Конспект открытого мероприятия в подготовительной группе по социально коммуникативному развитию на тему: «Дружат дети всей земли.» .
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Костюченко Юлия Николаевна

Открытое мероприятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл druzhat_deti_vsey_zemli.docx28.04 КБ

Предварительный просмотр:

  Конспект открытого мероприятия в         подготовительной группе по социально   коммуникативному развитию на тему

«Дружат дети всей земли.»

.

Цель занятия:

Формировать у детей понятия дружбы между людьми разных национальностей.

Задачи :

 Знакомство детей с разными народами, населяющими планету.Знакомство с культурой различных народов. Формирование представления различия и сходства людей разных рас. Создание условий для формирования интереса, любознательности к культуре, языку, деятельности, быту других народов. Воспитание доброжелательного отношения ко всем народам Земли.Воспитание уважения к обычаям, культуре других народов, населяющих нашу планету. Развитие умения участвовать в совместной игре с другими детьми. Воспитание личностных качеств, чувства коллективизма, умение соблюдать правила. Закладывание нравственных основ личности в процессе формирования представлений о дружбе, воспитание культуры общения, дружеских взаимоотношений, желания поддерживать друзей, заботиться о них; побуждение дошкольников к добрым поступкам.

Оборудование занятия:

• магнитофон, аудио записи «Большой хоровод», восточная музыка и т. д. ;

• доска с макетом Земного шара;

• физическая карта России с изображением живущих на ней народов разных национальностей;

• мольберт, волшебный экран с изображениями народов разных стран, их жилища и т. д. ;

• атрибутика Феи цветов: цветик-четырехцветик, указка;

• картонные куклы разных рас;

• танграм «Колумбово яйцо»;

• карточки с цифрами на одной стороне, на другой стороне с буквами;

• бумажный хоровод народов мира;

• льдины из картона

Предварительная работа:

• изучение карты мира для детей, глобуса;

• беседа с детьми на тему«Люди каких национальностей живут в нашей стране», рассматривание иллюстрационного материала по теме;

• просмотр мультфильма и чтение произведения чтение сказки Катаева В. «Цветик-семицветик»;

• просмотр мультфильма «Катерок»;

• чтение стихов, пословиц, поговорок о дружбе;

• загадывание загадок о дружбе;

• разучивание наизусть стихи о дружбе;

• изготовление атрибутов: картонных кукол разных рас, цветика-четырехцветика, волшебного экрана с изображениями народов разных стран, их жилища и т. д., одной большой льдины для подвижной игры, бумажного хоровода народов мира, карточек с цифрами на одной стороне, на другой стороне с буквами,

• на каждого ребёнка: конверт с игрой «Колумбово яйцо», по 2 льдины;

• подвижная татарская игра «Хлопушка», бурятская народная игра «Волк и ягнята», игра народов Севера «Ловля Оленей» и т. д. ;

• танец «Чунга-Чанга»;

• решение головоломок.

Ход занятия:

1. Введение в тему.

Под песню «Из чего наш мир состоит» (муз. Б. Савельева, сл. М. Танича)дети входят в центр зала, образуя круг.

«Солнечный круг» Воспитатель: — Давайте возьмемся за руки, посмотрим на того, кто стоит рядом с нами, и улыбнемся соседям своей самой доброй улыбкой.

А теперь закроем глаза; не отпуская рук, вытянем их вперед и соединим в центре круга. Представьте себе, что каждый из вас сейчас теплый солнечный лучик. Вы чувствуете рядом с собой такие же теплые лучики. Откройте глаза. У нас накопилось очень много тепла, и мы готовы поделиться им со всем миром! Потому что все вместе мы — большое яркое солнце! Мы связаны крепкой дружбой, и никакие тучи не смогут нас разъединить.

Теперь мы можем опустить руки, но сила и дружба останутся с нами.

И начнем наше путешествие.

• Посмотрите на карту — сколько разных народов живет в нашей стране! А как называется наша страна?

Дети: Наша страна называется Россия.

