакомить детей с явлениями природы или с теми признаками объектов, представление о которых могут сложиться лишь в течение длительного времени - в процессе наблюдений, игр, труда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №49» городского округа город Салават Республики Башкортостан

                                                       

                                         Консультация

                                                 

На тему:   «Методы организации  познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулке»

                                                                         Подготовила:

                                                                         Воспитатель : Клементьева А.А.

                                     

                                                 

                                               

                                                         2018 г

«Методы организации  познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулке»

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями  к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является  любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать

 Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное.

Эта огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться  происходит   на прогулках.

Прогулки имеют большое воспитательно-образовательное значение: они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны. Воспитатель имеет возможность показать детям приметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимодействиях, формировать конкретные представления о животных, растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, он вводит ребят в жизнь родной природы, учит их приглядываться,  подмечать ее особенности. Это способствует воспитанию любознательности, наблюдательности, пытливости. Прогулки доставляют детям радость и удовольствие от общения с природой, помогают почувствовать ее красоту. На прогулках целесообразно знакомить детей с явлениями природы или с теми признаками объектов, представление о которых могут сложиться лишь в течение длительного времени - в процессе наблюдений, игр, труда. Например, наблюдение за изменением погоды в разные сезоны целесообразнее организовывать на прогулках при этом детей знакомят с повседневными изменениями в природе, например таянием снега, набуханием почек и т. д.

Задачи исследовательской деятельности на прогулках:

Формировать знания детей о явлениях природы в разное время года

Учить наблюдать, видеть причинно – следственные связи, делать выводы.

Развивать логическое мышление, речь, кругозор.

Воспитывать любознательность, любовь к природе и бережное отношение к своему здоровью.

Методы, используемые для исследовательской деятельности на прогулках:

Наблюдения, беседы, опыты или эксперименты, исследования, и проектная деятельность.

Выделяют для  познавательно – исследовательской деятельности с детьми такие объекты и явления, которые обладают наибольшей выразительностью:

- живая природа:  деревья, кусты, ягоды, животные, птицы, насекомые и т. д.

- неживая природа: солнце, ветер, дождь, температурный режим, почва, воздух, снег и прочие.

Ежедневно наблюдая с детьми за природой, можно отмечать такие моменты:

- как растения реагируют на настроение природы?

- как люди реагируют на настроение природы?

Воспитатель продумывает  организацию познавательно – исследовательской деятельности так,, чтобы дети могли наблюдать последовательность сезонных явлений, устанавливать причинно-следственные связи в них, постепенно овладевать элементарными  знаниями  и умениями.

В процессе  познавательно – исследовательской деятельности на прогулке, словарь детей  пополняется  словами, обозначающими  сенсорные  признаки свойства, явления  или  объекта природы  (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).

Цели познавательно – исследовательской деятельности - это:

Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);

Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

Формировать  опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Структура  детской исследовательской деятельности:

Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);          Выдвижение гипотезы

Поиск и предложение возможных вариантов решения:  

Сбор материала:  

Обобщение полученных данных.

По результатам проведённого исследования сделать  вывод:

Так как,  интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста, то начинать нужно проводить работу с младшего возраста..

 В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.  
Дети  с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки, наблюдают за божьей коровкой, насекомыми и разноцветными листьями и ветром.

С помощью игровых персонажей  можно предложить  детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.

Опыты в младшей группе:

• «Тонет - не тонет»;

• «Окрашивание воды»;

• «Разноцветные льдинки» (таяние льда в воде теплой и холодной);

• « Красивые цветочки» (распускание бумажных цветов под воздействием воды);

• «Фигурки из песка» (опыты с влажным и сухим песком);

• «Снежные шарики» (опыты со снегом).

 Дети младшего возраста с удовольствием  осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. 
Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные  издают разные звуки

Опыты и эксперименты:  песок

Расширять  знания  детей о  свойствах  песка  (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого), развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы

Подводим  детей к пониманию таких природных явлений, как дождь.  
Наблюдая сильный дождь , дети видят, как стекает вода по стёклам, какие лужи остаются после дождя на дорогах.
После нескольких наблюдений сделать вывод: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый). Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит. 

