Главные вкладки

    Технологическая карта интегрированной НОД «Культура народов Севера ханты и манси - праздники, традиции» на основе ФГОС ДО
    план-конспект занятия (старшая группа) на тему

    Гладышева Ирина Валериевна

    У каждого народа своя культура, свои традиции и обычаи, которые складываются годами и передаются из поколения к поколению. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл технологическая карта20.24 КБ
    Файл презентация2.56 МБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Лицей им. Г.Ф. Атякшева»

    (дошкольные группы)

    Технологическая карта интегрированной НОД

    «Культура народов Севера ханты и манси - праздники, традиции»

    на основе ФГОС ДО

    Составитель: Гладышева Ирина Валериевна

    Воспитатель высшей квалификационной категории

    Югорск 2016г

    Технологическая карта (конструкт) интегрированной НОД

    «Медвежий праздник»

    Тема недели: «Край в котором я живу»

    Тема НОД: «Медвежий праздник»

    Возрастная группа: старшая группа возраст 5-6 лет.

    Форма совместной деятельности: интегрированная НОД.

    Форма организации: групповая, индивидуальная.

    Интеграция областей: «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

    Тип занятия: Закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков.

    Вид занятия: обобщение материала, практическое применение знаний.

    Цель: Приобщать детей к истории и традициям народов ХМАО, через знакомство с календарно - обрядовыми праздниками.

    Задачи

    Образовательные: - формирование у детей познавательных действий об объектах окружающего мира:

    - о малой родине и Отечестве, представление о социокультурных ценностях нашего народа;

    - знакомство детей с культурой, обычаями, традициями народов Севера.

    Развивающие: - Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми.

    - Развитие сообразительности, фантазии, умения мыслить логически.

    Воспитательные: - Формирование внимания и умения слушать педагога и ответы других детей, не перебивая товарища.

    - Воспитание любви к традициям национальностей, живущих в нашем округе.

    Планируемый результат: - умение сосредоточенно действовать в течение всего занятия;

    - стремление создать выразительный и интересный образ с помощью использование шаблона, выбирая самостоятельно средства для рисования;

    - умение самостоятельно делать выводы;

    - активность в продуктивной деятельности, в разговоре.

    Предварительная работа: знакомство с традиционными праздниками народов Севера: "Медвежий праздник", "Вороний день", "Праздник оленевода". Знакомство с национальными подвижными играми.  Рассматривание иллюстраций национальной одежды.

    Оборудование: использование ИКТ (интерактивная доска, презентация), шаблон маски медведя, краски, кисти, национальная музыка народов севера, хантыйский костюм для воспитателя.

                                                             

    Технологическая карта НОД

    Этап занятия

    Структурные компоненты деятельности

                                                                              Ход занятия

    Деятельность педагога

    Деятельность детей

    Время

    1.

    ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

    Организационный момент

    Ребята, посмотрите на меня, что за костюм на мне одет?

    А как вы думаете, почему?

    Давайте еще раз вспомним, как называется наш округ?

    Присаживайтесь на свои места.

    Хантыйский.

    Потому что, у нашего округа день рождения.

    Ханты-Мансийский автономный округ.

    1мин.

    2.

    Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия

     Кто знает, в каком городе мы с вами живем?

    Кто коренные жители нашего округа?

    У каждого народа своя культура, свои традиции и обычаи, которые складываются годами и передаются из поколения к поколению. Сегодня мы с вами вспомним один из праздников народов Севера. Какое животное у северных жителей считается священным?

    Правильно, а теперь посмотрите, как украшена наша ИЗО-студия? Что тут есть?

    Как можно назвать эти ягоды и грибы?

    Да, ребята, и о чем сегодня будет наша с вами беседа? О каком празднике?

    Для кого эти дары?

    В Югорске.

    Ханты и Манси.

    Медведь.

    Медведь… ягоды, грибы

    Дары.

    О празднике медведя.

    Для медведя.

    1мин

    3.

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    Проектирование решений проблемной ситуации,

    актуализация знаний,

    или начало выполнения действий по задачам НОД

    Ну а теперь, расскажите мне и гостям, почему медведю подносят дары? И кем медведь является для Хантов и Манси?

    Давайте с вами воспроизведем праздник медведя, поэтапно.

    Как называется праздник, посвященный этому животному?

    В какое время года его празднуют?

    После, какого события ханты устраивают праздник?

    Где устраивают праздник?

    Что охотники делают со шкурой и головой медведя?

    Какое угощение ставят перед медведем?