Воспитатель: — Народы, каких национальностей живут в нашей стране? (Ответы детей)

• Наша страна во всем мире не одна, существуют ещё много разных стран, в которых живут люди с разным цветом кожи, глаз и волос…

• Давайте мы с вами отправимся в путешествие по земному шару на поиски новых друзей. Путешествие будет необычное.

• Закройте на минутку глаза и не подглядывайте. Сейчас произойдет маленькое превращение.

2. Игровая ситуация

Звучит волшебная музыка. Воспитатель перевоплощается в Фею цветов.

Фея Цветов:

• Теперь можно открыть глаза. Ну вот, ребята. Я превратилась в Фею цветов.

А значит, больше всего на свете я люблю что? (Цветы.)

- Правильно, цветы. Их у меня очень много разных, красивых, но есть среди них и волшебные. Один из своих цветиков-четырехцветиков я принесла вам. Вот он. С его помощью можно очутиться в любом уголке Земли. Нужно только оторвать один лепесток и четко произнести волшебные слова«В цветнике цветут цветы. Поиграем с ними мы».

Давайте скажем все вместе громко. Дети произносят громко.

- А теперь тихо, ведь это все-таки волшебные слова.

3. Путешествие по земному шару.

Включается экран: Дети монголоидной расы.

— Ребята, смотрите — «проснулся» волшебный экран! (На экране появляется иллюстрация с изображением японской девочки.)

• Как вы думаете, из какой страны может быть эта девочка? (Из Японии.)

• Как вы догадались? (Разрез глаз, национальная прическа и одежда.)

• Ребята, как сказать одним словом, что у человека узкие глаза, темные волосы. (Узкоглазый, темноволосый). У японцев светлая кожа, но есть люди и с жёлтой кожей. Как сказать одним словом, что у человека жёлтая кожа? (Желтокожий).

• Совершенно верно, эта девочка из Страны Восходящего Солнца — Японии.

Одежду, которую носят японцы, называется кимоно (как мужская, так и женская).

- Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре расположена страна Япония. Фея цветов показывает указкой Японию.

- Люди этой страны выращивают чай, рис, употребляют в пищу морепродукты (креветки, кальмары, разную рыбу, любят заниматься изготовлением кукол из дерева, из бумаги, плетение корзин и вееров.

- В Японии необычные многоэтажные (многоярусные) храмы, с необычной формой крыши (показ иллюстрации - буддийский храм) и высокие красивые горы (показ иллюстрации Фудзияма).

(На экране появляется иллюстрация с изображением японских детей.)Японские дети многое могли бы рассказать нам о своей стране, только как же мы их поймем? (Выслушиваются варианты ответов детей.)

• Мы смогли бы понять друг друга с помощью языка нашего лица (мимики) и рук (жестов).

• Давайте пошлем им наше приветствие. В Японии люди приветствуют друг друга поклоном корпуса. (Воспитатель демонстрирует детям, а те повторяют.)

• А как бы нам подружиться с этими детьми?

• Что любят делать все дети на большой планете? (Играть.)

• В Японии очень любят различные головоломки, среди них (воспитатель демонстрирует) и танграм — выкладывание геометрических фигур - есть и другое название этой игры: Колумбово яйцо. Мы сейчас с вами поиграть в такую игру.

• Возьмите каждый по конверту и сядьте на ковёр лицом к экрану и так, чтобы друг другу не мешать.

«ТАНГРАМ»

— Откройте конверт. Каждому из вас предлагается набор десяти фигур. Вы должны сложить все фигуры так, чтобы у вас получилось яйцо. (Звучит восточная музыка.)

Дети выполняют задание на ковре, возле мольберта, а затем рассматривают, что получилось.

• Ребята, вам понравилась эта игра? (Да)

• Молодцы, ребята! Все справились с заданием. А теперь складывайте свои детали в конверт.

• На память о нашей встрече нам осталась кукла - японка и еще интересная игра ТАНГРАМ, в которую вы сможете поиграть в свободную минутку.

• Теперь нам отправляемся дальше. Отрываем еще один лепесток и вспоминаем волшебные слова. (Дети встают в круг и повторяют волшебные слова.)