Сколько знаю я дождей? 
Сосчитайте поскорей: 
Дождик с ветром, 
Дождь грибной, 
Дождик с радугой-дугой, 
Дождик с солнцем, 
Дождик с градом, 
Дождик с рыжим листопадом.

Для показа взаимосвязи живой и неживой природы, обратить  внимание, какая становиться зелень после дождя, как легко дышится. 
Дети убеждаются, что дождь – это вода. Можно сравнить  воду из под крана и из лужи, отметить: в луже вода грязная, а из под крана – чистая. Если воду из  под  крана вскипятить, то она подходит для питья, а из лужи для питья не подходит. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности  – это  опыты.  Опыты проводятся  как  занятия, так и в свободной деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что:

• бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д. 
 • дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д. 
 • пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д. 
 • стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое
 • ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д. 
 • вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д. 
 • воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д. 
простейший опыт с водой: - «Почему осенью бывает грязно?»
Сделать  вывод: При соединении воды с землёй образуется грязь, поэтому после дождя на улице грязно. 

 Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Детям нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные опыты) дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.

Солнце

Показать, что солнце светит во все времена года не одинаково, а по-разному.

Опыт: (февраль) 1.Предложить потрогать стенки дома на солнечной стороне и на теневой. «Почему в тени стена холодная, а на солнце теплая?»

2.Предложить подставить ладошки солнышку, почувствовать, как они нагреваются. Можно потрогать свою одежду. Она тоже нагревается. Объяснить, что в это время зима как бы борется с наступающей весной.

В зимнее время  знакомить детей со свойствами снега (холодный, белый, хрустящий). В теплом помещении и на теплых ладонях снег тает.

 Опыт. В конце прогулки предложить всем потрогать снег рукой, чтобы ладошки почувствовали, что снег холодный. Но что это? Куда же делся снег? Его на руке нет. Снег растаял на теплой ладошке.

Опыт. Снег превращается в воду. Приносим с улицы ведерко со снегом. На улице мороз, в группе тепло. Снег тает - его становится меньше, а воды больше. Вода вначале холодная, а через некоторое время теплеет. Снег, лед, сосульки тают в комнате от тепла, превращаются в воду.

Опыт. Снег грязный. Показать детям, что, несмотря на белизну снега, его нельзя есть, он грязный. Для этого набрать немного снега и положить в белую чашку. В группе снег растает и на дне останется грязная вода. Показать и дать представление, что снег нельзя есть: можно заболеть, так как он грязный и холодный.

Опыт. Снежинки. Предложить рассмотреть пойманную в руки снежинку. Снежинка на руках растаяла. Почему? Что осталось от снежинки? (Капелька воды).

Опыт. Определить какой сегодня снег – липкий или рассыпчатый. «Проверьте, можно сегодня лепить? «Дети подбрасывают снег на лопате. Он рассыпался облачком, лепить нельзя, он сыпучий. Если липнет на лопатке – мокрый, липкий, можно лепить.

Опыт. Определить, какое ведро тяжелее. Одно ведро с пушистым снегом, а другое с мокрым снегом.

У детей 4-5 лет появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим – для обеспечения безопасности и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырёхлетнего ребёнка быстро затухает. 

В средней группе  знакомим  детей с переходом тел из одного состояния в другое (вода-лёд-вода), показав взаимосвязь с живой природой. 
Для этого используются  следующие опыты:

Вода (лед)

Продолжать знакомить детей со свойствами воды, создать условия для того, чтобы дети ощутили (почувствовали) разные состояния воды (холодная, замерзшая, лед гладкий, прозрачный).

Опыт. Вода на морозе замерзает. Воспитатель вместе с детьми разливает по сосудам обычную и подкрашенную воду, кладет в сосуды концы веревочек, относит в холодильник или на мороз на улицу. Через сутки помогает детям рассмотреть льдинки, вынутые из форм, украсить ими елку. Вода замерзла – получился лед. Если лед занести в комнату, он растает и снова получится вода.

Опыт. Вода превратилась в лед. Перед выходом на прогулку воспитатель вместе с детьми опускают хлопчатобумажную ткань, и платочек стал мокрым. На улице воспитатель вешает платочек, еще раз обращая внимание на то, что он мокрый. Через некоторое время по платочку постукивают палочкой – он замерз. Это вода превратилась в лед, и ткань стала твердой.