    Что делают гости прежде, чем занять свое место?

    После этого гости и хозяева рассказывают друг другу разные байки и истории, связанные с охотой. Вот так весело проходит этот праздник, его празднуют несколько дней, а в последний день съедают мясо. Весна на Севере наступает бурно. Все ждут прилета птиц. С ними приходит тепло и солнце.

    Медведь для Ханты и Манси, является хозяином тайги.

    "Медвежий праздник".

    Зимой.

    После охоты на медведя.

    В доме (чуме) того охотника, который убил медведя.

    Шкуру вместе с головой укладывают на почетном месте в юрте. И украшают разноцветными лентами, бисером, сережками, а глаза монетами.

    Рыбу, мясо, конфеты, печенье.

    Подходят к медведю и кланяются ему.

    7 мин.

    4.

    «Открытие» детьми новых знаний, способа действий

    Ребята, как вы думаете, что олицетворяет медведь. Ханты и манси не только медведю поклоняются, они, всей природе, потому как она кормит их, приносит пользу. Вспомните мультфильм «Седой медведь». Как бабушка-знахарка, говорила с травкой прежде чем ее сорвать.

    А теперь скажите, что вы видите у вас на столах?

    Шаблоны масок, краски, кисти…

    1 мин.

    5.

    Физкультминутка.

    Давайте попробуем с вами придумать танец под хантыйскую мелодию.

    Под музыку дети повторяют движения воспитателя.

    2 мин.

    6.

    Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

    Каким цветом медведь?

    Выбираем краски для смешивания коричневого цвета, смотрим на таблицу.

    Разукрашиваем глаза медведя. У настоящего мишки они коричневого цвета, как и шкура, но вы можете выбрать любой.

    Коричневым.

    Красная и зеленая.

    10

    7.

    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

    Итог занятия. Систематизация знаний.

       Подведение итогов НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, обобщение полученного ребенком опыта. В завершение, воспитатель совместно с детьми фиксирует новое знание в устной речи и организует осмысление их деятельности на занятии с помощью вопросов: «Чем мы с вами сегодня занимались?», «Что нового узнали?»

    Мы сегодня рассказывали про праздник медведя у хантов и манси. Рисовали маски медвежьи. Танцевали под хантыйскую мелодию.

    1,5 мин.

    8.

    Рефлексия

    Ребята, посмотрите на доску. На доске нарисованы нарты Бога Ханты и Манси Торума, в них вы должны посадить веселых медвежат, если вам занятие понравилось. А грустных медвежат, поставить рядом с вагоном, те кому не понравилось занятие. 

    1,5 мин.

    13.12.2016г.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Медвежий праздник

    Слайд 2

    Ханты-Мансийский автономный округ


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с декоративно-прикладным искусством народов Севера (ханты и манси)»

    Настоящая программа описывает курс подготовки по познавательному развитию и художественному труду детей 5-7 лет (старшая, подготовительная группы) и разработана на основе обязательного минимума содерж...

    Праздники, традиции и культура народов Севера ханты и манси.

    Продолжать знакомить детей с обычаями, традициями и культурой народов Севера. Знакомитьс произведениями  национациональных поэтов.Познакомить с праздниками народов ханты и манси. Воспитывае...

    Фото-отчет о подготовке и проведении 23 февраля. Знакомство с традициями и культурой народов Севера-ханты и манси (фото). Экскурсия в библиотеку (фото)

    1. Фото-отчет о подготовке и проведении 23 февраля2. Знакомство с традициями и культурой народов Севера-ханты и манси3. Экскурсия в библиотеку...

    Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Культура народов Севера ханты и манси - праздники, традиции ».

    В ходе занятия  дети расширяют и закрепляют знания о  главных национальных праздниках коренных народов севера. А также знакомятся с орнаментами одежды народов ханты и манси, национальной муз...

    Презентация к празднику весны и веселья коренных народов севера ханты и манси "Вороний день"

    7 апреля  народы ханты и манси отмечает праздник «Вороний день» - это праздник весны и веселья. В этот день люди вставали рано утром, жарко топили печи, наряжались в красивые наряды, ...

    «Знакомство с жизнью, бытом и обычаями коренных народов Севера - ханты и манси» Презентация

    Презентация для старших дошкольников на тему «Знакомство с жизнью, бытом и обычаями коренных народов Севера - ханты и манси»...

    Конспект занятия "Культура народов севера ханты и манси"

    Конспект занятия  "культура народов севера ханты и манси"...