«Волшебный сундук» (конспект нод по исследованию дерева)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Сысоева Ольга Сергеевна

Цель: создать условия для познавательно- исследовательского развития ребенка, открывающие его индивидуальность и возможность для его позитивной социализации, развития инициативы и способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sunduk-_pro_derevya.docx25.21 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Тема НОД: «Волшебный сундук» (Познавательное развитие)

Цель: создать условия для познавательно- исследовательского развития ребенка, открывающие его индивидуальность и возможность для его позитивной социализации, развития инициативы и способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Задачи:

Расширять представления детей о дереве как материале, его свойствах.

Развивать исследовательские навыки, умение делать выводы из проведенных наблюдений.

Совершенствовать умение выделять сходство и различия объектов.

Способствовать подержанию детского любопытства, развитию интереса к совместному со взрослыми и самостоятельному познанию.

Способствовать смене видов детской деятельности с целью профилактики утомляемости.

Виды деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, двигательная

Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная

Формы реализации детских видов деятельности: дидактические игры, обсуждение проблемных ситуаций, игры с речевым сопровождением

Оборудование: 

Демонстрационный материал: коврограф, круги луллия, сундук, морфологическая таблица, деревья

Раздаточный материал: Деревянные бруски, кусочки пластилина, спилы дерева, молоточки, картинки с объектами.

Предварительная работа: беседа о пользе и ценности деревьев.

ХОД НОД

Мотивационная

Воспитатель: «Здравствуйте!»

Как ваше настроение?

Воспитатель: я уверена, что вы любознательные ребята, поэтому приглашаю вас в лабораторию. А вы знаете, что делают в лаборатории?

Воспитатель: - Правильно. А что мы будем изучать, поможет узнать волшебный сундук.

Предлагаю его открыть. Подойдите поближе и посмотрите, что внутри.

Возьмите по одному предмету - рассмотрите их и скажите из чего они сделаны?

Воспитатель:

Дерево дает человеку удивительный материал, который называется древесина.

Древесина - это плотный материал из срубленного дерева.

Дети: Здравствуйте

Дети: В лаборатории проводят опыты, изучают разные объекты, их свойства.

Дети: эти предметы сделаны из дерева

2 мин

Основная

Воспитатель: - В лаборатории мы будем изучать, свойства древесины. И предлагаю с этим материалом провести эксперименты.

Проходите в лабораторию. Присаживаемся, следим за своей осанкой.

Перед вами исследовательские сундуки, предлагаю их открыть.

Что мы видим в них?

Мы видим фотоизображение дерева

Воспитатель: Предлагаю рассмотреть из каких частей состоит дерево?

Все части дерева выделили?

Молодцы.

Воспитатель: - Скажите пожалуйста, можно ли узнать сколько дереву лет? Как это сделать?

Воспитатель: Чтобы определит возраст дерева, нужно сосчитать годичные кольца древесины.

Найдите в исследовательском сундуке Фотоизображение - спилы древесины. Рассмотрите спилы с помощью лупы, что вы видите?

Воспитатель: Сосчитайте на спилах кольца, и мы узнаем сколько лет древесине из которой сделали эти деревянные предметы.

Воспитатель: - Маша, сколько колец на твоём спиле?

Воспитатель: Сколько лет древесине, из которой сделали деревянные игрушки?

Воспитатель: Ребята, как вы думаете древесина твёрдая или мягкая?

Чтобы подтвердить ваши предположения, предлагаю сравнить древесину и пластилин. Возьмите в одну руку деревянный брусок, а в другую пластилин. Сожмите обе руки сильно – сильно. Откройте ладони, посмотрите, что произошло.

Воспитатель: - Как вы думаете, почему пластилин изменил форму, а брусок нет?

Воспитатель: - Какой вывод можно сделать?

Мы изучили одно из свойств древесины – она твёрдая. Предлагаю проверить дерево на прочность.

А как мы можем это проверить?

Попробуйте сломать, разорвать, постучать…

Что происходит с бруском древесины?

А теперь, попробуйте разорвать и постучать по куску пластилина?

Что с ним произошло?

Воспитатель: - Какой вывод можно сделать?

Воспитатель: молодцы, хорошо потрудились, закрывайте исследовательские сундуки и продолжим наше исследование.

Воспитатель: Как вы думаете, зачем человеку знать свойства дерева как материала?

Правильно!

Лес - это наша ресурсная кладовая. Существует лесная промышленность, где деревья спиливают и используют как материал. Деревья спиливают и тут же сажают молодые деревья.

Древесину как объект промышленности используют при строительстве домов, получении бумаги, изготовлении мебели и посуды.

Воспитатель: Мы с вами продолжаем наше исследования и попробуем определить, какую пользу приносит дерево как материал для нашей жизни:

В вертикальной графе выделим виды производств: медицина, косметика, пиломатериалы, бумага.

Подумайте и заполните таблицу.

Медицина – как применяют в лекарственных целях: изготавливают таблетки, сборы листьев, масла, витамины

Косметика: делают шампунь, крем, мыло, маски для лица

Пиломатериалы: игрушки, дома, посуда, мебель

Как используют бумагу: тетради, альбомы, книги, салфетки

Воспитатель: - Молодцы, правильно заполнили таблицу.

Физкультминутка «Деревья»

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперед)

Вправо - влево, взад-вперед –

Так деревья ветер гнет, (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (Вращение туловища)

Ветер стих. Взошла луна,

Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

Воспитатели: Предлагаю продолжить наши исследования и определить с какого дерева листья и плоды. Работать будем в парах.