Опыт. “Определение прозрачности снега и льда”. Положите  под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где нет. (Под снегом не видно. Значит лед прозрачный, а снег непрозрачный).

С помощью иллюстраций выяснить : где в природе встречаются вода, кроме того, для чего и как мы её используем, подвести  к понятию – воду нужно беречь, не тратить её напрасно, не забывать вовремя закрывать кран.
Так же с детьми 4-5 лет можно  исследовать  и объекты неживой природы: песок, глина, снег, камни, воздух, вода, попробовать  сделать пену и пр. 
Обычно на вопрос как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. Для поиска ответов на этот вопрос можно провести   ряд опытов: 

- мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки)

- можно ли поймать воздух?

- может ли воздух быть сильным?

- движение воздуха.

Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.

Так на прогулке на участке, обратить внимание, что на дорожках травы нет. Почему? Пробуем капнуть палочкой, и убеждаемся, что на дорожках земля твердая, а рядом – на обочине – рыхлая.  Вывод: раз такую почву не может раскопать сильный человек, значит и слабым растениям трудно через нее пробиться. Предложить  детям слепить фигурки  из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. 
Рассматривая песок через лупу,  дети обнаруживают, что  песок  состоит из мелких кристалликов-песчинок, этим объясняется свойство сухого песка –сыпучесть. 
 Постепенно используя подобранный материал детям удаются и нравятся игры - опыты с песком («Сыплется – не сыплется», «Лепится – не лепится», с водой («Плавает? », «Что быстрее утонет?»).

 В средней группе впервые начинают  проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, например: «Почему этот камешек нагрелся сильнее?» — «Потому что он имеет черный цвет»; «Какой мокрый платочек высохнет быстрее. Почему?» — Вывод: высохнет быстрее тот платочек, который повесили. Так же исследуется  состав почвы, сравнить  свойства песка, и глины. Узнают  и расширяют  представления о свойствах воды и воздуха их значении, о видах и свойствах тканей, о свойствах магнита и увеличительного стекла. При знакомстве с овощами дети определяют  их на вкус. Попробовав морковку, дети узнают , что она сладкая, а не горькая и и воспитатель  рассказывает, что в ней много витаминов  и она полезна для нашего здоровья. Так же в процессе  познавательно – исследовательской деятельности, экспериментирования  стимулируем детей задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему? Прививаем детям навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращать  внимание детей на мнение других, учим слушать друг друга, предложить  более активным детям помочь застенчивым.

Проводя исследовательскую работу и опыты, эксперименты  требуется  соблюдение правил техники безопасности.

Экспериментальная деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками. чувствовать свою значительность, что укрепляет в ребенке позицию «Взрослого». Впоследствии дети учатся самостоятельно ставить цель, выдвигать гипотезы, продумывать способы ее проверки осуществить практические действия, делать выводы. 

В старшем дошкольном возрасте  дети уже могут овладеть обобщенными знаниями о всех сезонах, но эти знания еще далеко не полны, и их следует уточнять и закреплять в подготовительной к школе группе

Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей старшей группы:

Воспитывать экологическую культуру дошкольника через любовь к природе и познание окружающего мира.

Расширять представления детей о свойствах воды, воздуха, песка, глины и многообразии неживой природы. Формировать умение устанавливать взаимосвязь между некоторыми явлениями природы, развивать мышление, способность делать самостоятельные выводы.    Продемонстрировать детям зависимость роста растений от состава грунта, наличие света, воды и тепла.

. Например: во время рассматривания деревьев задать детям следующие вопросы:

- чем деревья отличаются от других растений?

- деревья живые или нет?

- много ли деревьев растет возле нашего детского сада? и т. п.

Во время прогулок  с детьми понаблюдать за красотой зимней природы: искрящемся на солнце снегом, травинками, кустарниками, деревьями покрытыми инеем и припорошенными снегом. Детям очень нравится рассматривать следы на снегу, рисовать палочками узоры на снегу,  почувствовать волшебную силу зимнего затишья в природе. Так же зимой проводятся наблюдения за птицами,  дети замечают их трудности, напомнить  детям, что зимой птицам страшен не только холод, но и голод. На участке повесить кормушки, и зимой подкармливать  птиц.