Включается экран: Дети негроидной расы.

• Посмотрите, от наших слов экран снова проснулся. И теперь он показывает нам девочку с темным цветом кожи.

• Кто из вас знает, где живёт девочка с темным цветом кожи?

Дети:- Девочка с темным цветом кожи живёт в Африке.

- Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре расположена Африка. Фея цветов показывает указкой Африку.

- А теперь расскажите, как выглядит девочка.

- Ребята, как сказать одним словом, что у девочке большие глаза, карие глаза, темные волосы, кудрявые волосы.. (Кареглазая, большеглазый, темноволосый)

• Какая одежда у неё?

Дети: В Африке очень жарко, поэтому и одежда у девочки лёгкая.

- Они неравнодушны к бусам и браслетам (как мужчины, так и женщины, жители разных племён Африки предпочитают одежду красного, оранжевого, коричневого и зеленого цветов.

- А вот как выглядит жилище коренных жителей Африки. Жилище — однокамерное круглое, квадратное или прямоугольное в плане, с конусообразной крышей. Строительным материалом служат глина, камень, кустарник, трава, дерево, ветки, солома, пальмовая древесина, бамбук, листья банана и фикусовых;

Они занимаются земледелием: выращивают некоторые виды пшеницы и кофе, бобовые; скотоводством (верблюды, крупный и мелкий рогатый скот, лошади, ослы. Основная пища — каши, лепёшки, кислое молоко, мясо, жаренное на вертеле, рыба, чай, кофе.

• Мы не знаем языка этих народов, и поэтому опять поздороваемся без слов. Некоторые племена в Африке здороваются носами, вот так. (Воспитатель показывает.)

• Теперь вы сами поздоровайтесь друг с другом, по-африкански.

• Как вы думаете, ребята, что больше всего любят делать африканские дети? Дети: Африканские дети больше всего любят танцевать.

- Тогда, как вам кажется, как легче всего будет с ними подружиться? (Это потанцевать по- африканки.)

Танец «Чунга-Чанга».

— Ну что ж, ребята, мы нашли новых друзей и в жарких странах.

В память о них у нас остался этот танец и африканская кукла.

• Сколько у нас осталось еще лепестков?

Дети: У нас осталось еще 2 лепестка.

- Отрываем еще один и снова вспоминаем волшебные слова. (Фея цветов предлагает детям повторить ее ясно и отчетливо, на одном выдохе.)

Включается волшебный экран: Эскимосы (монголоидная раса).

Посмотрите на экран!

• Как называется народ, живущий на Севере? (Ненцы, эскимосы, якуты, чукчи.)

• Где живут эскимосы? (На севере нашей страны, там где холодно.) Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре живут эскимосы.

-Как вы думаете, почему эти дети так тепло одеты? (ответы детей). Эскимосы шьют одежду и обувь из шкур убитых на охоте животных. Непромокаемую обувь изготавливают из выделанных тюленьих шкур без шерсти.

• А теперь расскажите, как выглядят дети?

• Ребята, как сказать одним словом, что у человека узкие глаза, темные волосы (Узкоглазый, темноволосый). Как сказать одним словом, что у человека жёлтая кожа? (Желтокожий).

—Какое у детей настроение?

— Вы сказали, что дети веселые. Как еще можно сказать, какие они? Подберите к слову веселые слова, близкие по смыслу (радостные, бодрые, довольные, оживленные).

• Вы знаете, ребята, у эскимосов очень необычные дома. Их жилище называется иглу.

• Так как это северный народ, то даже жилище свое они строят из больших обточенных кусков льда. В нем раскладывают меховые шкуры, разводят огонь. Суровый мороз снаружи не даст растаять толстым слоям снега, и пурга не страшна.

• А еще эскимосы занимаются оленеводством, любят охотиться и ловить рыбу.

• Ребята, давайте подберём родственные слова к слову «рыба». Ответы детей: рыбка, рыбак, рыболов, рыбёшка, рыбацкий, рыбный, рыбачить.

