НОД по ознакомлению с окружающим миром «Откуда к нам пришел Новый год».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Любовь Армянинова

Рассширить знания детей о том, как встречают Новый год в разных странах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД по ознакомлению с окружающим миром

«Откуда к нам пришел Новый год».

Цель:  Создать условия для закрепления знаний детей о традициях праздника Нового года.

Обучающие: формировать умение детей правильно отвечать на вопросы. Быть внимательными к деталям, пополнять лексику разнообразием слов. Закрепить умение выражать свои мысли полными предложениями. Дать знания о том, какие традиции в нашей стране и других странах мира.

Развивающие: способствовать развитию мыслительной деятельности, памяти, связной речи, воображения .

Воспитательные: Воспитывать в детях чувство уважения к народным традициям.

Материал: Иллюстрации с изображением портрета Петра1, с изображением старинных елочных украшений, с праздником в стародавние времена, иллюстрация колумбийского старого года.

Предварительная работа: Беседа о Новогоднем празднике, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, стихотворений о празднике.

Ход.

Воспитатель: Ребята, скоро наступит самый яркий и желанный праздник, в котором много волшебства и радости. Как вы думаете, что это за праздник?

Дети: Новый Год.

Воспитатель: Новый год в России любят и празднуют с удовольствием и радостью. Этот праздник оброс традициями, которые сложились за многие годы. Со временем появились современные обычаи и порядки, характерные именно для нашей страны. Какие обычаи вам известны? (ответы детей). Традиции важны для каждого народа, ведь они являются связью новых поколений с предками, выявляют сущность нации, ее характер. Праздновать Новый Год начали при Петре 1, посмотрите на портрет этого человека. (Показ иллюстрации).  Пётр I Великий— выдающийся государственный деятель, московский царь из династии Романовых. По его указу было велено всем наряжать дома ветками сосны, ели или можжевельника, веселиться и накрывать праздничные столы, но всяких безобразий не учинять. А вот красиво наряжать елку русские люди научились у французов. Они вешали на ветки деревца печенье, яблоки, яркие цветы из разноцветной бумаги. И эта традиция быстро прижилась и у нас в стране. Посмотрите, какие украшения были в далеком прошлом, они все сделаны в ручную и с большой любовью. (Показ иллюстраций) . В давние времена юноши в Новогодние праздничные дни выбирали себе невесту и всячески старались ее задобрить. Вот отсюда и дошла до наших дней традиция дарить подарки на этот замечательный праздник. Праздник все старались встретить с чистой душой и без долгов. Обязательно одевали новую одежду, отдавали деньги, мирились с родными и соседями, просили прощения друг у друга. Посмотрите, как раньше люди встречали этот праздник в кругу семьи. ( Показ иллюстрации) А в наше время соблюдаются эти традиции? ( ответы детей). Конечно и в наше время, мы тоже стараемся соблюдать эти традиции.

Физкультминутка.

Скрип-скрип, топ-топ (потереть ладошку об ладошку, топнуть ножками).

Посмотрите – кто идёт? (правая рука над бровями – посмотреть вдаль).

Скрип-скрип, топ-топ (потереть ладошку об ладошку, топнуть ножками).

Кто-то песенку поёт (ладошки приставляем попеременно к правому и левому уху).

Посмотри! (хлопнуть 3 раза).

Дед Мороз! (хлопнуть 3 раза).

С бородой пушистой (руками показать бороду).

У него (хлопнуть 3 раза).

На бровях (хлопнуть 3 раза).

Иней серебриться (руками показать фонарики).

Воспитатель: А хотите послушать какие есть детские новогодние традиции в других странах?  Хорошо, сейчас я вам расскажу.

Французы запекают в новогодний пирог боб: тот, кому он достанется, получает титул «бобового короля» и право раздавать указания в течение всей праздничной ночи. Взрослые стараются подгадать так, чтобы боб достался ребенку. В Колумбии – главный герой – Старый Год. Он разгуливает на высоких ходулях по улицам и рассказывает идущим мимо детям смешные истории. (Показ иллюстрации). В Норвегии дети ждут подарков от козы. Поэтому в ночь перед Новым годом они готовят ей угощение, оставляя в своих ботинках немного сена. Наутро вместо сухой травы они находят в них подарки. На Кубе перед наступлением Нового года дети наполняют кувшины, ведра, тазы и миски водой, чтобы в полночь вместе с родителями вылить эту воду из окон. Считается, что таким образом люди благодарят уходящий год за все хорошее, что он им принес. На Руси к Новому году выпекали из теста домашних животных: коней, коров, быков. А когда в дом приходили колядовать, гостей одаривали этими фигурками, разными сладостями, орехами. Также считали, что Новый год надо встречать в новом платье и обуви - тогда весь год ходить в обновках

    Воспитатель:  Ребята, как мы встречаем Новый год в России?