Летом проводятся опыты с песком, водой, растениями ( на огороде), с солнцем

 В конце зимы, начале весны  занести в группу ветки тополя и березы. Наблюдение за  набуханием почек, появление первых листочков. На прогулках также  обращать внимание на набухание почек, первые травинки, первоцветы. Поисковая деятельность «Найдите приметы весны», какие изменения приносит весна в жизнь природы и человека (изменения в неживой природе, изменения в растительном мире). Посадить рассаду в группе, понаблюдать за всходами, какие условия нужны для роста растений (вода, воздух, тепло), провести опыт: растение закрыть стаканчиком, почему не растет? (нет воздуха и т.д.)  Проводя опыты и эксперименты  соблюдать  правила личной безопасности. Весной на участке и огороде сделать грядки, вырастить растения, поливать, рыхлить, осенью собрать семена.

Солнце

Дать понятие о солнце как о небесном светиле, которое освещает все вокруг и согревает людей, растения, животных, землю, воду.

Опыт: Могут ли наши ручки почувствовать солнышко? Что посылает солнышко к нашим ладошкам? (Дети за воспитателем тянут руки к солнцу, ладошками вверх, чтобы они ощутили солнечное тепло.)

Опыт: Где ночует солнышко. Обратить внимание на то, что солнышко в течение дня меняет свое положение на небе: восход солнца можно наблюдать из одного окна, а заход из другого.

Опыт: Выявить свойства солнечных лучей: мокрые резиновые мячи выносятся в солнечный день на участок. Дети наблюдают, как мячи постепенно высыхают.

Опыт: Сравнить температуру предметов на солнце и в тени. Положите два камешка: один на солнышко, другой в тени. Закройте плотным деревянным ящиком, чтобы было темно. Через некоторое время проверьте с детьми, какой камешек теплее. Почему?

Опыт: Что значит «солнышко пригревает»? Пусть дети убедятся в этом сами, бегая по участку, прикладывают ладошку то к поверхности скамейки, то к стволу дерева, то к своей одежде, находящимся в тени и на солнце.

Опыт: Познакомить со свойствами солнечных лучей – высушивать все вокруг.

1.Намочить песок и понаблюдать с детьми, как он сохнет.

2.Повесить на солнце, выстиранное кукольное белье, понаблюдать, как оно будет высыхать.

Опыт: Уточнять представления детей о солнечном свете. Солнечный зайчик. Возьмите на прогулку зеркальце и покажите детям, как «бегает» по стене и по ладошкам солнечный зайчик.

Опыт: Тень. Солнечный свет яркий. Если встать на асфальтовой дорожке спиной к солнышку, то на асфальте появится тень. Свет от солнца не может пройти через твое тело. Образуется тень.

Воздух

Дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, незаметный.

Опыт: Действие ветра.  Вместе с детьми определить силу ветра. На прогулку вынести вертушки, султанчики, флажки и наблюдать за их движением. Меняется ли положение вертушки? Предложить детям поднять флажки и посмотреть, что с ними происходит? (Они колышутся). Подвести детей к выводу, что ветер может дуть с разных сторон. В ветреные дни понаблюдать, как падают листья с деревьев (в осенний период).

Опыт: Есть ли сейчас ветер? Вынести на прогулку флажки, вертушки и обсудить, почему они вертятся, почему качаются деревья.

1.Проверим, есть ли сейчас ветер. Предложить поднять вверх игрушки, побегать с ними по участку, держа их в руке.

2.Встанем сбоку здания и проверим, есть там ветер? Здесь его нет. Почему? Мы спрятались за здание, оно нас защитило от ветра.

Опыт: Движение воздуха. Помашите рукой у лица. Какое ощущение? Подуйте на руку. Что чувствуете? Все ощущения называются движением воздуха.

Песок

Опыт: Сыпучий песок. Возьмите чистый песок и насыпьте его в большой лоток. Рассмотрите через лупу форму песчинок. Возьмите песок в руки, он сыпучий.

Опыт: Возьмите горсть сухого песка и выпустите ею струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте или в другом возникают сплавы. Движение песка похоже на течение.

Опыт: Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.

Опыт: Песочные часы. Проследить, как сыплется песок, ощутить длительность минуты.

Вода

Формировать начальные представления об объекте неживой природы – воде, вызвать интерес к объекту.

