Познавательное занятие для детей подготовительной группы (6-7 лет) на тему «Грибной мир».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кузнецова Ольга Сергеевна
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл griby_zanyatie.docx194.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Новоталицкая средняя школа»

Дошкольные группы «Малыш»

Муниципальный конкурс «Мой лучший урок»

Дошкольное и дополнительное образование

Познавательное занятие для детей подготовительной группы (6-7 лет)

на тему «Грибной мир».

Автор работы:

Кузнецова Ольга Сергеевна,

МБОУ «Новоталицкая СШ»

дошкольные группы «Малыш»,

воспитатель, 18.07.1986 г.р.,

стаж работы 3года 4 мес.

Первая категория

Тел.89612463880,

e-mail: Ol.Ma-a.I.777@mail.ru

2018 год.

Пояснительная записка.

  • Тема занятия: «Грибной мир»;

      Цель занятия:     Расширить  и уточнить  представления детей о грибах: съедобных,  

                                   несъедобных, правилах «Тихой охоты», воспитывая бережное        

                                   отношение к природе.

  • Задачи занятия:

Образовательные:

1. Продолжать учить детей узнавать съедобные виды грибов по описанию и  картинкам, различать по признакам.

2.Дать понятие шляпочных грибов;

3 Учить отличать съедобные виды грибов от ядовитых;

4. Формировать и обогащать  словарный запас,  познакомить с новыми словами «хлорофил», «плодовое тело»;

5. Познакомить детей с  новыми видами грибов ( дрожжевые, плесневые)

6. Научить детей правилам «Тихой охоты»- как собирать правильно грибы.

7 Закрепление правильного употребления уменьшительно -       ласкательных суффиксов и форм множественного  числа

Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к природе;

2. Воспитывать  у детей желание осуществлять прогулки в лес;

Развивающие:

           1. Продолжать развивать память, воображение, внимание ( отгадывание загадок,      

           чтение стихов)

2. Развивать связную  речь детей, путем полного и развернутого ответа на вопросы воспитателя, подготавливая к пересказу текста.

3. Развивать  грамматический строй речи, познавательный интерес,

4.Прививать  любовь детей к художественному слову.

  • УДД формируемые на занятии: понимает и пересказывает содержание рассказанного педагогом, знает съедобные и несъедобные грибы, умеет их различать, умеет проводить непрерывную линию, знает числовой ряд от 1 до 10.
  • Место занятия в изучении темы: Итоговое занятие;
  • Вид занятия: Познавательное, интегрированное.
  • Используемое оборудование, наглядность: мультимедийная доска, ноутбук, магнитофон, муляжи грибов, фото грибов – выводятся на доску, листы бумаги с изображением цифр, цветные карандаши.
  • Технологии: Информационная (формирование знаний, умений, навыков) индивидуально-групповая, операционная, личностно-ориентированная, игровая, здоровьезберегающая,  обучающе-воспитательная.
  • Формы и методы: Беседа, рассказывание

:

 

Содержательная часть.

2.1 Конспект занятия.

Содержание этапа, деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ребята, сегодня мы с вами отправляемся на прогулку. А куда попробуйте отгадать сами.

Здесь растёт деревьев много

Лип, осин, берёз и клёнов.

А ещё грибов и ягод –

Не собрать их даже за год.

Место то полно чудес,

А зовём его мы…(лес)

Лес!

Слайд 1. Правильно ребята! А кто из вас был в лесу?

Ответы детей.

Вам понравилось в лесу?

Да!

Что люди могут собрать в лесу?

Грибы, ягоды.

 Правильно! Сегодня мы с вами будем говорить о грибах. Слайд 2.

Всё живое на земле принято относить либо к растительному, либо к животному миру, однако, есть особые организмы – грибы, которые долгое время учёные затруднялись отнести к определённому классу. Грибы уникальны по своему строению, способу жизнедеятельности и разнообразию. Они представлены огромным количеством разновидностей и отличаются по механизму своего существования даже между собой. Грибы вначале относили к растениям, затем к животным и только недавно было принято решение относить их к своему, особому царству. Гриб – не растение и не животное.

Грибы в отличие от растений не содержат хлорофилла  - зелёного вещества (пигмента), который придаёт зелёную окраску листьям и добывает питательные вещества из углекислого газа и воды. Грибы не способны самостоятельно производить питательные вещества, а добывают их из того объекта на котором растут: дерево, почва, растения. Питание готовыми веществами очень сближает грибы с животными. Кроме того, этой группе живых организмов жизненно необходима влага, поэтому они не способны существовать там, где нет жидкости.

Грибы могут быть шляпочными Слайд 3, плесневыми Слайд4 и дрожжевыми Слайд 5. Именно шляпочные грибы мы собираем в лесу. Плесневые – это всем известная плесень, дрожжевые – дрожжи и им подобные очень мелкие микроорганизмы. Мы с вами поговорим о шляпочных грибах. Всем известно, что гриб состоит из ножки и шляпки, именно их мы и срезаем, когда собираем грибы. Это плодовое тело гриба. Слайд 6. Собирание грибов очень полезное занятие! Пока до грибного местечка доберёшься, отлично прогуляешься на свежем воздухе. А сколько раз нагнёшься, пока в лесу ходишь! Вот тебе и гимнастика!