Дети: Дарим подарки родным и друзьям, накрываем на столы, встречаем Деда Мороза и Снегурочку, наряжаем елку.

Воспитатель:  Что мы наряжаем на новый год у себя в домах?

Дети:  Елку.

Воспитатель:  Елку называют елью. Ель – живет в лесу и является символом новогодних праздников. Традиция наряжать елку пришла из давних времен. Вот она – лесная красавица. Назовите ель ласковыми словами, если ели понравится, то на ней будет появляться  красивый шар. (Плакат елки-украшаем шарами).

Словесная игра «Какая елка?».

Воспитатель: Чем покрыты ветки у ели ?

Дети: Иголками.

Воспитатель: Как называют иголки ?

Дети: Хвоя.

Воспитатель: Большие, широкие ветви называют – еловыми лапами. Эти лапы не пропускают ветер, вьюгу, метель, поэтому в хвойном лесу прячутся птицы и звери. Ель является для лесных жителей столовой и жилищем. Почему столовой? Потому что птицы и животные питаются  семенами ели, Почему жилище? Потому, что птицы вьют гнезда на ели (сорока), в корнях ее медведь готовит себе берлогу.

Игра «Закончи предложение».

Воспитатель: Я начну предложение, вы закончите:

Я знаю, что у дерева есть …… (корни, ствол, ветви).

Я знаю, что ветви ели называю… (лапы).

Я знаю, что иголки у ели называются…. (хвоя).

Я знаю, что семенами ели питаются …. (птицы, белки).

Я знаю, что на Новый год наряжают…  (елку).

Воспитатель:  Какую пользу для людей приносит ель?

Дети: Хвойные деревья выделяют кислород, который необходим всему живому (людям, животным, птицам).

Воспитатель: Я знаю сказку о ели, которой хорошо жилось в лесу, хотите ее услышать?

Шум ветра, на экране появляется большая елка и маленькая.

        - Весной на полянке, у мамочки ели, родилась дочурка маленькая елочка. Маленькой елочке хорошо в лесу. Вся природа радовалась появлению нового деревца, вокруг нее летали и пели птицы.  Прошло время, и маленькая  елочка  превратилась в лесную красавицу. И вот однажды в лес перед новогодним праздником пришел человек, чтобы срубить на праздник елку. Вдруг поднялся ветер, метель, и елочка заговорила человеческим голосом: - Мы деревья тоже живые существа, нас нужно оберегать, а вы люди часто этого не понимаете. Человек задумался. - Зачем губить елку? Пусть она растет на радость всем. А для себя под новый год  смастерим сами или купил елку себе .

Воспитатель:  Что мы наряжаем на новый год? (Елку)

А откуда приходит к нам елка? (Из лесу)

Как встречают дети других стран новый год?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения мастер-класса нод по ознакомлению с окружающим миром «Откуда берётся дождь?»

Форма обучения: интегрированное занятие по исследовательской деятельности детей.     Цель: подвести детей к выводу о возникновении дождя в природе.     Задачи:-...

Конспект нод по ознакомлению с окружающим миром «Откуда берётся дождь?»

Форма обучения: интегрированное занятие по исследовательской деятельности детей.     Цель: подвести детей к выводу о возникновении дождя в природе.     За...

Конспект НОД для детей 6-7 лет по ознакомлению с окружающим миром «Откуда хлеб пришел?»

     Цель: Сформировать у детей представление о ценности хлеба.Задачи:Образовательная: Уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба. Ознакомить, кто выр...

Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Откуда хлеб пришёл»

Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Откуда хлеб пришёл»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Откуда хлеб пришел?» (старшая группа)

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Откуда хлеб пришел?» (старшая группа)Образовательная: Уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба. Ознакомит...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Откуда хлеб пришел?»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Откуда хлеб пришел?» Цель: Продолжать воспитывать у детей бережное отношение к хлебу.Задачи:Образовательные:Изучить историю в...