Опыт: Почему осенью бывает грязно? В чашку с землей набрызгать воды (дождик идет). Пощупать руками образовавшуюся грязь. Вывод: при соединении земли с водой образуется грязь, поэтому после дождя на улице грязно.

Опыт: Познакомить со свойствами некоторых материалов (камень и щепка, палочка). Днем лужи тают, увеличиваются и несутся по двору с журчанием ручьи. Предложить детям бросить в ручеек палки, щепки, камешки и посмотреть, что происходит. Щепки и палочки плывут, а камешки нет. Что с ними случилось? Где они? (Камни тяжелые, они утонули, а щепочки плавают, они легкие).

Снег (лед)

Продолжать знакомить детей со свойствами снега, льда.

Опыт: Лед хрупкий и тонкий. Для этого необходимо разбить лед лопатой и рассмотреть кусочки льда.

Опыт: Лед от тепла тает. Кусочек льда положить на ладошку и понаблюдать, что будет происходить.

Опыт: Снег пушистый и легкий. Подбросьте снег на лопате вверх и понаблюдайте, как он падает, легко рассыпается.

Опыт: Снег от тепла тает. Возьмите снег в ладошку и понаблюдайте, как он начнет таять (объясните детям, что ладошка теплая).

Опыт: Что быстрее тает? Положить снег и сосульку на асфальт. Посмотреть, что быстрее растает. Что получилось? (Лужица с ручейками).

Опыт: Почему сосулька плачет? Прикрепите над ванночкой ситечко и положите в него сосульку. Понаблюдайте вместе с детьми, как через некоторое время  из ситечка  в ванну начнет капать вода.  Подведите детей к мысли, что в тепле сосулька начала таять. А  на улице   ее  согревает   солнышко,  и  она начинает капать, «плакать».

Опыт: Как тает град быстро или медленно? Положить горошинку на ладошку и посмотреть, что произойдет.

Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей подготовительной группы:

Воспитывать у детей экологическую культуру через любовь и интерес к природе, через познание окружающего мира.

Формировать у детей простейшее представление о солнечной системе.         Продолжать вовлекать детей в исследовательскую деятельность. Развивать мышление, память. Формировать умение ставить перед собой цель, находить пути её реализации и делать самостоятельные выводы.

Через опыты дать детям элементарные представления о некоторых физических свойствах предметов (магнит, компас, термометр). Уточнить представления о свойствах воды, воздуха, песка, глины, почвы. Познакомить детей с защитными свойствами снега.

Помочь детям осознать, какое место занимает человек в природе, и показать результаты положительного и отрицательного воздействия человека на природу.

Таким образом, у детей накапливался чувственный опыт, они видели природные явления в естественных условиях во всех связях и отношениях. На прогулках дети испытывали удовольствие от общения с природой. Повседневные наблюдения за явлениями природы не должны быть случайными, их надо заранее продумывать..

Создание условий для эффективного проведения прогулок

Помимо стационарно установленного оборудования, на участок следует выносить дополнительный материал, который служит целям закрепления, уточнения, конкретизации новых знаний детей об окружающем мире, а также тренирует их наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы. Это наборы определенных видов объектов, выполненных из пластмассы, гипса или дерева.

 Прогулка - это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать  детей к тайнам природы - живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных. Это можно делать везде и в любое время года - во дворе городского и сельского дома, в парке, в лесу и на поляне, возле реки, озера или моря.

Работа с родителями

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью можно провести родительские собрания, консультации,  объяснить, родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что  не надо делать за ребёнка его работу. Объяснить, что пусть  первые итоги в экспериментировании будут примитивными и невыразительными, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины.

В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Моделирование как метод коррекции познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточнсотью"

В презентации представлен опыт работы по использованию метода моделирования в коррекционно - развивающем обучении детей с интеллектуальной недостаточностью....

Организация работы в ДОУ по экспериментированию как методу развития познавательной деятельности детей.

Организация работы в ДОУ по  экспериментированию  как  методу развития познавательной деятельности детей....

Консультация для педагогов на тему: «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулке»

Консультация для педагоговна тему: «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулке» Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых...

Консультация для педагогов на тему: «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулке»

Консультация для педагоговна тему: «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулке» Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых...

Консультация для педагогов на тему: «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулке»

онсультация для педагоговна тему: «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулке» Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых ...