Главные вкладки

    Знакомство с жизнью народов севера
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

    Конспект непосредственно образовательной деятельности

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon znakomstvo_s_zhiznyu_narodov_severa.doc91.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    ЗНАКОМСТВО С ЖИЗНЬЮ НАРОДОВ СЕВЕРА

    Цели:

     -рассказать о своеобразии жизни народов Севера (природа, жилища, одежда, труд);

    - воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обы чаям других народов.

    Оборудование: физическая карта России, иллюстрации с изоб ражением природы Севера, животного мира, растительности, чума,

    образцы национальной одежды.

    Ход

    Воспитатель. Ребята, давайте вспомним сказку В. Катаева «Цветик-семицветик». Одним из желаний девочки было попасть на Северный полюс. Она оказалась там мгновенно и так же быст ро попросилась домой. Почему?

    Дети. Там было очень холодно, а еще Женя испугалась белых медведей.

    Воспитатель. Она ничего не знала о Севере. Давайте ей по можем.

    Воспитатель вывешивает карту России.

    В какой стране мы с вами живем?

    Д е т и. В России.

    Воспитатель показывает границу России.

    Воспитатель. В России живет много разных народов. Сего дня мы поговорим о народах Севера, которые живут вот здесь. (По казывает на карте.) 11а Севере бывает долгая полярная ночь. Когда днем и ночью темно, можно наблюдать необыкновенное явление — северное сияние. (Показывает изображение северного сияния.) На Севере есть места, где на много-много километров тянется тундра. Повторите это новое слово.

    Дети повторяют слово хором и индивидуально.

    В тундре растительность очень низкая. Почти вся тундра покрыта лишайниками. Вот посмотрите на эту картинку. (Показывает ил люстрацию, изображающую лишайник.) Еще там можно встретить карликовую березу. (Показывает картинку.) Почему она называ ется карликовой?

    Дети. Потому что маленькая, низкорослая. Воспитатель. Какие ягоды вы собираете в лесу?

    Дети. Землянику, чернику, малину.

    Воспитатель. В тундре растут другие ягоды, которые выдер живают сильные морозы, — брусника, голубика, морошка. (Показы вает картинки) Тундра подходит к северным морям. (Показывает на карте) Каких животных Севера вы знаете?

     Дети отвечают.

    Это и знаменитый белый медведь, и тюлень, и морж. (Показыва ет картинки) Еще в снегах можно увидеть быстрого белоснеж ного песца. (Показывает картинку) Но больше всего там се верных оленей. Их разводят народы, населяющие тундру, — якуты, эвенки и многие другие. Их профессия — оленеводы. Повторите это слово.

     Дети повторяют.

    Живут они здесь с давних пор. Это очень смелые и сильные люди. Ведут они кочевой образ жизни. В поисках корма для животных часто переходят с одного места на другое. Съедят олени корм - идут дальше, а за ними оленеводы. Уходят далеко, к берегам Северного Ледовитого океана. То место, где живут оленеводы, пасущие оленей, называется стойбище. Живут в стойбищах, в чумах. Чум делают из оленьих шкур. (Показывает картинку) Его можно быстро разобрать и перевезти на другое место. Олень - животное, которое кормит и одевает северян. Кроме оленеводства народы  Севера занимаются рыболовством. Рыбу ловят и в морях, и реках.  Давайте посмотрим на тех, кто живет на Севере нашей страны, там, где почти весь год лежит снег, где нет такого жаркого лета, как у нас. (Показывает картинку «Дети Севера») Кого вы видите на этой картинке?

    Дети перечисляют, воспитатель не комментирует, давая возможность внимательнее рассмотреть. Что делают дети?

    Дети. Катаются на санях.

    Воспитатель. Эти легкие длинные сани называются нарта ми. Повторите это слово.

    Дети повторяют.

    Олени бегут по глубокому снегу там, где нельзя проехать на лоша ди или автомобиле. Управляет оленями каюр. Мы с вами много знаем профессий, узнали и еще об одной. Что вы видите в руке каюра?

    Дети отвечают.

    Это длинный шест. Зачем он ему?

    Дети. Чтобы погонять оленей.

    Воспитатель. Везде снег. Как вы думаете, детям и воспита тельнице холодно?

    Дети. Нет.

    Воспитатель. Почему вы решили, что не холодно?

    Дети. На них теплая одежда.

    Воспитатель. Рассмотрим внимательно одежду. Из чего она сшита?

    Д е т и. Из меха.

    Воспитатель. Да, это меховая одежда, но называется она не шуба, а малица. Шьется из оленьего меха, мехом внутрь. Некоторые рукодельницы шьют очень красивые малицы. Найдите на картине детей в таких расшитых малицах. Обувь детей, шапки или капю шоны тоже из меха оленя.

    Вот видите, ребята, олень не только кормит и одевает северян, но и служит основным видом транспорта.

    Народы Севера очень талантливы. Они изготавливают очень кра сивые изделия из меха. В долгую полярную ночь женщины расши вают одежду, рукавицы, делают игрушки. (Показывает некоторые изделия из меха, расшитые бисером). А сейчас мы поиграем.

    Игра «Что лишнее?»

    Детям раздаются по 3—4 картинки, среди которых одна лишняя, т.е. на ней изображен предмет, не относящийся к жизни и быту народов Севера.

    Дети определяют, какая картинка лишняя и объясняют почему.

    Воспитатель. Молодцы, ребята, справились с заданием хо рошо.

    Сегодня мы с вами помогли узнать девочке Жене о жизни на родов Севера, природе, жилище, о том, как они одеваются и почему, об их труде.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Знакомство с малочисленным народом Севера (хантами)."

    Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё.   ...

    Знакомство с жизнью народов Севера

    Программное содержание:Закрепить знание детей о своей стране – России.Дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд.Обогащать словарный запас, развивать мышление, памят...

    Конспект НОД с детьми подготовительной группы "Знакомство с жизнью народов Севера"

    Знакомство с жизнью народов Севера.Задачи. Закрепить знания детей о своей стране – России. Дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд. Активизировать и обогащать реч...

    Конспект НОД по патриотическому воспитанию дошкольников «Знакомство с жизнью народов Севера»

    Закрепить знания детей о своей стране России. Дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд. Воспитывать в детях чувство уважения к жизни, традициям и обы­чаям других н...

    Конспект образовательной деятельности "Знакомство с жизнью народов Севера"

    Данный конспект может использоваться воспитателями старших групп....

    Конспект мероприятия НОД по образовательной деятельности «Познавательное развитие» тема: «Знакомство с жизнью народов Севера»

    рассказать о своеобразии жизни народов Севера (природа, жилища, одежда, труд); Iвоспитывать чувство уважения к жизни, традиция и обычаям других народов...

    НОД по познанию предметного и социального мира «ЗНАКОМСТВО С ЖИЗНЬЮ НАРОДОВ СЕВЕРА»

    Цель:- Рассказать о своеобразии жизни народов Севера (природа, жилища,одежда, труд);- Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других  народов.Оборудование: физическая карта...