« Быт и культура русского народа» Технологическая карта
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Кондратенкова Евгения

Познавательное  развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh._karta_byt_i_zhilitse_russk.nar_.docx36.27 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приёмы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1

Организационно-мотивационный этап

Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия

Встречает воспитатель в русском народном костюме.

Звучит русская народная музыка.

- Здравствуйте! Милости просим!

Так здоровались наши предки по старинному русскому обычаю, кланяясь, прижав руку к сердцу.

Попробуйте и вы!

 

Словесный 

Коллективная

Практический 

Проявляют интерес.

Кланяются, прижав руку к сердцу.

Создание

позитивного

настроя детей.

Взаимодействие со сверстниками и воспитателем.

2

Основной этап

2.1

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации , формулировка проблемы в доступной для детей форме

Вносят посылку от Лунтика.

Внутри письмо с просьбой рассказать о том, как жили наши предки в старину.

-А вы,  хотели бы  совершить путешествие в старые времена? Узнать,  как жили наши предки?

А попасть нам туда поможет карусель.

Хоровод с каруселью.

Еле-еле, еле – еле закружились карусели.

А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом.

Тише – тише, не бегите, карусель остановите.

-Догадались, куда мы попали?

Мы с вами попали в прошлое, в русскую избу.

Проходите, садитесь на лавочку.

Наглядный

Словесный

Коллективная

Практический

Ответы детей, озвучивают проблему.

Дети с воспитателем водят  хоровод

( под аудиозапись).

Проявляют интерес.

Участвует в формулировке проблемы. Осознают потребность в новых знаниях.

Активно взаимодействуют со сверстниками и воспитателем, учувствуют в совместном хороводе.

2.2

Этап ознакомления с материалом

Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определённого объёма знаний и представлений.

Просмотр презентации.

В лесистых местах, по берегам рек и озёр ставили свои дома наши предки.
Селились рядом родственники и просто соседи.

Постепенно образовывалось село.
Строили очень долго, но на века.
Русские избы изумляют плотницким искусством: ни одного гвоздя, а стоят не сдвинуть! (слайд №1) Крыльцо – «распахнутые руки» дома, оно связывало избу с улицей, с соседями.
Тёплыми летними вечерами собирались на крыльце посидеть, поговорить, обсудить новости. Крыльцо, как правило, выходило в сторону улицы и становилось на боковом южном фасаде.
Его держали разные столбы, всё крыльцо украшала ажурная резьба.
На крыльцо вели ступени и перила.(слайд №2)

Окна – «глаза дома». Над окнами крепились козырьки – наличники.
Они красивые и резные, прикрывали окна от дождя и снега.
Позже появились наличники со ставнями. Кроме того, что они защищали от осадков и солнечного света, ставни выполняли ещё одну функцию. С улицы каждый мог видеть: открыты ставни – значит, хозяева уже встали, а закрыты – значит, ещё спят или ушли.(слайд№3)

Горница-самая лучшая комната в избе.(слайд№4)

Летом спит, зимой горит.
Пасть открывает , что дают- глотает. (Печь)
Большую  часть в избе занимала печка.
«Без печи и хата не хата»

 «Печи нет – жизни нет»
Как вы думаете, зачем в избе нужна печь?
Печь избу обогревала, на ней готовили обед, пекли пироги, сушили валенки, варежки. (слайд№5)

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза,

Видеть лучше будем сразу.

Наглядный

Демонстрация

Рассказ

Загадка

Проходят в избу и садятся на лавку для просмотра презентации.

Проявляют интерес.

Внимательно слушают, отгадывают загадку.

Выполняют гимнастику для глаз, движения по тексту.

Концентрируются на поиске новых знаний.

Расширение

кругозора,

представлений

детей о

строении и

убранстве

русской избы.

Активизация

памяти,

словаря детей

Коллективная

деятельность.

Взаимодействие со сверстниками и воспитателем.

2.3

Этап практического решения проблемы

Овладение действиями, способами решения проблемы

Мы пришли в горницу - самая нарядная и красивая комната в русской избе, в ней принимали гостей. Скажите, какой предмет занимает больше всего места в  горнице?

Про неё в народе говорили:  «Печка кормит, печка греет, печка – мать родная».

Печь была самой главной вещью в доме.

-Для чего же нужна была печь  в избе?

-В какой посуде готовили русские хозяйки?

-Что готовили?

-Да, в России много национальных блюд готовят из муки. Например, только в России пекут калачи и бублики. (Показывает детям).

-Ребята, а назовите кушанья из муки, которые готовят ваши мамы.

 Что ещё любят готовить в России?

- Кашу и щи.

Есть у русского народа такая поговорка: «Щи да каша – пища наша».

-Какие каши варят у нас?

- А ещё в России очень любят щи. Из чего варят щи?

- Да. И все эти овощи выращивают у нас и готовят из них пищу.

-Ой, а как же поставить горшочек в печке то горячо? Ухватом.

Предлагаю детям показать, как надо брать горшочек ухватом.

Предлагаю  детям  посмотреть на пол, чем покрыт пол? Ковриками, половиками

-А для чего пол покрывали половиками?

-Хозяйки вязали  коврики из разноцветных лоскутков ткани.

-Где русские хозяйки хранили одежду?

В сундуке.

- Давайте в него заглянем (достаю  шкатулку деревянную, сарафаны)

 Чтобы сшить такие наряды девушки должны были вечерами рукодельничать, но вот беда — электричества не было и люди придумали что, кто мне скажет? Лучину, свечи. Из чего делали лучину?

.

Физминутка : русская игра «Федул»

Считалка: Раз, два, три - тебе водить!

Эй, Федул, что губы надул?

Эй, Федул, что губы надул?

Ты не злись, не сердись, а ребятам улыбнись.

Ты немножко попляши, что нам делать –прикажи!

-Наш народ славен своими традициями.

Хочу рассказать об одном.  В октябре собран весь урожай капусты, и чтобы его сохранить, русские люди издавна заготавливали капусту – солили, квасили её. На Руси было принято рубить капусту, заготавливать её на зиму.

Начинались весёлые вечеринки в честь капусты – капустницы. Нарядные девушки обходили с песнями все дома своей деревни и помогали хозяевам рубить капусту. После того, как капуста была срублена, начинались вечеринки с песнями и плясками.

-А заквашивали капусту так: (Показывает).

Сначала кочаны замывают и очищают от испорченных листьев. Потом вырезают кочерыжки, кочаны мелко рубят сечкой или ножом. Также готовят и морковь. Чтобы дружнее и веселее шла работа, раньше хозяйки приговаривали:

Вилки в ведро,

Руби серебро.

Сечи – мельчи,

В кадку топчи.

Нашинкованную капусту перемешивают с солью и морковью в большой кастрюле. Потом капусту укладывают в бочонок и очень хорошо утрамбовывали пока не выступит сок.

Вот так, посмотрите, дети.

Когда кадушка наполнена, сверху кладут деревянный кружок и гнёт – камень. Вот так капустка заквашивается, а потом её переносят в – погреб.

- Но что-то вы, ребятки, немного приуныли. Устали?

-А ведь на капустных  посиделках всегда было весело – русские люди умели трудиться, умели и отдыхать.

-И нас музыка зовёт на весёлый хоровод!

Хороводная игра «Завивание капустки».

- Молодцы! Здорово у вас получается!

Словесный

Рассказ

Беседа

Практический

Коллективная

Ответы детей

Дети рассматривают чугунок, ухват, кочергу, коромысло.

Ответы детей.

- в горшках, в чугунках.

-Блины, пироги, оладьи

Перечисляют (гречневая, манная, овсяная и др.)

-Из капусты, моркови, картофеля, лука

Рассматривают ухват, кочергу.

-Для тепла.

