Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы «Путешествие в зимний лес»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Тесля Ирина Сергеевна

Конспект НОД для дошкольников старшего возраста для формирования обобщенного представления детей о зиме, о состоянии живой и неживой природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_zimniy_les.docx26.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности  по ознакомлению с окружающим миром для детей  старшей группы «Путешествие в зимний лес»

                                                                                                                          Воспитатель: ВКК Тесля И.С.

                                                                                                                          Россошь 2019

Цель.

Формировать обобщенное представление детей о зиме, о состоянии живой и не живой природы.

Задачи.

Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе.

Продолжать знакомить с особенностями приспособленности животных к среде обитания в зимний период.

Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитывать бережное отношение к природе, закрепить правила поведения в зимнем лесу.

Ход занятия.

Воспитатель.  Доброе утро, и всем улыбнись, 
Справа и слева друзьям поклонись.
Будем дружить, помогать всем всегда -
Вы согласны? Ответьте мне:

Дети. «ДА!»

Воспитатель: Звонкая погода

Снега кутерьма

Это время года

Мы зовем.....

Дети: Зима!

Воспитатель: Белые, белые снежные

В форточку письма влетают

Кружатся тихие, нежные

И тают, тают, тают.

Воспитатель подходит к окну и берет в руки бумажную снежинку.

Воспитатель:

Посмотрите, какая большая снежинка залетела к нам в зал. Да она  не

простая - волшебная. На ней что-то написано. Давайте прочитаем.

Я снежинка-пушинка, приглашаю вас отправиться в путешествие в зимний лес. Вы согласны, ребята?

Дети: Да.

Воспитатель: Мы пойдем в зимний лес в шортах и футболках? (нет, нам нужно одеться)

Игра – массаж «Одеваемся теплее»

Купили нам варежки (гладят руки по очереди)

И конечно валенки (гладят обе ноги одновременно)

Шубу теплую оденем (поглаживают тело)

Шапку – потеплее (поглаживают голову)

Вместе мы пойдём гулять за мной поскорее!

Воспитатель: А на чем мы отправимся в зимний лес?

Предполагаемые ответы детей:

Автобус, поезд, самолет, машина, вертолет, космический корабль и т.д.

Воспитатель: Я предлагаю отправиться на автобусе

ФИЗМИНУТКА  «АВТОБУС» ЖЕЛЕЗНОВА

Воспитатель: -Ой дальше не пройти. Все запорошило снегом. Что значит запорошило? На чем отправимся дальше? (на лыжах)

(дети скользящим шагом идут по группе, останавливаются возле панорамы зимнего леса, изображенной на экране компьютера)

Логоритмическое упражнение.

Мы пришли в зимний лес (шагают на месте)

Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руками ).

Справа - берёзка в шубке стоит, (руки отводят вправо).

Слева - ёлка на нас глядит (то же влево).

Снежинки в небе кружатся (движения "фонарики").

На землю красиво ложатся (кружась, приседают).

Воспитатель. (Обращает  внимание детей на красоту пейзажа).   Дети, посмотрите, как красиво в лесу, тихо, как сверкает на солнце  снег.

Воспитатель:  Сколько здесь различных деревьев, кустарников, но почему-то все они без листьев.

Дети: Зимой лиственные деревья стоят голые, потому что осенью все листья осыпались.

Воспитатель:  А может, было бы лучше, если бы на деревьях остались жёлтые листья, красиво было бы в лесу.

Дети: Нет! Деревья, сами сбрасывают листья. Если листья оставить, зимой на ветках вырастут такие сугробы, что не выдержат они, сломаются от тяжести.

Воспитатель: А почему же листья не на всех деревьях опадают? Почему же на ели иголки остаются? Может, ель зимой не спит?  (ответы детей)

Воспитатель: Ели тоже спят зимой. А иголки – хвоинки для них то - же самое, что для других деревьев листья. Все деревья, у которых вместо листьев хвоя называются – хвойными. Какие хвойные деревья вы ещё знаете?

Дети. сосна, можжевельник, кедр.

Воспитатель:  Неужели эти деревья никогда свой наряд не меняют?

Воспитатель.  Меняют! Но не сразу, а постепенно.