• А теперь подберём родственные слова к слову «охота»». Ответы детей: охотник, охотиться, охотничье, охотничий.

• Молодцы, ребята.

• А здороваются эскимосы, помахивая руками. (Дети показывают.)

• Вы хотите с ними подружиться? Тогда давайте поиграем в любимую игру эскимосских детишек «Белые медведи».

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «Белые медведи». Проводится под музыку «Песенка о медведях»

Ход игры.

Дети разбиваются на две дружные команды. У каждого игрока (медведя) по две льдины. По сигналу первые медведи начинают перемещаться с льдины на льдину, стараясь не оступиться. Нужно добраться до большой льдины и там дожидаться остальных. Когда все медведи доберутся до большой льдины, надо постараться удержаться всем вместе, чтобы никто не очутился в ледяной воде.

— Молодцы, вы проявили настоящую крепкую дружбу в этой нелегкой борьбе со льдинами, и про вас действительно можно сказать,что у вас, как в пословице«Крепкую дружбу и топором не разрубишь».

- Ребята, а какие вы знаете пословицы о дружбе?

1 ребёнок: Старый друг, лучше новых двух.

2 ребёнок: Друга ищи, а нашел, береги.

3 ребёнок: Друзья познаются в беде.

4 ребёнок: Дружба заботой да подмогой крепка!

5 ребёнок: Живи не скупись с друзьями делись!

6 ребёнок: Где дружба прочна, там хорошо идут дела.

7 ребёнок: Добро потеряешь - опять наживёшь,

друга потеряешь - уже не вернёшь.

• Ну что ж, и в холодных странах мы тоже нашли себе друзей, не похожих на нас. И память о них осталась эта подвижная игра и эскимосская кукла.

• У нас последний лепесток, а нам ведь нужно вернуться домой.

Давайте-ка, скажем, волшебные слова. Тихо…

Включается волшебный экран: Дети европеоидной расы,

— Включился наш волшебный экран. (Фотографии детей из детского сада.)

— А это дети нашего детского сада. Они очень дружные, любят играть, танцевать, умеют читать и считать.

— И они приготовили для вас один сюрприз.

Посмотрите, здесь лежат карточки с разными цифрами. Каждый из вас должен взять по одной карточке и разложить их в правильной последовательности, по порядку (от 1 до 10). Переверните карточки и тогда мы сможем прочитать что-то очень важное.

Дети выполняют задание под музыку.

— Давайте прочитаем, что у нас получилось. (Мир и дружба.)

— Почему это важные слова?

—А вы по-настоящему дружные ребята?

— Для вас важно будет, какого цвета кожа, волосы или какой разрез глаз у того, кто захочет с вами поиграть?

— А что важно для дружбы? (Доброта, отзывчивость, уважение, забота, понимание, поддержка и внимание к другому.)

И на память вам ребята дарят русскую куклу.

4. Стихи о дружбе:

 ребёнок: Дружба — это тёплый ветер,

Дружба — это светлый мир,

Дружба — солнце на рассвете,

Для души весёлый пир.

Дружба — это только счастье,

Дружба — у людей одна.

С дружбой не страшны ненастья,

С дружбой — жизнь весной полна.

Друг разделит боль и радость,

Друг поддержит и спасёт.

С другом — даже злая слабость

В миг растает и уйдет.

Верь, храни, цени же дружбу,

Это высший идеал.

Вам она сослужит службу.

Ведь дружба — это ценный дар!

 ребёнок:

Вместе живут на огромной планете

Разные взрослые, разные дети.

Внешностью разные и цветом кожи,

Но, безусловно, мы в чём-то похожи!

Всем нам счастливыми хочется быть,

Новые звёзды на небе открыть,

Годы пройдут, и мы станем взрослее,

Ростом повыше, по жизни мудрее,

И поменяется мир весь вокруг,

Но рядом останется преданный друг!

 ребёнок Много у меня друзей:

Лена, Танечка, Сергей.

С Леной песенки поём,

С Таней мы гулять пойдём,

А Серёжке целый день

Нас дразнить совсем не лень!