В исследовании нам помогут волшебные круги.

На большом круге деревья, на среднем круге листья, на самом малом круге - плоды деревьев.

  1. Найдите листья и плоды яблони?

Витя скажи какие плоды у яблони?

  1. Найдите листья и плоды дуба?

Паша скажи какие плоды у дуба?

  1. Найдите листья и плоды березы

Соня скажи какие плоды у березы?

  1. Найдите листья и плоды ели

Маша скажи какие плоды у ели?

  1. Найдите листья и плоды каштана

Соня скажи какие плоды у каштана?

При раскручивании кругов рассмотрите ситуацию, когда на березе появились плоды рябины. Подумайте, что в этом хорошего, а что плохого?

Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием вы справились.

Включается запись с голосами птиц (встревоженных).

Воспитатель: Ребята, вы слышите птичий переполох. Что-то случилось…. Птицы принесли нам фотографию

Что вы видите на фотографии?

Как вы думаете, что случилось с этим деревом?

Воспитатель: Почему оно погибло?

Воспитатель: Ребята, что нам делать, как мы можем помочь птицам?

Согласна с вами, у меня есть семена деревьев – предлагаю пройти в лабораторию и посадить деревья, чтобы помочь лесным жителям.

С помощью палочки делаем лунку, помещаем семечку и закапываем.

Если вы будите хорошо ухаживать, они вырастут, и вы сможете их высадить на территории детского сада. И радоваться своими плодами.

Воспитатель: Спасибо за помощь.

Дети проходят за столы

Предположительные ответы детей: - деревья.

Дети: крона, стволы, ветки, корни

Дети: предлагают свои ответы

Дети: - На спилах есть кольца

Дети считают кольца на спилах

Дети: 6 колец

Дети: 6 лет

Дети высказывают свои предположения.

Дети: выполняют задание и делают вывод: Пластилин изменил форму, а брусок нет.

Дети: - Потому-что пластилин мягкий, а деревянный брусок твёрдый.

Дети: Древесина твёрдая

Дети: Предлагают свои ответы: сломать, стукнуть по дереву молотком (стучат молотком по деревянному бруску).

Дети: - Дерево осталось невредимым.

Дети: Пластилин растянулся

Дети: проходят к таблице.

Дети: древесина прочная, а пластилин нет.

Предположительные ответы детей: Чтобы спилить старые деревья на дрова, делать дома, на изготовление мебели, бумаги.

Дети: рассматривают Фотоиллюстрацию – лесная промышленность.

Дети выполняют задание, располагают объекты в таблице.

Дети выполняю физминутку

Дети располагаются за столами парами, рассматривают круги.

Дети выполняют задание.

Ответы детей: яблоко

Ответы детей: желуди

Ответы детей: сережки, сок

Ответы детей: шишки

Ответы детей: каштаны

Предположительные детей: хорошо в то, что можно собирать сок и плоды рябины на одном дереве, птицы будут больше получать плодов для пропитания. Плохо – ветки березы будут ломаться, так как они тоньше чем у рябины и не способны выдержать плоды рябины.

Дети рассматривают иллюстрацию- сухое дерево

Ответы детей: дерево

Предположительные ответы детей: оно погибло

Ответы детей: не было дождя, ударила молния…

Предположительные ответы детей: посадить новые.

Дети выполняют задание.

1 мин

4 мин

1 мин

4 мин

3 мин

2 мин

1 мин

2 мин

Рефлексия

Воспитатель: мы с вами провели исследование,

Что мы нашли в волшебном сундуке?

Воспитатель: А, ребята вашей группы знают, чем мы занимались? А вы хотите им рассказать?

Воспитатель: Предлагаю для них заполнить журнал – таблицу, как настоящие ученые и рассказать им что мы узнали, согласны?

Мы изучали из каких частей состоит дерево.

Изучили свойства дерева: какое свойства мы узнали? Как мы это узнали?

Узнали, как определить возраст у дерева, как?

Узнали, какую пользу приносит дерево как материал для нашей жизни, где применяют?

Подумайте, как мы должны деревьям помогать?

Воспитатель: Ну, что мы провели свою исследовательскую работы, пора возвращаться в группу и обо всем рассказать своим товарищам.

Дети: Объекты из дерева

Дети: нет, да хотим

Дети: у дерева есть ствол, крона, листья, плоды

Дети: прочное и твердое

Дети: посчитать сколько колец на спилах

Дети: в медицине, в косметике, в производстве бумаги

Дети: сажать новые, поливать, зимой укутывать снегом, присыпать землей.

2 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Уральская роспись. Сундук» Конспект занятия для детей 7-го г.ж. И.А. Румянцева

«Уральская роспись. Сундук» Конспект занятия по краеведению  для детей подготовительной группы, И.А. Румянцева, воспитатель  МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 25»...

Конспект НОД по физической культуре совместно с родителями с элементами исследования: "Что важнее в тренировке: руки или ноги?" Тема недели в ДОУ: "Жизнь деревьев"

Цель: выяснить сходство и различие в строении и значении рук и ног человека, сходство и различие в строении человека и дерева; продолжать формировать представление о взаимодействии различных действий....

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности в старшей группе «Волшебные деревья» в рамках педагогического проекта «Деревья наших лесов»

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности направленное на воспитание в детях любви к живой природе....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в младшей группе по лексической теме «Осень. Лес. Деревья «Волшебное дерево» (аппликация)

Конспект непосредственной образовательной деятельности в младшей группе по лексической теме «Осень. Лес. Деревья «Волшебное дерево» (аппликация)...