Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Полезные ископаемые России: каменный уголь»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Интеграция областей: ПР., РР., С-КР.,ФР.

Возрастная группа: 5-6 лет.

Цель:  Сформировать представление детей о каменном угле.

Задачи:

·        Познакомить детей с происхождением каменного угля, со способами

добычи из недр земли; использование каменного угля в жизнедеятельности человека.

·        Познакомить с крупнейшими месторождениями каменного угля.

·        Развивать мышление, память, внимание; развивать интерес к экспериментально-опытнической деятельности.

·        Воспитывать любовь к Родине, к ее богатствам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_ood-kamennyy_ugol.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №40» г.о. Саранск

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром

Тема: «Полезные ископаемые России: каменный уголь»

(старшая группа)

Составила и провела воспитатель:

                                          Ишмуратова Н.Н.

                                   

Саранск

Интеграция областей: ПР., РР., С-КР.,ФР.

Возрастная группа: 5-6 лет.

Цель:  Сформировать представление детей о каменном угле.

Задачи:

  • Познакомить детей с происхождением каменного угля, со способами

добычи из недр земли; использование каменного угля в жизнедеятельности человека.

  • Познакомить с крупнейшими месторождениями каменного угля.
  • Развивать мышление, память, внимание; развивать интерес к экспериментально-опытнической деятельности.
  • Воспитывать любовь к Родине, к ее богатствам.

Методы и приемы: беседа, вопрос-ответ, опыт, загадка, физкультминутка, гимнастика для глаз, д/игра.

Словарная работа: каменный уголь.

Материалы и оборудование: 

Посылка с каменным углем, загадка про каменный уголь, подносы с каменным углем на каждого ребенка, баночки с водой, палочки, физическая карта, красные флажки, схема добычи каменного угля, салфетки, лупа, сигнальные карточки - схемы, картинки по теме, шапочки на каждого ребенка.

Предварительная работа:

Беседа о профессии шахтера, о его труде, рассматривание иллюстраций по теме, беседа на тему «Полезные ископаемые», чтение художественной литературы о неживой природе.

Ход НОД:

Дети стоят полукругом.

-Ребята, скажите, что нас окружает? (предметы)

-А еще что? (природа)

-Какая бывает природа? (живая и неживая)

-Назовите признаки живой природы. (дышит, размножается, растет, двигается, умирает, питается)

-Предлагаю вам поиграть в игру: «Живое – неживое»

-Я буду называть предметы, а вы поднимать карточку нужного цвета, зеленую, если предмет живой природы, красную, если предмет неживой природы. (солнце, камень, дерево, небо, цветы, вода)

-Молодцы, справились.

-Дети, вы все знаете мультфильм «Простоквашино», так вот Шарику почтальон Печкин принес посылку от дяди Федора, и он просит помочь нас ему разобраться.

-Ну, как поможем?

-Давайте посмотрим, что в этой посылке? Ребята, да тут письмо, надо его прочитать.

Письмо: «здравствуй Шарик, я знаю, что у вас кончились дрова и тебе нечем топить печь, и тебе жалко рубить деревья, вот я решил послать тебе эту посылку – сюрприз, надеюсь, ты все поймешь, что к чему. Твой друг дядя Федор.»

-Ну что ребята, поможем Шарику разобраться, что к чему?

-Да тут еще и загадка: с виду неприглядный камень

                                         Он в земле лежит пластами

                                         Чтоб наверх его достать

                                         Надо в шахте побывать

                                         Под землею огоньки

                                         Это в шахте горняки

                                         Молотками отбивают

                                         Этот очень нужный камень.

-Что это?

-Правильно, это каменный уголь. (показ каменного угля)

-Скажите, а каменный уголь, к какой природе относится? (к неживой)

-Мы с вами много говорили про каменный уголь, и сегодня мы продолжим работу, и изучим свойства каменного угля, узнаем, как его добывают, как и где использует его человек.

-Ребята, а как называются люди, которые все изучают?

-Да, ученые.

-Вот я вам сегодня предлагаю немного побыть учеными, давайте наденем шапочки, как знак мудрости.

-Я вас приглашаю в нашу лабораторию, для работы.(дети проходят за столы)

-Перед вами уважаемые коллеги, все необходимое для работы, посмотрите.

-Вот каменный уголь, что вы можете о нем сказать?

-Какого он цвета? (черный)

-Я как ваш помощник, буду вам помогать, и все найденные свойства буду фиксировать на доске в виде сигнальных карточек.

-Уголь твердый или мягкий?

-Как вы узнали? (да, нужно на него надавить пальцем)

-Гладкий или шершавый?

-Блестящий или матовый?

-Возьмите его в руки, потрогайте, а теперь посмотрите на руки, что вы заметили?

-Да, он пачкается. Вытрите руки салфеткой.

-Коллеги, как вы думаете, а он прочный?  Давайте проверим.

Физкультминутка.

Опыт: воспитатель молотком ударяет по каменному углю.

-Что произошло? (да, он рассыпался)

-Давайте сделаем вывод: каменный уголь прочный, но не настолько, как например мрамор, и от удара он рассыпается.