Воспитатель.  А еще хвойные деревья лесным жителям зимой помогают выжить.

Оказавшись в лесу, нужно знать «Лесные правила».

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость,

Здесь хозяин – сосна  и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Игра-эмпатия.

Вокруг себя повернитесь –

И в деревья превратитесь!

Наши ноги – это корни

Наше туловище – ствол

Наши руки – это ветви

(Проведение физминутки под  музыку.)

Воспитатель. Подул легкий ветерок – затрепетали веточки  на деревьях (дети шевелят пальчиками). Усилился ветер – закачались веточки (Дети шевелят кистями рук).Совсем испортилась погода, сильный ветер, раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы, клонит к земле кроны. (Дети раскачивают руками, наклоняются из стороны в сторону). Но вот ветер утих, выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури. Пусть деревья станут ребятами.

(На слайде появляется фотография клеста).

Воспитатель. А вот и первый обитатель леса. Это клесты-еловики, они очень ель уважают. Тут им и дом и столовая. Здесь же с ними и дятлы кормятся, и белки, и соболь свою добычу выслеживает. Мыши тоже ель уважают, здесь же селятся.

Посмотрите, какой у него клюв кривой! Клесты своих птенцов кашей из еловых шишек кормят. А шишки еловые как раз к зиме и созревают. Вот они птенцов в феврале, в самые трескучие морозы  и выводят. Строят гнездо в густых еловых ветвях, шерстью, пухом его выстилают, чтобы птенцам потеплее было. Мама-клестиха усаживается, греет-высиживает птенцов как печка, а самец-клёст весь в трудах: еловые шишки своим изогнутым клювом шелушит, в кашу превращает, и весь день маму-клестиху кормит. А когда птенцы появятся, тогда он и маму-клестиху кормит и всех своих птенцов выкармливает. Так что клюв клесту необходим именно такой, так он приспособился к жизни в лесу.

Воспитатель. Ребята, а каких зимующих птиц вы знаете?

Дети: Сойка, воробей, синица, дятел, снегирь.

Воспитатель: Почему они остаются зимовать, а не улетают в тёплые края.

Дети:  Они никуда не улетают, потому что, питаются семенами, ягодами, зернышками, которые находят на растениях.

Воспитатель:  Как мы помогаем птицам в зимние холода?

Дети: Мы делаем и развешиваем кормушки, насыпаем в них зёрнышки, хлебные крошки. Птицы постоянно прилетают к нам подкрепляться. Для синичек вывешиваем кусочки сала, потому что они любят это лакомство.

Воспитатель.  Не зря в народе говорится «Сытой птице и мороз не страшен, а голодную и мороз убьет».

(Появляется слайд с изображением мыши)

Воспитатель. Посмотрите  на этого маленького зверька. Кто это?

Дети. Это мышь. Она питается разными семенами растений, орешками.

Воспитатель. А вы знаете, что если клёст уронит шишку вниз с дерева, то никогда её не поднимает. Вот серая мышь найдёт шишку и будет с неё всю ночь зернышки грызть. Ей зимой не страшен, ни холод, ни голод, а опасаться ей нужно только хищников.

 А кто это- хищники и как они зимуют?

Дети. (Дети рассказывают, а воспитатель, если нужно, дополняет ответы детей). Хищники- это лиса, волк, куница. Они не мёрзнут зимой, потому что у них осенью шерсть выросла густая, тёплая. Они днём спят, а в сумерках выходят на охоту. Волк может даже на снегу спать и не замёрзнуть. Ему страшен больше голод, чем холод.  

Воспитатель: А медведя в лесу можно увидеть зимой?

Дети. Медведь на зиму впадает в спячку и спит до самой весны.

Воспитатель:И что ничего не ест и не пьёт?

Дети. Медведи любят есть ягоды, грибы, вкусные корни, а где зимой в лесу он найдёт такую еду?