Здесь все дружно мы живём:

Вместе учимся, растём,

Узнаём про всё на свете,

О других таких же детях,

Как они живут и чем

Заниматься им не лень.

Всем дружить необходимо –

Ане, Вите, Насте, Диме,

Все мы – лучшие друзья,

Друг без друга нам нельзя.

Мы умнеем и растём,

Здесь мы весело живём.

Пусть воспитательница верит

– Мы её не подведём!

ребёнок:  Дружит с солнцем ветерок,

А роса – с травою.

Дружит с бабочкой цветок,

Дружим мы с тобою.

Всё с друзьями пополам

Поделить мы рады!

Только ссориться друзьям

Никогда не надо!

 ребёнок: Дружба – это дар нам свыше,

Дружба – это свет в окне;

Друг всегда тебя услышит,

Он не бросит и в беде.

Но не каждому дано

Знать, что дружба есть на свете,

Что с друзьями жить легко,

Веселее с ними вместе.

Кто без друга прошагал

По дороге жизни этой,

Тот не жил – существовал.

Дружба – это мир планеты.

— Действительно, мы такие разные — взрослые и дети Земли: чем же мы отличаемся друг от друга?

• мы разговариваем на разных языках;

• по-разному одеваемся;

• выглядим по-разному;

• у нас разные жилища (дома);

• мы живем в разных уголках земного шара.

— Вы пока еще дети, но скоро станете взрослыми. И от вас будет зависеть мир и счастье на нашей планете, оттого, научились ли вы дружить с детства!

— Глядя на вас, я убедилась, что вы все очень дружные, добрые, внимательные ребята и всегда сможете прийти на помощь друг другу.

5. «Дружат дети всей земли»

—Ребята, давайте в знак большой дружбы детей всей Земли возьмем хоровод

и соединим его вокруг земного шара.

— Как красиво у вас получилось.

А теперь давайте возьмемся за руки, встанем в полукруг и споём песню «Большой хоровод».

Дети заводят хоровод под песню Б. Васильева на слова А. Хайта «Большой хоровод». - … Пусть все люди Земли с нами встанут в него. Пусть повсюду звучат только радость и смех. Пусть без слов будет песня понятна для всех!

Воспитатель: Спасибо вам, ребята, за вашу активную и заинтересованную работу. Сегодня мы с вами познакомились с народами разных стран, самое главное это дружить с людьми независимо от цвета кожи, глаз, волос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по нравственному воспитанию в подготовительной группе (область социально-коммуникативное развитие) ТЕМА: «ДЕРЕВО ДРУЖБЫ»

Что за чудо чудеса,Раз рука и два рука.Вот ладошка правая, вот ладошка левая.И скажу вам, не тая,Руки всем нужны друзья!Сильные руки не бросятся в драку,Добрые руки погладят собаку,Умные руки умеют ле...

Конспект совместной деятельности педагога с детьми подготовительной группы по социально-коммуникативному развитию «Парк отдыха и развлечений».

Совместная деятельность с детьми подготовительной к школе группы  по теме «Право на отдых и развлечение», в которой интегрированы разные виды детской деятельности: игровая, трудовая, познавательн...

Конспект НОД в подготовительной группе по социально-коммуникативному развитию на тему «Моя семья».

Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своего рода и родословной.Задачи:1.Систематизировать знания детей о семье, закреплять представление о родственных отношениях, о родословной...

Конспект занятия в подготовительной группе по социально-коммуникативному развитию "Наша армия родная"

Учим детей общаться со взрослыми, привлекаем родителей к участию в образовательном процессе....

Конспект открытого ООД в подготовительной группе по социально-коммуникативному развитию "Ребенок дома"

Конспект открытого ООД в подготовительной группе по социально-коммуникативному развитию "Ребенок дома"...

Конспект Кубанского часа в подготовительной группе по социально – коммуникативному развитию на тему: « Животный и растительный мир Кубани» (Викторина).

Цель: Закрепить и углубить представления у детей о животном и растительном  мире Кубани.Задачи:  Учить видеть красоту нашего края; воспитывать бережное отношение к животному и растительному ...