-Как называется это свойство? Какой он? (хрупкий)

-А теперь возьмите лупу и рассмотрите его.

-Какой он? (бугристый, как дерево)

-А сейчас ученый Иван расскажет нам, что он сам знает про каменный уголь.

Сообщение: «каменный уголь – это не просто камень, это полезное ископаемое растительного происхождения, его основу составляют остатки древних болотистых, погибших растений и деревьев, которые разлагаются, гниют и превращаются в рыхлый торф»

-ученый Илья дополнит.

Сообщение: «такой торф лежит много, много лет и потом превращается в каменный уголь»

-Уважаемые коллеги, а как вы думаете, что произойдет, если мы опустим каменный уголь в воду? Давайте сделаем это.

Опыт: «опускаем уголь в воду»

-Что происходит с водой? (вода помутнела, пошли пузырьки)

-Почему пошли пузырьки? Что это такое? (это выходит воздух)

Вывод: правильно, в каждом предмете есть воздух, а в пористых больше. При опускании в воду, он вытесняется ею, поэтому появляются пузырьки.

-А что произошло с углем? (он утонул)

-Какой можно сделать вывод? Уголь тяжелый.

-А как вы думаете уголь растворяется?

-Давайте проверим.

Опыт: возьмите палочки и помешайте. Сделайте вывод.

-уголь не растворяется.

-правильно, уголь не растворяется ни в одной из жидкостей.

-сейчас ученый Георгий скажет нам о главном свойстве угля.

Сообщение: «каменный уголь хорошо горит и дает много тепла, поэтому он идет для отопления жилых домов, помещений, используется как топливо на заводах и фабриках»

- нужен ли человеку каменный уголь? (из каменного угля получают лаки, краски, используют для получения лекарства, пластмассы, духов, используют как твердое и жидкое топливо)

-а ученый Андрей нам расскажет как добывают каменный уголь.

Гимнастика для глаз.

Сообщение: «добыча каменного угля производится как на поверхности, так и глубоко под землей. Для добычи под землей строят шахты – это глубокие и темные колодцы. В стволах шахт устанавливают подъемные машины. От стволов шахт по направлению к залежам угля роют подземный коридор, там прокладывают рельсы, делают освещение»

-Николай, коллега продолжите, пожалуйста.

Сообщение:«шахтеры добывают уголь с помощью специальных отбойных молотков. Добытый уголь грузят в специальные вагонетки и на них перевозят до ствола шахты. Здесь подъемные машины поднимают уголь на поверхность земли. Там грузят в вагоны и везут туда, где он нужен»

-труд шахтеров очень трудный и тяжелый. Их нелегкий труд облегчают специальные машины.(показ слайдов)

-давайте посмотрим на карту, а Денис нам расскажет, где находятся залежи каменного угля.

Сообщение:« у нас есть места, где есть много каменного угля, целые залежи. Недалеко от Москвы – тульское месторождение, в Новокузнецке, на реке Печоре»

-давайте флажками отметим эти места.

-а теперь уважаемые коллеги, давайте еще раз повторим все свойства каменного угля, а я запишу, и сделаем вывод, зачем дядя Федор прислал Шарику каменный уголь. И это письмо, и посылку отправим назад в Простоквашино.

-ребята, а Шарик заранее знал, что мы с вами во всем разберемся, и прислал нам в подарок кусочки каменного угля, я вам сейчас их раздам на память о нашем занятии. А вы дома поделитесь своими знаниями со своими родителями.

-Всем спасибо за работу, вы сегодня все были молодцы, трудились на занятии, как «шахтеры»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "С днем рождения Россия"

Конспект занятия для дошкольников ко Дню независимости России, о России, о символах РФ....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Путешествие по Золотому Кольцу России»

Форма организации занятия: занятие  - путешествие.Задачи:  Образовательные:Познакомить с городами, образующими Золотое кольцо России;Систематизировать и расширить знания по теме;Учить д...

НОД по Ознакомление с окружающим миром. Тема: Мое Отечество – Россия

Тема:  Мое  Отечество – Россия.Цель: 1. Формировать  у  детей  интерес  к  получению  знаний о  России, о столице нашей Родины.2. Развивать  у д...

НОД по ознакомлению с окружающем миром . Тема "Путешествие по России"

Цель: Создать условия для развития детей чувства патриотизма и любви к своей Родине....

Конспект занятия "Ознакомление с окружающим миром" Тема: Полезная и вредная еда. Старшая группа

Данное занятие помогает формированию у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни и представления детей о вредных и полезных продуктах....

Конспект открытого занятия Ознакомление с окружающим миром Тема: « В мире насекомых»

Конспект открытого занятияОзнакомление с окружающим миромТема: « В мире насекомых»Цель :Расширять представления детей о разнообразии насекомых.Задачи:Закреплять знания о строении насекомых...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе."Россия – Родина моя"

quot;Россия – Родина моя" Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Задачи:- закрепить у детей знания о российском государстве;-познакомить детей с го...