Воспитатель. Поэтому медведь так приспособился к зиме. Дети, а какие животные так же впадают в спячку? (Барсук, ёж, змеи, лягушки)

Воспитатель: Ребята, посмотрите снег пошёл. Сколько снежинок вокруг

ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА  со снежинками

Мы снежинки увидали,
Со снежинками играли.
Снежинки вправо полетели,
Глазки вправо посмотрели.
Снежинки влево полетели,
Глазки влево посмотрели.
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал.
Глазки смотрят вверх и вниз.
Всё! На землю улеглись.
Глазки закрываем,
Глазки отдыхают.

(Слайд с фото зайца).

Воспитатель: Ребята, посмотрите. Кто это? (заяц) Какая у зайца некрасивая шубка, вот если бы она у него была красная или синяя, или зелёная, вот это было бы красиво.

Дети. зимой зайцы летнюю серую шубку на шубку белую, пушистую и теплую меняют.  Зайчик - белый, снег – белый! Никакой хищник его не видит!  Очень быстро он может скакать, так что поймать его трудно.

Воспитатель:  (Смотрит вверх на дерево) Ура, я нашёл грибы, только они почему-то на деревьях растут и как-то странно.

(Слайд с фото белки).

Дети. Это белка грибы развесила на ветках ещё осенью, заготовила орехи, грибы и все свои запасы припомнила, а теперь, зимой, питается. Шерсть у белки зимой серая, густая, защищает от холодов и помогает маскироваться от хищников.

Воспитатель. Дети, скажите, а если белочка забудет, куда она спрятала орех или он ей не понадобится…? Он так и будет лежать.

Дети. Он весной прорастёт и через время превратится в дерево, приносящее орехи.

Воспитатель. Правильно, так белка и другие растительноядные звери и птицы помогают растениям распространяться и расти на земле. Всё в природе взаимосвязано: и растения, и звери, и птицы.

Воспитатель. Ребята, так много ещё в лесу интересного, мы об этом поговорим в следующий раз, а сейчас нам пора возвращаться домой. Давайте «наденем лыжи» и в путь.  (Под музыку скользящим шагом «возвращаемся» в группу). Скажите, что вы узнали о жизни зимой в лесу?

(Ответы детей)

Воспитатель. Молодцы дети, всё запомнили.

Воспитатель: — Узнать больше о жизни диких животных зимой нам поможет волшебный «снежок». Я буду бросать его вам и задавать вопросы, а вы – отвечать, хорошо подумав.

Проблемные вопросы:

  • Кто из диких животных выше зайца, но ниже медведя? (Волк, лиса, кабан, рысь.)
  • Кто из диких животных ниже лисы, но выше белки? (Заяц.)
  • Утепляет ли заяц свою нору к зиме? (Нет, её у него нет.)
  • Почему белки чаще селятся в хвойных лесах? (Белки питаются семенами шишек хвойных деревьев – ели, сосны, кедра.)
  • Как хвост лисе помогает? (В сильный мороз она им укрывает лапы и нос; заметает следы.)
  • Почему зимой волки сбиваются в стаи? (Так легче охотиться.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе по теме "Космическое путешествие".

Данный материал позволяет сформировать у детей первоначальные представления о истории развития космонавтики; Помогает закрепить знания о созвездиях, космических объектах, планетах;Расширяет кругозор д...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Путешествие к Царице Водице".

- Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь. С тобой во всем существе разл...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшем дошкольном возрасте "Зима. Зимние виды спорта"

В данном материале представлена организация образовательной деятельности по ознакомлению детей с зимними видами спорта, а также закреплению знаний о зимнем времени года....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада «Путешествие в прошлое телефона»

Цель:Обогащение представлений детей о мире окружающих предметов и побуждение к совместной творческой деятельности на основе использования информации, полученной на занятии. Задачи:1. Познакомить...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Путешествие в мир растений»

Цель: Обобщить и закрепить знания детей о растительном мире .Образовательные задачи: дать понятие о взаимосвязи живой и неживой природы, уточнить и расширить представления детей о растениях,...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Путешествие в прошлое часов»

Познакомить детей с историей часов.Формировать умение  изготавливать простейшие виды часов.Воспитывать интерес к познанию нового....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Зима. Зимние приметы"

Данное занятие проводится с группой детей среднего дошкольного возраста Тема занятия : "Зима. Зимние прметы". Занятие направлено на развитие познавательных интересов детей. Все задачи ...