Физкультминутка:

Осеннею порою мы в лес с тобой идём (шаги на месте).

Грибов корзинку целую в лесу мы соберём (приседания).

Летает паутина и падает листва, (покачивания руками над головой)

Шуршит под сапогами увядшая трава. («шуршат» ногами)

По тонкому мосточку ручей мы перейдём, (идут на носочках)

Семью лисичек рыженьких во мху с тобой найдём. (наклоны)

Раздвинем травку палочкой и там увидим, вдруг – (скрестные движения прямых рук)

Цветные сыроежки рассыпались вокруг.(кружатся на месте)

А на полянке крепкие боровики стоят («пружинка»)

Под лапы ёлок спрятались, в корзинку не хотят. (руки «ёлочкой» над головой)

Опят, груздей и рыжиков с тобою мы нашли, (повороты вправо-влево)

Грибов корзинку целую домой мы принесли!(хлопки в ладоши)

Дети выполняют движения вместе с воспитателем.

А сейчас мы познакомимся с самыми известными грибами. Слайд 7

«Влез опёнок на пенёк,

Простоял один денёк,

А потом склонился,

Чуть не свалился,

 Тоненький, тоненький,

Ножка – что соломинка.

Узнали этот гриб?

Дети рассматривают картинку с изображением опят на доске, сидя на стульчиках.

А теперь посмотрите, как выглядит боровик. Слайд 8.

Белый гриб (боровик) обожают грибники за его непревзойдённый вкус и аромат. Он очень похож по форме на бочонок. Шляпка этого гриба похожа на круглую подушку и имеет коричневый цвет от бледного до тёмного. Поверхность её гладкая. Мякоть плотная, белого цвета, не имеет запаха и обладает приятным ореховым вкусом. Ножка объёмная белого цвета. Этот гриб можно собирать с июня по октябрь в хвойных, лиственных или смешанных лесах и внешний вид его зависит от того, где он растёт. Употреблять белый гриб можно в любом виде ( жареном, вареном, готовят суп.)

Дети рассматривают картинку с изображением белых грибов на доске.

Предлагаю вам изобразить белый гриб на листе бумаги. Нарисовать гриб вы сможете, если в правильном порядке соедините цифры от 1 до 20.

 За столом, дети соединяют непрерывной линией цифры от 1 до 20. Получается белый гриб.

Слайд 9. Слайд 10. Картинка с изображением лисичек и подосиновика. Ребята, а эти грибы вы узнаёте? Кто может их назвать

Ответы детей.

По тропинке в лес пойдём,

Подосиновик найдём,

Рядом рыжие сестрички,

Величают их лисички.

Ребята, как вы думаете, почему гриб с красной шляпкой называется подосиновик, а рыженькие грибочки называют лисичками?

Гриб с красной шляпкой растёт под осиной. Лисички цветом похожи на лисички.

Как вы думаете грибы, которые мы с вами назвали съедобные?

Да

Какие ещё съедобные грибы вы можете вспомнить и назвать?

Сыроежка, подберёзовик, волнушка.

Слайд 11. Кто знает, что это за гриб? Съедобный он или нет?

Мухомор. Нет

Правильно ребята. Мухомор ядовитый гриб. Всего в нашей стране растёт более 2500 разных грибов съедобных и несъедобных. Есть среди них и очень ядовитые грибы, которые в руки брать не разрешается. Попадёт яд на руки, а потом, если по забывчивости возьмёшь этими руками хлеб и будешь его есть, то можно отравиться. Помните об этом ребята и будьте осторожны. Самые опасные и ядовитые грибы – мухомор и бледная поганка.

Слайд 12. Ребята, а кто видел или знает, как правильно нужно собирать грибы

  • Нужно вырвать из земли
  • Нужно срезать ножом

Гриб, а точнее шляпку гриба и часть ножки срезают ножом, если аккуратно срезать гриб, то на следующий год на этом месте вырастет ещё один гриб и даже не один. А если вырвать гриб с корнем, то грибница повредится, и грибы здесь больше не вырастут.

А сейчас послушайте и запомните основные правила грибника:

  • Незнакомые грибы не трогай, оставляй их в лесу;
  • Ядовитые грибы не губим, ими лечатся многие животные;
  • Не разрывай палкой мох и листву около гриба, можно повредить грибницу;
  • Гриб аккуратно срежь ножом, или осторожно придерживая ножку гриба, отломи шляпку;
  • Не бери старые грибы, оставь их насекомым;
  • Нельзя собирать грибы около дорог. Они впитывают в себя ядовитые вещества, которые содержат выхлопные газы автомобилей.

Ну что ребята, кто запомнил правила и сможет их повторить?

2-3 ребёнка перечисляют правила.

Запомнили, как выглядят несъедобные грибы? Сейчас мы это и проверим. Дидактическая игра «Съедобные и несъедобные грибы».