-В сундуке.

Достают и примеряют сарафаны.

-Из щепочки, отколотой от полена

Считалкой выбирают водящего.

Дети идут по кругу

хороводом. В центре

стоит надувшийся

Федул.

Дети останавливаются и грозят пальцем

Федулу. Он хмурится.

Дети хлопают в

ладоши, Федул пляшет.

После песни Федул

дает детям задания

(присесть,попрыгать, почесать ухо и т.д)

 

Дети перемешивают капусту с солью.

Приговаривая

Вилки в ведро,

Руби серебро.

Сечи – мельчи,

В кадку топчи.

С удовольствием участвуют в хороводе

«Завивание капустки»

Участвует в беседе.

Размышляют, рассуждают и выдвигают свои  идеи, гипотезы, обосновывает их.

Участвует в обсуждении гипотез других детей.

Активный интерес и желание участвовать в игровой деятельности.

Сменили вид деятельности – физминутка

Активный интерес и желание участвовать в игровой деятельности.

Взаимодействие со сверстниками и воспитателем.

Сменили вид деятельности – хоровод.

3

Заключительный этап

Подведение итогов деятельности , обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки

Вот и подошла к концу наша встреча.

О чём мы с вами беседовали сегодня?

-Что вам особенно запомнилось?

-Что было вам особенно интересным?

-Да, мы с вами поговорили о том, как жили в старину русские люди, какие предметы их окружали, вспомнили о характере русского народа – трудолюбивый, гостеприимный, вспомнили традиционные русские блюда, поговорили о том, как отдыхали русские люди.

-Если вам понравилось, и было интересно, тогда расположите силуэты матрёшек там, где солнышко, если не понравилось, то где тучка.

-Дети, вы не забыли нам нужно отправить фотоотчёт Лунтику .

-А теперь возьмемся за ленточки нашей карусели и вернёмся в нашу группу.

Еле – еле, еле – еле закружились карусели.

А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом.

Тише – тише, не бегите, карусель остановите.

Раз – два, раз – два, вот и кончилась игра.

А  мы с вами вернулись домой.

Словесный (вопросы детям, беседа)

Одобрение

Практический

-Мы беседовали о русской избе, о том, как устроена горница, какие предметы в ней находятся, о русской печке, о том, как трудились русские люди, вспомнили пословицы, говорили о традициях, о русских национальных блюдах, о том, как заготавливают на зиму капусту.

Дети с воспитателем водят  хоровод

( под аудиозапись).

Проявляют интерес.

Каждый ребенок осознал себя как участника познавательного процесса.

Формулирует выводы на основе умозаключений

Сменили вид деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта интегрированной НОД «Культура народов Севера ханты и манси - праздники, традиции» на основе ФГОС ДО

У каждого народа своя культура, свои традиции и обычаи, которые складываются годами и передаются из поколения к поколению....

Технологическая карта ОД "Дружба народов"

Технологическая карта ОД "Дружба народов"...

Технологическая карта Дидактической игры «Дружба народов» по воспитанию интереса к культурному наследию представителей разных национальностей

Как метод обучения дидактическая игра знакомит дошкольников с многообразием народов, населяющих Россию. И как самостоятельная деятельность реализует принцип осознанности, развивает детское творчество,...

технологическая карта по краеведению "Коренные народы Прибайкалья"

Технологическая карта для детей старшего возраста " Коренные народы Прибайалья"...

Технологическая карта НОД инновационных педагогических технологий Тема: Коренные народы Прибайкалья. Возрастная группа: подготовительная логопедическая группа

Цель: формирование знаний о быте, культуре, традициях через путешествие в прошлое в познавательно-исследовательской деятельности.Задачи: обогащать активный словарь существительными, обозначающими пред...

Технологическая карта ФЦКМ "Знакомство с народами Крайнего Севера"

Технологическая карта ФЦКМ "Знакомство с народами Крайнего Севера" для старшей группы...