Дети разбирают в 2 корзинки съедобные и несъедобные грибы. Используются муляжи. Проверяет ребёнок.

А сейчас я предлагаю вам послушать сказку о грибах. Прочтение сказки.

После прочтения кто-то из вас попробует её пересказать

Дети слушают сказку «О грибах».

Пересказывают 2-3 человека.

Слайд 13. Ребята, предлагаю вам ещё раз вспомнить самые известные съедобные и несъедобные грибы и найти отличия между грибами-двойниками.

Дети комментируют таблицу грибов-двойников. Педагог использует наводящие вопросы.

На этом наша прогулка закончена. Пора возвращаться в детский сад!

2.2 Информационные ресурсы:

  • Занятия по формированию элементарных экологических представлений. Соломенникова О.А.Мозаика-Синтез.Мосвка 2010.
  • Учите, играя. Пособие для воспитателя детского сада. Максаков А.И., Тумакова Г.А.Москва «Вако»,3013.
  • Азбука физкультминуток для дошкольников. Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. Москва «Вако», 2015.
  • Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты занятий по основам безопасности дотей дошкольного возраста. Москва. «Просвещение», 2016.
  • Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Подготовительная группа/авт.-сост. Н.В. Лободина. – Волгоград:Учитель, 2015.
  • «Сказка о грибах» из журнала «Дошкольное воспитание», 2011 год  № 7.

2.3 Приложения.

Задание «Соедини цифры»

http://www.detiseti.ru/images/library/tasks/connect/to4ki_grib.gif

«Сказка о грибах».

Однажды ранним июльским утром на лесной поляне собрались грибы. То ли у них был праздник, то ли просто они решили повеселиться, но собралось их видимо-невидимо. И кого тут только не было: и рыжие Лисички, и пестрые Сыроежки, и веселые Маслята; пришел благородный Боровик, даже старый Груздь решил взглянуть на веселое сборище.

fhgfjh

— Веселей, веселей кружитесь! — кричал распорядитель, нарядный Мухомор, размахивая пестрой шляпой. — Рыжики, приглашайте Опят!

Заулыбались Опята, были они сиротами, тоненькие, бледные, длинноногие, всегда робко жались друг к другу, но вот, подхваченные Рыжиками, закружились они в танце. А Сыроежки-то, Сыроежки! Так и мелькают их розовые, зеленые и красные сарафаны. Подбоченившись, пустился в пляс важный Боровик, даже Груздь притопывал ногами так, что подпрыгивала его шляпа с бахромой на загнутых краях. Расшумелись грибы, разгулялись. Неизвестно, сколько бы продолжалось это веселье, но вдруг где-то вдали раздалось протяжное:

— Ау-у-у-у!
— У-у-у… — подхватило лесное эхо.
— Ау! — откликнулось из чащи.
— Ау! — отозвалось с другого конца леса. Как вкопанные остановились грибы: знали они, что значит это «ау».
— Спасайся кто может! — крикнул старый Груздь и первый бросился наутек, в траве спрятался.

Боровик, забыв о своей солидности, помчался в чащу, залез под ель и затаился.

— Батюшки! Матушки! — в панике метались Сыроежки, разбежались они по всему лесу, то тут, то там мелькали их яркие сарафаны.

gfjlo

Сироты Опята всей семьей к пеньку прижались. Те грибы, что попрятались под березами, так и стали называться Подберезовиками, а те, что под осинами, — Подосиновиками.

— Пропадите вы все пропадом, — прошептал Шампиньон и убежал из леса в луга. Чудак Трутовик с испугу на дерево залез да так и остался, прижился там.

Маслята гурьбой кинулись под сосны и ели. Не испугался один Мухомор, остался стоять на видном месте. Знает Мухомор, что никому он не нужен, разве только неудачливый грибник с досады поддаст его ногой или собьет палкой.

С тех лор грибы не собираются на большие сборища, а по-семейному водят хороводы — маслята с маслятами, боровики с боровиками,

Я сама это видела и рассказала, ребята, вам, только — чур! — меня не выдавайте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы с использованием технологии ТРИЗ Тема: «Его величество - электричество»

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы с использованием технологии ТРИЗТема: «Его величество - электричество»...

Конспект познавательного занятия для детей подготовительной группы "Число 9, цифра 9.Состав числа 9 из единиц"

Посредством игровых упражений  закрепляются  представления детей о числе и цифре 9, о составе числа 9 из единиц; уточняются представления детей о цифрах от 1 до 9; последовательности дней не...

Конспект познавательного занятия для детей подготовительной группы «День российской науки»

Конспект познавательного занятия для детей подготовительной группы«День российской науки»Цель. Создать благоприятные условия для развития познавательного интереса к научной, учебно-исследо...

Конспект творческо-познавательного занятия для детей подготовительной группы "Птицы весной"

Данный материал возможно использовать в работе педагогами дошкольных учреждений....

Познавательное занятие для детей подготовительной группы "Космические дали"

Каждый день мы видим на небе солнце, луну и звезды. Это всё — части огромного пространства, которое называется космос. Сколько всего удивительного, необычного и любопытного происходит в мире над...